«О бедном пирате замолвите слово»: рецензия на фильм «Капитан Филлипс»
6 декабря 2013
Кинокартина «Капитан Филлипс» была в первую очередь интересна за счет документальной основы своего сюжета. Ричард Филлипс – реально существующий персонаж. Его корабль подвергся пиратской атаке у берегов Сомали, а самого командира судна флибустьеры ХХI века захватили в плен. Проведя несколько дней в далеко не самой приятной компании, спасенный силами ВМФ США, моряк написал книгу «Долг капитана», глаз на которую положила компания Columbia Pictures. Для экранизации в срочном порядке был мобилизован режиссер Пол Гринграсс, ответственный за две части похождений Борна, а на роль самого Филлипса, решив не заморачиваться на внешнем сходстве, позвали Тома Хэнкса.
Сюжетную основа в «Капитане Филлипсе» решили, по возможности, не менять, поэтому книга воспроизводится, за исключением ряда моментов, практически дословно. Грузовой корабль «Алабама» под управлением Ричарда Филлипса везет провизию и медикаменты в африканские республики. Около берегов Сомали судно входит в неохраняемый коридор и к нему, как по заказу, тут же устремляются пиратские катера. Пока явно страдающие анорексией четверо пиратов пытаются заползти на палубу «Алабамы», с горем пополам приладив к борту самопальную лестницу, команда оперативно прячется в машинном отделении. Не везет только самому Филлипсу и еще двум морякам. Пираты застают их прямо в капитанской рубке, после чего используют в качестве заложников, требуя выдать, где скрываются остальные члены экипажа. Впрочем, бравые американские моряки, оправившись от первого шока, быстро осознают свое численное и тактическое преимущество. В результате рейд морских разбойников по внутренним помещения корабля оканчивается для них достаточно плачевно: один из пиратов получает серьезное ранение, а капитан Мусэ (Баркхад Абди) и вовсе оказывается в заложниках у моряков с «Алабамы». Американцы предлагают пиратам обмен капитанами, те, в свою очередь, вроде бы, соглашаются, но в самый ответственный момент запихивают Филлипса и Мусэ в спасательную шлюпку и пытаются ретироваться к берегам Сомали.
Первое, что вызывает недоумение в новой картине Гринграсса – это сама стилистика фильма. Для экшена в фильме подозрительно мало стрельбы, да и амбиции «Капитана Филлипса» явно выходят за рамки среднестатистического боевичка, который должен продемонстрировать самыми нехитрыми способами, что выдержка, упорство и верность своему долгу обязательно приведут героя к победе (особенно, когда эти выдержка и верность подкреплены боевой мощью флота США). Но и на социальную драму картина тоже не тянет, хотя, поначалу от нее создается именно такое впечатление. Упитанный Филлипс перед самолетным трапом жалуется жене на то, что он живет в мире, где «приходится постоянно крутиться». Тут же эти кадры сменяются сомалийской деревней, где боевики сгоняют местных тощих от голодухи местных жителей на пиратский рейд. Впрочем, сценарий не давал режиссеру хоть каких-то маневров для лирических отступлений. Тема почему, собственно, всему дееспособному мужскому населению африканской республики приходится с автоматами наперевес гонятся за кораблями, попавшими в их территориальные воды, так в фильме толком и не проговаривается. Мусэ пару раз невразумительно заикается о том, что суда развитых стран выловили в окрестностях всю рыбу, но дальше таких огульных обвинений речь так и не заходит. Режиссер, в принципе не пытается по ходу сюжета встать на сторону пиратов, чтобы понять, что конкретно довело их до таких крайностей.
Хотя фактура у режиссера для подобного поворота событий в «Капитане Филлипсе», безусловно, была. Постоянно находящиеся на грани нервного срыва пираты (один из них еще подросток), с глазами навыкате больше напоминают героиновых наркоманов на последней стадии ломки, чем морских разбойников, которых толкнула на кривую дорожку жажда легких денег. Мусэ, как заведенный, обещает Филлипсу, что «все будет хорошо» и скоро они приплывут в Сомали, где будут есть рис с козленком даже тогда, когда остервеневшие от злобы бандиты начинают раздавать американцу тумаки направо и налево, вымещая на заложнике злобу за свои неудачи.
Впрочем, на фоне очередной новинки от отечественного кинопрома – «22 минуты», снятой, примерно, на ту же тему, где накачанные, словно звезды бодибилдинга, больше напоминающие американских коммандос, пираты захватывают российское судно исключительно из-за тяги к наживе, «Капитан Филлипс» выглядит просто образцом объективности.
Текст: Алексей Щеголев
* Редакция выражает благодарность кинотеатру "Заря" за сотрудничество
Сюжетную основа в «Капитане Филлипсе» решили, по возможности, не менять, поэтому книга воспроизводится, за исключением ряда моментов, практически дословно. Грузовой корабль «Алабама» под управлением Ричарда Филлипса везет провизию и медикаменты в африканские республики. Около берегов Сомали судно входит в неохраняемый коридор и к нему, как по заказу, тут же устремляются пиратские катера. Пока явно страдающие анорексией четверо пиратов пытаются заползти на палубу «Алабамы», с горем пополам приладив к борту самопальную лестницу, команда оперативно прячется в машинном отделении. Не везет только самому Филлипсу и еще двум морякам. Пираты застают их прямо в капитанской рубке, после чего используют в качестве заложников, требуя выдать, где скрываются остальные члены экипажа. Впрочем, бравые американские моряки, оправившись от первого шока, быстро осознают свое численное и тактическое преимущество. В результате рейд морских разбойников по внутренним помещения корабля оканчивается для них достаточно плачевно: один из пиратов получает серьезное ранение, а капитан Мусэ (Баркхад Абди) и вовсе оказывается в заложниках у моряков с «Алабамы». Американцы предлагают пиратам обмен капитанами, те, в свою очередь, вроде бы, соглашаются, но в самый ответственный момент запихивают Филлипса и Мусэ в спасательную шлюпку и пытаются ретироваться к берегам Сомали.
Первое, что вызывает недоумение в новой картине Гринграсса – это сама стилистика фильма. Для экшена в фильме подозрительно мало стрельбы, да и амбиции «Капитана Филлипса» явно выходят за рамки среднестатистического боевичка, который должен продемонстрировать самыми нехитрыми способами, что выдержка, упорство и верность своему долгу обязательно приведут героя к победе (особенно, когда эти выдержка и верность подкреплены боевой мощью флота США). Но и на социальную драму картина тоже не тянет, хотя, поначалу от нее создается именно такое впечатление. Упитанный Филлипс перед самолетным трапом жалуется жене на то, что он живет в мире, где «приходится постоянно крутиться». Тут же эти кадры сменяются сомалийской деревней, где боевики сгоняют местных тощих от голодухи местных жителей на пиратский рейд. Впрочем, сценарий не давал режиссеру хоть каких-то маневров для лирических отступлений. Тема почему, собственно, всему дееспособному мужскому населению африканской республики приходится с автоматами наперевес гонятся за кораблями, попавшими в их территориальные воды, так в фильме толком и не проговаривается. Мусэ пару раз невразумительно заикается о том, что суда развитых стран выловили в окрестностях всю рыбу, но дальше таких огульных обвинений речь так и не заходит. Режиссер, в принципе не пытается по ходу сюжета встать на сторону пиратов, чтобы понять, что конкретно довело их до таких крайностей.
Хотя фактура у режиссера для подобного поворота событий в «Капитане Филлипсе», безусловно, была. Постоянно находящиеся на грани нервного срыва пираты (один из них еще подросток), с глазами навыкате больше напоминают героиновых наркоманов на последней стадии ломки, чем морских разбойников, которых толкнула на кривую дорожку жажда легких денег. Мусэ, как заведенный, обещает Филлипсу, что «все будет хорошо» и скоро они приплывут в Сомали, где будут есть рис с козленком даже тогда, когда остервеневшие от злобы бандиты начинают раздавать американцу тумаки направо и налево, вымещая на заложнике злобу за свои неудачи.
Впрочем, на фоне очередной новинки от отечественного кинопрома – «22 минуты», снятой, примерно, на ту же тему, где накачанные, словно звезды бодибилдинга, больше напоминающие американских коммандос, пираты захватывают российское судно исключительно из-за тяги к наживе, «Капитан Филлипс» выглядит просто образцом объективности.
Текст: Алексей Щеголев
* Редакция выражает благодарность кинотеатру "Заря" за сотрудничество
Поделиться в соцсетях