RuGrad.eu

23 , 11:56
$102,58
+ 1,90
107,43
+ 1,35
24,57
+ 0,21
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Союз рубля и гитары»: как калининградские музыканты ищут альтернативу клубам

«Союз рубля и гитары»: как калининградские музыканты ищут альтернативу клубам

6 апреля 2016

Калининградский клубный рынок развивается в последнее время весьма условно. Крупные игроки уже давно известны и редко позволяют себе эксперименты. Небольшие концертные площадки, которые появляются в городе, на общее положение вещей сильно не влияют да и живут относительно недолго. Определённые надежды есть на клуб Yalta, который стал активно проводить концерты (в том числе и местных групп) с прошлого года, но пока подводить итоги их деятельности ещё рано. Такой порядок вещей оставляет за скобками развитие местной музыкальной сцены. Афиша RUGRAD.EU попыталась выяснить, как музыканты находят замену традиционным клубным площадкам и почему рестораторы не видят коммерческой выгоды в концертах местных рок-групп.



«Мы как-то в поле играли»

Сейчас у калининградских музыкантов не такой большой выбор концертных площадок. В городе осталось не так много клубов. Небольшая альтернативная площадка — клуб «Бумбежка», где в середине «нулевых» концерты проводились каждую неделю долго на рынке продержаться не смог. При этом площадка стала отправной точкой как для джазовых, так и тяжелых групп. Закрылся клуб «Репортёр». Это заведение тоже когда-то позиционировало себя в городе как арт-площадка. Там даже успели отметиться не только местные, но привозные звезды. В какой-то момент «Репортёр» даже заявил о «наполеоновских» планах: в здании на ул. Гаражной должно было открыться ещё одно помещение, которое клуб хотел приспособить для проведения «электрических» концертов. Фактически у города появилась бы ещё одна площадка, где группы, которые не соберут «Вагонку», могли бы давать небольшие выступления для нескольких десятков человек. Но планам было не суждено сбыться. «Репортёр» закрылся, а на его месте появился книжный магазин «Катарсис», где медленно, но верно тоже стали приходить к концертной практике.
саныч.jpg
«У нас и раньше не было большого количества площадок», — вспоминает радиоведущий Александр Исаев — основатель 
 узыкальной премии «Номер Один Awards», которая вручается музыкальным коллективам. В этом году его премия вновь меняет место прописки. В 2010 году награды раздавали на летней сцене Центрального парка. Там же выступали группы. Зрители сидели прямо на склоне. Потом последовал пятилетний перерыв. Но в прошлом году премия вновь возродилась: вручение и концерт в честь него прошёл, наверное, в самом очевидном для такого мероприятия месте — в малом зале «Вагонке». В этом году команда Исаева переезжает в Музей Мирового океана. Сам Исаев говорит, что музыканты сейчас вынуждены искать некие альтернативы существующим клубам. 

«Сейчас ситуация [с площадками в городе] более-менее приемлемая», — замечает лидер панк-команды «Дом Советов» Денис Оснач. Весной и летом, по его словам, появится возможность делать концерты на открытых площадках. Кроме того в городе открылась небольшая площадка «Постскриптум». Локацию можно назвать очень удачной: фактически площадка находится в здании «Вагонки», там где раньше размещался ДК «Сплав». «Мы играли на не очень качественной аппарате, но для панк-рока сойдёт», — замечает Оснач.

Он вспоминает также про готовящийся фестиваль в бастионе «Прегель». Этот объект областное правительство передало  в аренду на безвозмездной основе в прошлом году калининградскому отделению байкерского клуба «Ночные волки». Те сразу заявили, что видят здесь и концертную площадку. Первым крупным опытом должен был стать  концерт группы «Ленинград» в августе. Билеты на выступление Шнурова начали продавать ещё до того, как организаторы получили согласие от региональной службы по охране памятников (во всяком случае чиновники об этом концерте тогда узнали только от журналистов). Но что-то пошло не так: концерт перенесли в «Янтарный», и байкеры, судя по всему, уже не имеют к нему никакого отношения. Тренироваться им придется на фестивале, где будут, как приезжие, так и местные музыканты. 

«Мы не боимся экспериментировать, у нас стиль такой, — добавляет Оснач. — Мы как-то в поле играли в археологическом лагере. Привезли аппарат, поставили и сыграли. Группе, которая фолк играет, у которой 9 музыкантов и куча разных примочек, — им сложно. Нас в Балтийск пригласили, например. Там клуб «Тортуга» такой работает». 

Когда калининградские музыканты достаточно активно выступали в городских антикафе. В 2013 году эта бизнес-модель стала неожиданно очень популярной в городе. Вслед за «Сухомяткой», которая стала первым калининградским антикафе, в городе почти одновременно появилось ещё 5–6 подобных заведений. Конкуренция на рынке выросла, и владельцам, чтобы завлекать к себе публику, приходилось постоянно придумывать какие-то ивенты. У калининградских музыкантов были тогда реальные шансы заработать и раскрутиться за счёт этого тренда. Сейчас, по словам Оснача, эта история закончилась: «Та же «Сухомятка» — уютное место, но она очень маленькая. Мы там пару раз играли, получалась давка, и людям по потолку уже приходилось ходить». Стоит отметить, что после того, как мода на антикафе прошла, некоторые заведения просто не смогли выжить на таком замкнутом рынке в условиях жёсткой конкуренции. Кто-то попросту закрылся. Владельцы антикафе Time Out, закрыв его, открыли то же самое арт-пространство «Постскриптум». 


«Кому нужны молодые оболтусы?»

Альтернативой традиционным клубам для местных групп мог бы стать сектор общепита. Но устойчивого союза между музыкантами и рестораторами пока не сложилось. Практически на регулярной основе проходят концерты в пабе «КиберДа». «Для нас это чистый интертеймент, — признаётся один из основателей паба Вадим Александров. — Мы не занимаемся поиском молодых звёзд. Большая часть групп нами зарубается. Мы делаем маленькие праздники для себя, и у нас нет в этом никакой системы». «Я помню в прошлом году был фестиваль неожиданный, — дополняет Александр Исаев. — Калининградские коллективы выступали в «Резиденции королей». И целых два или три дня. Неочевидное место. Но была возможность, и они пошли», — говорит автор программы «Номер один»

Клуб «Калининград Сити Джаз», размещенный в подвале гастропаба «Лондон» Владимира Кацмана, тоже устраивает концерты каждую неделю. Активно экспериментируют с живыми группами и концертами в «Пыли винила» и рок-клубе «Кури бамбук» (формально их тоже можно отнести к общепиту). У небольших заведений был разовый опыт организации концертов, но в тенденцию это не переросло. Время от времени по-прежнему даёт о себе знать ресторан «Атлантика». Но в целом возможность пробиться на ресторанные площадки у неформатных коллективов (особенно если речь не идёт о концерте каверов) кажется призрачной. Автор программы «Номер один» вспоминает про разовый опыт группы Radiomun (в прошлом году команда получила премию в номинации «Лучший электронный проект»), которая выступала в Coffeshop Company в «Европе». Но дальше разовых экспериментов история не развилась.


У музыкантов и рестораторов есть определённые претензии друг к другу. Первые жалуются, что «не очень приятно играть, когда люди едят, пьют и смотрят на тебя, как на мартышку». «Я знаю несколько заведений, которые пытались что-то делать, но что-то не срослось, — признаётся Денис Оснач. — У музыкантов тоже есть минимальные требования (я не говорю даже о гонорарах). Но в плане звука многие заведения критики не выдерживают. Есть места настолько маленькие, что поместится негде. Технические моменты мешают реализовывать такие задумки».

Бизнес пока не видит для себя в этой истории коммерческого эффекта. «С точки зрения «КиберДы» диджеи гораздо подвижней и дешевле в работе. Они лучше чувствуют публику. Профессиональный диджей — это гораздо более оптимальный способ зарабатывать деньги, привлекая аудиторию», — говорит Вадим Александров. Бизнесменов можно понять. Концерт группы с живыми инструментами требует соответствующего оборудования и звука. Для бизнеса это превращается в затратную историю с непонятным исходом.

Молодая и неизвестная группа вряд ли сможет обеспечить среднестатистическому кафе приток новой публики, считают рестораторы. Качество аудитории тоже оставляет много вопросов. «Никакое заведение не хочет у себя иметь молодых оболтусов, которые бухают на подходах, а внутри денег не тратят. Они требуют большего внимания, нежели другая аудитория. Воруют стаканы. Молодая аудитория малоплатёжеспособна. А у меня нет никакого желания прививать им лояльность к хорошей музыке или хорошему футболу. Я не проповедник», — замечает Александров.

Александр Исаев считает, что живые выступления могли бы помочь заведениям общепита с привлечением публики в будние дни. «Европейский опыт об этом говорит. Но очень важно, какую цель перед собой ставит ресторатор: кто-то [это делает] для улучшения своего имиджа. Это может быть репутационной историей. А может быть историей по заполнению баров в неочевидные дни. Но тут приходится выбирать музыкантов: есть публика, которая готова в барах оставлять деньги, а есть та, которая не готова», — уверяет он

Куратор местного филиала ГЦСИ Данил Акимов, который активно занимался организацией вечеринок в городе (его бренд «Парадоксальные танцы» жив до сих пор и сейчас обосновался в «Калининград Сити Джазе»), вспоминает, что случаи работы с общепитом у него были разовые.

«Если общепит изначально закладывает развлекательную программу, как в той же «Атлантике (там сцена есть), то там очень просто всё делать», — говорит он. Помимо «КиберДы» и «Атлантики», было ещё кафе итальянской кухни Bravo Italia. «Они были довольны, но понимали, что эти вечеринки им не нужны. Но обычно все довольны, потому что это дополнительная публика и деньги», — замечает он.

У бизнеса есть ещё претензии к качеству местной сцены. «У нас нет молодых звёзд», — категорично говорит Вадим Александров, вспоминая, что в «КиберДе» «шикарно» прошёл концерт группы The Cranzers. «Но они не новые. Это люди, которые устойчиво обосновались на калининградском олимпе. А если чуваки плохо играют и похабно поют, то зачем они мне?» — добавляет он. «У меня нет особо желания сотрудничать [с общепитом]», — добавляет Данил Акимов.

«Исландия в составе России»

Свою премию «Номер один Awards» Александр Исаев в этом году перетащил в Музей Мирового океана абсолютно сознательно. У него были возможности вновь договориться с «Вагонкой», но делать этого не стали. Команда Исаева не оставляет надежды на организацию в области большого шоукейс-фестиваля, который мог бы стать стартовой площадкой для многих молодых групп (а заодно и увеличить в область турпоток). Шоукейсы предполагают, что задействовано будет сразу несколько концертных площадок. На Tallin Music Week, как вспоминает радиоведущий, количество музыкальных площадок зашкаливает. Доходит до того, что группы играют и в торговых центрах, и книжных магазинах, и даже в контейнерах для перевозки грузов на кораблях. Учитывая, что клубный рынок в Калининграде расширяться пока не собирается, а союз с общепитом у музыкантов так и не сложился, концерт в Музее Мирового океана может стать для команды Исаева своеобразной «разведкой боем», которая позволит прощупать почву и найти альтернативу. «Музей Мирового океана, почему-то у нас ассоциируется с тем, что там проходят более камерные мероприятия. Кажется, что именно они там и должны проходить, а не мероприятия, связанные с современной культурой. Но это не совсем так. Руководство музея очень хочет, чтобы современная культура туда пришла», — рассказывает Александр Исаев.

Церемония вручения «Номер один Awards» назначена на 15 апреля в выставочном корпусе «Морской Кёнигсберг–Калининград». Музыкантов выбирали под стать площадке. В этот раз «Номер один Awards» обойдётся без панк-рока и прочих гитарных коллективов. Выступать будет группа Жоры Холоденко (сам музыкант называет свой проект «пост-шансоном» и выступает, как правило, в акустике) и легенды калининградской электронной сцены группа Los Chikatilos. «Очень интересная площадка. Мы работаем сейчас над тем, чтобы её немножко изменить, — говорит Исаев. — Рока, как такового, там не будет. Мы специально подбирали исполнителей, которые на барабанах не играют и на гитарах не визжат».

Фактически радиоведущий надеется, что его мероприятие даст музею то, чего пока не смогла дать калининградская музыка рестораторам, — новую аудиторию, которая до этого экспозициями Музея Мирового океана не слишком интересовалась. Кроме того, выступление может превратиться в определенную тенденцию. В противном случае музыкальная тусовка рискует стать «гетто для своих». «Если это площадка понравится (а я очень на это надеюсь), если публика увидит, что можно использовать не самые традиционные места, то это даст возможность делать мероприятия в других местах. Я очень надеюсь, что это [станет] импульсом развития», — добавляет Александр Исаев.

Данил Акимов соглашается, что сейчас на себя функцию концертных залов стали брать экспозиционные пространства. Арт-пространство «Ворота» хоть и позиционировало себя в первую очередь как площадку для выставок и лекций, однако концертные выступления робко, но всё-таки проводит. В «Воротах» даже облюбовали небольшие промоутерские группы: недавно тут выступала «легенда» абстрактного хип-хопа, группа «Ночные грузчики». В апреле должен состояться концерт группы «Макулатура» — сайд-проект одного из участников «Ночных грузчиков». Акимов рассказывает, что фестиваль саунд-арта Sound Around Kaliningrad, который проводит местный филиал ГЦСИ, тоже пройдёт на этой площадке.

«Сейчас очень много маленьких студий. Например, тату-студии или барбершопы. Была, например, кофейная вечеринка в мастерской «Восход». В барбершопе Bastard я сам на открытии играл», — рассказывает промоутер. По мнению Акимова, будущее рынка именно за такими небольшими площадками, где основная доля публика — это работники местной креативной индустрии: дизайнеры, менеджеры и журналисты.

Собеседники Афиши RUGRAD.EU часто приводят в разговорах пример Исландии. В коллективном бессознательном страна долго воспринималась, как просто «кусок льда, плавающий в море». Но потом стране удалось начать позиционировать себя на туристическом рынке (в том числе при помощи музыки и тех самых шоукейс-фестивалей). Собеседники аккуратно предполагают, что область, при должных стараниях, могла бы стать такой же небольшой Исландией в составе России: музыка сначала сделает регион интересным в глазах туристов, а всё остальное сделают уже флора, фауна и прочие достопримечательности. «Наше геополитическое положение можно использовать как связь нашей и европейской культуры. Я понимаю, что это разговор не одного года и не двух лет. Но с этого надо начинать», — рассказывает Александр Исаев. Региону до Исландии, правда, ещё очень далеко. Коммерческих перспектив в калининградской музыке не видит даже местный бизнес, не говоря уже о более крупных игроках.


Текст: Алексей Щёголев

Фото: RUGRAD.EU




Поделиться в соцсетях