RuGrad.eu

27 , 09:27
$105,06
+ 1,27
110,49
+ 1,62
25,58
+ 0,45
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Сжигать на кострах»: какие материалы калининградские суды признавали экстремистскими

«Сжигать на кострах»: какие материалы калининградские суды признавали экстремистскими

24 декабря 2015

В декабре стало известно о том, что суд Центрального района города Калининграда признал экстремистской песню Hool’s орловской группы «Яйцы Fаберже». Это один из самых значимых коллективов для движения российских футбольных фанатов, и новость дошла даже до федеральных порталов. Афиша RUGRAD.EU решила выяснить, почему калининградское правосудие внезапно заинтересовалось ска-панком из Орла и какие ещё материалы признавали экстремистскими калининградские суды.


«Ненависть по отношению к тараканам»

История с запретом песни Hool’s (в народе больше известна как Hooligans don’t stop) группы «Яйцы Фаберже» началась в ноябре 2014 года. Тогда «Балтика» принимала на своём поле футбольный клуб «Анжи» из Махачкалы. На западной трибуне калининградского стадиона традиционно собирается местный фанатский движ (в русском языке нет такого слова). В отличие от других относительно «мирных» секторов, здесь всё происходит достаточно бурно: с флагами, песнями и речёвками. Пели в этот день калининградские фанаты и эту злополучную песню. «Там постоянно что-то поют: «Стюардессу по имени Жанна», «Катюшу» и в том числе какие-то песни так называемых «фанатских» групп, — рассказывает один из болельщиков, который присутствовал в этот день на фанатском секторе. — В том числе пелась и эта песня».

Фанаты «Балтики» рассказывали Афише RUGRAD.EU, что сотрудники правоохранительных органов постоянно фиксируют на камеры «для профилактики» всё, что происходит на их секторе. «Мало того, что, когда ты на e14e9b40a64d1a5e55bd75c98e4d5d65.jpgстадион заходишь, тебя шмонают, ты через металлоискатель проходишь, так ещё, когда ты заходишь на нашу трибуну, тебя снимают в упор на камеру, обыскивают и чуть ли не до трусов тебя раздевают», — делились воспоминаниями болельщики. То же происходило во время матча с «Анжи». Но в этот раз рядовой видеосъёмкой дело не ограничилось, и сотрудникам правоохранительных органов что-то показалось подозрительным в кричалках «балтийцев».

Как рассказывает один из болельщиков, пели песню человек 50. Но вызывать на допросы потом стали шестерых — тех, кто наиболее активно участвовал в жизни местного фанатского движа. «Тех, кто на ''выезда'' ездит. В том числе и в Россию», — рассказывает он.

Как сообщает региональная прокуратура, по факту этих кричалок было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282. «Оскорбительные» речитативы были идентифицированы как куплет песни Hool's. «В содержании текста этой песни выражены лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделенной по религиозному признаку — мусульманам. Кроме того, в этом же тексте формируется негативная, враждебная установка немусульман по отношению к мусульманам, готовность в случае невозможности их изгнания к совершению насильственных действий», — сообщает пресс-служба надзорного ведомства. После психолого-лингвистической экспертизы дело было передано в суд, а тот уже полностью встал на сторону прокуратуры.

Проблема тут в том, что за всю песню мусульмане прямым текстом не упоминаются ни разу. «Эта история выеденного яйца не стоит. Песне 15 лет. Писалась как ирония и сарказм по отношению к футбольным фанатам тех времен. Текст от третьего лица. Мы ни к чему не призывали. И если бы ваши калининградские лингвисты были знакомы с толковыми словарями, то не выделяли бы отдельно неприязнь именно к мусульманам. У нас не было желания оскорбить их вероисповедание, и в песне по смыслу это понятно», — рассказывает вокалист группы «Яйцы Fаберже» Нильс. 

Группа «Яйцы Fаберже» была основана в самом начале «нулевых» и является одной из самых важных групп для фанатского движения по всей России. Песня Hool’s вышла на их дебютном альбоме «Ямайские волки», который увидел свет в 2004 году. У трека, несмотря на определенную иронию в тексте, из-за боевого ритма и некой плакатности в лирике были все шансы стать неофициальным гимном околофутбольного движения. То есть пели эту песню не только в тот вечер на «Балтике», а так или иначе на большинстве футбольных арен в России. В третьем куплете группа действительно упоминает неких «басурман», впрочем, не уточняя, кого конкретно имеет в виду.

dscf9159.jpg

«Басурманами на Руси называли инородцев и иноверцев (а также католиков и протестантов) А по тексту есть неприязнь к любителям наркомании», — рассказывает Нильс.

Сам вокалист не очень понимает, почему правоохранительные органы вдруг заинтересовал трек, который за давностью лет уже даже и на концертах орловской группы не звучит. «У меня есть мнение, что существует заказ на осуществление оперативных мероприятий в преддверии чемпионата мира по футболу, матчи которого пройдут и в Калининграде. Вот и закручивают гайки вашим фанатам, а мы стали невольным пусковым механизмом», — предполагает он. 

Фронтмен подчеркивает, что решение суда группа уважает и оспаривать выводы экспертизы не будет. «Я думаю, это задача адвокатов парней, и уверен, что они справятся. Фильм с этой песней уже завоевал много призов. Жаль, если получится какой-то казус, связанный с нами. Мы бы этого не хотели», — отмечает он.

«Где доказательства, что это экстремизм? Песню задним числом признали экстремистской. Сейчас есть основания, чтобы привлечь парней. В других городах подобные процессы происходят. Видимо, решили: а чем мы хуже?» — соглашается с Нильсом болельщик

Интересно, что песня Hool’s вошла в саундтрек к недавнему фильму «14+» Андрея Зайцева — этакую своеобразную экскурсию в мир подростков со своими драмами и жестокостью а-ля ранние картины Валерии Гай Германики. Фильм получил главный приз на Фестивале русского кино в Онфлере. Если песня действительно попадёт в список экстремистских материалов, то судьба картины не очень понятна. Сам режиссёр отзывается о группе «Яйцы Fаберже» с откровенной симпатией. «Как услышал треки, понял, что отличная, замечательная, драйвовая музыка, которая идеально ложится в кино именно про подростков. Они реально её слушают. Нужно быть полным идиотом, чтобы такую прекрасную музыку не использовать в фильме», — рассказывал Зайцев.

«Лингвисты независимые. Вас самих судить надо по 282 за разжигание, по результатам своего заключения, ненависти и вражды мусульман в отношении группы "ВСЕ, кто не "Мусульманин". В тексте, который вы исследовали и вынесли решение, нет даже намека на именно религиозную составляющую, вы именно утверждаете обратное в своём заключении. Вы стравили этим людей как раз на религиозной почве. Показав, вот какая плохая песня именно против мусульман. Как они должны теперь это трактовать? Правильно — ненависть!» — такая запись появилась 17 декабря в официальном сообществе группы «Яйцы Fаберже» «ВКонтакте». Группа также пообещала перезаписать песню с новым текстом, но уже про «тараканов», и теперь замечает, что в статье УК РФ отдельно придётся прописывать «ненависть по отношению к тараканам».


«Турецкий кризис»

Федеральный список экстремистских материалов, который опубликован на сайте Министерства юстиции РФ, насчитывает более 3 тысяч песен, книг, листовок, фильмов и просто видеозаписей, которые гуляют по просторам социальной сети «ВКонтакте». Их распространение теперь официально запрещено на территории РФ, но найти многое из этой «запрещённой культуры» не представляет особого труда. Большой вклад в эту историю внесли социальные сети. Очень часто разбирательство начинается как раз из-за того, что кто-то опубликовал, к примеру, на своей странице «ВКонтакте» видео. Файл показался сотрудникам правоохранительных органов подозрительным, после чего суд вносит его в соответствующий список. Страницы пользователей, где впервые появляется подобное видео или аудио, как правило, либо блокированы, либо удалены. Но это не значит, что другой пользователь не сможет добавить точно такой же файл на свою страницу. Более того, люди подчас просто не знают, что нарушают закон. То есть если суд в Калининграде признаёт экстремистской композицию группы «Яйцы Fаберже», то об этом могут попросту не знать где-то в img_5553.jpgСаратове. Яркий пример — история с группой «Кровосток» (их тексты, правда, пытались признать не экстремистскими, а запрещёнными для распространения на территории России). Ярославский суд принял соответствующее решение, а группа узнала об этом только из публикаций в местной прессе.

В основном список состоит из материалов, которые можно классифицировать как «националистические», и из различных религиозных текстов (многие из них относятся к различным толкованиям исламской традиции). Песни группы с говорящим названием «Циклон-Б» здесь соседствуют с «Книгой Единобожия», написанной основателем ваххабитского движения Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом.

Благодаря калининградским органам правосудия, федеральный список экстремистских материалов расширился примерно на 80 позиций. Областные суды в полной мере следуют федеральному тренду: с одной стороны, листовки организации с говорящим названием «Национал-социалистический фронт Кёнигсберга» с другой — книги турецкого богослова Саида Нурси.

С творческим наследием последнего произошла достаточно интересная история. В 2010 году прокуратуре Калининградской области  удалось добиться запрета 16 книг Нурси. В начале ХХ века Нурси организовал в Турции религиозное движение «Нурджулар». В 2008 году оно было запрещено в России решением Верховного суда.

Как пиcала Gazeta.ru, запрету книг предшествовала спецоперация регионального управления ФСБ. Сочинения турецкого теолога были обнаружены в квартире помощника имама мечети, строящейся в Калининграде. Его тогда попытались обвинить в попытке создать в области ячейку «Нурджулар». Изъятые у него книги и дали местной прокуратуре повод для обращения в суд.

Сочинения Нурси были подвергнуты психолого-лингвистической экспертизе. Тогдашнее заключение отчасти напоминает сегодняшние выводы по поводу песни группы «Яйцы Fаберже», но с обратным знаком. Если трек ска-панк группы из Орла может попасть в список якобы за текст, в котором якобы формируется «негативная, враждебная установка немусульман по отношению к мусульманам», то собрание сочинений турецкого богослова, по версии экспертов, «содержит признаки разжигания религиозной розни, формирует неприязнь к другим религиям и искажает информацию о них, посягает на права и свободы граждан, не исповедующих ислам».

Интересно, что в 2010 году труды Нурси были изъяты сотрудниками полиции в Красноярске. Но, как сообщают сайты исламской направленности, тогда на сторону богослова встала научная комиссия МГУ. Эксперты посчитали, что в книге не содержится призывов к религиозной розни. Согласно заключению специалистов, для мусульман точно так же, как и для представителей других религий или атеистов, характерна психологическая установка на превосходство собственного мировоззрения над другими, поскольку человек именно так объясняет сам себе выбор своей мировоззренческой позиции.

Отметим также, что в некоторых интернет-магазинах книги Саида Нурси заблокированы, и купить их нельзя, хотя формально в базе они значатся.


«Карательный подход»

Список экстремистских материалов появился благодаря закону 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». Именно этот нормативно-правовой акт определил, что такое «экстремистская деятельность» и за распространение каких материалов на территории РФ можно получить уголовную статью. В формулировках законодателя экстремистской признаётся деятельность, которая направлена на подрыв государственной безопасности или свержение государственного строя РФ, на осуществление хулиганских действий по мотивам религиозной, расовой, идеологической или даже социальной вражды, а также на пропаганду превосходства одних людей над другими (по всё тем же принципам национальности, отношения к религиозной традиции или социальной группе). Доцент кафедры международного и европейского права юридического института БФУ им. Канта и преподаватель конституционного права Александр Саленко замечает, что конструкция у законодательной власти получилась не без претензий.

«Эта формулировка поддаётся широкой интерпретации, — поясняет он. — Где-то лет 5 назад [из IMG_9744.JPGформулировки закона] убрали призывы к насилию или применению насилия. Раньше экстремизмом [была] сопряженная с насилием [деятельность] или [связанная] с угрозой его применения. Сейчас это выпало. И всё то, что разжигает рознь, даже цитата ''Религия — опиум для народа'' автоматом может попасть. Была знаменитая фраза про то, что свободу не дают, а берут, — знаменитый лозунг революционеров. Признали, что это тоже экстремистский лозунг, что здесь призыв к насильственной смене основ конституционного строя и прочее».

Если с рознью по религиозным или национальным мотивам ещё более-менее всё понятно, то понятие «социальная группа» даёт закону ещё более широкие трактовки. Александр Саленко вспоминает про уголовное дело против блогера, которая нелестно высказалась о «продажных ментах». Тогда посчитали, что это отдельная социальная группа, и женщина призывает к насилию по отношению к ней. «Её привлекли за то, что она вообще против сотрудников полиции. Тут вопрос интерпретации». 

Юрист замечает, что у нормативно-правового акта, помимо широкого толкования, есть ещё ряд проблем с правоприменением. Фактически то, что будет считаться экстремизмом, а что — нет, определяют эксперты. Юрист называет это «сектором экспертократии». «Не секрет, что они специализируются на этом. То есть им могут дать заказ. Судьи же слушают только этих экспертов. Проблема ещё в том, что никто не читает экстремистскую литературу, фильмы не смотрит... Судьи и прокуроры, которые обвинения выдвигают, с этим незнакомы. Они полностью доверяют эксперту. Что противоречит основам правосудия, судья должен выносить решение на основе своего мнения и закона», — говорит Александр Саленко.

Он также замечает про «общий подход», который используется при правоприменении этого закона. «Тот же ''Майн Кампф'' запрещён в целом как книжка. Нет указания с точностью до страниц, где содержится экстремизм. Это отличает «сектор экстремизма» от дел о клевете и оскорблениях в гражданском процессе, где надо с точностью до строчки доказывать, где вас оскорбили», — рассказывает он. Это даёт формальный повод для возбуждения уголовных дел за любую цитату из этой книги. Пусть даже за самую безобидную.

IMG_9662.JPG

На вопрос, как этот закон коррелирует с принципами свободы слова, юрист отвечает кратко: «Никак». «Если исходить из принципа в теории, из доктрины евросуда, что информация может задевать, шокировать и беспокоить, то такой подход [который содержится в российском законе] не соотносится с этой доктриной. Он, безусловно, такой карательный, что ли... Тут стоят государственные задачи, которые выбор этой политики обосновали: мы душим экстремизм во всех направлениях, зачищаем под ноль всё».

«Раньше это было более обоснованно, — отмечает Александр Саленко. — Если человек призывает к насилию или сопровождает свои высказывания применением насилия, то это да, экстремизм. Люди могут выражать какую-то точку зрения, которая шокирует или даже может вызывать ненависть. Человек что-то говорит, но это мнение, это критика. И тут любое мнение, которое шокирует, фактически подпадает под запрет. Раньше была более объективная редакция — когда это сопровождалось призывами к насилию, это действительно создавало реальную угрозу А если человек говорит, что религия — это опиум для народа, люди могут это интерпретировать, что все попы или раввины — продажные, и делают это только ради денег. Но человек, [который] так говорит, он не призывает их сжигать на кострах».

Благодаря такому «широкому» подходу, в списке экстремистских материалов оказываются не только книги, музыка и видео, но и, к примеру, комментарии в социальных сетях. 29 октября 2014 года Московский районный суд признал экстремистским «текстовое сообщение» (видимо, имеется в виду комментарий), которое было размещено в официальной группе «ВКонтакте» новостного портала Klops.ru.

«По этой истории у нас никто ничего не помнит, наверное, потому что у нас очень много экстремистских комментариев. По нескольким возбуждались дела и МВД, и ФСБ. Кого-то уже наказали», — поясняет главный редактор портала Кристина Черемушкина.

Социальные сети, судя по количеству дел, находятся в зоне пристального внимания правоохранительных органов региона. Львиная доля дел, которые рассматривались в калининградских судах по этой тематике, — это файлы и стихи (как правило, на националистическую тематику), опубликованные в «ВКонтакте». Страницы пользователей, где публиковался «экстремизм», либо блокированы, либо удалены.


Текст: Алексей Щёголев
Фото: rugrad.eu


Поделиться в соцсетях