ВСЛЕД ЗА «АРНАУ» ЦЕРКОВНИКИ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ МЕМОРИАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ РОДОНАЧАЛЬНИКУ ЛИТОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7 октября депутаты Калининградской областной Думы не поддержали инициативу губернатора области о передаче Калининградской Епархии Русской Православной церкви Кирхи XIV века, расположенной в поселке Родники Гурьевского района. Не хватило кворума. Все дело в том, что на очередном заседании присутствовали чуть больше половины народных избранников. По традиции – большинство «прогульщиков» члены фракции «Единая Россия».
Не получилось. Одна из первых инициатив вновь назначенного губернатора не прошла в облдуме. Впрочем, точку в этом деле ставить рано. Уже совсем скоро этот вопрос будет рассмотрен вновь. Народные избранники даже выехали на место, дабы лично познакомиться с объектом культурного наследия. Кажется, в региональной практике подобное случилось впервые.
Как стало известно «Новому каравану» в скором времени в ведение РПЦ отойдет и кирха, расположенная в поселке Чистые Пруды Нестеровского района. Там уже несколько десятилетий работает Мемориальный комплекс основателя Литовской литературы Кристионаса Донелайтиса. Интересно, что оба здания находятся в удовлетворительном состоянии. Более того, в Чистых Прудах успешно работает филиал областного Историко-художественного музея, а вот в Родниках работы по открытию музея были прерваны «на взлете»…
Историю перехода музейных объектов в ведение религиозной организации отследил корреспондент «Нового каравана»
МИЛЛИОНЫ В ПУСТОТУ
Сама история с передачей РПЦ кирхи «Арнау» РПЦ началась весной нынешнего года. Именно тогда в помещении, которое уже частично отремонтировали за счет областного бюджета и спонсорских средств въехал православный приход. С мая в кирхе ведутся богослужения. Недавно храм св. Екатерины, так теперь именуется старинная церквушка, посетил Патриарх Кирилл.
Немного истории. При Советском Союзе в кирхе устроили зернохранилище, для чего сделали второй этаж и проход в стене. С распадом Советского Союза, развалилось в нашей области и сельское хозяйство. Хранить в зернохранилище оказалось нечего, а значит, о здании просто забыли. На несколько лет.
В начале 90-х годов местные жители попытались разобрать «Арнау» на кирпичи. Об этом узнали бывшие жители Восточной Пруссии. Вполне понятно, что первые ностальгические туристы устремились в те места бывшей Восточной Пруссии, которые были им хорошо известны. Одним из таких мест и оказался поселок Родники, с изрядно покосившимся зернохранилищем, в котором только старожилы и смогли опознать одну из древнейших в Калининградской области кирх. Основанная в XIV веке, она, между прочим, до сих пор считается уникальным культурно-историческим объектом. Все дело в том, что в ней сохранились старинные фрески, изображающие сцены грехопадения.
В Германии был создан «Кураториум Арнау», который спас памятник от разрушения. За счет пожертвований немецких меценатов кирху сначала огородили забором и наняли охрану, затем, уже совместно с калининградским историко-художественным музеем, занялись восстановлением: укрепили фундамент, заделали проход в стене, реконструировали крышу, водрузили колокол. Все это обошлось в 450 тысяч евро. Словом, почти в 20 миллионов рублей, то есть в два раза больше чем предстоит заплатить калининградскому предпринимателю за Росгартенские ворота. Напомним, постановление об этом акукурат перед своим уходом подмахнул без минуты бывший губернатор Боос. Впрочем, сейчас этим делом занимается прокуратура…
Роль историко-художественного музея можно выделить особо. Дело в том, что пару лет назад здание кирхи было передано областному учреждению культуры. Предполагалось открыть там уникальную экспозицию. Перегородку между этажами изрядно укрепили. Деньги на эти работы выделялись и из областного бюджета, кстати. Понятно, что их объем не сопоставим со спонсорскими вливаниями, но все же нельзя забывать, что на объекте трудились сотрудники областного музея. Многие – в свободное от своей основной работы время.
Именно, при условии, что «Арнау» останется музеем и сохранит первозданный облик, немцы были готовы продолжать финансирование и завершить реконструкцию. Однако в марте этого года кирху передали в пользование русской православной церкви. Теперь Епархия претендует на получение «Арнау» в собственность. Там уже(!) действует православный храм, на колокольне время от времени звенит колокол с надписью на немецком «Вы - соль земли, вы - свет миру. Матфей, глава 5, стих 13-14.»
Несмотря на то, что служители РПЦ успели заявить, что «без разрешения Росохранкультуры мы даже не имеем права вбить здесь гвоздь в стену!» прихожане уже успели снести перегородку между этажами, ту самую которую укрепили для открытия музея.
Бог с ней с перегородкой – главное уникальные фрески. Сами представители православной общины не раз заявляли, что они будут открыты для посещения всем желающим. Однако один тревожный момент не может в этих рассуждениях не насторожить. Все дело в том, что по православным канонам женщинам вход в алтарную часть запрещен. Именно там фрески и расположены. Получается, что все-таки не всем туристам доступ к фрескам будет свободным. Хотя в нынешние непростые временя повального унисекса, думается, всем в джинсы заглядывать не будут. Однако это слабое утешение…
НА ЛИТОВСКОМ БАЛАНСЕ
Еще не успели у калининградских музейщиков высохнуть слезы после передачи РПЦ «Арнау», а в их ворота постучалась новая беда. Стало известно, что еще один объект исторического наследия «уплывает» в собственность Епархии. Речь идет о кирхе, расположенной в поселке Чистые Пруды Нестеровского района. Той самой, где сейчас расположен Музейный комплекс имени Кристионаса Донелайтиса. Руководство музея поставили в известность, что с мемориалом придется распроститься. Пока, правда, только на словах. Однако история история со стремительной передачей «Арнау» наводит на некоторые размышления.
Итак, опять немного истории. Кирха в поселке Чистые Пруды (Tolmingkehmen) была построена в 1756 году Донейлайтисом, который здесь служил с 1743 году после окончания теологического факультета Кенигсбергского университета. Здесь он написал, пожалуй, самое знаменитое произведение на литовском языке - «Времена года», которое в 1977 году ЮНЕСКО внесло в список памятников европейской литературы. Тремя годами ранее, в 1974-м здание кирхи внесли в список памятников культуры республиканского значения СССР. 11 октября 1979 года открылся Мемориальный комплекс имени Кристионаса Донелайтиса.
На сегодняшний день в нем собрано более 200 экспонатов, которые рассказывают об эпохе, в которой жил поэт, о его жизненном пути, творческой и общественной деятельности. В экспозиции представлены факсимильные издания произведений Донелайтиса, предметы этнографии. Частью оформления музея являются цветные сюжетные витражи в окнах. На них изображен поэт и герои его знаменитой поэмы «Времена года». В 1998 году Каунасским реставрационным управлением был отреставрирован пасторский дом, вошедший в Мемориальный комплекс музея.
В последние лет пятнадцать для музея настали не самые благостные времена. Сначала здание музея утратило прежний статус, став в 1997 году памятником культуры местного значения. Потом, с ведением виз сократилось количество туристов из соседней Литвы. Впрочем, литовцы и сейчас продолжают играть немалую роль в жизни музея. В прошлом году приезжал министр культуры соседнего государства Ремигиюс Вилкайтис. Он тогда пообещал, что власти Литвы учреждение культуры без помощи не оставят. Литовская сторона и упомянула, что может помочь деньгами с восстановлением так называемого дома пасторских вдов, который бы удачно дополнил Мемориал.
После посещения Чистых Прудов с министром приключилась весьма показательная история – в духе современных евросоюзовских нравов. На юбилей музея Донелайтиса он подарил за казенный счет пылесос. Политические оппоненты обвинили чиновника в «нецелевом» использовании государственных средств. Не известно, насколько обвинение было воспринято в серьез, но факт остается фактом - нынешним летом Ремигиюс Вилкайтис подал в отставку. Новый министр культуры соседней страны насчет поддержки музея основателя литовской литературы пока не заикался и в гости не приезжал.
В 2014 году случится 300-летие Кристионаса Донгелайтиса. В случае перехода мемориального комплекса в собственность РПЦ, вопрос о месте его проведения остается открытым. Остается отрытым и вопрос с фондами. Понятно, что их хранение возьмет на себя Историко-художественный музей, но вот витражи, выполненные в светском духе, вряд ли впишутся в интерьер православного храма…
Один из немногих культурных очагов на востоке области просто потухнет. Сможет ли его место занять православный приход, пока никто не знает.
ЧТОБЫ НЕМЦАМ НЕДОСТАЛОСЬ…
Понятно, что при всем желании отреставрировать большинство кирх, которые сегодня передаются в собственность РПЦ, у Епархии денег не хватит. По крайней мере, пока. Однако калининградские церковники не только берут то, что им предлагают, но и сами выступают инициаторами передачи тех или иных объектов себе в собственность. Причем речь идет в первую очередь о уже используемых сооружениях. Причем подавляющее их большинство – учреждения культуры: Кафедральный собор, Филармония и Театр кукол.
Уместно вспомнить, что в Калининграде один такой объект к церкви уже отошел. Речь о дискотеке «Вагонка». Пока в репертуарную политику арендаторов они не вмешиваются, однако, это только пока. Уже заявлено, что самый западный клуб страны со временем все же станет храмом, а пока, как можно догадаться, у Епархии есть дела поважнее и расходы посущественней…
Политику РПЦ весьма четко обозначил в своем блоге один сторонников передачи всего немецкого в руки Православной Епархии Альберт Адылов:
«Да, у нас тут весело. Есть риск после Нового года проснуться в новой реальности - появятся «исторические хозяева» немецких религиозных объектов, ПРАВА которых будет защищать российский(!) закон. В Государственной думе в процессе принятия (1-е чтение прошло в конце сентября) находится закон, согласно которому отныне передаваться культовые объекты будут только по исторической принадлежности. По НЫНЕ действующему закону такой привязки нет (есть, например, прецеденты передачи заброшенных православных церквей протестантам), вот РПЦ и хочет успеть до принятия нового закона. Чтобы немцам не досталось. Не знаю, как в Мемельском крае, а в Калининградской области это большой политический вопрос – «исторические права»...
Напомним, речь идет о законопроекте «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Согласно проекту, собственность должна вернуться прежним владельцам. Понятное дело, православным приходам в бывшей Восточной Пруссии по этому документу ничего «не светит».
Есть все основания полагать, что законопроект уже в начале года станет Законом. Для Калининградской области в Законе никаких особых условий не прописано, вот и стремится Православная Епархия все подмять под себя, дабы другим не досталось.
МНЕНИЯ ДЕПУТАТОВ РАЗДЕЛИЛИСЬ
Планы Римско-католической и лютеранской церквей Германии стать правопреемниками культовых объектов в Калининградской области можно расценивать как попытку пересмотра итогов Потсдамской конференции. Такое мнение, как передает корреспондент ИА REGNUM, высказал депутат Калининградской областной Думы Владимир Морар. «Необходимо четко установить, что римско-католическая и лютеранская церковь Германии не могут быть правопреемниками культовых объектов на территории Калининградской области, - сказал Морар. - В противном случае это можно расценивать как попытку пересмотра итогов Потсдамской конференции и усиления иностранного влияния на этой российской территории».
Председатель международного комитета облдумы Борис Баталин считает, что областной Думе необходимо обратиться к своим федеральным коллегам в Госдуму с просьбой исключить Калининградскую область из сферы действия федерального закона о передаче религиозным организациям культовых зданий. Как известно, принятие законопроекта с таким названием ожидается к началу следующего года. Баталин считает, что для Калининградской области в силу специфики региона необходимо разработать особый порядок передачи культовых объектов, чтобы впредь избежать подобных спорных моментов.
В РОССИИ МНОГО ВЕЛИКИХ ИМЕН, А ЛИТВЕ - ДОНЕЛАЙТИС
Мы взяли комментарий у литовского писателя и переводчика, много сделавшего для укрепления российско-литовской дружбы. Clandestinus – человек который находится «в теме». В свое время он был монахом одного из католических орденов, получил богословское образование, изучал межконфессиональные отношения. Этой осенью он завершил работу над новым переводом трудов Донелайтиса. Сейчас книга готовится к изданию в Калининграде. Считается, что в ней будет приведен наиболее точный перевод «Времен года» и басен литовского пастора, а также наиболее точный их литовский текст, не публиковавшийся ранее.
- К сожалению, сейчас РПЦ стала одной из самых нетерпимых религиозных организаций. И я боюсь, что на протестантском крестике скоро появится внизу косая перекладина. Затем пройдет совсем немного времени – и будет просто еще один православный храм странного вида, на задворках которого будет могила «какого-то Донелайтиса». Все-таки это – историческое место, которое очень значимо для Литвы. Попробую пояснить, что я имею в виду.
Мне вспоминается случай, когда в монастыре, где я был, зашел разговор о святом Казимире. И монах-поляк заявил, что это – святой Казимеж (польское имя). Литовец возмутился в ответ: «У вас и так святых полно, половина католических святцев – польские имена. А у нас – всего один, и того вы хотите отобрать!». Я это к тому, что в России много великих имен. Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов… а в Литве – Донелайтис. Его с Ломоносовым разделяет, кстати, лет пятьдесят. Если его затереть – то выбьется фундамент из-под истории. Это, кстати, причина, по которой Литва, не слишком богатое по мировым меркам государство, помогала содержать его музей в другой стране. Это – ее история, это одно из самых славных в ней имен. Чистый созидатель, романтик, ученый, неистовый протестантский проповедник, утешитель бедных… И при этом - создатель литовской литературы. Он в чем-то сопоставим с Ломоносовым в России. Подумайте сами – как вы отнесетесь к тому, чтобы домик Ломоносова передать под мечеть…
ОСТОРОЖНО, РЕЛИГИЯ!
Игорь Белов, литератор, член Союза Российских писателей:
«К сожалению, в последнее время русская православная церковь ведет себя настолько агрессивно, что лично у меня учение Христа, его личность и духовный подвиг вообще перестают хоть как-то ассоциироваться с официальными церковными властями. Я не случайно употребляю здесь слова «власти» - поскольку церковь постепенно в «четвертую власть» и превращается. В Калининграде же все обстоит и вовсе печально, потому что, как мне кажется, эта затея с передачей в собственность РПЦ бывших лютеранских кирх имеет под собой идейную базу вполне черносотенного разлива - утвердить православие на калининградской земле, чтобы оградить население от «тлетворного влияния Запада», «ногою твердой встав при море». Но это идеология, а на деле все гораздо банальнее - церковные деятели, очевидно, забыли: Христос учил, что только тот, кто отдает, ничего не теряет. Что же касается музея Донелайтиса, то, к сожалению, РПЦ давно уже демонстрирует либо полное равнодушие к светской культуре, непонимание ее ценностей, либо агрессивное неприятие, как в случае с известными художественными выставками типа «Осторожно, религия!».
P.S. РПЦ ВСЕ ВЕРНЕТ, ЕСЛИ ПРОШТРАФИТСЯ
Между тем, как оказалось, передачей в собственность РПЦ исторических и культурных зданий озаботились не только в Калининграде. 14 октября стало известно, что Мосгордума планирует внести поправки в законопроект о передаче государственного имущества религиозным организациям. Депутаты предлагают отбирать переданные объекты, если за ними не будет должного ухода или если они будут использоваться не по назначению.
По сути, речь идет о возможности изъятия объектов в установленном законом порядке, если есть угроза их сохранности. В частности, депутаты опасаются ситуации, в которой религиозные организации не смогут поддерживать в нормальном состоянии старые здания, а также различное «движимое имущество» - старинную мебель, книги или музыкальные инструменты. В калининградском случае, думается, вполне уместно вспомнить про филармонический орган. Содержать в порядке который дело весьма трудоемкое и затратное. Тоже самое, вероятно, относится и к фрескам в «Арнау». Вряд ли в действующем храме будут созданы все условия для их содержания…
И еще. Мосгордума предложила отбирать объекты, если они используются религиозными организациями не по назначению или не в религиозных целях. «Например, если музыкальные инструменты сдаются в аренду другой организации», - привел пример «Газете.Ru» председатель комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Мосгордумы Антон Палеев. Он добавил, что если предложения будут приняты, то они не будут распространяться на уже находящиеся в собственности церквей или мечетей объекты культурного значения. Под закон будет попадать только то имущество, которое было передано после принятия закона.
Подготовил Николай АКИМОВ