Ian Gillan - No Good Luck (1990)
Так вот , эта переписка подсказала мне, что ещё не все в нашем городе знают о существовании моих программ, и не многие представляют, для чего они вообще.
Всё следующее ниже — лично моё мнение, и никому не навязывается как последняя инстанция.
Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Одни из нас ходят на живые концерты современных артистов, другие предпочитают слушать их записи.
В чём различие? Никто не отрицает эффекта слияния с массами людей на живых представлениях, сопереживания, когда ты перестаёшь быть самим собой и становишься частичкой одного большого организма. Но это же самое, по мнению психологов, приводит к утрате собственных самостоятельности и способности принимать независимые решения. Это — своего рода наркотик, приятный и уносящий от реальности., так как законы психологии личности и толпы имеют взаимоисключающие основы. При сём живое исполнение только у единиц профессионалов, работающих с большой командой технарей и режиссёров, может сравниться по качеству конечного продукта со студийными записями, когда над каждым аккордом, вариантом, тембром голоса большая команда бьётся от нескольких суток до порой недель.
Led Zeppelin-Since I've Been Loving You
Что более захватывает зрителя — шоу строительства дома несколькими фокусниками прямо на ваших глазах, от начала до конца за 1 час; или же смотреть на рутинную работу нескольких бригад специалистов в течение года? - Наверное, первый вариант. А теперь изменим вопрос: в каком случае вы бы согласились отдать немалые деньги и самим жить в том доме? Думаю, что все будут единодушны — только во втором.
В мире музыки, как и во всём окружающем мире, существует закон: время — критерий истины. То есть, переводя на простой язык, только со временем становится ясно, является ли данное явление стоящим памяти, то есть гармоничным. Именно поэтому абсолютное большинство музыкальных произведений как прошлого, так и настоящего (что бы там ни говорили гастролёры всякого веса и толка!) забудется через год-два по причине их негармоничности. В природе негармоничные колебания затухают очень быстро. Но в мире бизнеса это можно сильно подкорректировать, используя принцип многократных повторений, конечно небезвоздмезно. И потом мы ломаем голову: и чего это некая мелодия «прилипла» в мозгу — ведь и мелодии-то нет, и слова абсолютно тупые, а ведь не выбросишь! Умные психологи говорят — а вы подверглись психологической атаке, вас зомбируют. Ещё на древнем Востоке говорили: Если вас сто раз назвать свиньёй — вы захрюраете.
Если же говорить про музыку 20 столетия, (на радио чаще всего это зовётся «лучшие мелодии 70-80-90-х годов»), то здесь сложилась железобетонная практика. «Лучшие» - это значит взятые из неких сборников «The Best» одна-две песни, хотя и у данного исполнителя было намного больше достойных, да и в те годы звучали другие, не менее «звёздные» композиции, совсем не знакомые ведущим. Времена тогда были другие — рождение и развитие гармонических направлений музыки. (Я этот феномен с юмором называю «Рыба — селёдка, столица — Москва», по аналогии с кроссвордами в одной районной газете моего детства, где единственно верными были первые же пришедшие в голову слова.) Причины банальны — это чаще всего полное незнание современными т. н. «DJ-ми» тех самых песен, они в них не росли, не варились в том времени, и они поэтому их не интересуют. И вторая — свежие же опусы и перепевки крутятся в эфире по небесплатному заказу менеджеров тех самых исполнителей, чтобы вы на них «подсели» и ходили потом на концерты.
Uriah Heep - Tales
Но вот одна мысль всячески замалчивается — а почему это прослушивание студийных записей, пусть даже не всегда идеальных по качеству из-за несовершенства тогдашнего оборудования, хуже современных припопсованных и прирэппованных «каверов» вживую? Ведь это они были первыми, это они открыли «дважды два четыре» в мире звука.
Мы ведь не слышим отовсюду: а я вот сегодня изобрёл закон Архимеда, причём раскрасил его граффити и покрыл вологодскими кружевами! И я даю в Калининграде всего два концерта, проездом в Париж, цена билетов 1000-10000 рублей! Почему не слышим — да это тривиально тупо, закон он как был Архимеда, как был напечатан в книжках, так и остался. А вся остальная шумиха на русском литературном языке называется «выпендрёж», и никто билеты эти покупать не будет. А вот на кавер-концерты билеты покупают запросто!
Моё сугубо личное отношение к музыкальному миру, сформировавшееся за 50 лет «кручения пластинок» и поисков в этой области: всё, что мы слышим гармоничного — это всего лишь разгаданные некими композиторами, поэтами и певцами давным давно существующие гармонии мироздания, этим первооткрывателям просто повезло первыми их найти и исполнить. Ещё одно открытое окошко в бесконечном фасеточном куполе мироздания. Но это дорогого стоит — признания авторства и памяти того самого оригинального открытия.
Всё это я пишу, чтобы вы поняли: если вашей задачей не является «уйти в астрал» и «обкуриться музыкой», - знайте, что я , Виктор Марс, один из первых «андерграундных» и довагонковских музыкальных ведущих, даю свои программы «музыки для мозгов» в рок-кафе «Пыль Винила» (г. Калининград, ул. Клиническая 25, ориентир — высотка за памятником Маринеско. Тел. 46-25-81
Это и есть та самая «Музыкальная машина времени», про которую мы вспоминали в начале этой публикации. К примеру, в прошлые наши встречи с любителями оригинальной музыки и по их заказу мы смотрели дебютные концерты именинника Яна Гиллана, а также Виктора Хоя, «The Who», Боба Сигера, групп «Круиз» и «Автограф», да и много ещё чего. Лично я с уважением отношусь ко всем, кто оставил свой яркий след в истории музыки. Честь им и память. НО — вы же не будете спорить, что пускать сейчас бывших чемпионов спорта на соревнования бессмысленно, и даже неэтично: годы не те, брюшко уже выросло, данные не дотягивают до обычных сегодняшних молодых. А вот на сцене почему-то считается появление такого именинника нормальным и даже обычным. Правда, если раньше мэтр ездил по Лондонам-Парижам, то теперь и в Верхние Пыжмы может заглянуть (законы шоу-бизнеса!). И пыжманчане будут искренне счастливы, не понимая, что ОРИГИНАЛЬНЫЙ ГОЛОС ИЛИ ЗВУК ЕГО ГИТАРЫ можно легко сегодня прослушать при помощи любого гаджета, только вот для это нужно сначала вообще знать о его существовании, а затем уметь думать самостоятельно!
Конечно, есть и исключение: когда мэтр создаёт что-то новое и достойное уже в немолодом возрасте, факт рождения им нового шедевра и является основанием его нового взлёта. Но — не наоборот.
Joe Dassin - Salut
Напоследок расскажу немного про одну особенность своих программ.
Сведущие люди конечно же знают, что элиты всех стран и времён не зря держали при дворах лучших музыкантов, или же позднее ходили вместе с семьёй и детьми в театр (даже, если последние упирались). Там, слушая лучшую гармоническую музыку, они «настраивали» при этом мозг свой и своих детей на резонансные гармонии, как мы сегодня настраиваемся на волны радио и телевидения. Закон заключается в том, что природа обладает дуализмом, и всё в ней, включая человека, есть как физические объекты, так и одновременно состоящие из волн. Поэтому так важно, в мире каких звуковых волн живёте вы и ваши близкие, это может как сделать вас активными творцами своей судьбы, так и пассивными искателями забвения.
Отбираемая мной музыка определённым образом повышает интеллект и способность слушателей к креативному мышлению, принятию оригинальных решений с учётом ранее ими неизвестных областей знаний, убирает «клиповость мышления». Всё дело в выработанной мной за десятилетия занятий музыкой и теорией звука методике аудиовизуального контакта. Причём нужно особо подчеркнуть — это воздействие сугубо индивидуально, оно настраивается при личном контакте, и механическому повторению не подлежит.
Но это — отдельная тема для личных разговоров.
Ну, а в ближайшую среду в «Пыли Винила» мы послушаем рассказы и посмотрим оригинальные записи именинников Роберта Планта, Кена Хенсли, и много ещё кого.
Берегите своё физическое и психическое здоровье, и жду вас!
Ваш Виктор Марс.