Уважаемый Антон Андреевич!
Теперь, когда Вы стали губернатором в результате впечатляющей победы на выборах, на Вас ложится большая ответственность: Российское государство должно обеспечить сохранение культурных и нравственных ценностей нашего народа посредством грамотной культурной политики, а Вы как губернатор представляете позицию Российского государства.
С самого своего возникновения Русское государство стремилось к Балтийскому морю. Для этого Ярослав Мудрый основал Колывань (ныне Таллин), Иван III построил Ивангород, порт которого был свободной экономической зоной. Ради выхода к Балтийскому морю велась Ливонская война и 21 год длилась Северная война. Когда на Тегеранской конференции Черчилль заговорил о желании поляков получить Восточную Пруссию, Сталин заявил: «Русские не имеют незамерзающих портов на Балтике, и мы будем претендовать на Кёнигсберг и Мемель». Я провожу этот краткий исторический экскурс для Ваших молодых чиновников, которые, по-видимому, учились в школе в смутное время 90-х и не знают фактов, которые определяют геополитические интересы России в Балтийском регионе, в Калининградской области. Эти геополитические интересы требуют соответствующей государственной культурной политики в Калининградской области.
В подтверждение некомпетентности Вашей команды я опять обращусь к Кафедральному собору, который я и мои соратники подняли из руин без копейки бюджетных денег, зарабатывая на это благое дело — вернуть к жизни памятник архитектуры XIV века, возле северной стены которого нашел последний приют великий философ И. Кант. И теперь исторический памятник, разрушенный в 1944 году английской авиацией, является свидетельством высокой культуры русского народа, восстановившего Кафедральный собор. Понимают ли миссию подобных памятников те, кто сейчас эксплуатирует собор без всяких знаний о необходимых действиях по его сохранности? Абсолютно точно — нет. Простой пример: после моей отставки кто-нибудь озаботился наблюдением за осадкой здания, используя установленные мной реперы? Да нынешнее руководство Кафедрального собора и слов таких не знает.
Не знают эти люди во главе с Таривердиевой, как и для чего установлены в соборе различные предметы. Например, перед витражом «Апостол Петр и море» был установлен корабль-светильник. Его сделал немец в память моряков, рыбаков, погибших в морской пучине. Три мачты этого корабля несут символику Вера, Надежда, Любовь. Этот корабль-светильник с сотнями свеч, весной 2000 года доставили в Кафедральный собор, назначили день освящения, пригласили моряков из Военно-морского института, священника, хор. По мистическому, если угодно, совпадению, заранее назначенный день совпал с сороковым днем гибели подводной лодки «Курск». В Кафедральный собор пришли люди, потрясенные этой трагедией, родные погибших моряков, их друзья. Зажгли свечи светильника, зазвучал хор, слова молитвы. Все плакали. С тех пор в собор приходили молодые офицеры, отправлявшиеся к местам службы, зажигали свечи, думая о тех, кто погиб в морских волнах, а с витража на них смотрел Святой Петр. Что теперь? Светильник задвинули подальше от его витража, загородив еще один важный культурный объект — доску, на которой остались автографы великих музыкантов, выступавших в соборе. Первый автограф — знаменитого Юрия Темирканова. Никому теперь не нужно рассказывать о его творчестве, никому не нужно продолжать «собирать» автографы. Вот и не сделали этого, когда приезжал играть в соборе великий Виктор Третьяков. Зато в Кафедральном соборе проводятся ночные концерты экспериментальной музыки, слушать которые находится мало любителей.
Вы скажете, Антон Андреевич, что Таривердиева провела в Кафедральном соборе свой очередной конкурс органистов имени М. Таривердиева. Знаете, чем его проведение отличалось от предшествующих? Совместное российско-германско-американское предприятие «Конкурс имени М. Таривердиева», арт-директором которого является вдова композитора, имеет свой бюджет, свой фонд, пополняемый меценатами из США, ФРГ и, конечно, России. Среди меценатов, например, Георгий Боос, бывший наш губернатор. Так вот, дирекции конкурса всегда вполне хватало средств на его проведение, на призы, на гостиницу для участников. И на аренду зала и органа Кафедрального собора. И собор зарабатывал на этом, используя эти средства для продолжения реставрации. А реставрацию я еще не закончил, кое-что оставалось и в заалтарном пространстве. В этом году Таривердиева в значительной мере «повесила» конкурс на Кафедральный собор, отправляя своему заместителю Малофееву платежку за платежкой, потребовала послать за членами жюри автобус собора в Польшу, а после конкурса оплатить их отъезд. Как юристу и экономисту не хочется ли Вам узнать, почему, на основании чего, без всякой сметы и постановления губернатора это сделано? Подчеркну, что Боос давал конкурсу личные деньги и считал правильным, что Кафедральный собор зарабатывает на аренде.
И последнее. Еще в то время, когда я работал директором Кафедрального собора, мы провели фестиваль немого кино. Показали фильм «Метрополь» немецкого режиссера и фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», который считается одним из величайших в истории кино и копия которого хранится в Музее истории киноискусства в Париже. Фильмы шли в сопровождении органа, причем впервые в России. Выступили специалисты-искусствоведы. Это было культурное мероприятие, в котором в очередной раз говорилось о вкладе отечественного искусства в мировую культуру. В пятницу 15 сентября этого года в Кафедральном соборе прошел второй фестиваль немого кино. Он ознаменовался грандиозным банкетом в Малом зале, то есть в заалтарном пространстве. Реставрируя данный зал, я предполагал, что в нем будет звучать инструментальная музыка эпохи барокко, романтизма, классицизма, ведь Малый зал — это собрание эпитафий, там же — надгробие герцога Альбрехта, его первой супруги герцогини Доротеи Датской, из рода которой и мать последнего русского царя Мария Федоровна. Там же надгробие второй жены герцога Радзивилла... И вот над всеми захоронениями почти сотня человек проводит бурный фуршет, закончившийся далеко за полночь. Смех, громкие разговоры, повизгивания. Это и есть «оживление культурной жизни», о котором постоянно вещает Таривердиева? На следующий день, в субботу, удивленные экскурсанты, уловив стойкий запах спиртного и еды, спрашивали, не открылся ли здесь ресторан? И им объясняли причину «интересных» запахов. Когда мне об этом рассказали в воскресенье люди, встреченные мною на рынке, мне было стыдно. А Вам, Антон Андреевич?
Я очень надеюсь, что Вы осознаете свою ответственность за судьбу нашей области, ставшей российской в результате Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и найдете себе помощников, чьи советы не будут позорить государство, русский народ и Вас лично.
Заслуженный строитель Российской Федерации,
почетный гражданин Калининграда
Игорь ОДИНЦОВ