«В Калининграде нельзя снять Россию»
4 июля 2017
В последнее время Калининградская область часто выступает в роли съемочной площадки для федеральных кинопроектов. В регионе снимался боевик «Воин», который продюсировал Федор Бондарчук. Сериал «Налет» с Владимиром Машковым в главной роли, который выходил на Первом канале, также полностью был отснят в Калининграде. Неожиданно кинопродюсеры при выборе площадок для своих новых проектов всё чаще стали выбирать Калининград. Афиша RUGRAD.EU выяснила, кто помогает съемочным группам снимать фильмы в Калининградской области и как на самом деле устроен этот бизнес.
Продюсерский дуэт
В своем первом фильме каскадер и будущий кинопродюсер Ахмед Бугов снялся около 18 лет назад, но названия этой ленты уже не припоминает. Его можно понять, потому что за это время каскадер успел сняться примерно в 50 картинах.
«Трюковать» Бугов начал еще в детстве, но попасть в среду каскадеров тогда даже не мечтал: казалось, что «это космос». Через какое-то время нашел «учителя». «Он жил в Китае. Дипломат. Тогда это так называлось. Но они были разведчики, а работали как дипломаты. Специалисты высочайшего уровня», — вспоминает Ахмед Бугов.
У случайно обретенного сенсея каскадер обучался восточным единоборствам. Теперь Бугов сам преподает спортивное ушу. Увлечение восточными единоборствами многое дало кинопродюсеру в профессиональном плане. Для некоторых кинопроектов он занимался подготовкой трюков и постановкой драк. «Ушу — это вся хореография, которая творится в кино. Вся эта красота, «Матрица» — всё это на базе ушу», — рассказывает каскадер.
Параллельно с преподавательской деятельностью Ахмед Бугов снимал собственные короткометражные работы, а материалы отсылал в столицу. В один момент его пригласили на первую съемку.
С 1981 года Бугов живет в Калининграде. Всё это время каскадер был уверен: область идеально подходит для киносъемок. Здесь сравнительно дешевая логистика (если сравнивать Калининград с условным Владивостоком), а в плане фактуры для киносъемок регион легко выигрывал конкуренцию по сравнению с остальной Россией. Киношники увидели здесь остатки немецкой архитектуры, которая нужна режиссерам для картин о Великой Отечественной войне. В плане природных ландшафтов наша область — уникальное место для кинематографистов, которые могли здесь найти и лесные массивы, и морские панорамы. Советские режиссеры Калининград в этом плане ценили: остатки европейской архитектуры были важным козырем в ситуации, когда для многих режиссеров съемки за границей оказывались недоступной опцией. «Двадцать дней без войны» здесь снимал Герман-старший (культовый режиссер превратил Неман в Ташкент). А Леониду Нечаеву для его сказки-мюзикла «Про Красную Шапочку» потребовались пейзажи Куршской косы.
С развалом Советского Союза отечественная киноиндустрия оказалась в кризисе. Про Калининград стали забывать. Где-то с первой половины «нулевых» Ахмед Бугов пытался затащить в регион кинопродюсеров и съемочные группы. Продюсер встречался, уговаривал, демонстрировал фотографии, а через какое-то время учредил компанию «Запад Фильм» (каскадер на сегодняшний день является ее генеральным директором), но особых результатов не было. Всё изменилось после того, как Ахмед Бугов познакомился с продюсером Аркадием Даниловым, который на ближайшие годы станет его бизнес-партнером. Совместными усилиями они снимут около 15 кинокартин.
Данилов — москвич, и, согласно данным ЕГРЮЛ, он является гендиректором и единственным учредителем ООО «Кинокомпания СинтезФильм». Сайт «Кинопоиск» выдает 14 фильмов, к выходу которых он был так или иначе причастен. Среди них, к примеру, боевик «Код Апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли — типичное российское кино периода растущих цен на нефть.
Продюсер Аркадий Данилов прилетел в Калининград в составе съемочной группы сериала «Вдова», который делали для НТВ. Данилов подтверждает слова своего бизнес-партнера о том, что до появления в регионе съемочной группы «Вдовы» Калининградская область мало интересовала киношников, и он приехал фактически «на пустое место», где не было ни специалистов, ни техники. Ничем, кроме локаций, Калининград заинтересовать представителей индустрии тогда не мог.
До «Вдовы», как вспоминает московский продюсер, в Калининграде успели снять один эпизод сериала «Морские дьяволы». Но ничего, кроме этого, из съемочной истории Калининграда он вспомнить не может.
Для «Вдовы» всерьез обсуждались три локации съемок. Киношникам нужно было море, так что выбор в этом случае не велик: Владивосток, Крым и Калининград. Самую восточную точку страны сразу отмели из-за дороговизны авиаперелетов, а в Крыму к тому моменту снималось и так слишком много проектов. «Калининград — это такая terra incognita, где было интересно попробовать», — объясняет критерии выбора Аркадий Данилов. Впрочем, несмотря на все риски, локации удовлетворили запросы съемочной группы. Сначала продюсер выслал сюда разведывательный «десант», чтобы прощупать обстановку, а потом прилетел сам. После знакомства с Ахмедом Буговым, который помогал москвичам с организацией съемок «Вдовы», Данилов понял, что есть все шансы превратить калининградскую terra incognita, еще никому особо не известную и не понятную, в привлекательную площадку для продюсеров и режиссеров.
Звонок от Бондарчука
Съемки «Вдовы» были окончены. Данилов улетел обратно в Москву. Пока планы будущих партнеров не простирались дальше одного проекта, который был закончен. Но тут продюсеру неожиданно позвонили от Федора Бондарчука: именитый режиссер в тот момент продюсировал картину о бойцах MMA. Выбирая площадку для кинофильма «Воин», Бондарчук разрывался между Владивостоком и Калининградом. Аркадия Данилова попросили помочь с организацией съемок в самой западной точке страны, но съемочная группа явно осторожничала. После того, как сюда приехал первый десант, гендиректора «Запад Фильма» и его партнера заверили, что «всё понравилось» и в Калининграде группа проведет 20 съемочных дней. Потом Данилову перезвонили и сказали, что снимать будут уже 22 дня. Потом 18. Потом 16. Кончилось всё тем, что «Воин» от начала и до конца был снят в Калининградской области. Хотя первоначально планировалось разделить съемки между Калининградом и Москвой.
Этот звонок от Бондарчука и стал в какой-то степени прорывным моментом. После «Воина» к Аркадию Данилову обратились от Кирилла Серебренникова. Режиссер в тот момент готовился к съемкам новой драмы «Ученик» на злободневную тему. Предложение настолько удивило продюсера, что он сразу начал пытать потенциальных заказчиков, зачем им понадобился город. В сценарии было прописано всего несколько локаций: школа, квартира и нудистский пляж. Данилов был уверен, что всё это без особых проблем можно снять в «большой России» и не тратиться на командировки.
Впрочем, через какое-то время секрет был раскрыт. Скорее всего, лоббистом Калининграда стал оператор Владислав Опельянц, который работал над «Воином» и в этом же амплуа был задействован в «Ученике». «Он прекрасно знает регион и его очень любит», — поясняет продюсер.
Аркадий Данилов уверяет, что фильм Серебренникова оказался не менее резонансной рекламой Калининграда как съемочной площадки, нежели «Воин». Если драма о семейных ценностях и бойцах MMA, ожидаемо, прогремела на всю Россию (во многом благодаря фамилии своего продюсера), то Серебренников — это фестивальное кино. Фактически картина рекламировала область совершенно другой целевой аудитории и за пределами РФ. На кинофестивале в Каннах лента получила премию Франсуа Шале.
После этих двух картин «съемочная блокада» Калининграда была снята, а Ахмеда Бугова, Аркадия Данилова и их компании завалили работой. Здесь снимали сериал «Налет» (франшиза французского криминального Braquo) для Первого канала. Главную роль в многосерийном фильме играет Владимир Машков, а Калининград выглядит в ленте Карена Оганесяна как первоклассная площадка для съемок полицейского нуара: в меру темная, со своим мрачным очарованием. Был мини-сериал «Чужой дед» с Василием Лановым в главной роли. Начали работать в том числе и связи Аркадия Данилова: он получал заказы от москвичей и тащил снимать проекты в Калининградскую область.
Сейчас партнеры занимаются двумя проектами одновременно: исторический фильм в декорациях Второй мировой «На Париж» и боевик «Желтый глаз тигра», сценарная канва которого крутится вокруг нелегальной добычи янтаря, а местом действия стал именно Калининград.
«Мы живем за счет маржи»
С того момента, как Аркадий Данилов прилетел в Калининград работать над «Вдовой», в городе многое поменялось. Тогда в регионе фактически не было никакой инфраструктуры. Сейчас генеральный директор «Запад Фильма» рассказывает, что у него в штате есть специалисты по кастингу, техники, фотографы, ассистенты по гриму, водители, рабочие, постановщики. «Мы выросли», — уверяет Бугов. Несколько лет назад параллельно с «Запад Фильмом» была создана компания «Калининград Фильм» (партнеры объясняют это технической необходимостью).
«Наша задача — зарабатывать на услугах. Мы предоставляем услугу, она сколько-то стоит, у нас остается маржа. За счет маржи мы живем», — объясняет в двух словах Аркадий Данилов, как устроен их бизнес. Есть и другая схема, когда партнеры выступают не в роли «принимающей» стороны, а получают заказ на съемки фильма от телеканала или другого заказчика. Данилов объясняет, что тогда всё происходит так же, как и в случаях с подрядчиками, которые выиграли какой-либо тендер: на съемки предоставляется определенный бюджет, на эти деньги надо сделать продукт и еще умудриться заработать. «Тебе дали 100 рублей — построй за 80», — проводит он аналогию со строительным бизнесом.
На «принимающую» сторону ложатся все обязанности по организации и обеспечению съемок. Приехавшие дают заказ, какие места для съемки им нужны, а партнеры уже обеспечивают им техническую сторону вопроса: везут в нужное место, получают у властей разрешение на съемку, обеспечивают на съемочной площадке массовку и реквизиты.
«Приезжает 25-30 единиц техники и 80 человек работников и плюс еще актеры. Если им в этот момент скажут, что снимать здесь нельзя, то это очень дорого [будет]», — смеется Аркадий Данилов. «В любом городишке нужно письмо и разрешение», — продолжает гендиректор «Запад Фильма».
Иногда, помимо продюсерских функций, партнерам приходилось «работать руками». Ахмед Бугов со смехом вспоминает, когда художники забыли сделать для автомобиля военные номера, они рисовали и вырезали его вместе с Даниловым. Название картины он, правда, вспомнить не может.
Пока, как признаются партнеры, все деньги, вырученные от проектов, им приходится вкладывать в развитие бизнеса. «Наверное, что-то мы зарабатываем и что-то вкладываем», — осторожно замечает Ахмед Бугов, поясняя, что кинобизнесом все-таки «занимаются фанаты своего дела». Тратиться приходится в том числе и на технику: на съемках одного из проектов водитель разбил машину, которая возила операторскую платформу. Ресурсов «Запад Фильма» хватило, чтобы оперативно найти другой подходящий автомобиль. «Мы как продюсеры можем остаться без зарплаты. А рабочие и постановщики зарплату получают», — говорит Бугов.
Несмотря на то, что с точки зрения логистики Калининград может оказаться дешевле, чем другие регионы, услуги актеров массовки здесь сравнимы с Москвой. «Москва настолько готова к кинопроизводству, настолько перенасыщена услугами, что московские цены порой ниже, чем в Калининграде», — говорит Аркадий Данилов. Наш город проигрывает столице еще и в том, что база актеров, готовых участвовать в съемках, здесь пока ощутимо меньше. В социальных сетях постоянно появляются объявления от компании «Запад Фильм» и «Калининград Фильм» о поиске актеров для съемок. В столице базы массовки, которыми располагают менеджеры, могут включать в себя до 40 тысяч человек.
Калининградские компании свою базу массовки уже сформировали. Но, как рассказывают продюсеры, это общее количество делится на «активных» и «неактивных». Всё усложняется процессом съемок. Для различных сцен в фильме «На Париж» киногруппе несколько дней подряд может требоваться массовка примерно по 150 человек, и это должны быть разные люди. Иначе зритель с подозрением отнесется к фильму, где в разных локациях постоянно мелькают одни и те же лица. «Когда приезжают московские заказчики, то не понимают, почему кастинг-директор предлагает на роль трех человек. Это нонсенс для Москвы», — отмечает Аркадий Данилов, поясняя, что в столице в этом плане предложение гораздо шире.
Самым логичным путем решения проблемы, как кажется, стал бы поиск массовки среди актеров местных театров. Но продюсеры уверяют, что им самим не всегда хватает актеров. Сейчас «Запад Фильм» запустил собственные курсы актерского мастерства. Ахмед Бугов уверяет, что это не дополнительный способ заработка, а производственная необходимость. «Мы там практически ничего не зарабатываем. Даже иногда доплачиваем. 5-7 человек пришли, мы их с удовольствием держим и обучаем. Чтобы преподавателю деньги отдать и за аренду», — рассказывает генеральный директор «Запад Фильма».
На одном из последних проектов партнеры потеряли 250 тыс. руб. Речь идет о досъемке четырехсерийного фильма «Черные бушлаты» (первоначально он снимался в других регионах, но доделывали его в Калининграде). Бюджет у заказчика, как вспоминает Данилов, был маленький. Но партнеры согласились участвовать (в том числе и ради продвижения, которое сможет дать их бизнесу очередной проект). Единственным их условием было то, что на рибейты — компенсации части расходов съемочным группам, которые делают свои фильмы в Калининградской области, — будет подаваться не съемочная группа фильма, а их компании. Если расходы компенсируют, то партнеры всё равно окажутся в прибыли.
«Преступление» и 10 миллионов
Около 2 лет назад у продюсерского дуэта появились собственные павильоны для съемок. Бугов и Данилов взяли в аренду старый производственный цех неподалеку от мукомольного завода (перекресток Правой набережной и ул. Вагоностроительной). Здание располагается в портовом районе на окраине города: жилых домов здесь нет, и съемки, даже шумные, вряд ли кого-то побеспокоят. На стенах типичной для портового района серой кирпичной «коробки» крупная надпись «Полиция». Впрочем, она была и полицейским участком, и тюрьмой (на стенах осталась колючая проволока), а если повезет, то станет и чем-то новым.
Бугову и Данилову фактически достались только голые стены и бетонный пол: в арендованное имущество пришлось вкладываться. Сегодня комнаты завалены разнообразным реквизитом: от костюмов до надувных лодок из «Черных бушлатов». Прогуливаясь по бывшим производственным цехам, можно легко узнать декорации полицейского участка из сериала «Налет» с Владимиром Машковым. Во дворе Ахмед Бугов и Аркадий Данилов не без гордости демонстрируют автомобиль, на котором ездил главный герой.
Впрочем, потратиться на павильоны партнеров заставил совсем другой проект: сериал «Преступление», который выйдет этой осенью на телеканале «Россия 1». Аркадий Данилов получил подряд на производство этого сериала от одной из московских компаний. Снимать решили в Калининграде. Фактически «Запад Фильм» и «Калининград Фильм» оказались в роли принимающей стороны для самих себя. По сюжету для съемок требовался следственный комитет. Реальное здание регионального управления СК продюсеры использовать не могли: это попросту бы парализовало работу правоохранителей. Тогда решили строить собственное.
На тот момент Аркадий Данилов уже вел переговоры с режиссером «Налета». Поскольку у обоих сериалов схожая тематика (погони, перестрелки, тюрьмы, будни полиции), то павильоны решили устроить таким образом, чтобы интерьеры можно было использовать для обоих фильмов. «Интерьеры строились исключительно под нынешний вид здания, где находится администрация губернатора. Это здание нравится всем режиссерам. Но снимать там не разрешают. Мы об этом еще не знали, поэтому декорации строили исходя из этого здания: имитировали толстые стены», — смеется Аркадий Данилов.
Эпопея со строительством декораций обошлась в сумму около 10 млн руб. Но Данилов не считает эти траты необоснованными. «В Москве принцип работы такой: есть павильоны, куда заходят продюсеры. Строят декорацию. Снимают. Разбирают декорацию. Уходят. Та декорация, которую построили у нас, — это хорошая декорация, даже на уровне Москвы. Поэтому мы ее не разбираем», — рассказывает он.
Скалы из пенопласта
Через какое-то время на экраны должен выйти второй сезон сериала «Налет». Если первый сезон был достаточно мрачным и темным, с большим количеством портовых сцен, то второй сезон, по словам Аркадия Данилова, получился «посветлее по краскам» (уже была весна и появилось солнце). «Снимаем в одном месте, а [получается] три фильма и три разных Калининграда (два сезона «Налета» и сериал «Преступление». — Прим. ред.)», — рассказывает Данилов.
Калининград оказался для киношников универсальной площадкой, где они могут получить совершенно разные локации и снять совершенно разные по тематике фильмы. Но Данилов уверяет, что в этом плане ограничения у региона все-таки есть. Около полутора лет назад к нему обратилась за помощью европейская компания, которая хотела сэкономить на логистике. Как вспоминает продюсер, заказчику нужна была «русская деревня в понимании европейцев» со всеми стилистическими шаблонами, будто бы взятыми из плохих анекдотов: шапки-ушанки, килограммы порошкового снега, перекошенные избы, ужасные дороги. «Трэш европейского видения России», — смеется кинопродюсер, который вынужден был отказаться от проекта. «В Калининграде в принципе нет возможности снять Россию», — добавляет он.
Ахмед Бугов рассказывает о своих не слишком удачных попытках снять в Калининграде «реку Дон». «У Калининграда есть свое лицо. В кино есть понятие типажности. Если тебе нужен лысый толстенький мужичок 55 лет, то ты не возьмешь 25-летнего накачанного красавца нестандартной ориентации. Точно так же и с локациями. Не надо одно подгонять под другое», — заключает Аркадий Данилов.
Те же «Черные бушлаты» хотели снимать в Мурманске (по сюжету дело происходит именно там). Пока утрясался состав, в Мурманске началась полярная ночь. Съемочная группа уехала снимать в Керчь. Потом у проекта начались сложности с финансированием, съемки были «заморожены». Через год решили фильм все-таки доделать. Причем в Калининграде. «Калининград похож на Мурманск, но совершенно не похож на Керчь. Керчь — это скалы. И мы из пенопласта делали скалы», — смеется Данилов.
«Сидеть Карабасом-Барабасом невозможно»
«Запад Фильм» и «Калининград Фильм» оказались первопроходцами на рынке подобных услуг в Калининграде. Кроме того, компании смогли завоевать рекламу, работая с такими сложными и резонансными проектами, как «Воин» и «Ученик». И сейчас, если кто-то из именитых режиссеров захочет снимать новую картину в Калининградской области, он, скорее всего, будет работать с Даниловым и Буговым. Кино — достаточно дорогой в производстве продукт. Продюсерам, которые приезжают снимать фильмы в незнакомом регионе, нужна гарантия того, что в нужный день на площадке будет массовка и техника, что съемочная группа будет обеспечена реквизитом, что именно в этот момент городские власти дадут разрешение на съемку. Неправильно выбранные подрядчики — это большой риск: весь механизм собьется, а заказчики потеряют деньги.
Но партнеры прекрасно понимают, что их относительная монополия на этом рынке не вечна. Открыв для кинобизнеса калининградскую terra incognita, партнеры прекрасно понимают, что их схема через какое-то время с таким же успехом может быть использована другими людьми. А значит, начнется конкуренция. «Держать регион и сидеть [на Калининградской области] таким Карабасом-Барабасом — это невозможно. Это рынок: либо ты предлагаешь какие-то услуги, которые выгодны продюсерам, либо они приезжают и привозят свое», — говорит Данилов. «Мы дали толчок. А теперь и массовка побежит к ним...», — высказывает опасения Ахмед Бугов.
В правительстве области сейчас заявляют о том, что в регионе должно появиться представительство «Ленфильма». В конце июня врио губернатора области Антон Алиханов и гендиректор ОАО «Киностудия «Ленфильм» Эдуард Пичугин подписали соглашение о намерениях. «Ленфильм» обещал организовать в регионе собственную кинопроизводственную базу, которая технически вытягивала бы обслуживание кино- и телевизионных проектов. Алиханов уверен, что это «большой шаг вперед на пути развития собственной киноиндустрии».
Продюсеры пока не очень понимают, чем будет заниматься этот проект и стоит ли его рассматривать как потенциального конкурента на рынке киноуслуг. «Если будет строиться похожий комплекс, как в Петербурге (что возможно), то мне не очень понятна экономика. Я не понимаю, как они будут окупаться. Но «Ленфильм» — это люди профессиональные и грамотные. Если они примут решение, то они примут взвешенное решение», — говорит Данилов. Впрочем, он уверен, что областные власти будут заинтересованы в подобном проекте.
Потихоньку на рынке начинают появляться мелкие игроки, которые не сильно портят погоду продюсерам. Данилов и Бугов говорят, что у этих компаний нет необходимых ресурсов (в первую очередь техники и базы массовки), чтобы представлять опасность на рынке, а московские заказчики с подозрением относятся к таким небольшим игрокам.
Тем не менее, другие крупные игроки в Калининграде, по их словам, должны скоро появиться. Сколько таких компаний сможет выдержать небольшой калининградский рынок, партнеры затрудняются ответить. Лишь говорят, что им необходимо около четырех проектов в год.
«Мы здесь давно и дорожим этим регионом. У нас задача, что называется, «беречь природу». Когда приезжает московская компания, то у них не стоит такой задачи: им надо отснять, выполнить свои функции и уйти. Когда мы приходим к какому-то подрядчику, то стараемся так выстроить отношения, чтобы мы всегда могли к нему вернуться. У «одноразовых» людей задача решить проблему, а дальше — трава не расти! Есть такая поговорка: «Кино — это выжженная земля. Где прошел кинобизнес — там трава не растет», — смеясь, дает прогноз на будущее Аркадий Данилов.
Впрочем, перед Ахмедом Буговым и Аркадием Даниловым, кроме потенциального роста конкуренции (а значит, и демпинга, который, скорее всего, будет происходить на рынке), начинают вставать в полный рост и другие проблемы. Федеральные каналы начали урезать количество проектов: заказы на съемки сериалов уменьшились. Данилов говорит, что по сравнению с прошлым годом количество российских фильмов в производстве сократилось примерно на 40 %. Однако партнеры добавляют, что сейчас снова ведут переговоры по новым проектам: сериал и полнометражная картина. У нашей области есть шансы устоять в качестве перспективной площадки для съемок даже в условиях сокращающегося количества заказов.
Противоречивое решение правительства зарезервировать в бюджете области 20 млн руб. на компенсации части расходов киношникам, воспринимается кинорынком и продюсерами позитивно. Данилов вспоминает, как он последние несколько лет ходил по московским офисам и убеждал заказчиков начинать снимать в Калининграде. После решения о рибейтах столичные продюсеры стали сами интересоваться, а что же происходит в Калининграде.
С ответным движением всё пока по-прежнему не слишком понятно. В региональном министерстве культуры и туризма кинобизнес воспринимают как нативную рекламу: потенциальному туристу показывают фильмы с видами Калининграда, а он после этого должен бежать в агентство и покупать тур в самый западный регион страны. Данилов приводит по этой теме понятную аналогию: реклама вовсе не означает, что потенциальный покупатель потратится на товар. Но рекламой всё равно заниматься нужно. Он рассказывает, что после того, как Первый канал стал показывать «Налет», многие удивлялись, что в Калининграде есть такие виды.
«Мне звонили из команды [бывшего губернатора] Георгия Валентиновича Бооса: «О, мы наш Калининград, который полюбили, видим. О Калининграде киношники толком не знали», — рассказывает Ахмед Бугов.
Сейчас, правда, ситуация поменялась: регион прочно прописался в повестке федеральных каналов. На вопрос, не кажется ли, что такой интерес СМИ связан только с сентябрьскими губернаторскими выборами и персоной Антона Алиханова, а после этого всё опять закончится, продюсеры только смеются.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова
Продюсерский дуэт
В своем первом фильме каскадер и будущий кинопродюсер Ахмед Бугов снялся около 18 лет назад, но названия этой ленты уже не припоминает. Его можно понять, потому что за это время каскадер успел сняться примерно в 50 картинах.
«Трюковать» Бугов начал еще в детстве, но попасть в среду каскадеров тогда даже не мечтал: казалось, что «это космос». Через какое-то время нашел «учителя». «Он жил в Китае. Дипломат. Тогда это так называлось. Но они были разведчики, а работали как дипломаты. Специалисты высочайшего уровня», — вспоминает Ахмед Бугов.
У случайно обретенного сенсея каскадер обучался восточным единоборствам. Теперь Бугов сам преподает спортивное ушу. Увлечение восточными единоборствами многое дало кинопродюсеру в профессиональном плане. Для некоторых кинопроектов он занимался подготовкой трюков и постановкой драк. «Ушу — это вся хореография, которая творится в кино. Вся эта красота, «Матрица» — всё это на базе ушу», — рассказывает каскадер.
Параллельно с преподавательской деятельностью Ахмед Бугов снимал собственные короткометражные работы, а материалы отсылал в столицу. В один момент его пригласили на первую съемку.
С 1981 года Бугов живет в Калининграде. Всё это время каскадер был уверен: область идеально подходит для киносъемок. Здесь сравнительно дешевая логистика (если сравнивать Калининград с условным Владивостоком), а в плане фактуры для киносъемок регион легко выигрывал конкуренцию по сравнению с остальной Россией. Киношники увидели здесь остатки немецкой архитектуры, которая нужна режиссерам для картин о Великой Отечественной войне. В плане природных ландшафтов наша область — уникальное место для кинематографистов, которые могли здесь найти и лесные массивы, и морские панорамы. Советские режиссеры Калининград в этом плане ценили: остатки европейской архитектуры были важным козырем в ситуации, когда для многих режиссеров съемки за границей оказывались недоступной опцией. «Двадцать дней без войны» здесь снимал Герман-старший (культовый режиссер превратил Неман в Ташкент). А Леониду Нечаеву для его сказки-мюзикла «Про Красную Шапочку» потребовались пейзажи Куршской косы.
С развалом Советского Союза отечественная киноиндустрия оказалась в кризисе. Про Калининград стали забывать. Где-то с первой половины «нулевых» Ахмед Бугов пытался затащить в регион кинопродюсеров и съемочные группы. Продюсер встречался, уговаривал, демонстрировал фотографии, а через какое-то время учредил компанию «Запад Фильм» (каскадер на сегодняшний день является ее генеральным директором), но особых результатов не было. Всё изменилось после того, как Ахмед Бугов познакомился с продюсером Аркадием Даниловым, который на ближайшие годы станет его бизнес-партнером. Совместными усилиями они снимут около 15 кинокартин.
Данилов — москвич, и, согласно данным ЕГРЮЛ, он является гендиректором и единственным учредителем ООО «Кинокомпания СинтезФильм». Сайт «Кинопоиск» выдает 14 фильмов, к выходу которых он был так или иначе причастен. Среди них, к примеру, боевик «Код Апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли — типичное российское кино периода растущих цен на нефть.
Продюсер Аркадий Данилов прилетел в Калининград в составе съемочной группы сериала «Вдова», который делали для НТВ. Данилов подтверждает слова своего бизнес-партнера о том, что до появления в регионе съемочной группы «Вдовы» Калининградская область мало интересовала киношников, и он приехал фактически «на пустое место», где не было ни специалистов, ни техники. Ничем, кроме локаций, Калининград заинтересовать представителей индустрии тогда не мог.
До «Вдовы», как вспоминает московский продюсер, в Калининграде успели снять один эпизод сериала «Морские дьяволы». Но ничего, кроме этого, из съемочной истории Калининграда он вспомнить не может.
Для «Вдовы» всерьез обсуждались три локации съемок. Киношникам нужно было море, так что выбор в этом случае не велик: Владивосток, Крым и Калининград. Самую восточную точку страны сразу отмели из-за дороговизны авиаперелетов, а в Крыму к тому моменту снималось и так слишком много проектов. «Калининград — это такая terra incognita, где было интересно попробовать», — объясняет критерии выбора Аркадий Данилов. Впрочем, несмотря на все риски, локации удовлетворили запросы съемочной группы. Сначала продюсер выслал сюда разведывательный «десант», чтобы прощупать обстановку, а потом прилетел сам. После знакомства с Ахмедом Буговым, который помогал москвичам с организацией съемок «Вдовы», Данилов понял, что есть все шансы превратить калининградскую terra incognita, еще никому особо не известную и не понятную, в привлекательную площадку для продюсеров и режиссеров.
Звонок от Бондарчука
Съемки «Вдовы» были окончены. Данилов улетел обратно в Москву. Пока планы будущих партнеров не простирались дальше одного проекта, который был закончен. Но тут продюсеру неожиданно позвонили от Федора Бондарчука: именитый режиссер в тот момент продюсировал картину о бойцах MMA. Выбирая площадку для кинофильма «Воин», Бондарчук разрывался между Владивостоком и Калининградом. Аркадия Данилова попросили помочь с организацией съемок в самой западной точке страны, но съемочная группа явно осторожничала. После того, как сюда приехал первый десант, гендиректора «Запад Фильма» и его партнера заверили, что «всё понравилось» и в Калининграде группа проведет 20 съемочных дней. Потом Данилову перезвонили и сказали, что снимать будут уже 22 дня. Потом 18. Потом 16. Кончилось всё тем, что «Воин» от начала и до конца был снят в Калининградской области. Хотя первоначально планировалось разделить съемки между Калининградом и Москвой.
Этот звонок от Бондарчука и стал в какой-то степени прорывным моментом. После «Воина» к Аркадию Данилову обратились от Кирилла Серебренникова. Режиссер в тот момент готовился к съемкам новой драмы «Ученик» на злободневную тему. Предложение настолько удивило продюсера, что он сразу начал пытать потенциальных заказчиков, зачем им понадобился город. В сценарии было прописано всего несколько локаций: школа, квартира и нудистский пляж. Данилов был уверен, что всё это без особых проблем можно снять в «большой России» и не тратиться на командировки.
Впрочем, через какое-то время секрет был раскрыт. Скорее всего, лоббистом Калининграда стал оператор Владислав Опельянц, который работал над «Воином» и в этом же амплуа был задействован в «Ученике». «Он прекрасно знает регион и его очень любит», — поясняет продюсер.
Аркадий Данилов уверяет, что фильм Серебренникова оказался не менее резонансной рекламой Калининграда как съемочной площадки, нежели «Воин». Если драма о семейных ценностях и бойцах MMA, ожидаемо, прогремела на всю Россию (во многом благодаря фамилии своего продюсера), то Серебренников — это фестивальное кино. Фактически картина рекламировала область совершенно другой целевой аудитории и за пределами РФ. На кинофестивале в Каннах лента получила премию Франсуа Шале.
После этих двух картин «съемочная блокада» Калининграда была снята, а Ахмеда Бугова, Аркадия Данилова и их компании завалили работой. Здесь снимали сериал «Налет» (франшиза французского криминального Braquo) для Первого канала. Главную роль в многосерийном фильме играет Владимир Машков, а Калининград выглядит в ленте Карена Оганесяна как первоклассная площадка для съемок полицейского нуара: в меру темная, со своим мрачным очарованием. Был мини-сериал «Чужой дед» с Василием Лановым в главной роли. Начали работать в том числе и связи Аркадия Данилова: он получал заказы от москвичей и тащил снимать проекты в Калининградскую область.
Сейчас партнеры занимаются двумя проектами одновременно: исторический фильм в декорациях Второй мировой «На Париж» и боевик «Желтый глаз тигра», сценарная канва которого крутится вокруг нелегальной добычи янтаря, а местом действия стал именно Калининград.
«Мы живем за счет маржи»
С того момента, как Аркадий Данилов прилетел в Калининград работать над «Вдовой», в городе многое поменялось. Тогда в регионе фактически не было никакой инфраструктуры. Сейчас генеральный директор «Запад Фильма» рассказывает, что у него в штате есть специалисты по кастингу, техники, фотографы, ассистенты по гриму, водители, рабочие, постановщики. «Мы выросли», — уверяет Бугов. Несколько лет назад параллельно с «Запад Фильмом» была создана компания «Калининград Фильм» (партнеры объясняют это технической необходимостью).
«Наша задача — зарабатывать на услугах. Мы предоставляем услугу, она сколько-то стоит, у нас остается маржа. За счет маржи мы живем», — объясняет в двух словах Аркадий Данилов, как устроен их бизнес. Есть и другая схема, когда партнеры выступают не в роли «принимающей» стороны, а получают заказ на съемки фильма от телеканала или другого заказчика. Данилов объясняет, что тогда всё происходит так же, как и в случаях с подрядчиками, которые выиграли какой-либо тендер: на съемки предоставляется определенный бюджет, на эти деньги надо сделать продукт и еще умудриться заработать. «Тебе дали 100 рублей — построй за 80», — проводит он аналогию со строительным бизнесом.
На «принимающую» сторону ложатся все обязанности по организации и обеспечению съемок. Приехавшие дают заказ, какие места для съемки им нужны, а партнеры уже обеспечивают им техническую сторону вопроса: везут в нужное место, получают у властей разрешение на съемку, обеспечивают на съемочной площадке массовку и реквизиты.
«Приезжает 25-30 единиц техники и 80 человек работников и плюс еще актеры. Если им в этот момент скажут, что снимать здесь нельзя, то это очень дорого [будет]», — смеется Аркадий Данилов. «В любом городишке нужно письмо и разрешение», — продолжает гендиректор «Запад Фильма».
Иногда, помимо продюсерских функций, партнерам приходилось «работать руками». Ахмед Бугов со смехом вспоминает, когда художники забыли сделать для автомобиля военные номера, они рисовали и вырезали его вместе с Даниловым. Название картины он, правда, вспомнить не может.
Пока, как признаются партнеры, все деньги, вырученные от проектов, им приходится вкладывать в развитие бизнеса. «Наверное, что-то мы зарабатываем и что-то вкладываем», — осторожно замечает Ахмед Бугов, поясняя, что кинобизнесом все-таки «занимаются фанаты своего дела». Тратиться приходится в том числе и на технику: на съемках одного из проектов водитель разбил машину, которая возила операторскую платформу. Ресурсов «Запад Фильма» хватило, чтобы оперативно найти другой подходящий автомобиль. «Мы как продюсеры можем остаться без зарплаты. А рабочие и постановщики зарплату получают», — говорит Бугов.
Несмотря на то, что с точки зрения логистики Калининград может оказаться дешевле, чем другие регионы, услуги актеров массовки здесь сравнимы с Москвой. «Москва настолько готова к кинопроизводству, настолько перенасыщена услугами, что московские цены порой ниже, чем в Калининграде», — говорит Аркадий Данилов. Наш город проигрывает столице еще и в том, что база актеров, готовых участвовать в съемках, здесь пока ощутимо меньше. В социальных сетях постоянно появляются объявления от компании «Запад Фильм» и «Калининград Фильм» о поиске актеров для съемок. В столице базы массовки, которыми располагают менеджеры, могут включать в себя до 40 тысяч человек.
Калининградские компании свою базу массовки уже сформировали. Но, как рассказывают продюсеры, это общее количество делится на «активных» и «неактивных». Всё усложняется процессом съемок. Для различных сцен в фильме «На Париж» киногруппе несколько дней подряд может требоваться массовка примерно по 150 человек, и это должны быть разные люди. Иначе зритель с подозрением отнесется к фильму, где в разных локациях постоянно мелькают одни и те же лица. «Когда приезжают московские заказчики, то не понимают, почему кастинг-директор предлагает на роль трех человек. Это нонсенс для Москвы», — отмечает Аркадий Данилов, поясняя, что в столице в этом плане предложение гораздо шире.
Самым логичным путем решения проблемы, как кажется, стал бы поиск массовки среди актеров местных театров. Но продюсеры уверяют, что им самим не всегда хватает актеров. Сейчас «Запад Фильм» запустил собственные курсы актерского мастерства. Ахмед Бугов уверяет, что это не дополнительный способ заработка, а производственная необходимость. «Мы там практически ничего не зарабатываем. Даже иногда доплачиваем. 5-7 человек пришли, мы их с удовольствием держим и обучаем. Чтобы преподавателю деньги отдать и за аренду», — рассказывает генеральный директор «Запад Фильма».
На одном из последних проектов партнеры потеряли 250 тыс. руб. Речь идет о досъемке четырехсерийного фильма «Черные бушлаты» (первоначально он снимался в других регионах, но доделывали его в Калининграде). Бюджет у заказчика, как вспоминает Данилов, был маленький. Но партнеры согласились участвовать (в том числе и ради продвижения, которое сможет дать их бизнесу очередной проект). Единственным их условием было то, что на рибейты — компенсации части расходов съемочным группам, которые делают свои фильмы в Калининградской области, — будет подаваться не съемочная группа фильма, а их компании. Если расходы компенсируют, то партнеры всё равно окажутся в прибыли.
«Преступление» и 10 миллионов
Около 2 лет назад у продюсерского дуэта появились собственные павильоны для съемок. Бугов и Данилов взяли в аренду старый производственный цех неподалеку от мукомольного завода (перекресток Правой набережной и ул. Вагоностроительной). Здание располагается в портовом районе на окраине города: жилых домов здесь нет, и съемки, даже шумные, вряд ли кого-то побеспокоят. На стенах типичной для портового района серой кирпичной «коробки» крупная надпись «Полиция». Впрочем, она была и полицейским участком, и тюрьмой (на стенах осталась колючая проволока), а если повезет, то станет и чем-то новым.
Бугову и Данилову фактически достались только голые стены и бетонный пол: в арендованное имущество пришлось вкладываться. Сегодня комнаты завалены разнообразным реквизитом: от костюмов до надувных лодок из «Черных бушлатов». Прогуливаясь по бывшим производственным цехам, можно легко узнать декорации полицейского участка из сериала «Налет» с Владимиром Машковым. Во дворе Ахмед Бугов и Аркадий Данилов не без гордости демонстрируют автомобиль, на котором ездил главный герой.
Впрочем, потратиться на павильоны партнеров заставил совсем другой проект: сериал «Преступление», который выйдет этой осенью на телеканале «Россия 1». Аркадий Данилов получил подряд на производство этого сериала от одной из московских компаний. Снимать решили в Калининграде. Фактически «Запад Фильм» и «Калининград Фильм» оказались в роли принимающей стороны для самих себя. По сюжету для съемок требовался следственный комитет. Реальное здание регионального управления СК продюсеры использовать не могли: это попросту бы парализовало работу правоохранителей. Тогда решили строить собственное.
На тот момент Аркадий Данилов уже вел переговоры с режиссером «Налета». Поскольку у обоих сериалов схожая тематика (погони, перестрелки, тюрьмы, будни полиции), то павильоны решили устроить таким образом, чтобы интерьеры можно было использовать для обоих фильмов. «Интерьеры строились исключительно под нынешний вид здания, где находится администрация губернатора. Это здание нравится всем режиссерам. Но снимать там не разрешают. Мы об этом еще не знали, поэтому декорации строили исходя из этого здания: имитировали толстые стены», — смеется Аркадий Данилов.
Эпопея со строительством декораций обошлась в сумму около 10 млн руб. Но Данилов не считает эти траты необоснованными. «В Москве принцип работы такой: есть павильоны, куда заходят продюсеры. Строят декорацию. Снимают. Разбирают декорацию. Уходят. Та декорация, которую построили у нас, — это хорошая декорация, даже на уровне Москвы. Поэтому мы ее не разбираем», — рассказывает он.
Скалы из пенопласта
Через какое-то время на экраны должен выйти второй сезон сериала «Налет». Если первый сезон был достаточно мрачным и темным, с большим количеством портовых сцен, то второй сезон, по словам Аркадия Данилова, получился «посветлее по краскам» (уже была весна и появилось солнце). «Снимаем в одном месте, а [получается] три фильма и три разных Калининграда (два сезона «Налета» и сериал «Преступление». — Прим. ред.)», — рассказывает Данилов.
Калининград оказался для киношников универсальной площадкой, где они могут получить совершенно разные локации и снять совершенно разные по тематике фильмы. Но Данилов уверяет, что в этом плане ограничения у региона все-таки есть. Около полутора лет назад к нему обратилась за помощью европейская компания, которая хотела сэкономить на логистике. Как вспоминает продюсер, заказчику нужна была «русская деревня в понимании европейцев» со всеми стилистическими шаблонами, будто бы взятыми из плохих анекдотов: шапки-ушанки, килограммы порошкового снега, перекошенные избы, ужасные дороги. «Трэш европейского видения России», — смеется кинопродюсер, который вынужден был отказаться от проекта. «В Калининграде в принципе нет возможности снять Россию», — добавляет он.
Ахмед Бугов рассказывает о своих не слишком удачных попытках снять в Калининграде «реку Дон». «У Калининграда есть свое лицо. В кино есть понятие типажности. Если тебе нужен лысый толстенький мужичок 55 лет, то ты не возьмешь 25-летнего накачанного красавца нестандартной ориентации. Точно так же и с локациями. Не надо одно подгонять под другое», — заключает Аркадий Данилов.
Те же «Черные бушлаты» хотели снимать в Мурманске (по сюжету дело происходит именно там). Пока утрясался состав, в Мурманске началась полярная ночь. Съемочная группа уехала снимать в Керчь. Потом у проекта начались сложности с финансированием, съемки были «заморожены». Через год решили фильм все-таки доделать. Причем в Калининграде. «Калининград похож на Мурманск, но совершенно не похож на Керчь. Керчь — это скалы. И мы из пенопласта делали скалы», — смеется Данилов.
«Сидеть Карабасом-Барабасом невозможно»
«Запад Фильм» и «Калининград Фильм» оказались первопроходцами на рынке подобных услуг в Калининграде. Кроме того, компании смогли завоевать рекламу, работая с такими сложными и резонансными проектами, как «Воин» и «Ученик». И сейчас, если кто-то из именитых режиссеров захочет снимать новую картину в Калининградской области, он, скорее всего, будет работать с Даниловым и Буговым. Кино — достаточно дорогой в производстве продукт. Продюсерам, которые приезжают снимать фильмы в незнакомом регионе, нужна гарантия того, что в нужный день на площадке будет массовка и техника, что съемочная группа будет обеспечена реквизитом, что именно в этот момент городские власти дадут разрешение на съемку. Неправильно выбранные подрядчики — это большой риск: весь механизм собьется, а заказчики потеряют деньги.
Но партнеры прекрасно понимают, что их относительная монополия на этом рынке не вечна. Открыв для кинобизнеса калининградскую terra incognita, партнеры прекрасно понимают, что их схема через какое-то время с таким же успехом может быть использована другими людьми. А значит, начнется конкуренция. «Держать регион и сидеть [на Калининградской области] таким Карабасом-Барабасом — это невозможно. Это рынок: либо ты предлагаешь какие-то услуги, которые выгодны продюсерам, либо они приезжают и привозят свое», — говорит Данилов. «Мы дали толчок. А теперь и массовка побежит к ним...», — высказывает опасения Ахмед Бугов.
В правительстве области сейчас заявляют о том, что в регионе должно появиться представительство «Ленфильма». В конце июня врио губернатора области Антон Алиханов и гендиректор ОАО «Киностудия «Ленфильм» Эдуард Пичугин подписали соглашение о намерениях. «Ленфильм» обещал организовать в регионе собственную кинопроизводственную базу, которая технически вытягивала бы обслуживание кино- и телевизионных проектов. Алиханов уверен, что это «большой шаг вперед на пути развития собственной киноиндустрии».
Продюсеры пока не очень понимают, чем будет заниматься этот проект и стоит ли его рассматривать как потенциального конкурента на рынке киноуслуг. «Если будет строиться похожий комплекс, как в Петербурге (что возможно), то мне не очень понятна экономика. Я не понимаю, как они будут окупаться. Но «Ленфильм» — это люди профессиональные и грамотные. Если они примут решение, то они примут взвешенное решение», — говорит Данилов. Впрочем, он уверен, что областные власти будут заинтересованы в подобном проекте.
Потихоньку на рынке начинают появляться мелкие игроки, которые не сильно портят погоду продюсерам. Данилов и Бугов говорят, что у этих компаний нет необходимых ресурсов (в первую очередь техники и базы массовки), чтобы представлять опасность на рынке, а московские заказчики с подозрением относятся к таким небольшим игрокам.
Тем не менее, другие крупные игроки в Калининграде, по их словам, должны скоро появиться. Сколько таких компаний сможет выдержать небольшой калининградский рынок, партнеры затрудняются ответить. Лишь говорят, что им необходимо около четырех проектов в год.
«Мы здесь давно и дорожим этим регионом. У нас задача, что называется, «беречь природу». Когда приезжает московская компания, то у них не стоит такой задачи: им надо отснять, выполнить свои функции и уйти. Когда мы приходим к какому-то подрядчику, то стараемся так выстроить отношения, чтобы мы всегда могли к нему вернуться. У «одноразовых» людей задача решить проблему, а дальше — трава не расти! Есть такая поговорка: «Кино — это выжженная земля. Где прошел кинобизнес — там трава не растет», — смеясь, дает прогноз на будущее Аркадий Данилов.
Впрочем, перед Ахмедом Буговым и Аркадием Даниловым, кроме потенциального роста конкуренции (а значит, и демпинга, который, скорее всего, будет происходить на рынке), начинают вставать в полный рост и другие проблемы. Федеральные каналы начали урезать количество проектов: заказы на съемки сериалов уменьшились. Данилов говорит, что по сравнению с прошлым годом количество российских фильмов в производстве сократилось примерно на 40 %. Однако партнеры добавляют, что сейчас снова ведут переговоры по новым проектам: сериал и полнометражная картина. У нашей области есть шансы устоять в качестве перспективной площадки для съемок даже в условиях сокращающегося количества заказов.
Противоречивое решение правительства зарезервировать в бюджете области 20 млн руб. на компенсации части расходов киношникам, воспринимается кинорынком и продюсерами позитивно. Данилов вспоминает, как он последние несколько лет ходил по московским офисам и убеждал заказчиков начинать снимать в Калининграде. После решения о рибейтах столичные продюсеры стали сами интересоваться, а что же происходит в Калининграде.
С ответным движением всё пока по-прежнему не слишком понятно. В региональном министерстве культуры и туризма кинобизнес воспринимают как нативную рекламу: потенциальному туристу показывают фильмы с видами Калининграда, а он после этого должен бежать в агентство и покупать тур в самый западный регион страны. Данилов приводит по этой теме понятную аналогию: реклама вовсе не означает, что потенциальный покупатель потратится на товар. Но рекламой всё равно заниматься нужно. Он рассказывает, что после того, как Первый канал стал показывать «Налет», многие удивлялись, что в Калининграде есть такие виды.
«Мне звонили из команды [бывшего губернатора] Георгия Валентиновича Бооса: «О, мы наш Калининград, который полюбили, видим. О Калининграде киношники толком не знали», — рассказывает Ахмед Бугов.
Сейчас, правда, ситуация поменялась: регион прочно прописался в повестке федеральных каналов. На вопрос, не кажется ли, что такой интерес СМИ связан только с сентябрьскими губернаторскими выборами и персоной Антона Алиханова, а после этого всё опять закончится, продюсеры только смеются.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях