“С вами совершенно невозможно воевать”: рецензия на фильм “Сталинград”
3 октября 2013
«Сталинград» Федора Бондарчука должен был стать одним из самых громких проектов от отечественного кинопрома за последние годы. Первый отечественный фильм снятый в технологии IMAX 3D, 13-минутный фрагмент новой картины с пафосом и помпой презентовали в Лос-Анджелесе, а в борьбе за право представлять Россию на премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» «Сталинград» обошел даже обласканную большинством критиков «Легенду № 17». Даже неоднозначная репутация Федора Бондарчука как режиссера в данном случае работала скорее на положительную репутацию фильма. В конце концов, мало кто может поспорить, что Бондарчук, при всех своих минусах, не в состоянии снять красивую, абсолютно клиповую, пусть даже не сильно перегруженную смыслом и прочими идеологическими сложностями картинку, а все остальное в фильме должна была добить за него технология IMAX. Фактически от режиссера просто требовалось снять классический, красивый фильм аттракцион с героями-красноармейцами, заставляющих одним своим видом дрожать орды армии Вермахта.
Советские войска пытаются выбить немецкие части с левого берега Волги. Однако контрнаступление захлебывается. Небольшой группе разведчиков, под командованием капитана Громова (Петр Федоров), удается закрепить позиции в полуразрушенном доме. Постепенно в здание начинают стекаться остатки всех выживших в операции частей Красной армии. Как выясняется, дом оказывается контрольной точкой, которая мешает Вермахту разбомбить переправу Советских войск. Командование тут же отдает приказ Громову, чтобы он удержал любыми силами неудобный плацдарм, даже несмотря на нехватку боеприпасов и численное превосходство противника. Кроме того, красноармейцы находят вы доме 19-летнюю местную жительницу Катю (Мария Смольникова), которая существенно добавляет им хлопот. Немцы же при этом постоянно предпринимают попытки выбить врага с занятых позиций.
В качестве инструмента воздействия на зрителей Бондарчук в «Сталинграде» использует старые, хорошо проверенные еще по «9 роте» приемы: совершенно неоправданная и гипертрофированная до настоящего садизма жестокость «плохих парней», доведенные до грани отчаянья, но все равно сохраняющие человеческое лицо и не впадающие в откровенное зверство, даже в самых экстремальных ситуациях, главные герои и величественные и трагичные переборы фортепьянных клавиш на заднем плане в нужных сценах. Немцы в фильме у Бондарчука – это обретшие плоть и кровь персонажи эренбурговских агиток, их образ тут каких-то двойственных трактований не терпит (только офицер Кан, нет-нет, да и начинает проявлять пусть и какие-то самые примитивные, но человеческие черты). Впрочем, иногда режиссер, чтобы лишний раз заставить зрителей зажмуриться в приступах притворного ужаса, доводит все это до какого-то совсем болезненного апогея. Чего стоит только сцена, когда нацисты заколачивают женщину с малолетней дочкой в нехитрую деревянную конструкцию, чтобы сжечь заживо из огнемета в качестве «огненной жертвы» каким-то богам.
Сцены боев здесь обставлены с эпичностью достойной «Властелина колец» Питера Джексона. Горящие красноармейцы вламываются под непрекращающимся пулеметным огнем на немецкие позиции, после чего начинают рвать несчастных фрицев на части чуть ли не зубами.
«С вами совершенно невозможно воевать!», - в отчаянье всплескивает руками немец Кан, но вести боевые действия с русскими на равных в «Сталинграде» действительно совершенно невозможно. Мало того, что рядовой советский разведчик, словно ниндзя из американских боевиков 80-х, может с помощью одного ножа может перерезать немецкий патруль, но даже законы физики здесь беспрекословно подчиняются русскому военному гению. Красноармейцы с легкостью корректируют полет снаряда таким образом, чтобы он рикошетом от заглохшего танка, ударил прямиком по немецким позициям.
Впрочем, если с масштабами сражений у Бондарчука проблем не возникает, то вот инструментарий для их реализации до невозможности консервативен. В основном в «Сталинграде» эксплуатируется старая, но ничуть не забытая технология slow motion, досконально обыгранная еще братьями Вачовски в «Матрице», с зависающими в пространстве пулями и снарядами.
Свой поток сюрреализма в это варево из человеческих тел вносит закадровый текст, который самолично читает Бондарчук. В основном это достаточно шаблонные биографии главных героев. Режиссер, правда, явно не хочет, чтобы его новую картину воспринимали исключительно как визуальное произведение, поэтому, пытаясь придать литературность всему происходящему, иногда договаривается до полной чепухи в духе «правую руку из-за гангрены ей пришлось отнять, хорошо, что она была левшой».
Если IMAX в «Сталинграде» со своими функциями справляется на все 100% (на 20-метровом экране даже фоновые кадры горящих здания выглядят величественно и впечатляюще), то к режиссеру остается много вопросов. Фильм достаточно сильно обнажает отставание отечественного игрового кино от западных аналогов. И на фоне этой проблемы, несмотря на все те хвалебные эпитеты, которые уже успела заслужить картина, ее судьба на «Оскаре» совсем не выглядит такой уж простой и понятной.
Текст: Алексей Щеголев
Советские войска пытаются выбить немецкие части с левого берега Волги. Однако контрнаступление захлебывается. Небольшой группе разведчиков, под командованием капитана Громова (Петр Федоров), удается закрепить позиции в полуразрушенном доме. Постепенно в здание начинают стекаться остатки всех выживших в операции частей Красной армии. Как выясняется, дом оказывается контрольной точкой, которая мешает Вермахту разбомбить переправу Советских войск. Командование тут же отдает приказ Громову, чтобы он удержал любыми силами неудобный плацдарм, даже несмотря на нехватку боеприпасов и численное превосходство противника. Кроме того, красноармейцы находят вы доме 19-летнюю местную жительницу Катю (Мария Смольникова), которая существенно добавляет им хлопот. Немцы же при этом постоянно предпринимают попытки выбить врага с занятых позиций.
В качестве инструмента воздействия на зрителей Бондарчук в «Сталинграде» использует старые, хорошо проверенные еще по «9 роте» приемы: совершенно неоправданная и гипертрофированная до настоящего садизма жестокость «плохих парней», доведенные до грани отчаянья, но все равно сохраняющие человеческое лицо и не впадающие в откровенное зверство, даже в самых экстремальных ситуациях, главные герои и величественные и трагичные переборы фортепьянных клавиш на заднем плане в нужных сценах. Немцы в фильме у Бондарчука – это обретшие плоть и кровь персонажи эренбурговских агиток, их образ тут каких-то двойственных трактований не терпит (только офицер Кан, нет-нет, да и начинает проявлять пусть и какие-то самые примитивные, но человеческие черты). Впрочем, иногда режиссер, чтобы лишний раз заставить зрителей зажмуриться в приступах притворного ужаса, доводит все это до какого-то совсем болезненного апогея. Чего стоит только сцена, когда нацисты заколачивают женщину с малолетней дочкой в нехитрую деревянную конструкцию, чтобы сжечь заживо из огнемета в качестве «огненной жертвы» каким-то богам.
Сцены боев здесь обставлены с эпичностью достойной «Властелина колец» Питера Джексона. Горящие красноармейцы вламываются под непрекращающимся пулеметным огнем на немецкие позиции, после чего начинают рвать несчастных фрицев на части чуть ли не зубами.
«С вами совершенно невозможно воевать!», - в отчаянье всплескивает руками немец Кан, но вести боевые действия с русскими на равных в «Сталинграде» действительно совершенно невозможно. Мало того, что рядовой советский разведчик, словно ниндзя из американских боевиков 80-х, может с помощью одного ножа может перерезать немецкий патруль, но даже законы физики здесь беспрекословно подчиняются русскому военному гению. Красноармейцы с легкостью корректируют полет снаряда таким образом, чтобы он рикошетом от заглохшего танка, ударил прямиком по немецким позициям.
Впрочем, если с масштабами сражений у Бондарчука проблем не возникает, то вот инструментарий для их реализации до невозможности консервативен. В основном в «Сталинграде» эксплуатируется старая, но ничуть не забытая технология slow motion, досконально обыгранная еще братьями Вачовски в «Матрице», с зависающими в пространстве пулями и снарядами.
Свой поток сюрреализма в это варево из человеческих тел вносит закадровый текст, который самолично читает Бондарчук. В основном это достаточно шаблонные биографии главных героев. Режиссер, правда, явно не хочет, чтобы его новую картину воспринимали исключительно как визуальное произведение, поэтому, пытаясь придать литературность всему происходящему, иногда договаривается до полной чепухи в духе «правую руку из-за гангрены ей пришлось отнять, хорошо, что она была левшой».
Если IMAX в «Сталинграде» со своими функциями справляется на все 100% (на 20-метровом экране даже фоновые кадры горящих здания выглядят величественно и впечатляюще), то к режиссеру остается много вопросов. Фильм достаточно сильно обнажает отставание отечественного игрового кино от западных аналогов. И на фоне этой проблемы, несмотря на все те хвалебные эпитеты, которые уже успела заслужить картина, ее судьба на «Оскаре» совсем не выглядит такой уж простой и понятной.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях