«Следовало бы запретить»
27 июля 2015
Совсем недавно Кировский районный суд города Ярославля признал информацию, размещённую на сайте московской рэп-группы «Кровосток», запрещённой для распространения на территории России. Формальным поводом послужила лингвистическая оценка текстов группы. По мнению экспертов, «они могут служить основой агрессивного, антисоциального, антиличностного поведения, формируя при этом такие качества личности, как цинизм, вседозволенность, ложные ценностные ориентации».
Группа «Кровосток», конечно, никогда не играла в пай-мальчиков. В их текстах всегда хватало и обсценной лексики, и человеческого мяса. Всё это было в таких гипертрофированных масштабах (количества трупов хватило бы на целый человеческий мясокомбинат), что можно было сразу заподозрить что-то неладное. И это действительно не честный отчёт о прожитых музыкантами передрягах и бандитских разборках, а просто игры и сатира модных художников, которые выбрали себе вот такой тяжёлый творческий путь. Таким образом, судебный орган создал определённый прецедент, возможно, без умысла. Если раньше под запрет в основном попадали тексты, которые признавались судом экстремистскими (ближайший пример — творчество несостоявшегося кандидата на пост губернатора Калининградской области Сергея «Паука» Троицкого и его группы «Коррозия металла»), то теперь, вооружившись логикой ярославского суда о «цинизме», «вседозволенности» и «ложных ценностных ориентациях», запретить можно практически любой текст. Афиша RUGRAD.EU попыталась выяснить, тексты каких калининградских групп теперь можно признать незаконными.
От редакции: Редакция Афиши RUGRAD.EU считает, что запреты и санкции в творческой сфере только играют на руку различным интернет-троллям и провокаторам, которые, порой, таким нехитрым образом пытаются привлечь к себе внимание. Как правило, попытки контролирующих органов запрещать группы за тексты песен оборачиваются еще большим абсурдом и гротеском, чем всё творческое наследие группы «Кровосток» вместе взятое.
«Южный Пакистан»
Кто это: Хип-хоп команда с окраин Балтрайона, которая жизнь этих самых окраин в своих треках и воспевает (впрочем, не только их). На церемонии вручения премии «Номер Один Awards» она получила специальный приз от журнала «Балтийский Бродвей» и вообще претендует на звание главных героев города: тексты — неглупые, «минуса» — качественные, бит — качает.
За что запрещать: Настоящий хип-хоп — музыка, в принципе, далёкая от границ политкорректности. И «Южный Пакистан», к своей чести, тут держит марку. С «ложными ценностными ориентациями» у них, как у людей достаточно трепетно относящихся к слову, всё нормально. В отличие от постмодернистского «Кровостока», который выбрал для себя гротеск, абсурд и реки крови в качестве творческой методики, у «Пакистана» всё выглядит достаточно реалистично. Трек «Аптечные ковбои» может кому-то не понравиться уже в силу своего названия. Дело в том, что у Гаса Ван Сента есть одноимённый фильм. И он, конечно, про наркоманов, которые обворовывают аптеки. Притом одну из ролей там сыграл «дедушка» американской психоделической революции, автор «Голого завтрака» и «Джанки. Исповедь неисправимого наркомана» Уильям Берроуз, который своего пристрастия к запрещённым веществам не скрывал никогда. Впрочем, несмотря на провокационное название, пропаганды психотропных препаратов в треке не больше (а точнее, даже меньше), чем в рассказах сэра Артура Конан Дойла про Шерлока Холмса, в которых великий сыщик в промежутке между расследованием преступлений, чтобы развеять сплин и тоску, тянется к шприцу с морфием. «Аптечные ковбои мажут десна валерьянкой», — поёт группа, и, что это значит на самом деле, знает, наверное, только автор строк. То есть текст вряд ли понравится борцам за нравственность и за здоровый образ жизни, но речь идёт скорее о некой исповедальности, чем о пропаганде. Впрочем, если уж за что и запрещать «Южный Пакистан», так это за трек «Кому на Руси жить хорошо». Поэма Некрасова (пусть из неё и вырезаны самые крамольные фрагменты), положенная на печальный «минусок», это, конечно, при должной фантазии соответствующих органов «чистый экстремизм».
«Дом Советов»
Кто это: Калининградская панк-группа, возглавляемая бывшим лидером калининградско отделения запрещенной НБП. В плане музыки это похоже на переосмысление традиций панка и хардкора со всей вытекающей из этих субкультур творческой идеологией: гитары ревут, барабаны гремят, вокалист ревёт что-то грозное про то, что «система будет мертва». Среди персонажей, встречающихся в текстах «Дома Советов», — футбольные хулиганы, кубинские революционеры и даже Владимир Ильич Ленин.
За что запрещать: Лирика Дениса Оснача, как и положено человеку, отсидевшему за антиправительственную акцию, наследует традициям скорее даже не The Clash и Sex Pistols, а большевистским плакатам и агиткам начала прошлого века. То есть, если надо о чём-то сказать, то он скажет без всяких сложносочиненных образов и метафор. «Октябрь. Петроград. Семнадцатый год. На улицы толпами валит народ. С броневика им машет Ленин — Русской революции суровый гений, — поёт Оснач, резко потом срываясь на припев. — Революция, это революция, революция!» Понятно, что поёт он про дела давно минувших дней и что экстремизма в этом не больше, чем у в учебнике истории за 10-й класс. И если это запрещать, то запрещать надо любое искусство, которое находит странное эстетическое очарование в бунте, горящих городах и толпах с факелами и вилами. Тогда уж запрещать надо и «Мечтателей» Бертолуччи, и «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна.
Bar De Aux
Кто это: Творческий союз двух «электрогедонистов», попытавшихся перенести на калининградскую почву электроклэш и тексты, которые воспевали весь этот гедонизм с моделями, дорогим алкоголем, лазерами, сексом и девочками. Дважды получали премию как лучший электронный проект от программы «Номер Один». Сейчас находятся в творческом отпуске.
За что запрещать: Вообще, конечно, сложно представить себе более аполитичную группу, чем Bar De Aux. Но поскольку сейчас со стороны запрещающих органов звучит риторика про «чуждые ценности», то и у таких, внешне безобидных, поп-провокаций могли бы быть определённые проблемы. Всё-таки Bar De Aux со своим культом красивой ночной жизни и песнями про то, как два молодых человека были навеки испорчены дискотекой, слишком далеки от ценностей «Домостроя». Одним словом, кому-то может показаться, что «цинизм и вседозволенность» — это как раз история про этот калининградский коллектив. Хотя, конечно, не так страшны Bar De Aux, как их малюют. То есть песня LSD пугает только своим названием. На деле эта аббревиатура у Bar De Aux расшифровывается как те самые «лазеры, секс и девочки». Практически ничего криминального.
«Паровоз»
Кто это: Группа неожиданно выстрелила в 2013-м году со своим дурашливым гимном «Бедронка» (про то, как калининградцы вместо того, чтобы отмечать дома День России, ломятся толпой в Польшу за дешёвыми продуктами). Песня, что называется, попала в самый нерв. Но потом евро вырос, и актуальность у нового гимна заметно снизилась. Остальные песни группы «Паровоз» (а их много) такой народной любви не получили.
За что запретить: Про песню «Бедронка», в принципе, всё понятно. Отсутствие патриотизма и расшатывание духовных скреп тут явно налицо. Почему на День России все ломятся в Польшу, почему «много тачек на границе», если на календаре национальный праздник, и вроде бы его надо отмечать в родных пенатах? Но на самом деле настоящая крамола — это трек «Олимпийский огонь». Песня посвящена грандиозному событию — эстафете Олимпийского огня, которая прошла в городе в октябре 2013-го. В торжественном забеге приняли участие губернатор, депутаты и даже сам Олег Газманов, но у группы «Паровоз» почему-то совсем не находится для этого события добрых слов. Вокалист тщательно и планомерно вспоминает пробки, «дурдом в центре», «очередь за бухлом» и прочие беды, которые пришлось пережить Калининграду. «Полный город ментов», — всё-таки с точки зрения державности и патриотизма для такого важного события можно было бы подобрать и более лестные эпитеты.
«Гитары Stereo»
Кто это: Калининградская гитарная команда, которая активно участвовала в формировании региональной идентичности. Лидер команды Глеб Ильюша и его музыканты практически в одиночку превратили девяностые (которые, как известно, во всей стране были «лихими») в «прекрасные» годы. Благодаря тому, что сразу несколько поколений выросло на песнях про «голубые ''Levis''», наверное, сформировался город таким, какой он есть сейчас. В один момент группой заинтересовался лидер группы «Браво» Евгений Хавтан, который обещал помочь музыкантам с записью альбома. «Гитары» уехали в Москву, но там всё окончилось печально. Как говорят сами музыканты, на этом основная история группы и закончилась.
За что запретить: В нынешних геополитических условиях англофильство «Гитар Stereo» точно не идёт им на пользу. У команды есть песня про Америку. И там почему-то ничего нет ни про закон о гей-браках, ни про агрессивную милитаристскую политику, ни про готовый вот-вот рухнуть доллар и прочие идеологические штампы из новостных программ центрального телевидения. Есть даже некое восхищение потенциальным геополитическим противником: «индейцы и ковбойцы — навсегда», «все в джинсах хотят — вот это да». Конечно, кого-то может порадовать фраза: «Наш президент — Микки-Маус». Но надо сказать, что если развивать риторику Кировского районного суда до гротеска и абсурда, то песни «Гитар Stereo» — это тоже чуждые нам ценности, которые формируют у слушателей «культ потребления»: слишком уж много про джинсы.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: vk.com, rugrad.eu
Группа «Кровосток», конечно, никогда не играла в пай-мальчиков. В их текстах всегда хватало и обсценной лексики, и человеческого мяса. Всё это было в таких гипертрофированных масштабах (количества трупов хватило бы на целый человеческий мясокомбинат), что можно было сразу заподозрить что-то неладное. И это действительно не честный отчёт о прожитых музыкантами передрягах и бандитских разборках, а просто игры и сатира модных художников, которые выбрали себе вот такой тяжёлый творческий путь. Таким образом, судебный орган создал определённый прецедент, возможно, без умысла. Если раньше под запрет в основном попадали тексты, которые признавались судом экстремистскими (ближайший пример — творчество несостоявшегося кандидата на пост губернатора Калининградской области Сергея «Паука» Троицкого и его группы «Коррозия металла»), то теперь, вооружившись логикой ярославского суда о «цинизме», «вседозволенности» и «ложных ценностных ориентациях», запретить можно практически любой текст. Афиша RUGRAD.EU попыталась выяснить, тексты каких калининградских групп теперь можно признать незаконными.
От редакции: Редакция Афиши RUGRAD.EU считает, что запреты и санкции в творческой сфере только играют на руку различным интернет-троллям и провокаторам, которые, порой, таким нехитрым образом пытаются привлечь к себе внимание. Как правило, попытки контролирующих органов запрещать группы за тексты песен оборачиваются еще большим абсурдом и гротеском, чем всё творческое наследие группы «Кровосток» вместе взятое.
«Южный Пакистан»
Кто это: Хип-хоп команда с окраин Балтрайона, которая жизнь этих самых окраин в своих треках и воспевает (впрочем, не только их). На церемонии вручения премии «Номер Один Awards» она получила специальный приз от журнала «Балтийский Бродвей» и вообще претендует на звание главных героев города: тексты — неглупые, «минуса» — качественные, бит — качает.
За что запрещать: Настоящий хип-хоп — музыка, в принципе, далёкая от границ политкорректности. И «Южный Пакистан», к своей чести, тут держит марку. С «ложными ценностными ориентациями» у них, как у людей достаточно трепетно относящихся к слову, всё нормально. В отличие от постмодернистского «Кровостока», который выбрал для себя гротеск, абсурд и реки крови в качестве творческой методики, у «Пакистана» всё выглядит достаточно реалистично. Трек «Аптечные ковбои» может кому-то не понравиться уже в силу своего названия. Дело в том, что у Гаса Ван Сента есть одноимённый фильм. И он, конечно, про наркоманов, которые обворовывают аптеки. Притом одну из ролей там сыграл «дедушка» американской психоделической революции, автор «Голого завтрака» и «Джанки. Исповедь неисправимого наркомана» Уильям Берроуз, который своего пристрастия к запрещённым веществам не скрывал никогда. Впрочем, несмотря на провокационное название, пропаганды психотропных препаратов в треке не больше (а точнее, даже меньше), чем в рассказах сэра Артура Конан Дойла про Шерлока Холмса, в которых великий сыщик в промежутке между расследованием преступлений, чтобы развеять сплин и тоску, тянется к шприцу с морфием. «Аптечные ковбои мажут десна валерьянкой», — поёт группа, и, что это значит на самом деле, знает, наверное, только автор строк. То есть текст вряд ли понравится борцам за нравственность и за здоровый образ жизни, но речь идёт скорее о некой исповедальности, чем о пропаганде. Впрочем, если уж за что и запрещать «Южный Пакистан», так это за трек «Кому на Руси жить хорошо». Поэма Некрасова (пусть из неё и вырезаны самые крамольные фрагменты), положенная на печальный «минусок», это, конечно, при должной фантазии соответствующих органов «чистый экстремизм».
«Дом Советов»
Кто это: Калининградская панк-группа, возглавляемая бывшим лидером калининградско отделения запрещенной НБП. В плане музыки это похоже на переосмысление традиций панка и хардкора со всей вытекающей из этих субкультур творческой идеологией: гитары ревут, барабаны гремят, вокалист ревёт что-то грозное про то, что «система будет мертва». Среди персонажей, встречающихся в текстах «Дома Советов», — футбольные хулиганы, кубинские революционеры и даже Владимир Ильич Ленин.
За что запрещать: Лирика Дениса Оснача, как и положено человеку, отсидевшему за антиправительственную акцию, наследует традициям скорее даже не The Clash и Sex Pistols, а большевистским плакатам и агиткам начала прошлого века. То есть, если надо о чём-то сказать, то он скажет без всяких сложносочиненных образов и метафор. «Октябрь. Петроград. Семнадцатый год. На улицы толпами валит народ. С броневика им машет Ленин — Русской революции суровый гений, — поёт Оснач, резко потом срываясь на припев. — Революция, это революция, революция!» Понятно, что поёт он про дела давно минувших дней и что экстремизма в этом не больше, чем у в учебнике истории за 10-й класс. И если это запрещать, то запрещать надо любое искусство, которое находит странное эстетическое очарование в бунте, горящих городах и толпах с факелами и вилами. Тогда уж запрещать надо и «Мечтателей» Бертолуччи, и «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна.
Bar De Aux
Кто это: Творческий союз двух «электрогедонистов», попытавшихся перенести на калининградскую почву электроклэш и тексты, которые воспевали весь этот гедонизм с моделями, дорогим алкоголем, лазерами, сексом и девочками. Дважды получали премию как лучший электронный проект от программы «Номер Один». Сейчас находятся в творческом отпуске.
За что запрещать: Вообще, конечно, сложно представить себе более аполитичную группу, чем Bar De Aux. Но поскольку сейчас со стороны запрещающих органов звучит риторика про «чуждые ценности», то и у таких, внешне безобидных, поп-провокаций могли бы быть определённые проблемы. Всё-таки Bar De Aux со своим культом красивой ночной жизни и песнями про то, как два молодых человека были навеки испорчены дискотекой, слишком далеки от ценностей «Домостроя». Одним словом, кому-то может показаться, что «цинизм и вседозволенность» — это как раз история про этот калининградский коллектив. Хотя, конечно, не так страшны Bar De Aux, как их малюют. То есть песня LSD пугает только своим названием. На деле эта аббревиатура у Bar De Aux расшифровывается как те самые «лазеры, секс и девочки». Практически ничего криминального.
«Паровоз»
Кто это: Группа неожиданно выстрелила в 2013-м году со своим дурашливым гимном «Бедронка» (про то, как калининградцы вместо того, чтобы отмечать дома День России, ломятся толпой в Польшу за дешёвыми продуктами). Песня, что называется, попала в самый нерв. Но потом евро вырос, и актуальность у нового гимна заметно снизилась. Остальные песни группы «Паровоз» (а их много) такой народной любви не получили.
За что запретить: Про песню «Бедронка», в принципе, всё понятно. Отсутствие патриотизма и расшатывание духовных скреп тут явно налицо. Почему на День России все ломятся в Польшу, почему «много тачек на границе», если на календаре национальный праздник, и вроде бы его надо отмечать в родных пенатах? Но на самом деле настоящая крамола — это трек «Олимпийский огонь». Песня посвящена грандиозному событию — эстафете Олимпийского огня, которая прошла в городе в октябре 2013-го. В торжественном забеге приняли участие губернатор, депутаты и даже сам Олег Газманов, но у группы «Паровоз» почему-то совсем не находится для этого события добрых слов. Вокалист тщательно и планомерно вспоминает пробки, «дурдом в центре», «очередь за бухлом» и прочие беды, которые пришлось пережить Калининграду. «Полный город ментов», — всё-таки с точки зрения державности и патриотизма для такого важного события можно было бы подобрать и более лестные эпитеты.
«Гитары Stereo»
Кто это: Калининградская гитарная команда, которая активно участвовала в формировании региональной идентичности. Лидер команды Глеб Ильюша и его музыканты практически в одиночку превратили девяностые (которые, как известно, во всей стране были «лихими») в «прекрасные» годы. Благодаря тому, что сразу несколько поколений выросло на песнях про «голубые ''Levis''», наверное, сформировался город таким, какой он есть сейчас. В один момент группой заинтересовался лидер группы «Браво» Евгений Хавтан, который обещал помочь музыкантам с записью альбома. «Гитары» уехали в Москву, но там всё окончилось печально. Как говорят сами музыканты, на этом основная история группы и закончилась.
За что запретить: В нынешних геополитических условиях англофильство «Гитар Stereo» точно не идёт им на пользу. У команды есть песня про Америку. И там почему-то ничего нет ни про закон о гей-браках, ни про агрессивную милитаристскую политику, ни про готовый вот-вот рухнуть доллар и прочие идеологические штампы из новостных программ центрального телевидения. Есть даже некое восхищение потенциальным геополитическим противником: «индейцы и ковбойцы — навсегда», «все в джинсах хотят — вот это да». Конечно, кого-то может порадовать фраза: «Наш президент — Микки-Маус». Но надо сказать, что если развивать риторику Кировского районного суда до гротеска и абсурда, то песни «Гитар Stereo» — это тоже чуждые нам ценности, которые формируют у слушателей «культ потребления»: слишком уж много про джинсы.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: vk.com, rugrad.eu
Поделиться в соцсетях