Я не могу извиниться за газету. Я могу только сказать людям, которых я глубоко уважаю: мне очень жаль, что это было. И что в России очень часто патриот ты или нет, за тебя решает кто-то другой. Как бы ты не старался быть святее папы римского.
Чудище безродное как всё лучшее в русском
Юрий Костяшов, «Изгнание прусского духа», Terra Baltica №3, издательство Калининградского государственного университета, 2003 год. Глава «Борьба за русскую культуру». Как всегда, началось в Москве. Вначале было «дело профессоров Роскина и Клюевой».
Поясню от себя: профессора изобрели препарат, которым можно было лечить некоторые формы онкологических заболеваний. А потом один из их друзей, побывавший в Америке в составе официальной делегации, передал рукопись книги профессоров о биотерапии рака Советско-американскому обществу. Друга по возвращении в СССР арестовали за государственную измену. А самим профессорам устроили «Суд чести».
В «закрытом» письме ЦК ВКП(б) от 1947 года говорится: «...Пренебрегая насущными интересами государства и народа, забыв о своём долге перед Родиной, окружившей их работы заботой и вниманием, Клюева и Роскин лишили советскую науку приоритета (первенства) в этом открытии и нанесли серьёзный ущерб государственным интересам Советского Союза...» И далее: «...Перед лицом неопровержимых доказательств они пытались объяснить свои грязные поступки якобы гуманными, «чистыми» побуждениями. Судебное разбирательство вскрыло перед лицом широкого общественного мнения низкий морально-политический уровень этих людей, мелочность и низменность побуждений, руководивших их поступками, отсутствие элементарных понятий о чести и долге советского гражданина».
«На местах» это «закрытое» письмо из ЦК восприняли как руководство к действию. Началась «борьба с космополитизмом», борьба настоящих патриотов с ненастоящими.
Профессор Костяшов в своей работе пишет, что в Калининграде в сентябре 1947 года состоялось собрание комсомольского актива. В справке, составленной для обкома партии, говорится, что «критике подверглись и некоторые калининградцы». Также отмечается, что среди калининградских «комсомольцев и молодёжи имели место случаи низкопоклонства перед западноевропейской и немецкой буржуазной культурой». В качестве примера приводится учительница зеленоградской средней школы Смирнова. Она, «вместо того, чтобы воспитывать детей в духе советского патриотизма, в присутствии учащихся восхищалась бытовыми удобствами немецких квартир...»
Как и во всей стране, борьба с безродными космополитами то затухала, то разгоралась вновь. Но учителя всегда были, как тогда говорили, в «перекрестье прицела» этой борьбы.
Патриотизм внедрялся даже в биологии. В одной из справок от 1949 года по результатам проверок преподавания в школах биологии говорится: «Новые программы (преподавания) способствовали воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и национальной гордости путём ознакомления учащихся с успехами социалистического сельского хозяйства, с достижениями русских учёных в изучении законов развития живой природы». Не могу не привести из этого же документа цитату, не имеющего ничего общего с борьбой за патриотизм, но красиво иллюстрирующую фон, на котором эта борьба шла: «Преподаватель биологии тов. Чайкина (школа №9), тов. Бойченко (школа №27) уроки на темы «Комнатная муха», «Паук — крестовик» проводили без показа этих животных, хотя они в изобилии встречаются в любом жилом доме».
Патриотический театр
Особенно яростно боролись с космополитизмом в искусстве. Профессор Костяшов в своей работе рассказывает о деятельности уполномоченной Главреперткома (организации, осуществлявшей контроль за, в том числе, и сценическими произведениями) В. Савик — Сакс. В 1950 году она «принимала» у областного драмтеатра спектакль «Аленький цветочек». В акте приёмки спектакля указаны недостатки этой постановки. Например, актёры «не вскрыли музыкальности русской речи, которая в данном спектакле является одним из основных компонентов общего колорита». Но больше всего досталось актёру, играющему одного из главных героев - Чудище безобразное. По мнению товарища Савик — Сакс, Чудище безобразное - «это создание по русскому образцу и подобию, однако этот образ не вскрыт совершенно». Досталось и декорациям: «Действия происходят среди непонятных столбов, не свойственных русской архитектуре, мебель во дворце Чудища не соответствует русскому стилю (например, современная немецкая кушетка)». Дальнейшая «реализация спектакля» была запрещена.
В спектакле «Аршин Мал — Алан» товарищ уполномоченная потребовала «Садовую скамейку немецкого образца заменить другим видом сиденья». В другом спектакле уполномоченной Главреперткома были вскрыты серьёзные недостатки: декорации были оформлены в стиле «не характерном для русской архитектуры 19 века» и «язык (артистов. — прим. авт.) излишне европеизирован». Речь идёт о спектакле «Бесприданница» Островского, классика русской литературы, который тогда играли в жёстком соответствии с авторским текстом. О чём есть запись в акте приёмки спектакля.
В театре кукол была запрещена программа «танцы народов СССР». Потому что в этой программе «...Танцы исполняются уродливо, с расчётом смешить зрителя, не воспитывают в юном зрителе любовь к русским танцам, а наоборот, вызывают насмешки, что является порочным». Под этим документом стоит подпись всё той же Савик — Сакс.
Русские танцы
С танцами — отдельная история. В «Изгнании прусского духа» профессор Костяшов приводит следующие слова директора Калининградского дома народного творчества товарища Целовальникова, призывающего «изжить влияние Запада в танцах», произнесённые 26 июня 1950 года на совещании танцевальных коллективов области. На этом же совещании начальник отдела культурно-просветительской работы товарищ Блоха высказался по-коммунистически конкретно: «В кратчайший срок изжить западные танцы. Танцы должны быть идейными, а не низкопробными. Необходимо в народных танцах выбросить терминологию иностранных языков. В классическом балете это вопрос (решить) гораздо сложнее, но постепенно и здесь (её) надо изживать...». Через некоторое время калининградские товарищи отчитались «на верх», что «в г. Калининграде на основных танцплощадках исполняются в основном русские бальные танцы».
В те времена мало было быть патриотом. Надо было ещё быть патриотом правильным. Прочитавший на конкурсе художественной самодеятельности басню Михалкова «Рубль и доллар» учащийся коммунально — строительного техникума оказался патриотом не правильным. Он исказил смысл произведения и не смог «добиться ощутимой разницы в характере доллара и рубля», а рубль, как известно, в отличие от доллара «обладает внутренней силой, достоинством и благородством».
В апреле 1949 года были разгромлены космополиты, окопавшиеся в Калининградском концертно-эстрадном бюро, этакой предтечи Калининградской филармонии. В специальной справке обкома ВКП(б) утверждается, что деятельность КЭБа есть не что иное, как «гнусное преклонение перед западноевропейским искусством». У обкомовских товарищей были все основания это утверждать. Во время проверки выяснилось, что репертуар КЭБа «насыщен заграничными опереттами», а артисты — чечёточники копируют «образчики, заимствованные в американском кабаке». Проверяющие приводят следующую статистику: в 1948 году артисты штатной эстрадной бригады исполнили неаполитанских песен и песен западных композиторов — 76 , музыкальных произведений западных композиторов — 8.
Неополитанские песни дорого обошлись директору КЭБа товарищу Келдышу. Он был снят с работы, а дело на него решено было направить в прокуратуру. За неправильный патриотизм.