«Ждали денег»: как ГЦСИ строит в Калининграде музей современного искусства
25 марта 2015
В 2014 году, благодаря инициативе фотохудожника Юрия Селиверстова, в городе заговорили о собственном центре современного искусства. На совете по культуре при губернаторе Селиверстов тогда предложил сделать в Калининграде что-то вроде местного аналога московского «Винзавода» с кинозалами, хостелами, концертными площадками и кафе. В качестве ориентировочной площадки для реализации этого проекта предлагался бастион «Грольман». Губернатор тогда нашел эту затею «достаточно интересной».
Но прошел год, и больше о проекте центра творческих индустрий, который был предложен Селиверстовым, на открытых дискуссиях не вспоминали. Союз региональных фотохудожников, председателем которого является Юрий Селиверстов, сейчас реализует похожий проект в Закхаймских воротах, пусть куда меньшего масштаба. Сам фотохудожник говорил, что примерная стоимость его проекта (если все-таки останавливаться на «Грольмане») может доходить до 500 млн руб. Достаточно сложно предположить, что государство или частный бизнес будут готовы в нынешних экономических условиях потратить такие деньги на объект культуры, по поводу которого еще не совсем понятно, будет ли он окупаться или нет. Поговаривали, что вся эта инициатива с центром творческих индустрий родилась в свое время не без протекции бывшего заместителя полномочного представителя президента РФ Станислава Воскресенского, который как мог старался помогать местным творческим пассионариям. Но Воскресенского здесь уже нет, и вполне логично, что про центр теперь тоже никто не вспоминает. Интересно другое: калининградскому филиалу Государственного центра современного искусства удалось получить от федералов примерно такую же сумму, которая требовалась Селиверстову на похожий проект. Сейчас ГЦСИ плотно занят стройкой в казарме «Кронпринц», из которой в результате должен получиться полноценный музей современного искусства с большим экспозиционным залом и арт-студиями. Афиша RUGRAD.EU побывала на строительной площадке и выяснила, зачем городу нужен такой крупный проект.
ГЦСИ получил башню-редан в оперативное управление в 2003 году, а мансарду казармы – в 2006 году. «Ждали денег», – признается пресс-секретарь центра Андрей Ефиц. В прошлом году по линии федерального Министерства культуры центр получил 430 млн руб. Подрядчиком для строительных работ была выбрана компания «Растр». У центра в оперативном управлении фактически два объекта: мансарда и башня-редан. Строительные работы по первому объекту должны окончиться в 2016 году, по второму – в 2017.
Фактически мансарда «Кронпринца» и раньше использовалась центром современного искусства для своих выставочных проектов. Вспомнить можно хоть прошлогоднюю Музейную ночь. Но, как рассказывает пресс-секретарь калининградского ГЦСИ, о каком-то «приемлемом» использовании этих помещений речь может идти только после того, как будет закончена стройка.
«Это будет нормальное, обустроенное выставочное помещение с элементарными инфраструктурными вещами. До этого у нас тут даже туалета не было. В выставочном зале не должны стучать зубы от холода, а до этого они стучали…», – поясняет Андрей.
Будущий вход в мансарду пока нельзя разглядеть. Конструкция плотно замотана баннерами супермаркета «Виктория». В будущем это все превратится в этакую стеклянную шахту с лестницей и лифтом, благодаря которому можно будет подняться на 4-й этаж. Помимо лифта, у входа сделают пандусы, что должно обеспечить доступ в здание для людей с ограниченными возможностями. Сейчас у будущей конструкции лежит брусчатка – видимо, малая часть от тех 85 тонн, которые ГЦСИ получил благодаря щедрости городских властей. Но Андрей Ефиц оговаривается, что это «только кажется, что много».
Наверх сейчас, пока лифт еще только в планах, можно подняться по лестнице. Стройка идет полным ходом, так что о будущих экспозиционных пространствах тут пока мало что говорит. Сложно представить себе кинолекторий на 50 человек в помещении, которое сейчас используется как подсобка для рабочих, где вперемешку лежит разнообразная строительная утварь, а небольшую кирпичную стену украшают неразборчивые надписи, среди которых прочитать можно только крупное и уверенно выцарапанное «Донбасс». Но именно здесь и будет кинолекторий. Полноценного места, где можно было бы демонстрировать видео, у центра современного искусства раньше не было. Раньше для этих целей могла использоваться дружественная арт-площадка «Ворота», но сейчас у ГЦСИ планируется собственная площадка.
«Здесь будет книжный магазин, здесь – приемная, дальше – кабинет директора», – показывает пресс-секретарь ГЦСИ на небольшие комнатки. Первое помещение, которое планируется сдать в эксплуатацию, – мастерская для детских проектов центра. Есть еще резиденция для художников. Калининградский филиал ГЦСИ достаточно часто принимает участие в международных проектах, в рамках которых в город приезжают художники и кураторы из-за рубежа. Селить их до этого приходилось в местных гостиницах, что, конечно, не лучшим образом сказывалось на общих бюджетах проектов.
«Теперь у нас будет гостевая резиденция для приезжих художников. Там будет душ, туалет, полноценная такая мини-квартирка», – рассказывает Андрей Ефиц.
Сразу же бросается в глаза большое помещение с белыми стенами. Это будущий экспозиционный зал ГЦСИ площадью 500 кв. м.
Сейчас эти помещения ГЦСИ из-за начавшейся стройки не используются. Оборонительная казарма входит в число памятников федерального значения, так что на подрядчика при строительстве ложится ряд серьезных ограничений. «Мы стараемся бережно относиться к памятнику. Отреставрирована кирпичная кладка, воссозданы окна с оригинальной кенигсбергской расстекловкой», – рассказывает пресс-секретарь.
Есть, конечно, какие-то бюрократические сложности, которые тормозят общий ход работ. ГЦСИ получил финансирование на проведение газа. Но есть небольшой участок трубы, который в комплекс федерального памятника не входит. Деньги, выделенные Минкультом, ГЦСИ на этот участок по формальным причинам не может потратить. Теперь надо договариваться с областным правительством, чтобы они ремонтировали этот кусок, либо искать еще какие-то пути решения.
Помимо мансарды, ГЦСИ сейчас перестраивает под свой новый комплекс башню-редан, которая тоже входит в архитектурный комплекс «Кронпринц». Рабочие роют углубления для вспомогательных помещений. «Просто под какой-то элементарный склад, пока у нас некуда оборудование складывать», – поясняет Андрей Ефиц.
Над входом в башню – надпись Kronprinz, которую почему-то надо читать справа налево. Как рассказывает Андрей Ефиц, надпись осталась от перформанса заместителя директора калининградского филиала центра Евгения Уманского. Если надо, ее можно подсветить неоном. На стенах башни – полинявшие рисунки солдат, оставшиеся от другого арт-перфоманса.
Благодаря башне ГЦСИ получает в свое распоряжение больше 3 тысяч кв. м. Здесь будет саунд-студия, библиотека современного искусства, небольшие залы для экспозиций. Также планируется открыть собственное кафе, чего у местного ГЦСИ никогда не было. Сразу около входа внутрь башни есть большое пространство, которое по своей форме напоминает колодец. Его центр планирует использовать для световых и саунд-инсталляций.
«Возможно, сюда со временем переедут офисы. Структура этого здания располагает к этому», – рассказывает Андрей Ефиц. Из здания МариНПО, где центр сейчас арендует офисы, ГЦСИ планирует перебраться уже в собственные помещения.
Несмотря на некое идеологическое сходство с проектом Юрия Селиверстова, Андрей Ефиц от сравнений нового проекта ГЦСИ с лофт-пространствами в духе питерских «Этажей» старательно открещивается.
«Это полноценная, финансируемая государством институция. Это не будет похоже на лофт, это традиционное (если это слово применимо к музею современного искусства) выставочное пространство», – отмечает Андрей Ефиц
Главный вопрос к этому проекту – это вопрос о целесообразности, как и в случае с центром творческих индустрий. Нельзя сказать, что мероприятия, посвященные современному искусству, собирали в городе такое уж большое количество публики. Зрители, которых Данилу Акимову удавалось собирать на свой фестиваль Sound Around, порой с трудом помещались в небольшом клубе «Репортер». Но все равно помещались.
«Сложно говорить об аудитории, когда ей некуда ходить...», – уклончиво отвечает пресс-секретарь и тут же в качестве примера приводит опыт нижегородского филиала ГЦСИ, который под подобные проекты получил аж 7 тысяч кв. м в местном кремле.
«Опыт показывает, что, когда есть место, то появляется и аудитория. У нас нет в этом сомнений», – резюмирует он.
Помимо башни и мансарды, центру современного искусства достались еще и подвалы «Кронпринца». Но что с ними делать, пока еще не очень понятно.
Бастион «Грольман» от казармы находится буквально через дорогу. С соседней улицы хорошо видны вывески с рекламой балконов, лоджий и круглосуточной автомойки. О центре творческих индустрий здесь пока ничего не напоминает.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Власова Юлия
Но прошел год, и больше о проекте центра творческих индустрий, который был предложен Селиверстовым, на открытых дискуссиях не вспоминали. Союз региональных фотохудожников, председателем которого является Юрий Селиверстов, сейчас реализует похожий проект в Закхаймских воротах, пусть куда меньшего масштаба. Сам фотохудожник говорил, что примерная стоимость его проекта (если все-таки останавливаться на «Грольмане») может доходить до 500 млн руб. Достаточно сложно предположить, что государство или частный бизнес будут готовы в нынешних экономических условиях потратить такие деньги на объект культуры, по поводу которого еще не совсем понятно, будет ли он окупаться или нет. Поговаривали, что вся эта инициатива с центром творческих индустрий родилась в свое время не без протекции бывшего заместителя полномочного представителя президента РФ Станислава Воскресенского, который как мог старался помогать местным творческим пассионариям. Но Воскресенского здесь уже нет, и вполне логично, что про центр теперь тоже никто не вспоминает. Интересно другое: калининградскому филиалу Государственного центра современного искусства удалось получить от федералов примерно такую же сумму, которая требовалась Селиверстову на похожий проект. Сейчас ГЦСИ плотно занят стройкой в казарме «Кронпринц», из которой в результате должен получиться полноценный музей современного искусства с большим экспозиционным залом и арт-студиями. Афиша RUGRAD.EU побывала на строительной площадке и выяснила, зачем городу нужен такой крупный проект.
ГЦСИ получил башню-редан в оперативное управление в 2003 году, а мансарду казармы – в 2006 году. «Ждали денег», – признается пресс-секретарь центра Андрей Ефиц. В прошлом году по линии федерального Министерства культуры центр получил 430 млн руб. Подрядчиком для строительных работ была выбрана компания «Растр». У центра в оперативном управлении фактически два объекта: мансарда и башня-редан. Строительные работы по первому объекту должны окончиться в 2016 году, по второму – в 2017.
Фактически мансарда «Кронпринца» и раньше использовалась центром современного искусства для своих выставочных проектов. Вспомнить можно хоть прошлогоднюю Музейную ночь. Но, как рассказывает пресс-секретарь калининградского ГЦСИ, о каком-то «приемлемом» использовании этих помещений речь может идти только после того, как будет закончена стройка.
«Это будет нормальное, обустроенное выставочное помещение с элементарными инфраструктурными вещами. До этого у нас тут даже туалета не было. В выставочном зале не должны стучать зубы от холода, а до этого они стучали…», – поясняет Андрей.
Будущий вход в мансарду пока нельзя разглядеть. Конструкция плотно замотана баннерами супермаркета «Виктория». В будущем это все превратится в этакую стеклянную шахту с лестницей и лифтом, благодаря которому можно будет подняться на 4-й этаж. Помимо лифта, у входа сделают пандусы, что должно обеспечить доступ в здание для людей с ограниченными возможностями. Сейчас у будущей конструкции лежит брусчатка – видимо, малая часть от тех 85 тонн, которые ГЦСИ получил благодаря щедрости городских властей. Но Андрей Ефиц оговаривается, что это «только кажется, что много».
Наверх сейчас, пока лифт еще только в планах, можно подняться по лестнице. Стройка идет полным ходом, так что о будущих экспозиционных пространствах тут пока мало что говорит. Сложно представить себе кинолекторий на 50 человек в помещении, которое сейчас используется как подсобка для рабочих, где вперемешку лежит разнообразная строительная утварь, а небольшую кирпичную стену украшают неразборчивые надписи, среди которых прочитать можно только крупное и уверенно выцарапанное «Донбасс». Но именно здесь и будет кинолекторий. Полноценного места, где можно было бы демонстрировать видео, у центра современного искусства раньше не было. Раньше для этих целей могла использоваться дружественная арт-площадка «Ворота», но сейчас у ГЦСИ планируется собственная площадка.
«Здесь будет книжный магазин, здесь – приемная, дальше – кабинет директора», – показывает пресс-секретарь ГЦСИ на небольшие комнатки. Первое помещение, которое планируется сдать в эксплуатацию, – мастерская для детских проектов центра. Есть еще резиденция для художников. Калининградский филиал ГЦСИ достаточно часто принимает участие в международных проектах, в рамках которых в город приезжают художники и кураторы из-за рубежа. Селить их до этого приходилось в местных гостиницах, что, конечно, не лучшим образом сказывалось на общих бюджетах проектов.
«Теперь у нас будет гостевая резиденция для приезжих художников. Там будет душ, туалет, полноценная такая мини-квартирка», – рассказывает Андрей Ефиц.
Сразу же бросается в глаза большое помещение с белыми стенами. Это будущий экспозиционный зал ГЦСИ площадью 500 кв. м.
Сейчас эти помещения ГЦСИ из-за начавшейся стройки не используются. Оборонительная казарма входит в число памятников федерального значения, так что на подрядчика при строительстве ложится ряд серьезных ограничений. «Мы стараемся бережно относиться к памятнику. Отреставрирована кирпичная кладка, воссозданы окна с оригинальной кенигсбергской расстекловкой», – рассказывает пресс-секретарь.
Есть, конечно, какие-то бюрократические сложности, которые тормозят общий ход работ. ГЦСИ получил финансирование на проведение газа. Но есть небольшой участок трубы, который в комплекс федерального памятника не входит. Деньги, выделенные Минкультом, ГЦСИ на этот участок по формальным причинам не может потратить. Теперь надо договариваться с областным правительством, чтобы они ремонтировали этот кусок, либо искать еще какие-то пути решения.
Помимо мансарды, ГЦСИ сейчас перестраивает под свой новый комплекс башню-редан, которая тоже входит в архитектурный комплекс «Кронпринц». Рабочие роют углубления для вспомогательных помещений. «Просто под какой-то элементарный склад, пока у нас некуда оборудование складывать», – поясняет Андрей Ефиц.
Над входом в башню – надпись Kronprinz, которую почему-то надо читать справа налево. Как рассказывает Андрей Ефиц, надпись осталась от перформанса заместителя директора калининградского филиала центра Евгения Уманского. Если надо, ее можно подсветить неоном. На стенах башни – полинявшие рисунки солдат, оставшиеся от другого арт-перфоманса.
Благодаря башне ГЦСИ получает в свое распоряжение больше 3 тысяч кв. м. Здесь будет саунд-студия, библиотека современного искусства, небольшие залы для экспозиций. Также планируется открыть собственное кафе, чего у местного ГЦСИ никогда не было. Сразу около входа внутрь башни есть большое пространство, которое по своей форме напоминает колодец. Его центр планирует использовать для световых и саунд-инсталляций.
«Возможно, сюда со временем переедут офисы. Структура этого здания располагает к этому», – рассказывает Андрей Ефиц. Из здания МариНПО, где центр сейчас арендует офисы, ГЦСИ планирует перебраться уже в собственные помещения.
Несмотря на некое идеологическое сходство с проектом Юрия Селиверстова, Андрей Ефиц от сравнений нового проекта ГЦСИ с лофт-пространствами в духе питерских «Этажей» старательно открещивается.
«Это полноценная, финансируемая государством институция. Это не будет похоже на лофт, это традиционное (если это слово применимо к музею современного искусства) выставочное пространство», – отмечает Андрей Ефиц
Главный вопрос к этому проекту – это вопрос о целесообразности, как и в случае с центром творческих индустрий. Нельзя сказать, что мероприятия, посвященные современному искусству, собирали в городе такое уж большое количество публики. Зрители, которых Данилу Акимову удавалось собирать на свой фестиваль Sound Around, порой с трудом помещались в небольшом клубе «Репортер». Но все равно помещались.
«Сложно говорить об аудитории, когда ей некуда ходить...», – уклончиво отвечает пресс-секретарь и тут же в качестве примера приводит опыт нижегородского филиала ГЦСИ, который под подобные проекты получил аж 7 тысяч кв. м в местном кремле.
«Опыт показывает, что, когда есть место, то появляется и аудитория. У нас нет в этом сомнений», – резюмирует он.
Помимо башни и мансарды, центру современного искусства достались еще и подвалы «Кронпринца». Но что с ними делать, пока еще не очень понятно.
Бастион «Грольман» от казармы находится буквально через дорогу. С соседней улицы хорошо видны вывески с рекламой балконов, лоджий и круглосуточной автомойки. О центре творческих индустрий здесь пока ничего не напоминает.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Власова Юлия
Поделиться в соцсетях