Возбудить чувства за 136 миллионов
В понедельник, 13 января, в Гурьевске открыли «Парк пяти чувств» — еще один проект, получивший федеральный грант за победу в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Техническое открытие парка состоялось еще в конце декабря 2019 года. Но официальную церемонию все-таки перенесли на 2020 год. И это, наверное, пошло только на пользу. У властей Советска, которые поспешили открыть свою набережную в 2019 году, получилось далеко не всё. Афиша RUGRAD.EU отправилась в Гурьевск и рассказывает, как устроено новое общественное пространство.
Что случилось?
Так называемый парк сенситивного развития — проект, на который местные власти выиграли федеральный грант в размере 55 млн руб. Итоговая стоимость проекта, как сообщает пресс-служба областного правительства, с учетом софинансирования областного и муниципального бюджетов составила 136 млн руб. В открытии «Парка пяти чувств» принимал участие губернатор Антон Алиханов.
До появления «Парка пяти чувств» здесь был заброшенный лесной массив площадью 7,5 га. Что делать с этой территорией, местные чиновники не очень представляли. Тогда власти приняли решение поработать с командой архитектора Антона Глушкова, у которой было свое видение по этому общественному пространству. «Мы представляли концепцию в том разрезе, что у нас цифровая эпоха настает. Исчезает связь с природой, с какими-то вещами. То есть дети тупо по деревьям не умеют лазать», — рассказывает архитектор об идее парка.
Перед тем как представить идею нового общественного пространства, урбанисты провели соцопросы. «К чему у них, условно говоря, тянется душа? Надо ли это делать в стилистике ретрофутуризма? Или вспомнить про трудовые профессии?» — рассказывает автор концепции. Опросы показали, что жителей больше всего волнует количество зеленых зон.
Архитектор отмечает, что проект позиционируется именно как «парк федерального уровня», а не просто как очередная локальная зона для прогулок в Гурьевске. «Чтобы был такой кейс, который можно показывать не просто как парк для города Гурьевска. А парк для всей Калининградской области или Российской Федерации», — рассказывает Глушков.
Архитектор отмечает, что при разработке концепции учитывался западный опыт и фактически ее «собирали кусочками по всей Европе». «Мы с Подольским поехали в Ганновер, и в Польше есть маленький парк. Из всех парков пытались взять самые лучшие моменты», — вспоминает он.
И что, у них действительно получилось?
В отличие от набережной в Советске, парк в Гурьевске выглядит более завершенным. За зеленым забором взмахивает оранжевым ковшом экскаватор. Из сырой земли торчат декоративные деревья белого цвета — несколько дощечек, обмотанных гирляндами с лампочками.
Те, кто работал с воплощением концепции «Парка пяти чувств», видимо, решили пойти самым простым путем. Стержень парка — это дорожки и лавочки. К ним уже планомерно «прикручивали» различные зоны активности. Первый из аттракционов — «Звуковой диск» — полый круг на стальном штыре, внутри которого перекатываются мячики для настольного тенниса. Круг предлагается вращать, чтобы создавать «увлекательный звуковой эффект».
Все аттракционы в сенситивном парке устроены по такому же примерно принципу: этакие незатейливые игры, которые должны заинтересовать детей, которые еще не начали проходить в школе физику. Есть здесь что-то похожее на самые примитивные переговорные устройства: деревянные тумбы, стилизованные по внешнему виду под ретро-радио.
Есть «Вращающийся диск», который не рекомендовано использовать людям с психическими заболеваниями. Зеркальный калейдоскоп — лабиринт из зеркал, которые, словно копирка, множат отражение каждого, кто туда попадает. Зеркальная ротонда, которая по первоначальному замыслу должна искажать пространство вокруг себя, если ее раскрутить. Но используют ее по большей части как банальные качели.
«Часть из [этих объектов] делали гурьевские ребята. Для нас важно в таких проектах, чтобы экономика города на них заработала», — рассказывает Глушков.
И что, все эти диски, калейдоскопы и ротонды работают?
«Парк пяти чувств» точно еще не закончен. Пока здесь нет велодорожек: велосипедный мост появится только после того, как власти возьмутся за вторую очередь парка. Как рассказывал глава администрации Гурьевска Сергей Подольский, мост должен появиться к лету (вместе с ним в парке будет обустроена и смотровая площадка). При этом, по словам главы администрации, средства на эти работы придется искать во внебюджетных источниках.
«Есть общий набросок всей велосипедной сети города Гурьевска. Даже в этих дворах, которые мы делали, "Фабричку" (имеется в виду проект благоустройства микрорайона «Фабричный». — Прим. ред.), мы там закладывали велосипедные дорожки. Именно транзитные. Чтобы через эту территорию велосипедисты могли насквозь проезжать. Эти велосипедисты интегрируются в общие проекты от будущих реконструкций дорог. То есть в будущем в Гурьевске появится цельная велосипедная инфраструктура», — рассказывает Глушков.
Водная зона пока выглядит тоже совершенно не так, как на проморолике местной администрации. Полноценного водоема, как показано в видеопрезентации, в парке пока нет. Есть измельчавшая нитка воды, вбитая между двумя бетонными берегами. Поэтому все аттракционы, завязанные на ручье, работают очень условно.
«Водяная чаша» — жестяная неглубокая емкость, наполненная водой. На пояснительной табличке указано, что если стукнуть по чаше правильным образом, то вода «начинает танцевать», а чаша ей подпевает. Хотя, по сути, по воде просто идет рябь.
И на всё это потратили 136 миллионов?
Антон Глушков считает, что это адекватная сумма для такого проекта. «Если смотреть по другим аналогичным паркам России, то это более чем адекватно. Мы не говорим, что это парк "Зарядье": у нас все-таки более точечные моменты. Не нужно было обустраивать каждый квадратный метр парка, но, тем не менее, была задача создать интересную среду. Это вполне бюджетно по деньгам», — рассказывает он.
В качестве примера архитектор приводит общественное пространство «Белые цветы» в Казани, где, по его оценкам, 1 га благоустройства мог стоить порядка 100 млн руб.
Глушков отмечает, что новый парк вписали в структуру пешеходных потоков Гурьевска, но при этом общественное пространство «несет в себе самостоятельную функцию». «Почему мы вытащили природу и сенситивность? Потому что это общечеловеческая идея. Эта идея была бы актуальна в любом городе. Вспоминая сериал "Черное зеркало", эти утопии и антиутопии, все сталкиваемся с этой цифровой эпохой. И волей-неволей мы должны сохранить в себе человеческое», — комментирует архитектор.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова
Видео: Даниил Громаков
Поделиться в соцсетях