И я поведал моим гостям, что раньше песни слушались совсем по-другому, чем нынче. Во-первых, наличествовали советские грампластинки фирмы «Мелодия» различной степени качества (которые мы крутим изредка на своей «марсианской» вертушке). Во-вторых, у редких калининградских счастливцев были родственники, ходившие в море за границу и привозившие из-за «бугра» полулегально фирменные западные диски. В-третьих, в нашей милитаризованной области папы часто было военными офицерами, кочующими по европейским гарнизонам стран Варшавского Договора (ГДР, Польша, Чехословакия и т.д.) и закупающими тамошние перепечатки тех же западных исполнителей. И, наконец, начиная с конца 60-х годов основная масса изголодавшихся по року меломанов начала всякими правдами и неправдами переписывать друг у друга магнитофонные записи.
То есть, музыку воспринимали «на слух», а не «на экране», не было самого понятия «клип». Благодаря этому негармоничная, без мелодии песня тогда просто не принималась, что и являлось своеобразным «фильтром» против всякого поддельного суррогата, наводнившего сегодня СМИ.
Помню, я тогда был студентом и жил в недавно построенном общежитии КТИ на ул. Горького 21А. Времена были небогатые, начало семидесятых, телевизоров в комнатах еще не было, как и электронных калькуляторов (контрольные и дипломы считались или на логарифмической линейке, или шли в главное здание Института в специальную компьютерную комнату с отечественными электронными монстрами размером со здоровый телевизор).
Но зато все студиозы знали, что на углу Горького и Булонского Леса (парк рядом с рынком) находится прокат бытовой техники, и там, если повезет, можно взять на пол-года магнитофон! Моей комнате повезло, и вот на чемоданоподобной «Вильме» я впервые услышал катушку с подписью «Ten Years After». Что это за группа, как зовут солиста – мы представления не имели. Но музыка была не хуже уже известных «Slade» и «Creedence», а в соседней комнате кто-то терзал гитару рифами не только «Смоука он зэ вотэ», но и нашей любимой.
«Ten Years After» - Love Like a Man
Катушка эта слушалась сутками, потом на время менялась с соседями на Высоцкого, а потом вновь оказывалась у нас. Ацетатная пленка безжалостно рвалась, мы ее склеивали 70% уксусной кислотой, и места склейки резали слух меломанов. А так как все пленки в общежитии были записаны на разные магнитофоны, то общей у них была только ее ширина, и приходилось каждый раз отверткой подкручивать магнитную головку для получения более-менее звонкого звучания. Так и осталась эта музыка у меня на всю жизнь как пример Настоящей, как камертон, по которому можно сверять Гармонию.
Лишь через много лет я узнал, что солиста и автора песен Элвина Ли (Alvin Lee) в 60-70-е годы называли «самой быстрой гитарой мира» и ставили в один ряд с Джими Хендриксом, а сама английская группа стала культовой в США (рекорд по количеству турне - 28 раз, то есть больше, чем любая зарубежная группа). Америку, родину блюза, ребята покорили его новым «металлическим» звучанием.
Ten Years After - Help me
Надо еще сказать, что времена были хипповые, даже советские парни на улицах красовались с волосами до плеч, и у каждого были брюки-клеша шириной внизу 28-35 см, сшитые в ближайшем ателье (гораздо дешевле, чем у Вячеслава Зайцева). Шла война во Вьетнаме, на комсомольских собраниях мы гневно клеймили капиталистов. А вечером в общаге слушали свою любимую катушку, не подозревая (английский нужен был только для технических переводов), что наша любимая песня как раз и повествует о кризисе мира тех лет.
«Мне так хотелось бы изменить мир»
(слова и музыка Элвин Ли).
Повсюду (ты видишь)
Бродяг и хиппи…
Скажи мне, где (я могу найти)
Здравомыслие и норму?..
Население
Продолжает нарастать,
Нация истекает кровью,
А еды по прежнему не хватает…
Жизнь полна радости,
Небеса наполнены светом,
Пчелы делают мед,
Кому же нужны деньги?
-Нет, только не мне.
Только черное или белое,
(Только) богатые или бедные,
(Только) МЫ и ОНИ.
Мы остановим войну! (Вьетнам)
Мне так хотелось бы изменить мир,
Но я не знаю, как это сделать,
Поэтому я оставляю это тебе.
«Ten Years After» - I'd love to change to world
Почему я все это рассказываю? – Чтобы попробовать научить вас слушать музыку ушами, не как фон для поглощения пищи или разговора, отучить вас от «клиповости» впихиваемых в мозги пустышек без мелодии. Ведь настоящая музыка самодостаточна – стоит только вслушаться!
Есть и вторая причина. Я решил поощрить моих читателей и подарить кому-то из вас мой любимый CD именно с этой музыкой. Диск редкий: «Ten Years After. Recorded Live». Не сомневаюсь, что он доставит Вам массу удовольствия.
А выиграет его тот, кто сначала поставит «лайк» на этой странице «Вестей с Марса» и одновременно сделает ее перепост своим друзьям, а затем добавит небольшой комментарий снизу этой статьи со своим мнением о ней. Затем в 14 часов будущего четверга, 15 ноября, я выберу из числа участников самый (на мой взгляд) интересный комментарий, имя счастливчика появится на этой странице конкурса, и он (или она) могут
забрать эту чудную пластинку в тот же день 15 ноября в клуб «Репортер» на проекте «Вести с Марса».
Тем более, что сама будущая программа как раз будет начинаться с рассказа о «Ten Years After», затем будут другие блюзовые и не только исполнители. Традиционно выполню ваши музыкальные заявки. Не опаздывайте – 20-00!
Прошу о перепосте этой статьи вашим друзьям по соцсетям – может, они также хотят выиграть приз!
Ваш Виктор Марс.
При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: