“Кровавое ретро”: рецензия на фильм “Византия”
6 августа 2013
Образ вампира в поп- и кино-культуре подвергся с течением времени явной деградации. Начав с суровых инфернальных аристократов, сошедших на кинопленку со страниц «Дракулы» Брэма Стокера, вампиры стремительно эволюционировали до безликой биомассы вся роль которой сводилась к тому, что бы с коротким рыком опасть серой требухой от удара меча какого-нибудь супергероя внушительных размеров а’ля Блэйд, а потом и вовсе превратились в глупых рефлексирующих тинейджеров из фильма «Сумерки» с мировоззрением на уровне персонажей сериала «Беверли-Хиллз, 90210». В этом смысле новая картина Нила Джордана, автора культового «Интервью с вампиром», получилась этаким возвращением к старой, практически патриархальной эпохе, когда каждый из киношных кровопийц был просто обязан тяготиться собственным положением, а между персонажами разыгрывались нешуточные, практически шекспировские страсти.
Сюжет крутится вокруг истории двух вампирш: Клары и Элеоноры. В свое время Клара обманом получила свой то ли дар, то ли проклятье, а заодно инициировала и собственную дочку. Теперь за женщинами охотится малопонятный тайный орден, целью которого является уничтожить Элеонору. Мать и дочка вынуждены колесить по самым забытым городам страны, скрываясь в дешевых ночлежках и отелях, при этом выдавая себя за сестер (в качестве небольшого бонуса за вечный голод, вирус вампиризма дарует своему носителю вечную молодость, так что на вид возрастная разница между родительницей и отпрыском невелика).
Первое чем приятно удивляет «Византия» это потрясающей для современного кино колоритностью и харизмой персонажей. Даже у самого второстепенного героя, не говоря уже об основных действующих лицах, здесь есть какая-то своя и, как правило, трагичная история. Порой начинает казаться, что Джордан хочет попросту превратить свой фильм в некое собрание сюжетных линий и судеб по подобию «Облачного атласа» братьев Вачовски. Даже появляющейся здесь в паре эпизодов, полноватый лузер и хозяин отеля «Византия», где находят пристанище главные героини, Ноэль имеет собственную историю, которую режиссер пытается обозначить хотя бы обрывками диалогов. Элеонора в исполнении миловидной молодой актрисы Сирши Ронан постоянно рефлексирует на тему собственного незавидного положения. Кровь она предпочитает пить исключительно у пожилых людей, играя роль такого своеобразного «санитара леса» от вампирского сообщества.
Экшена как такового в «Византии» нет (лишь в начале фильма Клара отрывает голову одному из членов ордена), но при этом любая сцена с кровью здесь смотрится по-настоящему жутко. И происходит это вовсе не потому, что Джордан льет кетчуп литрами, имитируя кровавые потопы (это как раз, практически, и не случается). Тут как раз и проявляется та самая режиссерская работа, которой так сильно в последнее время не хватало кассовому кинематографу, производящая необъяснимый психологический эффект, заставляющий закрывать глаза и вжиматься в спинку от кресла. Казалось бы, после океанов гемоглобиновой жидкости пролитых в последних творениях Голливуда зрителя уж никак не удастся напугать видом аккуратно вскрытых когтем вен на запястье. Но Джордан выстраивает все таким образом, что сцена превращается просто в какой-то образчик хоррора, по эффекту с которым не сравнится никакая «Техасская резня бензопилой».
Сложно сказать приобретет ли «Византия» такой же культовый статус как и «Интервью с вампиром» (хотя претензия на это и чувствуется в каждом кадре). В любом случае, на фоне современных кинематографических опусов о вампирах «Византия» - это такая отчаянная и прекрасная попытка вернуть в историю о бессмертных кровопийцах подлинную, а не игрушечную драму.
Текст: Алексей Щеголев
*Редакция выражает благодарность администрации кинотеатра "Эпицентр" за предоставленную аккредитацию
Сюжет крутится вокруг истории двух вампирш: Клары и Элеоноры. В свое время Клара обманом получила свой то ли дар, то ли проклятье, а заодно инициировала и собственную дочку. Теперь за женщинами охотится малопонятный тайный орден, целью которого является уничтожить Элеонору. Мать и дочка вынуждены колесить по самым забытым городам страны, скрываясь в дешевых ночлежках и отелях, при этом выдавая себя за сестер (в качестве небольшого бонуса за вечный голод, вирус вампиризма дарует своему носителю вечную молодость, так что на вид возрастная разница между родительницей и отпрыском невелика).
Первое чем приятно удивляет «Византия» это потрясающей для современного кино колоритностью и харизмой персонажей. Даже у самого второстепенного героя, не говоря уже об основных действующих лицах, здесь есть какая-то своя и, как правило, трагичная история. Порой начинает казаться, что Джордан хочет попросту превратить свой фильм в некое собрание сюжетных линий и судеб по подобию «Облачного атласа» братьев Вачовски. Даже появляющейся здесь в паре эпизодов, полноватый лузер и хозяин отеля «Византия», где находят пристанище главные героини, Ноэль имеет собственную историю, которую режиссер пытается обозначить хотя бы обрывками диалогов. Элеонора в исполнении миловидной молодой актрисы Сирши Ронан постоянно рефлексирует на тему собственного незавидного положения. Кровь она предпочитает пить исключительно у пожилых людей, играя роль такого своеобразного «санитара леса» от вампирского сообщества.
Экшена как такового в «Византии» нет (лишь в начале фильма Клара отрывает голову одному из членов ордена), но при этом любая сцена с кровью здесь смотрится по-настоящему жутко. И происходит это вовсе не потому, что Джордан льет кетчуп литрами, имитируя кровавые потопы (это как раз, практически, и не случается). Тут как раз и проявляется та самая режиссерская работа, которой так сильно в последнее время не хватало кассовому кинематографу, производящая необъяснимый психологический эффект, заставляющий закрывать глаза и вжиматься в спинку от кресла. Казалось бы, после океанов гемоглобиновой жидкости пролитых в последних творениях Голливуда зрителя уж никак не удастся напугать видом аккуратно вскрытых когтем вен на запястье. Но Джордан выстраивает все таким образом, что сцена превращается просто в какой-то образчик хоррора, по эффекту с которым не сравнится никакая «Техасская резня бензопилой».
Сложно сказать приобретет ли «Византия» такой же культовый статус как и «Интервью с вампиром» (хотя претензия на это и чувствуется в каждом кадре). В любом случае, на фоне современных кинематографических опусов о вампирах «Византия» - это такая отчаянная и прекрасная попытка вернуть в историю о бессмертных кровопийцах подлинную, а не игрушечную драму.
Текст: Алексей Щеголев
*Редакция выражает благодарность администрации кинотеатра "Эпицентр" за предоставленную аккредитацию
Поделиться в соцсетях