Знаковое событие последних дней – арест мэра Махачкалы. Те, кто в курсе, собственно, и дали именное такую оценку – знаковое. Или так хочется думать? Не суть. Арест – информационный повод вернуться к обсуждению статуса области под не совсем обычным ракурсом.
Написать этот пост подтолкнули некоторые соображения, высказанные в обсуждениях материала СИГа о статусе региона, а именно: «особливость» при желании можно найти в каком угодно регионе страны. Второе соображение – ссылка на экстремистский исламский сайт одного из самых активных участников и, как я понимаю, столь же активного оппонента СИГа.
В основе текста – рецензия-отзыв на книгу Мохамада Мохатхира – бывшего премьер-министра Малайзии – «Путь вперед». Если есть интерес, можно прочесть её ЗДЕСЬ: http://www.rulit.net/books/put-vpered-read-26544-1.html . Книга мудреца с Востока не является дорожной картой задачи «что нам делать с Кавказом». Но даёт понимание того, почему у Хлопонина – и выше - не получается и ничего не получится в Северо-Кавказском федеральном округе.
Поразительно: как от тропических джунглей с каучуковыми пальмами и соломенными сандалиями эта исламская страна пришла к мультимедийному коридору этому «национальному проекту» в привычной нам терминологии! Как дичайший малайско-исламский, наирадикальнейшего национализм Доктор "М" переплавил в подлинную исламскую модернити, глубочайшую модернизацию страны. Тем самым доказав творческие глубины, потенции великой религии. Сохранив традиционные ценности. Сохранив веру в Аллаха – всевышнего и милосердного. А ведь стартовые условия Малайзии и наших Средней Азии и Северного Кавказ были совершенно несопоставимыми! Возможно, многие знают, что в городе Фрунзе (Бишкек) было уникальное, хайтековское производство прессового оборудования, на тот момент абсолютно конкурентоспособное на мировом уровне (большая часть продукции шла на экспорт). И сейчас – абсолютная деградация и управления, и, как следствие, и регионов.
Поскольку тема ислама чрезвычайно политизирована, хочу сказать о своей позиции. Исламский терроризм – идея сильная, мощная, увлекающая за собой десятки миллионов людей по всему миру. Нравится нам это или нет. И победить её можно исключительно единственным способом – идей ещё более сильной. В условиях России – идеей империалистической. Каковую по содержанию разделяют такие лидеры (де-юре), как господа Обама, Баррозу, Оланд, Си Цзиньпин или Эрдоган. В морально-нравственном фундаменте такого империализма - ответ на вопрос: по ком звонит колокол? Взорванные в Махачкале террористами люди – мои братья и сестры. И этот колокол звонит по мне всякий раз, когда где-то от террористов гибнут люди. Наши люди. Собственно говоря, не сказал ничего нового для русского православного человека.
А что касается конкретных технологий социального инжиниринга, как сказал бы Карл Поппер, то можно было бы посоветовать г-ну Хлопонину для начала, например, понять разницу отношения чеченцев и аварцев к имаму Шамилю. Или слова Рамзана: «Сначала я – мусульманин, потом – чеченец, потом – россиянин». И как это можно использовать в конвертации исламского радикализма в мощнейшую энергию модернизации. Исламскую модернизацию в великом и по масштабу, и по возможностям, и по проблемам, огромном мире России – от Калининграда до Чукотки. А теперь – текст.
Доктор Махатхир - как его стали называть не за формальную ученую степень, а за подлинную мудрость - чем-то мне напоминает президента США Линкольна или премьер - министра Великобритании XIX века Дизраэли. Своими поразительными, на разрыв, падениями и подъемами по карьерной, а для политика это - суть жизненной - лестнице. Все трое были вынуждены уйти на время из политики с должностей членов парламентов. И все трое сказали себе: "Ещё не вечер!" Доктор Махатхир прошел сложнейшую эволюцию от почти радикального националиста до сложнейшего в своей системе взглядов и практических результатов политика мирового уровня. В самом деле: "азиатские", "малайские", "исламские" ценности - и это всё - в основе деятельности. Ценности: сначала, априори - ценности. На их основе - всё прочее. Как всё это можно сочетать, "примирить" и этим же руководствоваться? И быть к тому же успешным!? Если новая экономическая политика - это нам, россиянам, понятно, известно. Но что такое "позитивная этническая дискриминация"? Так ведь и не он её придумал - опирался на опыт США. Но эффективно применил именно он! Махатхир Мохамад и Ли Куан Ю. Любому интересующемуся "третьим" миром, очевидно заочное соревнование между ними, лидерами соседних стран. Думаю, не ошибусь, что Ли был лидером, главным креативщиком. Но и стартовые позиции были разными. Речь - о цивилизационных различиях. Получалось так: Малайзия - страна - больше, ресурсов - больше, но качество населения - хуже. Сингапур - страна - маленькая, ресурсов - ноль, преобладающее население - да, не очень образованное, да - торгаши и крестьяне, но всё же - китайцы с их 5-ти тысячелетней цивилизацией. У Ли нашлись добрые и справедливые слова к своему заочному "сопернику": "Махатхир тащил малайцев от мракобесия к науке и технологии... дал им видение будущего, основанного на науке и технологии... символом которого стал "мультимедийный суперкоридор". Малайзия - страна федеративная и многонациональная. Поразительно, как государственный деятель вел справедливую и в конечном итоге эффективную национальную политику, в основе которой с одной стороны - справедливость и, несмотря на позитивную этническую дискриминацию, равные возможности для всех этносов, с другой - абсолютное, безоговорочное равенство всех перед законом, какой бы национальности преступник не оказался. Не напоминает ли это вам нечто из нашей жизни, столь богатой и такого рода проблемами? Чрезвычайно важный аспект политики Доктора "М": он - едва ли не единственный политик исламского мира, продемонстрировавшего по-настоящему реальную и эффективную модернизацию. В условиях, существенно по ресурсному обеспечению, худших, чем монархии Персидского залива. Как он сумел переплавить энергию исламского экстремизма в энергию исламской модернити? Как? Для России – одна из основополагающих проблем! "Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Кто-то опроверг это высказывание? Доктор "М" не был зашоренным политиком, он творчески осмысливал и реализовывал то лучшее, что "выработало человечество". И ещё. Критикуя ту социальную модель, созданную на Западе, он пишет: "иллюзия - полагать будто нанятые государством работники будут осуществлять социальный уход за пожилыми и немощными лучше, чем это делают члены семьи". Поэтому задача исламского государства, как это понимал Доктор "М" - помогать семье, а не вырванному из её круга и помещенному в казенное учреждение человеку. Или для нас это не актуально?