Судьба – цельность событий и положений, воздействующих на жизнь человека, люда, общества.
Калининградцы – социокультурная, духовная, социально-экономическая и геополитическая совокупность, общность россиян, проживающая в Западном крае России.
Конечно, на судьбу каждого калининградца воздействуют время и место рождения, национальность, религиозно-культурная и социальная принадлежность. Поусердствуем поразмышлять об иных факторах, влияющих на судьбу калининградцев как цельной общности, западных россиян, живущих за пределами остальной РФ.
Фактор – энергия развития процесса, действия, задающая их норов, характер и непохожесть.
Российский фактор
Ход становления области заметно воздействует на отличие калининградской идентичности. Идентичность – одинаковость, полное совпадение, тождественность, соотнесённость чего-либо с самим собой. Калининградская идентичность социальна. Это самосознание, «самость», личное самоопределение, «я», отношение калининградца к себе самому, самопринадлежность.
Область – вещественная память о подвиге народа СССР. Это данность, не подлежащая пересмотру. Особенность калининградцев задаётся переплетением несхожих традиций – советской, постсоветской и западной. Переселенческий способ заселения области объясняет высокую мобильность калининградцев. Ещё отличие: напористая миграция из республик, рассыпающегося двадцать лет назад СССР.
В середине минувшего столетия применительно к новонаселённой области возникает определение «самая западная». Борение с нацистской символикой превращается в искоренение прошлого Восточной Пруссии. Так, сорок три года назад, взрывается Королевский замок Кёнигсберга, именующийся партначальством региона «символом милитаризма и агрессии».
Непохожесть калининградской идентичности – в калейдоскопичности, мозаичности, когда обитатель региона единовременно именует себя приверженцем интеграции в Европу, придания области отдельного статуса, входа в Шенгенскую зону, совместной евровалюты, патриотом-государственником и недругом НАТО.
Превосходящее число калининградцев считает себя россиянами и покуда не мыслят себя вне Отчизны. Но они ощущают себя жителями особенной земли, иного Отечества, России в Европе. Лишь меньшинство проявляет неприязнь по отношению к сопредельным народам и Евросоюзу.
Компаративное определение добротности жизни калининградцев и остальных россиян не в пользу первых. По данным учёных КГТУ В. Саускана и С. Уманского, доля малоимущих жителей с низкими доходами гораздо выше, чем в остальной РФ. Растёт общая заболеваемость населения области (770 на 1000 человек). Естественная убыль населения – более 3% (Москва – 0,4%, РФ в среднем – 1,8%), что выше, чем в иных приморских регионах РФ. Номинальная зарплата на одного работающего, среднедушевые доходы, средний уровень пенсий в области также ниже, чем в среднем по РФ. Доля безработных среди работоспособного населения более высока – 11% (Москва – 3%, РФ в среднем – 8%). ВРП на душу населения ниже, чем в среднем по РФ (соответственно - 160 и 200 тыс. руб., Москва – 390 тыс. руб.). Прожиточный минимум, реальные денежные доходы населения, строительство жилых домов – не в пользу нашего региона. Учитывая эксклавность области, прорисовывается опасный тренд.
Европейский фактор
Западный край России – внутри Евросоюза. Это сотворяет геополитическую и геоэкономическую неповторимость нашего региона. Связь, соединённость с зарубежной Европой воздействует на наше мировосприятие. Калининградцы готовы в избытке трудиться, чтобы, оставаясь россиянами, обладать благами, предоставляемыми Евросоюзом. Действительное народовластие, разделение властей, независимость суда, влиятельный парламент, низкая коррупция, социальная защищённость, безвизовый режим, единая евровалюта, высокое качество жизни, результативная борьба с преступностью, единые общеевропейские водительские права, качественные медицинские услуги, забота об инвалидах и стариках, возможность получать подобающее образование обеспечивают благосостояние и удобство, к которым стремятся калининградцы. Здесь, в Калининграде, ясно: идея евроидентичности 450 миллионов граждан Евросоюза, проживающих в 27 совсем несхожих странах, не вытесняет самосознание поляков, литовцев, немцев, шведов, датчан, иных наций. Подобно тому, как граждане Евросоюза первым делом считаю себя поляками, словаками, румынами, французами, жители Западного края России ощущают себя перво-наперво калининградцами, затем – россиянами.
Как правило, это молодые люди - до 35 лет, студенты, которые чувствуют себя обитателями Европы основательнее, чем представители старшего поколения.
Большинству калининградцев присущи терпимость, толерантность, деловитость, предприимчивость, чувство такта, тяга к свободе, воле, желание избегать шаблонности, стереотипности мышления. Поэтому мера поддержки потешной «сувенирной» демократии, «грызломедвепутства» в регионе ниже, чем в прочих российских землях. Крепнущее гражданское общество начинает выламываться из «едрорамок». Тех, кто впадает в неизбывное счастье в пароксизме холопского верноподданничества, среди калининградцев подавляющее меньшинство.
Искусственность и надуманность проблем не приветствуются. Попытки властей отвлекать от реальности, выставляя для обсуждения псевдовопросы, как, например, именование нашего города, терпят крушение. Сюжет «Кёнигсберг / Калининград» до предела политизирован. Надо вести речь о продолжении историко-культурного наследия, традиции. Вследствие чего, эта тема может оказаться поистине насущной в 2024 году, когда Европа станет праздновать 300-летие Иммануила Канта.
Региональный фактор
В 60-е – 70-е годы минувшего столетия калининградцы ощущают свои идентичность, непохожесть, отличие, особенность. Возникают мода, поветрие, обыкновение на прежнее, немецкое, былое, досоветское. В 80-е годы не своё перенимается, заимствуется, становясь долей, частью жизни, бытия.
В 90-е годы выражение «самая западная» обретает свежий смысл. В него вкладывается не столько география, сколько тяга к высокой ступени жизни, новой модели роста и совершенствования (зона свободной торговли, «калининградский Гонконг», СЭЗ, «Сингапур на Балтике», «пилотный регион», ОЭЗ).
Во взаимосвязи России с Евросоюзом Калининград – в промежуточном, пограничном нахождении. Отчасти это статус заложника. Быть промежду не всегда означает соединять, связывать и оказываться «мостом».
Фактор регионализма то и дело обостряется Москвой, а не соседями. Калининградцы задумываются: не становится ли регион «отцепленным вагоном»? Чем студёнее отношения промеж РФ и ЕС, тем труднее нашему региону.
Нет резона сооружать иерархию факторов – российского, европейского, регионального. В калининградской идентичности – воспринятии реальности с точки зрения принадлежности к определённой группе – фрагменты, обрывки, комки, сегменты «самости» и российской, и европейской, и региональной. Это суспензия, взвесь, а не коктейль с равномерной консистенцией. Факторы не соперничают друг с другом, а устремляются к гармонии, соразмерности.
Региональный фактор преобладает, возвышается над этнической и конфессиональной принадлежностью. «Территориальность» побеждает национальность. Рано констатировать создание монолитного, совокупного, калининградского социума. Но рождающийся здесь региональный фактор крепче, чем российский.
Калининградская идентичность сплетается из российской, европейской и региональной составляющих. Она калейдоскопична и мозаична. Это формирующаяся сцепка убеждённостей, способностей, умений, возможностей, потребностей и персональной истории. На неё, как и на судьбу калининградцев, воздействует уйма обстоятельств: пол, возраст, вера, место работы, профессия, досуг, приятели, семейство, общественный опыт, мера решённости собственных задач.
Быть калининградцем
Проблему национальной идентификации человек, независимо от места пребывания, решает лично. Это всецело интимное дело, плод цивилизационных долженствующих запросов и ментальности конкретного лица.
Быть калининградцем, означает, разделять судьбу, долю, удел этой земли, людей, живущих в Западном крае России, являться носителем его культуры, устоев, наследия, традиций, располагать личностной свободой, безграничной для духа, но строго регламентированной законом, сохранять добрые отношения с одноземцами, соседями, исходя из культурно-цивилизационных критериев, а не национальной принадлежности любого человека.
Передовой продвинутый калининградец – за реализацию, воплощение Калининградской мечты, предполагающей преобразования в трёх измерениях: становление федерализма, народовластия, действительная, а не имитационная модернизация, обновление. Калининградская мечта – заветное желание, стремление передовых калининградцев достигать, обеспечивать достойный, подобающий показатель жизни, базирующийся на свободе личности, развитом хозяйствовании и высоком уровне культуры.
На опережение
Бить «по хвостам», запаздывать, вяло реагировать, согласовывать всякий «чих» с верховными управителями, - консервировать застой, подсоблять нарастающему отставанию западной земли РФ от еврососедей. Сие реально ведёт к отрыву Калининграда от остальной России. Эксклавные сепаратисты – не чудаковатые маловлиятельные пустомели, а бездарные представители государственной власти, не могущие последовательно, умело, принципиально, продуманно отстаивать региональные нужды, потребности, интересы, выгоды как перед Москвой и Санкт-Петербургом, так и перед еврозарубежьем.
Лишь внятные действия на опережение способны вести Калининград к совершенствованию, преуспеванию, стоящему уровню жизни.
Потребна ставка на институты. Конкретные управители приходят и уходят, а проблемы региона не решаются. Очень важно принятие конституционного закона о Западном крае России. По-иному не установить специальное правовое положение региона. Только подобный закон вводит государственные гарантии жителям области, полномочия региональных и федеральных властей, налогообложение, стимулирующие предпринимательство и инвестиции, особенный порядок управления территорией, безвизовый въезд в область. Несомненно, нужен калининградский раздел в Соглашении о стратегическом партнёрстве между РФ и ЕС.
Институциональный – официально закреплённый, установленный в статусе. Поэтому конституционный закон, как и калининградский раздел в международном соглашении, – правовой фундамент действенного развития нашей земли.
Обновление Калининграда невозможно без политических перемен, ведущих к разъятию властей, крепкому местному самоуправлению, полноценным партиям, контролю законодательного собрания за чиновниками, сворачиванию бюрократического спецназа.
Калининградцы – не фаталисты. Бездеятельное, смиренное выжидание того, что уже предначертано и предопределено, не для них. Регион – не средневековая колония кремлефеодалов. Наша судьба во многом скрепляется не с объективными, сторонними силами, принуждениями, но, наоборот, зависит от наших действий, целеустремлённости, знаний, воли, порядочности, человечности. Судьба калининградцев неотделима от нашей родимой земли – Западного края России. Нам здесь жить.