Писательница, чьи книги переведены на 25 языков, лауреат премий «Русский Букер», «Большая книга» и многих других, сценарист и общественный деятель Людмила Улицкая во время своей открытой лекции в Калининграде ответила на вопросы газеты «Дворник»
- В 1970 году вас уволили из института генетики за перепечатку самиздата. Что именно вы перепечатывали?
- Вообще перепечатывали больше поэзию. Я не очень бойко печатала. На прозу у меня пороху не хватало. В тот раз перепечатывали довольно посредственный роман Уриса «Исход», действие которого происходит в Палестине во времена, предшествующие образованию государства Израиль. В то время это классифицировалось как сионистская литература. Я отдала свою машинку машинистке, а она снесла её вместе с книгой в КГБ.
- Как проходило ваше увольнение? Было ли вам страшно?
- Нет, не столько страшно, сколько обидно. Дело в том, что всю нашу лабораторию закрыли. Выгнали моих друзей, а я была стажёром, поэтому я ещё походила какое-то время, пока не кончился мой стажёрский срок. Ну, диссертацию, конечно, не защитила. Но жизнь всех изгнанных тогда круто поменялась: заведующий лабораторией вскоре эмигрировал, другой мой товарищ по изгнанию стал священником, сейчас настоятель большого московского храма, а я в конце концов тоже поменяла профессию. Хотя генетику очень люблю, наука меня и по сей день очень интересует.
- В своей речи в Зальцбурге вы перечислили «грехи» Советской власти: жестокость к людям, манипулирование общественным мнением, нетерпение к инакомыслию. Всё это присутствует и в нашей сегодняшней жизни. Скажите, в каком государстве мы сегодня живём: демократическом или тоталитарном?
- Есть определение - управляемая демократия. Определение очень точное, оно содержит в себе внутреннее противоречие, но это никого не смущает.
- Где кончается любовь к Родине, её истории, культуре, языку и начинается национализм?
- Ну, это как со свободой: граница пролегает там, где мы начинаем ущемлять свободу другого. Мне не сказать об этом лучше, чем сказал Владимир Соловьёв в 1900 году. Есть три стадии, которые сменяют друг друга, из них последняя «самообожение». Когда начинается этот этап, нация оказывается опасной для окружающих народов, особенно маленьких народов. Читайте Владимира Соловьева!
- Во время вашей открытой лекции в Калининграде вы назвали украинскую войну «войной, высосанной из пальца». Почему?
- Потому что эта война год тому назад показалась бы совершенно невероятной, невозможной. Когда Россия воюет с Германией, в этом нет ничего удивительного. На протяжении многих веков существовала эта внутренняя вражда. Война с Украиной - абсурд, страшный сон. Общие корни, общая культура, огромное количество людей, которые несут в себе обе эти крови. Это война против самих себя, и это мне и представляется самым ужасным. И война эта - война не идеологии, а война денег, и это мне и кажется самым отвратительным. Народ наш очень податлив к пропаганде. Я прекрасно помню, как раздувались антикавказские, антигрузинские настроения. Я помню и пятьдесят третий год, когда шло дело врачей, и как я, десятилетняя, дралась во дворе. Тогда сверху был спущен антисемитизм, и его радостно приняли широкие массы... Это антиукраинское настроение (85%) - ужасно стыдно и, к сожалению, плохо о нас говорит.
- В редакцию нашей газеты поступает много обращений от калининградцев, считающих, что они живут плохо. Разваленная медицина, грабительское ЖКХ, неэффективные правоохранительная и судебная системы, тотальная коррупция... В этом «плохо» наши читатели винят те самые власти, действия которых на Украине с восторгом приветствуют. Скажите, насколько российский народ ответственен за то, как он живёт?
- Ответственен. Государство - это структура, созданная обществом для обслуживания нужд общества. Это общество делегирует государству некоторые обязанности, в том числе - собирать налоги и распределять их на социальные нужды. Государство как механизм (вообще, всегда, во все времена) имеет общую особенность, оно всегда стремиться быть вечным и несменяемым. Оно всегда стремится нарушать этот общественный договор о его функциях. Для того и нужно гражданское общество, чтобы государство не забывало о своих прямых обязанностях. Когда главной целью государства является несменяемость его аппарата, это очень плохо. Демократия как раз в том и заключается, что государство служит обществу, а не наоборот. Государство, его аппарат должен постоянно сменяться, должна быть ротация, и она заложена в демократических механизмах. Неисполнение государством собственных законов - преступление, к которому все мы привыкли. И в этом смысле мы живём в том государстве, которое сами выбрали. Так что сами и виноваты.
- Вопрос, который меня попросил задать мой коллега Алексей Шабунин: Как жить не по лжи в такое недоброе время хорошему человеку, который не хочет иметь ничего общего с нынешней российской властью?
- Ну, этот вопрос сегодня многих волнует. Я думаю, что надо жить, честно выполняя свой профессиональный долг, если ты врач, лечи хорошо, учитель - учи хорошо, инженер - строй хорошо. Мы живём в системе, где даже ничтожную справку невозможно получить без взятки. И разврат этот победить почти невозможно. Но сам ты, честный человек, взяток не бери, несмотря на то, что это общепринятая модель жизни. Это и будет твоё противостояние. Коррупция касается не только высших эшелонов, коррупция - это постоянно получаемое предложение принять участие в тотальном безобразии. Иногда можно и отказаться? Или нет?
- И российские, и украинские власти ведут активную информационную войну, главное оружие которой - дезинформация. Как не дать «промыть себе мозги» и разобраться в том, что происходит?
- Ну, сейчас, при наличии Интернета, это несложно. Всегда есть другая точка зрения, и у каждого человека есть выбор, и есть собственные мозги. Замечу вам, что чем выше образовательный уровень, чем человек умнее (а это между собой до некоторой степени связано), тем труднее его оболванить и тем разнообразнее реакции на одно и то же событие. Самый простой способ - не смотреть телевизор. Помните ли вы, что произошло с немцами, когда Гитлер пришел к власти? Многие образованные люди не воспринимали его всерьёз, над ним смеялись, ведь, по сути, он был крикливый и примитивный оратор, брызжущий слюной, но прошло несколько лет, смеяться перестали, а ещё через несколько лет началась чудовищная война...
- Возможна ли Третья мировая война?
- Да, конечно! И мы стоим на пороге! А в мировых войнах, как показывает история, никто не выигрывает, все проигрывают. Россия с союзниками победила германский фашизм, но если посчитать, какова была цена этой победы, то слёз будет больше, чем радости. А после Третьей и плакать, и радоваться, скорее всего, некому будет.
(«Дворник» №36 (944))