«Краткий курс космонавтики в галлюцинациях»: рецензия на фильм «Гагарин. Первый в космосе»
11 июня 2013
После глянцево-выдержанных «Высоцкого. Спасибо, что живой» и «Легенды № 17» от фильма про Гагарина как-то само собой ожидался накачанный патриотизмом и чувством гордости за державу незамысловатый байопик, с высосанной из пальца кукольной трагедией. Но на деле, у режиссера Павла Пархоменко получается что-то, даже по стандартам сегодняшнего отечественного кинопрома, невнятное и эфемерное.
Вся динамика сюжета крутится вокруг 12 апреля 1961 года, когда космический корабль «Восток-1» впервые вышел на орбиту Земли. Юрия Гагарина (Ярослав Жалнин) и Германа Титова сначала наряжают в неуклюжие и громоздкие оранжевые скафандры, а потом долго везут на спецтранспорте по пустынным пространствам к стартовой площадке космодрома. Гагарина грузят в ракету, и не смотря на возникшие технические неполадки, запускают на орбиту. Потом следует пара достаточно скучных по своему содержанию сеансов связи с командным центром, в ходе которых герой дежурно докладывает о том, что «состояние хорошее» и «все системы работают нормально» и дальнейшая сцена посадки, по сути, единственный момент в фильме, хоть как-то претендующий на какой-то саспенс. Все бы это вполне логично уместилось у Пархоменко в дежурный час, а результатом была бы странная, псевдодокументальная кинокартина. Но режиссер, видимо, ставил себе задачу куда масштабней. Для того, чтобы растянуть совсем уж лишенный всякой динамики сюжет хотя бы на полтора часа, он заставляет Гагарина буквально каждую секунду галлюционировать и вспоминать, то тренировки перед полетом в звездном городке, то неумелое знакомство с женой на танцах или голодное детство на оккупированной немцами территории. При этом подобные истории воспоминаний получаются у Пархоменко излишне лубочными. Сначала Сергей Королев по отечески заглядывает в спальню к космонавтам, чтобы проверить насколько крепок сон у будущих героев страны. Те, в свою очередь, как только за главным конструктором закрывается дверь, с видом хулиганистых пионеров в загородном лагере, открывают глаза и начинают обсуждать тему полетов. Королев, буквально, сходу начинает выделять Гагарина уже с самого начала программы по подготовке космонавтов, буквально, по какому-то наитию разглядывая в ничем не выделяющемся выходце из деревни будущего героя.
Иногда подобные истории у режиссера доходят уже до каких-то совсем болезненных, не имеющих ничего общего с реальностью фантазий. Гагарин, как бы, случайно вспоминает историю, про то, как в голодные военные годы, вместе с братом воровал еду у полицая. Рассвирепевший, тучный фриц, с истинно арийской жестокостью, тут же сооружает для мальчика импровизированную виселицу из его же шарфа, после чего лениво уходит обратно в покосившуюся хату, даже не пытаясь маленькому Гагарину и его матери спасти ребенка. Выглядит все это на редкость нелепо и сюрреально.
Еще одним странным моментом, стала сквозящая тема религии. На фоне взлетающего космического корабля почему-то звучат церковные песнопения, а мать и жена Гагарина, к месту и не очень, постоянно упоминают темы про молитвы. Но если, когда о боге начинает рассуждать колхозница, еще можно предположить, что атеистическая пропаганда в СССР ее просто не коснулась, то когда религиозный диспут с Гагариным заводит сам Королев, становится как-то не по себе от ощущения полного несоответствия сюжета исторической действительности, о которой снят фильм.
В итоге, можно добавить, что весь этот процесс флэшбэков и бэд трипов у первого космонавта, выглядит невероятно скучно, а картина кажется чудовищно затянутой. Пархоменко не справляется с той задачей, которую до этого пытались выполнить авторы «Легенды № 17»: показать нечто грандиозное и патриотичное. Несмотря на всю масштабность события, гордости за страну, по ходу фильма так ни разу и не испытываешь. Вроде бы космонавты все как один готовы добровольно лететь в космос на верную смерть, но выглядят при этом они настолько игрушечно, что в реальность таких персонажей поверить совершенно невозможно.
Текст: Алексей Щеголев
Вся динамика сюжета крутится вокруг 12 апреля 1961 года, когда космический корабль «Восток-1» впервые вышел на орбиту Земли. Юрия Гагарина (Ярослав Жалнин) и Германа Титова сначала наряжают в неуклюжие и громоздкие оранжевые скафандры, а потом долго везут на спецтранспорте по пустынным пространствам к стартовой площадке космодрома. Гагарина грузят в ракету, и не смотря на возникшие технические неполадки, запускают на орбиту. Потом следует пара достаточно скучных по своему содержанию сеансов связи с командным центром, в ходе которых герой дежурно докладывает о том, что «состояние хорошее» и «все системы работают нормально» и дальнейшая сцена посадки, по сути, единственный момент в фильме, хоть как-то претендующий на какой-то саспенс. Все бы это вполне логично уместилось у Пархоменко в дежурный час, а результатом была бы странная, псевдодокументальная кинокартина. Но режиссер, видимо, ставил себе задачу куда масштабней. Для того, чтобы растянуть совсем уж лишенный всякой динамики сюжет хотя бы на полтора часа, он заставляет Гагарина буквально каждую секунду галлюционировать и вспоминать, то тренировки перед полетом в звездном городке, то неумелое знакомство с женой на танцах или голодное детство на оккупированной немцами территории. При этом подобные истории воспоминаний получаются у Пархоменко излишне лубочными. Сначала Сергей Королев по отечески заглядывает в спальню к космонавтам, чтобы проверить насколько крепок сон у будущих героев страны. Те, в свою очередь, как только за главным конструктором закрывается дверь, с видом хулиганистых пионеров в загородном лагере, открывают глаза и начинают обсуждать тему полетов. Королев, буквально, сходу начинает выделять Гагарина уже с самого начала программы по подготовке космонавтов, буквально, по какому-то наитию разглядывая в ничем не выделяющемся выходце из деревни будущего героя.
Иногда подобные истории у режиссера доходят уже до каких-то совсем болезненных, не имеющих ничего общего с реальностью фантазий. Гагарин, как бы, случайно вспоминает историю, про то, как в голодные военные годы, вместе с братом воровал еду у полицая. Рассвирепевший, тучный фриц, с истинно арийской жестокостью, тут же сооружает для мальчика импровизированную виселицу из его же шарфа, после чего лениво уходит обратно в покосившуюся хату, даже не пытаясь маленькому Гагарину и его матери спасти ребенка. Выглядит все это на редкость нелепо и сюрреально.
Еще одним странным моментом, стала сквозящая тема религии. На фоне взлетающего космического корабля почему-то звучат церковные песнопения, а мать и жена Гагарина, к месту и не очень, постоянно упоминают темы про молитвы. Но если, когда о боге начинает рассуждать колхозница, еще можно предположить, что атеистическая пропаганда в СССР ее просто не коснулась, то когда религиозный диспут с Гагариным заводит сам Королев, становится как-то не по себе от ощущения полного несоответствия сюжета исторической действительности, о которой снят фильм.
В итоге, можно добавить, что весь этот процесс флэшбэков и бэд трипов у первого космонавта, выглядит невероятно скучно, а картина кажется чудовищно затянутой. Пархоменко не справляется с той задачей, которую до этого пытались выполнить авторы «Легенды № 17»: показать нечто грандиозное и патриотичное. Несмотря на всю масштабность события, гордости за страну, по ходу фильма так ни разу и не испытываешь. Вроде бы космонавты все как один готовы добровольно лететь в космос на верную смерть, но выглядят при этом они настолько игрушечно, что в реальность таких персонажей поверить совершенно невозможно.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях