RuGrad.eu

30 , 12:25
$107,74
-1,84
114,31
-1,83
26,43
-0,36
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Заставь Ярошука богу молиться»: репортаж RUGRAD.EU

«Заставь Ярошука богу молиться»: репортаж RUGRAD.EU

15 марта 2017

В конце 2015 года депутаты горсовета Калининграда приняли  не слишком понятный по функционалу документ — концепцию духовно-нравственного развития и просвещения населения Калининграда. Она предусматривала создание совета по духовно-нравственному развитию горожан. Его первое заседание состоялось, правда, только в 2017 году. Афиша RUGRAD.EU побывала на мероприятии и выяснила, почему разговоры о нравственности от лица Александра Ярошука так напоминают чиновничьи сборища.


«Братья и сестры Ярошука»

Православные священники в черных рясах не спеша рассаживаются за столом в одном из кабинетов горадминистрации. Один из них, белобородый, улыбаясь, трясет сзади за плечи Давида Шведика. Раввин оборачивается, видимо, узнает мужчину в рясе и лучезарно улыбается в ответ. На столе установлена табличка с фамилиями и именами участников. Где-то между православными батюшками и раввином находится место для представителя местной общины мусульман.

Помимо представителей религиозных организаций, в заседании относительно недавно созданного совета участвуют чиновники и общественники. По другую сторону от священников сидит Марина Ядова, которая недавно возглавила городское управление культуры.
Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим входит в кабинет не из коридора, а откуда-то со стороны помещений, где обитает глава Калининграда Александр Ярошук. Он очень тихим голосом приветствует собравшихся. Кажется, что он говорит: «Здравствуйте, товарищи». Кресло для него стоит во главе стола — по левую руку от места градоначальника.

Сам Ярошук в зал вбегает вприпрыжку. Видно, что у чиновника мало времени, и он куда-то спешит. Но открывать заседание все равно будет православный архиепископ. Священник сетует, что таких концепций, пусть и разных по содержанию, уже было принято много. Но оборачивались они порой «пустым звуком». «Если те, кто должен реализовать концепцию, не будут понимать умом и сердцем того, что в ней написано, то она останется пустым звуком, — предупреждает собравшихся священник, — но я надеюсь, что наша концепция не будет гласом вопиющего в пустыне».

Но только чиновники (или, наоборот, только общественники) так сделать не могут. «Это должно стать нашим общим делом», — нравоучительно подытоживает Серафим. Священник рассказывает о достаточно понятных вещах: если по отдельности этого сделать нельзя, то чиновники, общественники и представители религиозных организаций должны объединиться. Для этого им понадобится «единый подход, единое понимание и единый язык». Цель у всех участников этого тройственного союза глобальная: Серафим говорит о том, что надо сформировать «единый уклад жизни целого города». При том этот «единый уклад» должен быть основан «на базовых национальных ценностях». Священник все тем же негромким голосом расшифровывает для собравшихся, что это должны быть за ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, наука и другие.

«Это не только сложно, но кажется почти неподъемной задачей, — вздыхает он. — Но только кажется. Если мы вместе, то возможно [этого] достичь. Только нужно захотеть, друзья», — говорит он.

После священника в разговор вступает Александр Ярошук. «Братья и сестры!» — произносит он последнее слово на церковнославянский манер, приветствуя окружающих. Глава города благодарит всех за то, что когда-то удалось совместными усилиями принять концепцию духовно-нравственного развития. Прошел всего год, но градоначальник уже видит «первые росточки», и уже прошла «масса мероприятий».

«Человек, отвлекаясь от мирской суетной жизни, задается вопросом: для чего он живет, для чего он пришел, цели, как ее прожить… В этом духовно-нравственном балансе», — рассказывает Ярошук. Глава Калининграда пускается в какие-то пространные рассуждения про то, что как только человек начинает этими вечными вопросами мучиться, то он после этого приходит «в церковь, мечеть или еще куда-то». Но некоторые люди «стесняются».
«Поэтому мы создали сайт», — радостно сообщает собравшимся глава города. На сайте можно посмотреть расписание мероприятий, которые проходят в рамках принятой концепции. И все это направлено, чтобы помочь человеку «в этой суетной жизни». «Вот эти координаты ценностей духовно-нравственных приобрести, наладить, настройку сделать. Поэтому мы занимаемся очень важным дело», — слегка сбивается чиновник. Он, как и архиепископ Серафим, уверен, что совету придется трудно. И если совету уже в одном-двух горожанах «удастся пробудить хорошее», то, значит, уже «не зря поработали».

«Жить в городе, в котором есть точки координат этих ценностей... Я имею в виду духовно-нравственных... Справедливость, есть мораль...Это намного город будет успешней, чем другие... В материальных условиях. Бюджеты. Совершенно другое качество жизни у людей», — пытается уговорить он молчащих в зале.
Чтобы выглядеть более убедительным, Александр Ярошук приводит следующую статистику. В городе стали часто покупать квартиры приезжие («из страны» называет их Ярошук). Чиновники стали изучать этот тренд. «Очень много факторов, — со знанием дела рассказывает глава. — Москву и Санкт-Петербург выбирают, потому что там удобно: туда все россияне хотели бы приехать». Но не всем желающим на эти города хватает денег. «А потом начинают выбирать: а какое качество жизни здесь? Много ли церквей? Какие парки? Духовно-нравственная обстановка в городе очень важна», — начинает объяснять мотивировку приезжающих глава.

В конце выступления он извиняется перед собравшимися: в Калининград приехал вице-премьер по спорту Виталий Мутко, и главе надо идти решать рабочие вопросы. «Всегда с вами!» — клянется он. «Вы могли бы просто сказать сегодня: «Занят!», «Не могу!»... Такая встреча… Но вы сами пришли», — успокаивает его архиепископ и даже благословляет его. «Спаси Господи!» — несколько раз повторяет Ярошук, прощаясь.


«Тяжелая година»

После того как мэр уходит, заседание окончательно начинает напоминать какое-то бюрократическое мероприятие, где вместо разговоров о том, как много было сделано для улучшения качества жизни людей за год, участники почему-то постоянно вспоминают про мораль, нравственность и духовность.

Сначала совету покажут небольшой видеоролик. Тревожные голос на фоне видов Калининграда говорит о «девальвации культурных ценностей». Но потом тревожные нотки отступают. На экране священники с детьми, улыбающийся Давид Шведик (тоже с детьми), какие-то общественники сажают деревья. «В городском пространстве возникает диалог о морали и духовности», — вновь вступает растерявший всю свою угрозу закадровый голос. В конце голос читает стихотворение про то, что «Бог и мир» «живут вовек», а жизнь людей «мгновенна и убога».

После окончания ролика вести совет будет заместитель Ярошука по социальным вопросам Анна Апполонова. Заседание совета окончательно начинает напоминать не то оперативное совещание в администрации Калининграда, не то заседание областного правительства. Она осторожно интересуется у Серафима, можно ли перейти к обсуждению второго вопроса: речь пойдет о программах по реализации концепции.

«Наступивший год — год столетия революции — дает всем нам возможность объективного осмысления того, к чему может привести идеология социального неприятия», — предупреждает она. Дальше вновь про результаты, «осознание необходимости взаимодействия» и желание религиозных конфессий «быть полезными городу» и «консолидацию гражданского общества». «Нами многое сделано», — уверяет она и благодарит всех за «гражданскую активность».

Надо переходить к третьему вопросу. Но перед этим слово получает протоиерей Сергий. «Мы еще раз переживем содержание программы. Пропустим через себя. Это очень важно», — говорит он.

Слово получает Давид Шведик. Сначала он говорит о важности толерантности. Но потом начинает задавать вопросы о критериях, которыми будет измеряться деятельность совета. «Что мы хотим? — удивляется он. — Мы хотим работать со школьниками? С семьями? Молодежь? Это правильно. Но чего мы хотим добиться?» Потом он удивляется, почему нигде не прописана победа в Великой Отечественной войне. «Есть [в документах] один из праздников мусульман. Но наши праздники — это тоже, как бы... Пурим, который был недавно, Пейсах, который будет скоро. Чтобы мы имели равные площадки для работы с людьми», — говорит он. «Вы можете предложить все мероприятия, которые у вас есть», — обещает ему Апполонова.

Слово получает общественница Людмила Грицук. Она представляется председателем регионального союза матерей и уполномоченным по защите прав материнства и детства. «Духовенство меня знает», — уверяет она и долго благодарит всех, кто помогал ей в работе («правительство, комитет по образованию, губернаторы, сколько были, Александр Георгиевич Ярошук»). «Мы совместно проводили программы во всех школах города и области по патриотическому воспитанию детей. В такую тяжелую годину, сейчас, оно дало нам очень большой результат. Программа не прошла бесследно в душах и сердцах наших детей», — говорит общественница, но ее прерывает Анна Апполонова. Совет уже перешел к третьему вопросу: обсуждают список мероприятий. «Я довольна буквально всем», — ретируется Грицук, когда ей предлагают обсудить план. Она тоже вспоминает про нелегкую работу совета. «Но мы обязаны с ней справиться», — пересказывает она другими словами уже по несколько раз сказанное другими выступавшими.

На этом заседание заканчивается. Журналисты долго обсуждают, где записывать подход Серафима и решают, что лучше на первом этаже, потому что там красивый рисунок: на стене изображена торчащая из Площади Победы стелла и величественный храм за ней. Вместо Серафима, правда, вновь появляется протоиерей Сергий. Он руководит отделом образования в калининградской епархии. Его спрашивают, как он оценивает факт того, что раньше духовно-нравственным развитием занималась только церковь, а теперь подключились и официальные власти. «Мы сотрудничаем [с властями] уже долгий период», — отмечает он.


Текст: Алексей Щеголев



Поделиться в соцсетях