«Зачем вы деретесь?»: рецензия на фильм «Околофутбола»
26 сентября 2013
Если продюссеры фильма «Околофутбола» хотели получить скандал еще до начала премьерных показов по стране, то со своей задачей они справились. Картина, повествующая о тяжелых трудовых буднях футбольных хулиганов, была снята с Санкт-Петербургского международного кинофестиваля. При этом одним из самых ярых критиков картины выступил актер и болельщик «Зенита» Михаил Боярский, подчеркнувший, что фильм противоречит общечеловеческим ценностям.
Гуманизма, человеколюбия, сострадания и милосердия, если присмотреться внимательно, в «Околофутбола» действительно сравнительно немного (а точнее совсем нет). Впрочем, сама полукриминальная среда, в которой существуют группировки футбольных ультрас, не сильно располагает к исполнению заповеди "возлюби ближнего своего". С другой стороны, что бы массовый зритель не думал себе о хулиганах и как бы к ним заочно не относился, «Околофутбола» - это самая амбициозная попытка отечественного кинематографа (у картины внушительный бюджет, а ее продюсером выступил Сергей Сельянов - человек, непосредственно приложивший руку к успеху «Брата-2») влезть на откровенно маргинальную, субкультурную и закрытую для глаз непосвященных территорию, что уже заслуживает внимания.
Мир «Околофутбола» - это территория фанатских стрелок, жестоких драк с конкурирующими группировками и ОМОНом и призрачных и эфемерных для обывателя понятий о чести и достоинстве, на которых здесь строится вся иерархия. Сюжет крутится вокруг четырех топ-боев одной группировки фанатов московского «Спартака». Преподаватель истории в столичном ВУЗе, который свои лекции оканчивает кратким, но емким «Любите страну!» Егор под кличкой Тичер (Александр Ратников) производит впечатление человека интеллигентного до мозга и костей. В фанатской фирме он фактически выполняет функции лидера и вождя, и несмотря даже на свою не самую внушительную комплекцию, пользуется среди товарищей беспрекословным авторитетом. После беспорядков на Манежной площади ему предлагали депутатское кресло, но из-за собственных принципов лидер «мясных» во власть лезть не спешит. Ярый – здоровенный, устрашающего вида детина, весь усеянный татуировками. В фирме он выполняет роль этакого командира штурмовых отрядов, а заодно и отвечает за физическую подготовку молодняка. Успешный бизнесмен Мажор и диджей Бритва – хорошая иллюстрация к тезису о том, что околофутбольная тусовка – это отнюдь не отстойник для разного рода социальных лузеров и люмпен-пролетариата и вполне способна собирать вокруг себя людей из самых разных социальных страт.
Сюжет здесь – вещь достаточно нехитрая, но до предела динамичная. Тичер без особого успеха пытается вычислить полицейскую «шестерку», которая сливает правоохранительным органам информацию о грядущих драках. Параллельно у него завязывается роман с невестой его главного подозреваемого Мажора - немного глуповатой, но эффектной Таисией. Впрочем, и линия любви, и какие-то попытки персонажей выяснять с друг другом отношения здесь абсолютно вторичны. Если режиссер Антон Борматов и пытался снять всего лишь очередную картину о настоящей мужской дружбе, то сам антураж фанатских повседневных разборок выводит его в совершенно другие дали. Сцена объяснения в светлых чувствах между Егором и Таисией вообще, наверное, самая слабая в фильме. Она механически твердит, что любит его, а он отчаянно орет что-то в ответ о принципах дружбы, мужской солидарности и что «ему с Мажором во фронтлайне стоять». Делается это все явно для того, чтобы не превратить «Околофутбола» в попытку снять документальное кино художественными средствами и чтобы на фоне фанатских драк, разборок и быта присутствовала хоть какая-то сюжетная канва.
Драки в картине поставлены действительно хорошо и со вкусом. Хоть речь тут и не идет о совсем гипертрофированной детализации, но хруст костей в каждой подобной сцене слышен достаточно отчетливо, так что, в некотором роде, с тезисами Боярского об общей антигуманной направленности фильма можно согласиться.
Характерно, что Борматов не дает однозначного ответа ни на вопрос о собственном отношении к фанатской среде, ни о природе этого, на первый взгляд, абсолютно иррационального насилия. Реакция испуганного обывателя, которому совсем невдомек как куча взрослых, абсолютно состоявшихся людей могут ломать друг другу кости из-за цвета шарфов и прочей атрибутики выражена в вопросе, который несколько раз рефреном звучит по ходу картины: «А зачем вы деретесь?». При том ответ зависает где-то между обывательским «потому что звери» и недоуменной фанатской реакцией « а че нам, в футбол, что ли играть?». К чести режиссера, он не пытается, как это часто бывает в подобных фильмах, свести всю проблематику к пошленькому пересказу «Бойцовского клуба» Чака Паланика и в стотысячный раз поведать зрителю о безуспешных попытках сублимации офисных работников и прочих белых воротничков.
Еще одним явным достоинством «Околофутбола» стало отсутствие как хэппи энда, так и раскаяния со стороны основных персонажей (этот момент вообще революционен для мейнстримового отечественного кинематографа). Борматов не опускается до откровенного фарисейства по примеру набитой под завязку патриотизмом картины «Мы из будущего», где скинхед под конец начинает соскабливать татуировки со свастикой с собственной кожи. Несмотря на все трагедии, герои остаются в конце такими же как и были в начале, нисколько не изменяя принципам и убеждениям, а фирма, хоть кто-то из топ-боев погиб, а кто-то угодил за решетку, по-прежнему собирается продолжать свою полуподпольную деятельность. Эта честность, с которой режиссер подходит к финалу картины, нисколько не пытаясь сглаживать острые и неудобные для общества углы, наверное, главный подкупающий фактор «Околофутбола». В конце концов общество может искренне ненавидеть футбольных хулиганов и не понимать их, но они точно такая же неизбежная реальность как снег, дождь, хлюпающая осенняя слякоть под ногами или мусор на улицах.
Текст: Алексей Щеголев
Гуманизма, человеколюбия, сострадания и милосердия, если присмотреться внимательно, в «Околофутбола» действительно сравнительно немного (а точнее совсем нет). Впрочем, сама полукриминальная среда, в которой существуют группировки футбольных ультрас, не сильно располагает к исполнению заповеди "возлюби ближнего своего". С другой стороны, что бы массовый зритель не думал себе о хулиганах и как бы к ним заочно не относился, «Околофутбола» - это самая амбициозная попытка отечественного кинематографа (у картины внушительный бюджет, а ее продюсером выступил Сергей Сельянов - человек, непосредственно приложивший руку к успеху «Брата-2») влезть на откровенно маргинальную, субкультурную и закрытую для глаз непосвященных территорию, что уже заслуживает внимания.
Мир «Околофутбола» - это территория фанатских стрелок, жестоких драк с конкурирующими группировками и ОМОНом и призрачных и эфемерных для обывателя понятий о чести и достоинстве, на которых здесь строится вся иерархия. Сюжет крутится вокруг четырех топ-боев одной группировки фанатов московского «Спартака». Преподаватель истории в столичном ВУЗе, который свои лекции оканчивает кратким, но емким «Любите страну!» Егор под кличкой Тичер (Александр Ратников) производит впечатление человека интеллигентного до мозга и костей. В фанатской фирме он фактически выполняет функции лидера и вождя, и несмотря даже на свою не самую внушительную комплекцию, пользуется среди товарищей беспрекословным авторитетом. После беспорядков на Манежной площади ему предлагали депутатское кресло, но из-за собственных принципов лидер «мясных» во власть лезть не спешит. Ярый – здоровенный, устрашающего вида детина, весь усеянный татуировками. В фирме он выполняет роль этакого командира штурмовых отрядов, а заодно и отвечает за физическую подготовку молодняка. Успешный бизнесмен Мажор и диджей Бритва – хорошая иллюстрация к тезису о том, что околофутбольная тусовка – это отнюдь не отстойник для разного рода социальных лузеров и люмпен-пролетариата и вполне способна собирать вокруг себя людей из самых разных социальных страт.
Сюжет здесь – вещь достаточно нехитрая, но до предела динамичная. Тичер без особого успеха пытается вычислить полицейскую «шестерку», которая сливает правоохранительным органам информацию о грядущих драках. Параллельно у него завязывается роман с невестой его главного подозреваемого Мажора - немного глуповатой, но эффектной Таисией. Впрочем, и линия любви, и какие-то попытки персонажей выяснять с друг другом отношения здесь абсолютно вторичны. Если режиссер Антон Борматов и пытался снять всего лишь очередную картину о настоящей мужской дружбе, то сам антураж фанатских повседневных разборок выводит его в совершенно другие дали. Сцена объяснения в светлых чувствах между Егором и Таисией вообще, наверное, самая слабая в фильме. Она механически твердит, что любит его, а он отчаянно орет что-то в ответ о принципах дружбы, мужской солидарности и что «ему с Мажором во фронтлайне стоять». Делается это все явно для того, чтобы не превратить «Околофутбола» в попытку снять документальное кино художественными средствами и чтобы на фоне фанатских драк, разборок и быта присутствовала хоть какая-то сюжетная канва.
Драки в картине поставлены действительно хорошо и со вкусом. Хоть речь тут и не идет о совсем гипертрофированной детализации, но хруст костей в каждой подобной сцене слышен достаточно отчетливо, так что, в некотором роде, с тезисами Боярского об общей антигуманной направленности фильма можно согласиться.
Характерно, что Борматов не дает однозначного ответа ни на вопрос о собственном отношении к фанатской среде, ни о природе этого, на первый взгляд, абсолютно иррационального насилия. Реакция испуганного обывателя, которому совсем невдомек как куча взрослых, абсолютно состоявшихся людей могут ломать друг другу кости из-за цвета шарфов и прочей атрибутики выражена в вопросе, который несколько раз рефреном звучит по ходу картины: «А зачем вы деретесь?». При том ответ зависает где-то между обывательским «потому что звери» и недоуменной фанатской реакцией « а че нам, в футбол, что ли играть?». К чести режиссера, он не пытается, как это часто бывает в подобных фильмах, свести всю проблематику к пошленькому пересказу «Бойцовского клуба» Чака Паланика и в стотысячный раз поведать зрителю о безуспешных попытках сублимации офисных работников и прочих белых воротничков.
Еще одним явным достоинством «Околофутбола» стало отсутствие как хэппи энда, так и раскаяния со стороны основных персонажей (этот момент вообще революционен для мейнстримового отечественного кинематографа). Борматов не опускается до откровенного фарисейства по примеру набитой под завязку патриотизмом картины «Мы из будущего», где скинхед под конец начинает соскабливать татуировки со свастикой с собственной кожи. Несмотря на все трагедии, герои остаются в конце такими же как и были в начале, нисколько не изменяя принципам и убеждениям, а фирма, хоть кто-то из топ-боев погиб, а кто-то угодил за решетку, по-прежнему собирается продолжать свою полуподпольную деятельность. Эта честность, с которой режиссер подходит к финалу картины, нисколько не пытаясь сглаживать острые и неудобные для общества углы, наверное, главный подкупающий фактор «Околофутбола». В конце концов общество может искренне ненавидеть футбольных хулиганов и не понимать их, но они точно такая же неизбежная реальность как снег, дождь, хлюпающая осенняя слякоть под ногами или мусор на улицах.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях