RuGrad.eu

26 ноября, 18:36
вторник
$103,79
+ 1,21
108,87
+ 1,45
25,13
+ 0,56


Екатерина Ткачева
отзывы: 0
В Калининграде активистам запретили возложить цветы возле памятника репрессированным
Газета "Дворник"
отзывы: 0
На базе школы алгоритм не работает
Вадим Еремеев
отзывы: 0
Центр Калининграда или скверик
Мария Пустовая
отзывы: 0
Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном
Борис Овчинников
отзывы: 0
Back in the USSR (Назад в СССР)
Oko Solomonovo
отзывы: 0
Нужно действовать! (видео)
Сергей Шерстюк
отзывы: 0
Энергобезопасность, ЖКХ и многострадальный Балтийск
Соломон Гинзбург
отзывы: 0
Портрет губернатора
Анна Пласичук
отзывы: 0
«Кошмар блошиного рынка»
Алексей Елаев
отзывы: 0
О повестках и программах: что кандидаты нам готовят?
Василий Британ
отзывы: 0
Жил-был «Домсовет». (то ли сказка, то ли быль)
Георгий Деркач
отзывы: 0
Снова об историческом центре нашего города
Илья Воробьев
отзывы: 0
«Тени Тевтонов»: Суждения о книге писателя Иванова
Никита Кузьмин
отзывы: 0
Роскомнадзор отказался от иска о блокировке RUGRAD.EU
Арсений Махлов
отзывы: 0
Про калининградский протест и правоохранителей
Аллеи Калининградской области
отзывы: 0
Пора сажать!
Дулов Владимир
отзывы: 0
Красивый и полезный отдых в Калининградской области
Екатерина Ткачева
отзывы: 1
Как из националистов не сделали террористов
Гражданский проект
отзывы: 1
Дело пожарных (видео)
Беник Балаян
отзывы: 2
Необоснованные и необдуманные шаги организации защиты Калининградского побережья Балтики
Экологический патруль
отзывы: 0
#леспобеды2019


"Фигня вместо центра" или "...Они ничего не понимают". Полный текст интервью с архитектором Олегом Васютиным, разработчиком проекта "Сердце города".

Фигня вместо центра?      
Каким быть городскому ядру? Каким его видят чиновники и профессиональные архитекторы? Калининградский архитектор Олег ВАСЮТИН, один из разработчиков проекта «Сердце города», отвечает на вопросы шеф-редактора «Дворника» Александра АДЕРИХИНА

 - Что такое «Сердце города» и зачем оно нужно?    
- Цель программы «Сердце города»  - выработка технических условий для проведения конкурса по проектированию городского центра. До сих пор никто не брал на себя смелость и ответственность за подготовку к международному конкурсу на проектирование центра Калининграда.      
- Уже определены границы городского центра?      
- Сделан исследовательский материал на территорию площадью 160 гектаров. Первая очередь - 44 гектаров. Выделено 12 исторических субзон, они «расшифрованы». То есть, ясно как застраивались, что в них ценного, какую нагрузку несли, какая была этажность и так далее...
- ...но ведь уже было немало архитектурных конкурсов, посвящённых именно городскому центру!    
- Нам не нужен конкурс-явление, когда приезжают японцы и предлагают построить небоскрёбы везде, где только можно. А мы потом не знаем, что нам делать с результатами таких конкурсов. Перед      «Сердцем города» стоит другая задача: нам нужно регенерировать территорию городского центра. При этом мы не говорим о слепом восстановлении. Речь идёт о восстановлении утраченного качества. А вот на то, какое это будет качество, современное или историческое, и должен ответить международный конкурс. Например, если на территории ныне несуществующей Монетной площади была ансамблевая застройка, значит, это и надо соблюсти при проектировании новой застройки. Это должна быть гармоническая градостроительная единица. Современная или с ссылками на историю этой площади - неважно. Хотя и возможность восстановления также не исключается. Конкурс будет решать.      

1bad1a65249ca485990a8adb5933760e.bmp
Архитектор Олег Васютин: Нам не нужен конкурс - явление... Фото: Оксана Богданова


- Но мощная привязка к старому Кёнигсбергу существует?      
- Конечно. Если Параден-платц, площадь возле «старого» корпуса университета на Университетской, была спроектирована в классицизме, то это надо обязательно учитывать. Нам в этом месте не нужны «модные» архитектурные формы, от которых все будут шарахаться . Раз мы говорим о регенерации архитектурного пространства, то мы говорим о возвращении утраченного качества. В данном случае - утраченного качества классицизма, состоящего из таких-то элементов. Да, здания на этом месте могут быть современными, и их могут построить из самых современных материалов. Но. Они должны соблюдать жёсткие законы классицизма. Например, перед фасадом всегда должен быть – зелёный регулярный партер , обязательно должна быть точка, в которой сходятся оси архитектурного ансамбля: памятник, колонна, фонтан... У нас нет установки слепо построить новый средневековый город вокруг Кафедрального собора. Но определённые принципы при застройке острова Канта необходимо строго соблюдать.    
 - О каких принципах идёт речь? Что такое «архитектурное средневековое качество» в вашем понимании?    
- Посмотрите на Кафедральный собор. В средневековом Кнайпхофе эта устремлённая вверх громада стояла среди невысоких маленьких домов. Но ещё раз повторюсь, речь не идёт о восстановлении этих маленьких средневековых домиков. Речь идёт о сохранении пропорций, концепции застройки, если хотите. Средневековая улица может «превратиться» в коридор внутри дома...      
-...но современные российские обязательные строительные, санитарные и другие нормы и правила далеки от немецких средневековых «стандартов»...    
- Да, СНиПы на жилую застройку очень строги. Но если у нас там нежилая застройка, то возможностей больше, а ограничений меньше. Но какие-то элементы средневековья для нас очень важны. Должна быть идентификация места. Понятно, что на так называемом острове Канта от средневековья ничего не   осталось, кроме собора. Но осталась планировочная конструкция средневековья. Остались замурованные цокольные и подвальные этажи старых домов, остались системы застройки, которые сделаны на основе крепостных стен. И этот средневековый концепт очень важен. Когда я вижу, что возле собора уложена польская плитка, я недоумеваю. Даже уличное покрытие должно соответствовать. Что помешало там уложить брусчатку? Должна быть какая-то «патина времени». Но это очень тонкий вопрос. Например, рядом с Альбертиной (на острове Канта. - Прим. ред.) стояло здание гимназии, которое активно критиковалось даже немцами в их времена. Гимназия закрывала собор и вообще не вписывалась в стилистику застройки острова. Так зачем нам повторять ошибки прошлого, на которые указывали и современники, и последователи? Та же самая проблема и с Альтштадтом (Альтштадт - один из трёх средневековых городов, в 18 веке объединённых в Кёнигсберг. - Прим. ред.). В своё время там построили объёмные торговые дома, которые «задавили» Альтштадтскую ратушу. Восстанавливать их? Ни в коем случае!  
1e7dc93a12810afebdbaab90fd9eb079.bmp
Олег Васютин: ...Какие-то элементы Средневековья для нас очень важны. Фото Оксана Богданова


   
- Гостиница «Ибис», которая построена возле спорткомплекса «Юность»...      
-...абсолютно не вписывается в градостроительную систему. «Ибис» строят на месте разгрузочной площади на Ластадии. Историческая площадь - сумасшедшая ценность! Её не надо застраивать ни в коем случае! Вторая очередь комплекса предусматривает эту застройку. И эта ценность исчезнет навсегда. При этом имитация инженерных и архитектурных зданий - оригинальных складских сооружений на Ластадии, будет продолжена. Но нам не нужна имитация. При этом, напротив бывшей Янтарной мануфактуры, на бывшей Седельной площади уже выделено место под строительство небоскрёба. Если не будут выработаны и утверждены регламенты, если не будет проведён конкурс, а конкурс не превратится в узаконенный проект планировки, то будут выделяться участки, и вместо архитектурного центра у нас будет... фигня. Кстати, от точечной застройки центра нас спас кризис 2008 года. Если бы не это печальное экономическое событие, центр города сегодня был бы уже застроен домами, вроде того, что «воздвигли» на мысу напротив Рыбной деревни...      
- На портале правительства Калининградской области, в разделе посвящённом «Сердцу города», размещена видеопрезентация называющего себя архитектором Артура Сарница. Это такая прогулка по будущему центру Калининграда. Построены замок, почтамт, и так далее...      
- К нам это не имеет никакого отношения. Понимаете, есть губернатор. Сарниц – при нём. Власти запустили программу «Сердце города». Сарниц сделал макет. Мы говорим о регенерации, Сарниц говорит о восстановлении. У губернатора в голове это совмещается, а у нас - нет. Сарниц говорит о тотальном полном восстановлении. Явная нелепость: никакой идеи, никакой экономики. Восстанавливать нужно несомненное качество. А вот какое качество мы должны восстановить - определяет программа «Сердце города».    
- Что нам делать с Домом Советов? Снести?
- А вы как думаете?    
 - Мне будет его не хватать...
- Я к Дому Советов отношусь... очень хорошо. Дело в том, что мы не можем отказаться от советского периода в нашей истории. И архитектурно советский период должно что-то представлять. Но не оставлять же «хрущёвки» . А вот Дом Советов можно оставить. Одна из многочисленных ценностей, которыми обладает Дом Советов - архитектурная. На всём пространстве СССР было построено огромное количество горкомов, райкомов, обкомов. Как правило, эти здания представляют примитивную неоклассику. Единственный город в России, который в советские времена «напыжился» и построил здание в модернизме с точки зрения европейских архитектурных представлений - Калининград. Это стилевое здание, а это ценность. Как таковая трактовка пропорций у Дома Советов - идеальная. Но попробуйте сейчас где-нибудь построить такое здание - инвестор удавит архитектора за «воздух» внутри проекта. Инвестор обязательно застеклит «свободные» площади, сделает перекрытия и продаст помещения. Проект - отличный. Реализация - плохая. Например, фасады Дома Советов изначально должны были быть не из бетонных блоков, а из стималита, эмалированного стекла. И тогда это здание смотрелось бы совсем по другому...      
78ec5d9ff568a244bda7bd072a471e61.jpg
"...Я к Дому Советов отношусь очень хорошо..." Фото: Оксана Богданова


- Программа «Сердце города» предусматривает восстановление Королевского замка?
-Предусматривает историческое «пятно», замок и его окружение. Мы уже «расшифровали» субстанцию замка. К замку подходили очень ценные территории, которые...      
- Олег, но главный архитектор города Вячеслав Генне, на встрече с делегацией из Гданьска прямо сказал, что «доминантой восстановления исторического центра города выступает замок, снесённый в шестидесятые годы прошлого века»!      
- Доминанты бывают разные: мифологические, исторические, знаковые и так далее. Подходившие к замку градостроительные конструкции имели очень большую ценность. Без них замок «не работает». При этом надо понимать, что сегодня место, где стоял замок - археологической рудник. Насколько это возможно, настолько его и надо разрабатывать. Потом на этом месте ставить что-то, что по мощности и идентичности могло бы быть равно замку. Здесь не может быть отеля или торгового центра. Найдите функцию. Пока функция - историко-археологическая. Мы предусмотрели размер археологического изучения, но никак не какое-либо восстановление замка... От Кёнигсберга надо взять всё ценное и включить это ценное в новый Калининград.      
- Как вы прокомментируете обвинения Игоря Одинцова и Ирины Кузнецовой в том, что разработчики «Сердца города» преклоняются перед всем немецким?    
 - Они не понимают, о чём говорят. Кузнецова вообще говорит странные вещи. Статус есть, а глубина понимания отсутствует. Она говорит о каком-то «русском городе». Не существует русского специфического градостроительства. Санкт-Петербург - это русский город? Конечно, русский. Но построенный на основе европейской градостроительной мысли. Все центры русских городов - Костромы, Вышнего Волочка и так далее, были перестроены во времена Екатерины, а это западная градостроительная технология. «Русский город» - это хаотичная точечная застройка и никаких мыслей...    
96c99eb88194bb0c9733d4dcdc42936f.jpg
"...Мы к этому не имеем никакого отношения..." Фото: Оксана Богданова


- В одном из своих выступлений Николай Цуканов сказал, что программа «Сердце города» будет реализована к 2018 году.    
 - Нет, это не реально. Во всяком случае, в полном объёме, но у нас есть еще одна дата: 300-летний юбилей Иммануила Канта в 2024 году и объединение Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта в единый город – Кёнигсберг.      
- Можно немного о методологии «Сердца города»?      
- Здесь нужно говорить о принципах формирования ценностей. Эти те ценности, которые были в немецкий период, прошли «...огонь, воду, и медные трубы...», и сохранились до сороковых годов. Второй системный блок ценностей — это те элементы, которые не сохранились в немецкий период, но каким-то образом были трансформированы в какую-то другую субстанцию.    
 - Например?    
- Была крепостная стена, и на основе этой крепостной стены сформировалась система застройки. Или какие-либо вещи, от которых функционально отказались. В результате они приобрели некую новую функцию. Например, оставшиеся городские ворота, Голубая и Пороховая башни, ставшая жилыми домами. Третий блок ценностей — это запроектированные, но не реализованные ценности. Например, во время работы над «Сердцем города» мы обнаружили любопытную штуку. На Лозе (нынешний остров Октябрьский, на котором власти планируют построить стадион к Чемпионату мира — прим. ПА), начали испытывать... новый принцип жизнеустройства. Это хорошая, качественная жизненная среда для среднего класса. Та, которая была опробована на Амалиенау (Район современной улицы Кутузова с прилегающей застройкой — прим. ПА). Была пробита широкая улица-бульвар, были проектные идеи 1930-х годов перебросить с этой улицы мост на Лёбенихт , который был запроектирован, но не реализован. Подчёркиваю, речь идёт примерно о начале преобразований 1910-х годов. Даже начали устанавливать так называемые «презентационные» фасады, когда старые кварталы модернизировались и делались абсолютно новые фасады. Чтобы показать таким образом новое качество среды и престижность этой территории. Для немцев это играло очень большое значение. И, скорей всего, они продолжили бы эту «штуку» до нынешней площади Василевского. Это была бы вторая по качеству улица Кутузова. Очень хорошая, добротная архитектура. Немцы даже избавились от кирхи, которая мешала, чтобы сделать «ух, как хорошо»! Понятно, что ставилась задача оздоровления среды. Решались вопросы инсоляции, запланировано было много зелёных насаждений. То есть, именно тогда реализовывалась концепция города — сада. Это качество, эти идеи довлели над проектировщиками. Они пытались избавиться от тесного и непрактичного средневековья. Автомобиль появился, а по улочкам было невозможно ездить. А здесь — можно. Нам, разработчикам «Сердца города», удалось выявить всё это... Всю эту последовательную и продуманную цепочку изменений мы («Сердце города» - прим. ПА) и предлагаем восстанавливать и продолжать – это называется градостроительная преемственность.    
f5e050bd1fff49955fc2070fd167b430.jpg
"...Они не понимают, о чём говорят...." Фото: Оксана Богданова




- Вы говорили о проблеме идентификации города...
- Это одна из главных проблем. Давайте попробуем умозрительно убрать из города всё немецкое. И затем покажем этот город туристам. Никто не сможет сказать, где этот город находится. Абсолютно! Никто даже и не поймёт, что этот город расположен на реке. На самом деле, это очень большая трагедия. И что с этим делать? Строить какой-то ещё один новый город? А как? А где взять сумасшедшие ресурсы? Другими словами, такие идеи можно серьёзно рассматривать только при авторитарном режиме. Должна быть имперская мощь для такого проекта. А частные заказчики такой проект не потянут. Нам придётся жить с Кёнигсбергом. В том, или ином... качестве.      
- Скажите, а уже есть инвесторы, проявившие интерес к «Сердцу города»?      
- Инвестор появляется на стадии, когда всё понятно. Ему нужна прозрачность проекта, стопроцентное понимание того, что он получит за свои деньги, и как это будет работать. Сейчас ничего еще не понятно...      
- В СМИ появились сообщения, что «Сердце города» предусматривает снос «первого» эстакадного моста...
- Это вообще самый последний этап, до которого ещё очень и очень далеко. Но другого выхода у нас просто нет. Первый шаг был сделан на международном симпозиуме 2005 года. Этот симпозиум как бы сказал: «...Ребята, ваше вот это пересечение Московского проспекта с Ленинским — это полная дурь. Как хотите, так и освобождайтесь...». Воркшоп 2007 года это подтвердил. Ну никак нам с эстакадой нельзя. Если город хочет, чтобы у него было какое-то историческое ядро, через которое не пролетали бы мимо, а въезжали туда, останавливались и ходили, эстакаду надо убирать. Изначально идеология «быстрого проезда» через центр была ошибочна. Объезды и проезды должны у нас появиться совсем в других местах. Например — рядом с двух ярусным мостом должен появиться современный мост. С появлением которого, трафик и уйдёт в обход центра. Понимаете,      вот построили «вторую» эстакаду. Она не очень осмыслена в точках пересечения. Но некую основу для развития «обходного направления», она задала. В центр города мы будем только въезжать. Знаете, в процессе работы над «Сердцем...» мы выяснили забавные детали. Например, для того, чтобы просто прогуляться по фешенебельной Штайндамм (Эта центральная кёнигсбергская улица располагалась примерно в начале современного Ленинского проспекта — прим. ПА), горожане специально одевались в свои «парадно-выходные» одежды. Это тоже ценность. Та ценность, которая      даёт повод для размышлений. Возьмём Ленинский проспект. В своём самом начале он «прорезал» две кирхи. Насколько этот «прорез» разрушил их фундаменты — непонятно. Но на Ленинском проспекте обязательно когда-нибудь появятся подземные переходы. И нам надо думать, о      возможности включения в конструкцию этих переходов остатков фундаментов Альтшатдтской и Трагхаймской кирхи. Чтобы человек, проходя по этому      подземному переходу, мог видеть камни фундаментов этих кирх. Или даже заходил внутрь, смотрел... Это историко-культурный ресурс, которым надо пользоваться. Не надо их разбирать и уничтожать в процессе «реконструкции».
То, что мы делаем, относится к теме градостроительства. Градостроительство состоит из четырёх фундаментальных блоков. Первый блок - законы, генпланы, кодексы, и так далее. Второй блок — планово-проектный. Это как раз то, чем занимаются архитекторы. Третий блок — научно-исследовательский. И четвёртый — инвестиционный-строительный. Так должно быть, но в Калининграде никогда не было третьего блока, аналитического, исследовательского. Вообще никогда. Поэтому о полномерном градостроительстве в Калининграде не приходиться говорить. Его не было. «Сердце города» - это первая «затравка» на заполнение пустой ниши. Это очень важно. Ширина Московского проспекта — 120 метров. Это ширина средневекового города! Всего города! Через дом на Зарайской (Дом, в котором находится Дворец бракосочетаний — прим. «ПА») в Кёнигсберге проходило 11 улиц. Понимаете, была уничтожена капиллярная сеть улиц. Сейчас в Москве спохватились, и пытаются кое-где восстановить такую «капиллярную сеть» улиц. Потому что сколько ни расширяй проспект, он всё равно будет забит транспортом. В городском центре не должно быть одной широкой улицы, должно быть много маленьких. И тогда в центре будет другая жизнь. Будет понимание, как и чем пользоваться на этой территории, где останавливаться, и так далее. А Московский проспект как градостроительное решение — это абсолютная глупость.
- Хороший заголовок....
- ...Понятно, на что нацеливались архитекторы. На некую советскую... пафосную дурь. Зачинателем этой дури был модернизм. В своё время в мире он был поддержан всем профессиональным сообществом. Оскар Нимейер построил замечательную столицу город Бразилиа в, соответственно, Бразилии. Который включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одна проблема — жить в этом городе невозможно. Чиновники приезжают туда на четыре дня работать, а потом уезжают. Это не город для жизни. Громадная площадь, на которой стоит маленькая скамеечка. Одна. Как этим пользоваться? Чем больше мелких мультифункций, тем лучше. Центр не должен быть забит транспортом, он должен быть забит туристами. И вот тогда появляется экономика. Чем больше будет человеческой активности, чем плотнее разнообразные социкультурные связи, тем лучше. А когда только одна монофункция, то территория будет бедна...А покушения на то, чтобы придать этой городской территории монофункцию, были.
b83c78296efd760dc3f43a6bbfd91fe0.jpg
"...Никто даже и не поймёт, что этот город расположен на реке...." Фото: Оксана Богданова



- Например?
- Был Московский проект громадного торгового комплекса на базе Дома Советов. К вопросу, а по каким критериям отбирать ценности. Что ценно, а что нет? Мы изучали схемы и средневековые гравюры, на которых изображён город, ретроспективу карт и кадастровые планы тридцатых годов. Мы смотрели, где какие территории и объекты как обозначены. Немцы любили обозначать некие важные для них объекты «более жирненько», скажем так. Значит, эти объекты имеют какую-то ценность. Нам пришлось создать реестр ценностей. Где и как наиболее часто отмечается или описывается тот или иной объект, например. Также была просмотрена литература, в которой говорится о Кёнигсберге. Мы посмотрели, какие там объекты упоминаются чаще всего. Допустим, часто упоминается какой-то объект на Штайндамме. Значит, это имеет значение. Возьмём Рыбный рынок, который в литературе фигурирует как некое сосредоточение городской жизни. Постоянно. Путешественники часто описывают, и так далее. Мы посмотрели, что чаще всего рисовали художники. Много художников, которые сосредотачивались на одной и той же видовой перспективе. Очень часто рисовали угол «Альбертины» с Кафедральным собором и мостом. Значит, это тоже претендент на ценность, которая должна войти в реестр.
- А вы не смотрели, что рисуют наши современные художники?
- Конечно смотрели. Мы даже фиксировали количество современных изображений на один вид. В результате этой работы мы находили маленькие территории, на которых было столько функционала! Кафешки, кондитерские, магазины — всё это говорит о том, что территория пользовалась огромным жизненным спросом. И эта территория — огромная ценность. Очень важная тема — названия. Какой-нибудь архитектурной дряни не присвоят хорошее, звучное название вроде «Вильгельм-платц». Такие ценные названия всегда «вытягивали» качество этой территории. Сложение этих множественных критериев и позволяет нам вычленить какие-то знаковые фрагменты в городской среде, в которой иногда участвовали, один, два, иногда три дома, участок набережной, и так далее. Другими словами, нам удалось расшифровать... жизнь этого города. Всё это теперь вытягивается, ранжируется, вычищается, осмысливается, и так далее...
Мы практически не «вторгались» в частную жизнь, нас интересовала жизнь общественная. Нам нужна была историческая городская среда, мы с ней собственно, и работали...

Фото:

18+

Дети! Отдельные страницы данного сайта могут содержать вредную (по мнению российских законодателей) для вас информацию. Возвращайтесь после 18 лет!