Актуальное искусство – не то, что в первую очередь приходит на ум, когда калининградцы говорят о Музее янтаря. Прежде всего вспоминаются краснокирпичные стены башни Дона, не музеефицированный до сих пор бастион Врангель, бывшая кёнигсбергская мануфактура. Пространства, наполненные содержанием, не свойственным их первоначальному замыслу, пространства, по-своему пугающие, запутанные, местами заброшенные.
Тем интереснее, что в феврале 2022 года команда Музея янтаря приглашает к диалогу о тревожности и судьбе доверенных музею объектов на языке визуального искусства. Башню Дона, где располагается музей, её потерну, артиллерийский блокгауз, бастион Врангеля на ул. Баранова и часть здания бывшей кёнигсбергской янтарной мануфактуры кураторы выставки приравнивают к лиминальным пространствам. Совершенно обычным, но вызывающим у человека бессознательный ужас и беспокойство от соприкосновения с ними. В сопроводительных материалах выставки можно прочесть подробнее о психологических аспектах лиминальности и культурных корнях этого понятия. Восходит оно к древнейшим способам мировосприятия.
Основу экспозиции составляют фотографии Александра Матвеева. Узнав об идее выставки в конце лета прошлого года, он провёл большую полевую работу. Заново познакомился с калининградскими «заброшками», которые курирует Музей янтаря, и обнаружил в них не только «крипоту» и мрачные коридоры. Темноту бастиона он даже взял в соавторы своей работы «Галерея на первом этаже башни Врангель». Саму башню Александр превратил в камеру обскура с помощью черной плёнки.
«Когда я туда попал, я увидел невероятный вид из бойниц прямо на ров и оставалось только затемнить, чтобы изображение спроецировалось на стену. Там получается такая хитрость, что не сразу видишь, оно проявляется на стене. Это занимает примерно 5 минут. А фотография – это переснятое со стены изображение. Весь процесс занял около часа. Камера обскура – это волшебство, меня колбасило, наверное, неделю. Это просто невероятно, как так получается, что ты всего навсего при помощи отверстия можешь увидеть картину мира», – комментирует Александр.
Черная пленка активно используется и в оформлении экспозиции. Она скрадывает контуры архаичных выставочных витрин и превращает их в новые стены, из которых складывается настоящий лабиринт.
Выставку нельзя назвать интерактивной, здесь очевидно не хватает карты, на которой бы были нанесены все упомянутые объекты. Однако нужно понимать, что это – пожалуй, первая выставка актуального искусства на сложную тему в Музее янтаря в принципе. Во-вторых, выставка – только часть большого проекта о лиминальности в Калининграде. Другие части этого проекта – велоквест и международная конференция.
«Мы и не подозревали, что так много исследователей занимаются темой лиминальности в принципе, лиминальности в искусстве, и что они захотят нас поддержать», – рассказывает Майя Ковалёва, одна из кураторов выставки.
Выставка фотографий и графических работ, посвященная пространствам перехода и зданиям музея в переходном состоянии, будет работать до конца февраля. Очень недолго. Постарайтесь её не пропустить.