Ресторан (!) «Геркулес», что на проспекте Мира, предоставил свою площадку «Тильзит-Театру» на условиях, которые театр смог потянуть, и шоу состоялось. Во всех смыслах. Что же получилось у Маэстро Марчелли с его старыми и верными товарищами?
Марчелли не был бы самим собой, не устроив несколько обманок. Откуда начинается театр? Это понятно. А с кого он начинается в «Тильзит-Театре»? С мужика в спортивном костюме а-ля 90-е и с шевелюрой чела тяжело и непрерывно работающего – подстричься некогда. Цепи не было, а вот брелок был. Так типа чё за дела? Чё за чел? А ассистента режиссера и исполнителя роли кучера-водителя не хотите (Анатолий Грабовенко)? Перевоплотившегося в напуганного сумасшедшими пассажирами своими так, что я сказал сам себе: «Верю!» Выразительная мимика и свободная игра интонациями – класс!
Вторая обманка-ловушка Марчелли – колоритная пара маргиналов, которые вроде бы бедные румыны, говорящие по-польски. Ни фига они не румыны: ни Парха (Николай Зуборенко), ни Джина (Ирина Несмеянова). Их игра, диалоги в самом начале давали основания сказать себе: «Мля, точно румыны! И на х. я пришел сюда?». Да что там «румыны» - желание делать то же самое, что они делали на сцене: пердели и блевали. Ну как бы пердели и как бы блевали. Но по Фене ботали натурально, бля!
Но потом как-то всё начало выясняться: вся эта стоебучая и вонючая физиология, сопровождающаяся именно таким лексическим рядом, всё это – не ради самоё себя… Нет, экзальтация не утихает до конца спектакля, но и угадать Джину в петле – нет, пока ещё невозможно. Как-то вот оно, действо, шло-шло, шло-шло, шло-шло, и вдруг догадка-прозрение: подожди – да это же выражение крайней степени вообще всего! Отчаяния, безнадеги, разочарования, безумного, бесконечного одиночества, тупизны, нелепостей собственных сущностей и того мира вокруг, о котором Алексей Иванов сказал в великолепном романе (настоятельно рекомендую) «Блуда и МУДО»: «Отъебись от меня стоебучим поебом злоебучая мандахуёвина, охуевшая от собственной заебитости!» Пароксизм и истерика. Что так?
Да от того, что Дорота Масловска написала пьесу о последних днях этого мира, где в полном соответствии с пророчествами, люди вновь вернулись туда, откуда вышли – в скотство. Румынам – румыново, и не думаю, что Кремль проплачивал Масловской эту мстю неблагодарным ромэям.
Обманка-ловушка Марчелли № 3 – да никакие они не румыны. А это уже обобщение: если национальность главных героев вообще не важна, то получаем мы на самом деле человека «вообще», человека эпохи апокалипсиса. А оттого и ведет себя этот человек соответственно: бога нет - и всё позволено, и здесь позволено, и… да и нет для него никакого «и»! Парочка полускотов-полубогов, как это и бывает с людьми, своим идиотизмом пытаются именно нагнуть водилу пониже, чтобы засадить поглубже. Фигурально. И это – люди? Люди свободного мира и свободной воли?
Власть лучше? Водила, увидев полицейскую машину, резко тормозит, бросается к полицейскому за помощью, а там ещё один скот уже поставил раком и засадил. Неважно кому – Марчелли показывает лишь жопу безликой давалки. Скот он не по причине выбранной позы (кто не без греха). Скот - не помог нуждающемуся. Он его просто послал на хуй.
Чел, сидевший со мной рядом, мой старший товарищ и друг В.К., давно знающий и любящий «Тильзит» (кстати, вполне себе русофильское название…), после спектакля прислал мне две смс-ки. В первой предложил назвать заметку о спектакле «Надежды маленькой оркестрик» (из Окуджавы, «…под управлением любви»). Во второй написал: "А что взамен? Паром. А где любовь? Любовь спасет? И где она в спектакле?» Но я хочу вернуться к игре актеров, а потом о том, куда же она несется эта птица-тройка.
Для меня звезда спектакля - Женщина (Елена Савляк). О, этот воплощенный порок, разбуженный и взлелеянный изменами и ложью мужа! Эти волнующие иллюзорной доступностью нетрезвой женщины интонации, жесты, намеки и мимика. И это красное платье, «Lady in red is dancing with me», Крис Дебург – это тоже и о пороке, и о доступности.
Дед (Борис Миронюк), без единого слова сыграет кого угодно. Браво!
Барменша (Полина Шипулина) и гардеробщица Халина (Ирина Семенова) – тут время остановилось, всё в той же прекрасной форме, что и 17 лет назад – со времени первого свидания в театре.
Так куда же мчится птица-тройка немецкого, кстати, производства? И какая-такая любовь должна кого-то спасти? Спасти? По крайней мере, Джину от петли она не спасла точно.
Куда она мчится? К парому, на паром. К Харону. Без возврата. «One way ticket» - навсегда.