(русская пословица)
Здравствуйте, уважаемые!
На днях ФГК «Гражданской платформы» рассмотрел наброски концепции и фрагменты Религиозного кодекса РФ. Рецензентами были приглашены глава гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина, профессор МГИМО, директор центра «Церковь и международные отношения» Андрей Зубов, глава юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения, проректор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Александр Задорнов, профессор РГГУ, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев, представители иудаизма, ислама, иные почтенные спецы.
Основным докладчиком выступил мой добрый знакомец, профессор ВШЭ, председатель редсовета журнала «Полития» Святослав Каспэ.
Напомню: минувшей осенью Михаил Прохоров обнародовал в «Коммерсанте» воззрение о необходимости подготовки Религиозного кодекса. Публикация вызвала гулкие отклики среди политиков, церкви, журналистов.
Приведу, по моему разумению, наипаче занимательные пассажи представления Святослава Каспэ.
Государство, религия, история
§ Исторически природа государства не определена, пока не определены его отношения с религией
§ Все ключевые повороты российской истории сопровождались трудным переопределением отношений государства и религии
Что происходит сегодня? Кризис
§ Череда скандалов, все чаще переходящих из публичной плоскости в судебную и уголовную
§ Растущее озлобление, недоверие и непонимание между представителями различных точек зрения на положение религии в российском обществе
Потенциал существующего законодательства исчерпан
Ст . 14 Конституции имеет рамочный характер:
«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»
§ Большинство правовых позиций Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» заслуживает сохранения
§ Но этот закон создавался как временный паллиатив
Неурегулированные вопросы
§ Принципы и формы взаимоотношений государства и религиозных организаций
§ Роль и место религии в политической, культурной и моральной сфере
§ Религия и свобода выражения мнений
§ Соотношение светского и религиозного образования. Религия и семья
§ Религия и Вооруженные Силы
§ Финансовые и имущественные аспекты деятельности религиозных организаций
Религиозный Кодекс
Солидарная реакция общества и государства на нездоровье российского политического тела
Его цель – защита гражданского мира, согласия и безопасности от тех, кто сталкивает страну в пропасть «религиозных войн»
Честность – главный принцип Религиозного Кодекса
§ Отношения между государством, религиями и гражданским обществом в современной России испорчены ложью и лицемерием. Лживы и лицемерны сами наши правовые нормы и административные обычаи
§ Задача Религиозного Кодекса – преодоление обоюдной невидимости государства, религий и общества, заполнение правового вакуума на основе принципов свободы, равенства перед законом и общегражданских демократических ценностей
Глава 1. Общие положения
Новация: разграничение полномочий уровней власти в сфере свободы совести и свободы вероисповедания
Религиозно-государственные отношения не могут быть гармонизированы до тех пор, пока для каждого уровня власти не будет определен круг ответственности
Что происходит сегодня?
Историческое, этническое, конфессиональное разнообразие усиливается проблематичной сеткой административно-территориального деления. Ответственность зачастую перекладывается с центра на регионы и обратно, попытки уловить «актуальные тренды» подменяют выработку осмысленных, долгосрочных стратегий…
Как должно быть?
Социальное измерение религии возникает в первую очередь на уровне локальных сообществ, поэтому основной массив конкретных регулятивных полномочий должен быть сосредоточен на уровне местного самоуправления
Принцип универсальной компетенции органов местного самоуправления
К ведению органов местного самоуправления должны быть отнесены «все вопросы в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания, не отнесенные к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»
ГЛАВА 2. Принципы законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания
Новация: принцип религиозной нейтральности
Каждое светское государство самостоятельно формулирует политический и юридический стандарт светскости
Светскость как религиозная нейтральность
§ Государство не должно ни вступать в выборочные альянсы с конфессиями, ни устанавливать с ними отношения господства-подчинения, ни отторгать религиозность как таковую
§ Государство должно признать различия в природе сторон религиозногосударственных отношений – и одновременно их равенство. Роль государства – быть беспристрастным регулятором социальной деятельности конфессий. И только ее
Религиозно нейтральное государство – союзник конфессий
Государство не безразлично к происходящему в религиозной сфере, способствует мирному сосуществованию конфессий и противостоит любым попыткам использования религиозного фактора для покушений на гражданский мир. Оно должно быть союзником всех конфессий в их общеполезной социальной и культурной деятельности
Глава 4. Государство и религиозные объединения
Новация: уточнение предмета правового регулирования в части защиты конкретных форм реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания
Понятие «оскорбление религиозных убеждений и чувств» Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уголовного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях абсолютно расплывчато. Оно только открывает простор для произвола и манипуляций
Как предотвратить произвол и манипуляции?
§ Отказаться от формулировки «оскорбление религиозных убеждений и чувств»
§ Определить предмет правовой защиты как почитаемые религиозными организациями символы и предметы, а также места, специально предназначенные для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний
Новация: установление ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушение принципа религиозной нейтральности
Требуется запретить использование официального статуса для публичной демонстрации представителями органов государственной и муниципальной власти своей принадлежности или приверженности к какой-либо конфессии
§ Ограничительные меры направлены на официальных представителей светского демократического государства, а не на деятельность религиозных объединений и организаций
§ Официальные представители государства должны научиться отделять личные убеждения, симпатии, антипатии религиозного происхождения от признаков и знаков своего официального статуса
Новация: создание системы государственного мониторинга свободы совести и свободы вероисповедания.
Религиозно нейтральное государство обязано знать, по отношению к кому и чему оно нейтрально
Речь, конечно, идет не только о количественной статистике, но и о комплексной качественной оценке тенденций и процессов в религиозной сфере
ГЛАВА 7. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями
Новация: дополнение принципа равенства религиозных объединений практикой их правовой градации
Право – соразмерный социальной ткани терапевтический каркас, с одной стороны, обеспечивающий нестесненное место в обществе большим и сильным, с другой стороны, защищающий малых и слабых
Правовая градация не означает поражения в правах
§ Правовая градация религиозных объединений означает дифференциацию не их самих или степени свободы их социальной деятельности, а возможностей взаимодействия с ними государственных и муниципальных органов власти
§ Объектом дифференцирующего правового регулирования должны стать власти, а не конфессии
Новация: количественный критерий правовой градации религиозных объединений
§ В контексте нашей культуры закрытый список «традиционных», «укоренившихся», «особо уважаемых» и т.п. конфессий составить невозможно. Критерий градации должен быть предельно объективным
§ Количественный критерий предполагает, что любое религиозное объединение, достигшее известного порога численности, должно рассматриваться как социальный партнер органов власти
Что такое «социальное партнерство»?
Статус социального партнера (федерального или регионального) означает, что с такой религиозной организацией органы власти (федеральные или региональные) могут заключать договоры о сотрудничестве и оказывать им финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку. Со всеми остальными религиозными организациями органы власти взаимодействуют в общем порядке
Новация: «Добрый налог»
§ За основу может быть взят подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами (НДФЛ), которые таким образом содержат государство: именно их мнением оно должно руководствоваться
§ Если государство предложит самостоятельно выбрать в регионе получателя средств (религиозная организация, светская НКО, благотворительный фонд), то процент граждан, поддержавших ту или иную религиозную организацию, станет понятным, легко проверяемым критерием предоставления статуса социального партнера
Как заставить работать «добрый налог»?
§ Граждане, не являющиеся плательщиками НДФЛ (пенсионеры, домохозяйки, безработные), но сделавшие добровольный взнос на нужды религиозной организации и представившие в налоговые органы документальное подтверждение, могут быть прибавлены к плательщикам «доброго налога»
§ Можно допустить низкий пороговый процент – например, 1% зарегистрированных налогоплательщиков региона
§ Статус социального партнера на федеральном уровне можно присваивать централизованной религиозной организации, получившей его хотя бы в десяти или даже пяти субъектах Российской Федерации
Каковы альтернативные способы получения статуса социального партнера?
§ Статус автоматически присваивается религиозным организациям, неразрывно связанным с пользующимся специальной правовой защитой коренными малочисленными народами
§ Статус присваивается по результатам муниципального референдума на территории одного или нескольких муниципальных образований
Преимущества «доброго налога»
§ «Добрый налог» является не узко конфессиональным или религиозным, а национальным начинанием
§ «Добрый налог» не влечет за собой никакого увеличения налоговой нагрузки на граждан
§ «Добрый налог» не означает вторжения во внутренние установления и обычаи конфессий относительно приема и распределения пожертвований
Преимущества «доброго налога»
§ «Добрый налог» создает мощный стимул к возрождению индивидуальной благотворительности, формирует конкурентное пространство, в котором религиозные и светские структуры в условиях абсолютной прозрачности соревнуются за привлечение гражданского финансирования
§ «Добрый налог» помогает представить реальную численность деятельных верующих и нерелигиозных граждан, увидеть реальную конфессиональную карту страны
ГЛАВА 9. Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Новация: установление обязательного характера передачи государством имущества религиозного назначения религиозным организациям
Имущество религиозного назначения должно использоваться по назначению.
Светскому демократическому государству оно не нужно
Как превратить «дремлющее» законодательство в «действующее»?
§ Государство не только может, но и должно передать имущество религиозного назначения его естественным пользователям и распорядителям
§ Для тех, кто будет препятствовать восстановлению исторической справедливости либо пытаться сохранить его выборочный характер, закон должен предусмотреть ощутимые и неотвратимые санкции
Новация: установление четких ограничений на передачу государством имущества религиозного назначения религиозным организациям
§ Правовая защита от вывода из общенационального доступа должна быть предоставлена не только объектам культурного наследия, музейным и архивным предметам, но и всем учреждениям культуры, образования и здравоохранения
§ Музей, библиотека, детский сад или диспансер могут перебраться в новое здание – если оно уже построено и готово к эксплуатации. Но пока это не так, вывеска учреждения культуры, образования или здравоохранения должна стать непреодолимой охранной грамотой
ГЛАВА 10. Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций
Основная новация: введение ясных правил предпринимательской деятельности религиозных объединений
Светские общественные организации имеют право вести и активно ведут предпринимательскую деятельность; лишать этой возможности религиозные организации только на том основании, что они религиозные – дискриминация
Пусть будет разрешено то, что не запрещено
Но светское демократическое государство вправе требовать, чтобы на предпринимательскую деятельность религиозных организаций распространялись общие нормы и правила
Не надо приставлять кассовый аппарат к каждому свечному ящику. Но пожертвование по смыслу своему – добровольное деяние. А торговля «монастырскими» (халяльными, кошерными…) продуктами под вывеской необлагаемого налогами сбора пожертвований несправедлива по отношению к другим субъектам экономической деятельности и должна быть запрещена законом
ГЛАВА 12. Особенности обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания в образовательных учреждениях
Новация: последовательное распространение на сферу образования принципа религиозной нейтральности государства
И государство, и конфессии небезразличны к тому, какие ценности усваивает подрастающее поколение. Поэтому между их устремлениями необходим компромисс. Но экспансия религии в государственное образование компромиссом не является
Школьное образование должно быть светским
§ Школы – это территория светского демократического государства, охраняющего право несовершеннолетних на свободу совести и свободу вероисповедания. Следовательно, и школьное образование должно быть во всех отношениях светским
§ В государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования необходимо преподавать базовые знания об основных религиозных традициях России и мира. Но не религиозные дисциплины
«Основы религиозных культур и светской этики»
§ ведение в школьные программы предмета в его нынешнем вариативном виде – провалившийся эксперимент
§ Такой курс надо сделать общеобязательным, стандартным для всей страны, тематически сбалансированным и религиозно нейтральным. Его предмет – религия как исторический феномен и не более
– Могут ли священнослужители преподавать в школе?
– Да. На общих основаниях с любыми другими гражданами.
– Должны ли пользоваться государственной поддержкой, в том числе финансовой, негосударственные религиозные школы?
– Да. На общих правилах с любыми иными негосударственными школами.
– Могут ли религиозные дисциплины изучаться в государственных университетах?
– Да. Исключительно как предметы по выбору.
ГЛАВА 13. Особенности обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания в Вооруженных Силах
Новация: модификация текста военной присяги
«Клянусь» может быть на усмотрение приводимого к присяге заменено на «торжественно обещаю» или на «клянусь Богом» – для тех, кому ближе именно такая формулировка
Новация: запрет на включение священнослужителей в структуры Вооруженных Сил
§ Сейчас преференции предоставляются одной и только одной конфессии
§ В армейских реалиях «духовное окормление» слишком легко становится «добровольно-принудительным»
§ Любое придание Вооруженным Силам религиозной окраски становится источником дополнительных рисков
§ Усиление гарантий права военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания сопровождается закреплением сугубо внеслужебного характера его реализации
§ Профессиональная деятельность священнослужителей на контрактной основе в Вооруженных Силах запрещается
ГЛАВА 17. Особенности регулирования семейных отношений с учетом свободы совести и свободы вероисповедания
Новация: введение в правовое поле религиозных установлений, касающихся брака и семьи
Светское демократическое государство должно признать как объективно существующие те религиозные брачно-семейные установления, которые не противоречат общегражданским законам
Право ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания
Новация: усиление защиты права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания
Мнение несовершеннолетних должно учитываться всегда, кроме тех случаев, когда оно противоречит интересам самого ребенка
«Противоречие» не может постулироваться субъективно, становясь воспроизведением чьих-то страстей и фобий
Поэтому оно подлежит установлению уполномоченными инстанциями как объективный факт
ГЛАВА 18. Государственная религиоведческая экспертиза
Новация: установление обязательности государственной религиоведческой экспертизы
Существует острая потребность в развитой системе экспертно-интеллектуальной поддержки принятия политических и административных решений, затрагивающих религиозную сферу
Государственная религиоведческая экспертиза должна стать обязательным звеном в принятии управленческих актов, а не факультативным, как сегодня
Новация: четкая регламентация порядка государственной религиоведческой экспертизы и придание ей публичного характера
Расширение ответственности экспертизы должно сопровождаться и созданием дополнительных гарантий ее качества
Текст будет дорабатываться, уточняться. Будут ли предложения?