Выставка с таким названием открылась в Балтийском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Название экспозиции отсылает к термину «античность», который появился в 18 веке во французском языке и поначалу обозначал «особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам». Выставка предлагает несколько способов всматривания в историю, чтобы отыскать там то, что актуально для дня сегодняшнего.
Своеобразным эпиграфом выставки служит название цикла работ петербургского художника Александра Дашевского – «Традиция наносит ответный удар».
– Вы видите здесь холст, акриловые краски, изображения, которые пытаются сохранить человеческое в искусстве, воссоздать целое, но время ушло, традиция распалась, разбилась на фрагменты и вернется ли искусство к обычной картине мира, в центре которой – человек, уже утративший свое обаяние, энергию, это вопрос, – прокомментировал работы художника куратор выставки Сергей Михайлов. – Любопытно посмотреть на все работы с точки зрения дистанции – в-первых, с того дня, когда художник начал работать до дня появления того прототипа, с которым он работает, во-вторых, в каком методе, жанре или технике творит автор и то, насколько работа дистанцируется или втягивает в себя зрителя. Подойти к каждой из работ и все эти дистанции для себя выстроить, превратив объект в трехмерную картину.
Внимание зрителей надолго приковывают серии из 12 панно под названием «Стазис», автор – калининградский художник, выступающий под псевдонимом El Kartoon. В выполненных из стальной проволоки работах он сравнивает лица наших современников с ликами античных богов или мифологических героев. Так он пытается понять, насколько время меняет природу человека.
Каждая из работ имеет название и надолго заставляет задуматься над смыслом, вложенным в нее художником. «Человек человеку» на фоне фигуры финансиста со сложенными руками изображен фрагмент скульптуры «Гермес, завязывающий сандалию». Так автор изобразил момент обмана, ведь Гермес считался не только богом торговли, но и вором. Автор хочет показать беспринципность наших современников, создающих финансовые пузыри и втягивающих людей в изначально невыгодные для них экономические отношения.
Выставка проходит под неумолчные оглушительные петушиные крики. Они доносятся от работы калининградского художника Юрия Васильева, которую он определил жанром «натюрморт». На экране – два петуха, бесконечно утверждающие собственное превосходство. Каждый отстаивает свою территорию, обходя человеческие черепа и склевывая пшено то с пола курятника, то с толстой книге, раскрытой на середине.
– В этой работе мы видим, как Юрий Васильев переносит европейский жанр «ванитас» на русскую почву, – куратор выставки Сергей Михайлов продолжает раскрывать смыслы представленных произведений. – Здесь присутствует ирония и гротеск. Элементы ванитас (свечи, череп, книга) хоть и помещены в курятник, но мы видим некое воспринимающее сознание – человека, который смотрит на петушиную возню и как будто впервые с ужасом понимает, где он находится и кто он такой, что все тщетно, что все изображенное – про него. Но можно взглянуть этот натюрморт с иной точки зрения – смотрящий на петушиный бой может быть самим Богом, который увидел, во что превращается созданное Им творение. В постоянную возню и битву за ресурс.
Всего в выставке приняли участие восемь художников – Юрий Васильев, Александр Дашевский, Андрей Машихин, Александра Митлянская, Валерий Орлов, Евгений Печерский, Гэри Хилл и El Kartoon. Увидеть их работы в музее можно до 10 декабря.
Екатерина Ткачева
Фото предоставлено БФ ГМИИ