«Харламов. Спасибо, что не Высоцкий»: рецензия на фильм «Легенда № 17»
19 апреля 2013
После страшноватой попытки Петра Буслова снять трагедию о большом поэте и непонимающем его обществе в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» к любой экранизации судьбы героев и символов Советской эпохи начинаешь уже априори относиться с подозрением. Особенно, когда речь в сценарии заходит, как и в случае с «Легендой № 17», о спортивных достижениях страны. Превращение «фантомных болей» современной России по временам империи, когда мы были № 1 практически во всем, в денежные знаки, ничем хорошим, как правило, не заканчивается. Впрочем, Николаю Лебедеву («Волкодав», «Звезда») на этот раз получилось снять несколько выбивающуюся из общего ряда картину. И несмотря на лошадиные дозы патриотического катарсиса, привычные штампы и звучащие то к месту, то не к месту гимнообразные раскаты, экранизация спортивной карьеры хоккеиста Валерия Харламова, явно тошноты и ощущения тотальной пошлятины не вызывает.
Действие фильма неожиданно начинается в Испании. Там еще маленький Харламов чуть не становится жертвой местной традиционной забавы – бега с быками. Однако, вооружившийся красной тряпкой, виртуозно спланировавший с балкона дядюшка спасает, казалось бы, обреченного ребенка от разъяренного животного. Уже после того как инцидент оказывается исчерпан, тореро-самоучка, приобнимая мальчика за плечи, начинает усердно вбивать ему в голову какую-то банальную максиму по типу «только ты сам решаешь, чего ты можешь, а чего нет». И хоть уже через пару кадров запуганный ребенок превратится в исполнителя главной роли голубоглазого Данилу Козлова, становится понятно, что нечаянно оброненная испанским родственником фраза, превратится в жизненное кредо главного героя, которое и поможет достичь ему небывалых спортивных высот.
Что касается акцентирования ключевых моментов, то Лебедев здесь вообще ни разу не стесняет банальных приемов, пусть даже они уже бесчетное количество раз использовались и до него. Надо показать сцену влюбленности - и за спинами героев начинает звучать струнный перебор романтического характера. Надо показать сцену отчаяния – и Козловский с перекошенным лицом начинает крушить клюшкой полки дома. Для того, чтобы показать удушливую атмосферу советской провинции (свою хоккейную карьеру Харламов начинает в клубе «Звезда» из городе Чебаркуля) режиссер и вовсе отбрасывает всякую хотя бы условную вежливость и производит на экране практически целый ряд интернет-мемов на тему «Россия – это боль и пустота». Город, такое ощущение, состоит только из дымящих заводов и фабрик и полузаброшенных бесконечных пространств.
Вторым главным действующим лицом «Легенды № 17» становится тренер ЦСКА и сборной СССР Анатолий Тарасов (Олег Меньшиков), этакое суровое и глубоко фанатичное существо, для которого кроме хоккея в жизни ничего не существует. Тарасов всеми силами растит из своей команды «железных людей» при том методы тренировки выбирает для этого весьма странные. Хоккеисты зачем-то разъезжают по площадке с ломиками наперевес, а во время перерывов тренер не отпускает игроков на скамейку, а заставляет восстанавливать силы, лежа прямо на льду. Харламов, по началу, вообще пользуется «особой любовью» у наставника. То он заставляет его собирать шайбы на поле, то ставит на ворота и под предлогом отработки ударов требует от остальной команды буквально расстреливать молодого игрока. Ночами же, легендарный тренер тайно проходит на стадион и украдкой следит «влажным» от любви взглядом за тренирующимся, уже отчаявшимся попасть в состав Харламовым.
Кульминацией кинокартины становятся матчи из цикла Суперсерии между сборными СССР и Канады. «Звезды» НХЛ в фильме, больше напоминающие переживших психоделическую революции хиппи, выглядят в фильме устрашающе и туповато, и крушат почем зря клюшками советских хоккеистов. Катарсис, медленно набирающий обороты по ходу фильма, здесь доходит до логического апогея: хруст костей, льющаяся кровь из под формы Харламова, галлюцинации, в которых герою является то разъярённый бык из начала фильма, то не менее разъярённый Тарасов и влетающая в канадские ворота шайба.
Несмотря на обилие штампов и клише, «Легенда № 17» - это действительно вполне удобоваримое, коммерческое кино для широкой аудитории (на глубокий смысл тут изначально никто и не пытался претендовать). Происходит ли это из-за каких-то режиссерских приемов или само событие, когда сборная СССР (которую в Канаде воспринимали исключительно как сборище выскочек и любителей) умудрилась разгромить маститых профи в первом матче Суперсерии накладывает такой отпечаток – вопрос открытый. Фактом остается одно: смотреть, за обводящим словно манекены соперников, Харламовым в «Легенде № 17» гораздо увлекательней чем те же игры многострадальной сборной России по футболу на последнем чемпионате Европы.
Текст: Алексей Щеголев
Действие фильма неожиданно начинается в Испании. Там еще маленький Харламов чуть не становится жертвой местной традиционной забавы – бега с быками. Однако, вооружившийся красной тряпкой, виртуозно спланировавший с балкона дядюшка спасает, казалось бы, обреченного ребенка от разъяренного животного. Уже после того как инцидент оказывается исчерпан, тореро-самоучка, приобнимая мальчика за плечи, начинает усердно вбивать ему в голову какую-то банальную максиму по типу «только ты сам решаешь, чего ты можешь, а чего нет». И хоть уже через пару кадров запуганный ребенок превратится в исполнителя главной роли голубоглазого Данилу Козлова, становится понятно, что нечаянно оброненная испанским родственником фраза, превратится в жизненное кредо главного героя, которое и поможет достичь ему небывалых спортивных высот.
Что касается акцентирования ключевых моментов, то Лебедев здесь вообще ни разу не стесняет банальных приемов, пусть даже они уже бесчетное количество раз использовались и до него. Надо показать сцену влюбленности - и за спинами героев начинает звучать струнный перебор романтического характера. Надо показать сцену отчаяния – и Козловский с перекошенным лицом начинает крушить клюшкой полки дома. Для того, чтобы показать удушливую атмосферу советской провинции (свою хоккейную карьеру Харламов начинает в клубе «Звезда» из городе Чебаркуля) режиссер и вовсе отбрасывает всякую хотя бы условную вежливость и производит на экране практически целый ряд интернет-мемов на тему «Россия – это боль и пустота». Город, такое ощущение, состоит только из дымящих заводов и фабрик и полузаброшенных бесконечных пространств.
Вторым главным действующим лицом «Легенды № 17» становится тренер ЦСКА и сборной СССР Анатолий Тарасов (Олег Меньшиков), этакое суровое и глубоко фанатичное существо, для которого кроме хоккея в жизни ничего не существует. Тарасов всеми силами растит из своей команды «железных людей» при том методы тренировки выбирает для этого весьма странные. Хоккеисты зачем-то разъезжают по площадке с ломиками наперевес, а во время перерывов тренер не отпускает игроков на скамейку, а заставляет восстанавливать силы, лежа прямо на льду. Харламов, по началу, вообще пользуется «особой любовью» у наставника. То он заставляет его собирать шайбы на поле, то ставит на ворота и под предлогом отработки ударов требует от остальной команды буквально расстреливать молодого игрока. Ночами же, легендарный тренер тайно проходит на стадион и украдкой следит «влажным» от любви взглядом за тренирующимся, уже отчаявшимся попасть в состав Харламовым.
Кульминацией кинокартины становятся матчи из цикла Суперсерии между сборными СССР и Канады. «Звезды» НХЛ в фильме, больше напоминающие переживших психоделическую революции хиппи, выглядят в фильме устрашающе и туповато, и крушат почем зря клюшками советских хоккеистов. Катарсис, медленно набирающий обороты по ходу фильма, здесь доходит до логического апогея: хруст костей, льющаяся кровь из под формы Харламова, галлюцинации, в которых герою является то разъярённый бык из начала фильма, то не менее разъярённый Тарасов и влетающая в канадские ворота шайба.
Несмотря на обилие штампов и клише, «Легенда № 17» - это действительно вполне удобоваримое, коммерческое кино для широкой аудитории (на глубокий смысл тут изначально никто и не пытался претендовать). Происходит ли это из-за каких-то режиссерских приемов или само событие, когда сборная СССР (которую в Канаде воспринимали исключительно как сборище выскочек и любителей) умудрилась разгромить маститых профи в первом матче Суперсерии накладывает такой отпечаток – вопрос открытый. Фактом остается одно: смотреть, за обводящим словно манекены соперников, Харламовым в «Легенде № 17» гораздо увлекательней чем те же игры многострадальной сборной России по футболу на последнем чемпионате Европы.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях