«Сквозь музеи и мрак»: фоторепортаж с Музейной ночи
17 мая 2014
Перед Музейной ночью-2014 организаторы практически открытым текстом предупреждали потенциальных зрителей: ничего кардинально нового ждать не стоит. Самое радикальное новшество, которое смогли себе позволить музейщики в этом году – это увеличить количество городских площадок. Начали к тому же в этом году мероприятие не совсем с музейных комплексов. Фактически, старт Музейной ночи был дан на площади у Дома Советов, где прошла выставка ретро-автомобилей. Ретро-автомобили на Музейной ночи в Калининграде еще не показывали (зато часто показывали на других мероприятиях), но в целом, мероприятие носило локальный характер и повлиять на общую концепцию не могло. В остальном же все, к счастью или сожалению, прошло по привычному для завсегдатаев сценарию, правда, на этот раз в несколько усеченном варианте. Что на количестве посетителей, тем не менее, не отразилось.
А вот что действительно серьезно спутало музейщикам карты в этом году, так это дождь, ливший практически всю ночь. В результате многие культурные учреждения, где весь экшен должен был разворачиваться на открытых площадках, оказались в не самом выгодном положении.
В Музее янтаря в 20:00 очередь из посетителей тянулась от здания почти до самой дороги. Впускать людей внутрь тут однако не спешили и время тянули как могли.
«Пойдем! Уже запускают!», - время от времени раздавались из толпы полные надежды крики, после чего какая-нибудь отделившаяся группа, под предводительством очередного пассионария бросалась штурмовать ворота. Все попытки, впрочем, оканчивались фиаско. Державшие караул музейщики были непреклонны.
Пока сотрудники музея, как могли, пытались успокоить напиравшую толпу, ситуацией решили воспользоваться ближайшие «конкуренты». В толпе, откуда не возьмись, появились молодые люди в желтых монашеских балдахинах, раздававших направо и налево небольшие рекламки Музейной ночи в соседней «Резиденции королей».
А вот что действительно серьезно спутало музейщикам карты в этом году, так это дождь, ливший практически всю ночь. В результате многие культурные учреждения, где весь экшен должен был разворачиваться на открытых площадках, оказались в не самом выгодном положении.
В Музее янтаря в 20:00 очередь из посетителей тянулась от здания почти до самой дороги. Впускать людей внутрь тут однако не спешили и время тянули как могли.
«Пойдем! Уже запускают!», - время от времени раздавались из толпы полные надежды крики, после чего какая-нибудь отделившаяся группа, под предводительством очередного пассионария бросалась штурмовать ворота. Все попытки, впрочем, оканчивались фиаско. Державшие караул музейщики были непреклонны.
Пока сотрудники музея, как могли, пытались успокоить напиравшую толпу, ситуацией решили воспользоваться ближайшие «конкуренты». В толпе, откуда не возьмись, появились молодые люди в желтых монашеских балдахинах, раздававших направо и налево небольшие рекламки Музейной ночи в соседней «Резиденции королей».
Наибольшим ажиотажем на площадке у музея пользовалась фотобудка, где все желающие могли сфотографироваться на фоне исторических видов Кенигсберга. Трезво рассуждая, что внутрь все равно не пробиться, а значит нужно выжать как можно больше из сложившегося положения вещей (тем более, что деньги за билет уже уплачены), люди выстраивались в длинные очереди, пытаясь пробиться к объекту.
«Вы чего, Кончитой хотите меня сделать?!», - с опаской косился небритый мужчина на прорисованный на стенке для фотографий женский силуэт с открытым лицом.
Ближе к 21:00 музейщики все-таки сжалились над публикой, и собравшихся стали потихоньку запускать внутрь. В музее янтаря в эту ночь ставку решили сделать на ретро. Зрителей должно было перебросить в 20-30-е года прошлого века. Оформлено все было в китчевой стилистике советского НЭПа или Америке, периода «сухого закона», свингующего джаза (именно такая музыка звучала тут в этот вечер из колонок) и борьбы мафиозных кланов.
В одном из помещений музея висел красный флажок с золотистой надписью «Back in USSR». Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, в какую историческую эпоху тут предлагают окунуться, на небольшой бюстик королевы Луизы повязали красный пионерский галстук. Весь зал был украшен большевистскими агитками и вырезками из газеты «Правда». Тут же, под большим плакатом Чапаева заведовал Остап Бендер, который занимался, впрочем, не самым привычным, учитывая идеологию персонажа, занятием. Актер старательно завязывал всем желающим вокруг шеи все те же алые галстуки, предлагая сфотографироваться на память. В подвальные помещения музея сослали выставку изделий из янтаря, подобрав ей, впрочем, название вполне себе в духе общей концепции – «Подпольный бизнес».
Главное представление проходило во внутреннем дворике. Учитывая, что публику очень долго не пускали внутрь, на небольшой по размеру площадке собралось большое количество народу. И хотя организаторы заботливо натянули для артистов небольшой помост, чтобы увидеть происходящее на сцене из задних рядов, все равно пришлось бы постараться. А посмотреть, к слову, было на что. Приглашенные артисты начали бодрым цирковым перформансом, а закончили мини-спектаклем с элементами BDSM, где актрису привязали к каким-то ящикам, а потом пытались просверлить насквозь небольшой ручной дрелью. У догадливой публики, которая все-таки поняла, что милостей от погоды в эту ночь ждать не стоит, в руках наконец-то появились зонты. А вот девушкам в тоненьких платьицах и боа, которые старательно разыгрывали перед зрителями показ мод при этом старательно улыбаясь, на сцене под проливным дождем, судя по всему, приходилось не сладко.
Историко-художественный музей на эту Музейную ночь лишился из-за ремонта сразу нескольких своих этажей. Вход на верхние ярусы от излишне любопытной публики тут предусмотрительно перегородили музыкальными колонками, а акцент сделали не на перформансах или концертах, а на художественных экспозициях. Самая внушительная была посвящена Первой мировой войне. У входа на экспозицию дежурили два усталых солдата в форме военнослужащих Российской империи. Вместо большевистских агиток с плакатными комиссарами, более похожими на супергероев из комиксов Marvel, тут грозные «пруссаки» в знаменитых шипастых касках, военные карты, и кукольная медсестра, склонившаяся над замотанным в бинты раненным.
В другом помещении зрители рассаживались в ожидании музыкального спектакля «Давным-давно» от Калининградской филармонии. В самой филармонии, что характерно, этот спектакль уже показывали и даже ни один раз, но Музейная ночь для местных культурных деятелей – это, конечно, и повод, и возможность повторять, повторять и еще раз повторять уже отработанные, проверенные приемы.
«Подожди, подожди, а поручик Ржевский – это кто?», - несмело перешептывались две девушки в задних рядах, наблюдая за метаниями актера в синем гусарском камзоле.
«Корнет, вы женщина!?», - грозно гремел на сцене Кутузов с перемотанным черной лентой глазницей. Определить пол главной героини, хотя бы из-за длинных черных волос, особого труда не составляло, но полководец почему-то все равно до последнего сомневался в своих выводах.
У музея «Бункер» под дождем мокнут двое реконструкторов в форме солдат «Вермахта», громко спорящие о чем-то с мужчинами в гражданском. Явившиеся из небытия на Музейную ночь в Калининграде «фашисты», совершенно не обращали внимание на хлещущие с неба холодные струи, хотя всех местных жителей дождь распугал.
Погода существенно подпортила мероприятие и на площадке раскопок у Королевского замка. Рыцарские турниры тут на этот раз проходят с каким-то жестоким остервенением. Закованные в латы бойцы, грозно скрежеща железом по мокрому асфальту, сходились чуть ли не в рукопашной, забывая про внушительных размеров мечи в своих руках.
«Добивать не надо!», - кричала толпа, когда один из рыцарей завалился на бок на асфальт, накрывшись щитом.
После очередной схватки одна из команд осталась в меньшинстве.
«Валера, давай!», - подбадривали болельщики скромно стоявшего в сторонке латника, который, по-видимому, поле битвы решил покинуть.
«Ладно, пойду подерусь…», - обреченно донеслось из под шлема, после чего «дезертир» вернулся в строй.
В Калининградской художественной галерее Музейная ночь тоже на этот раз прошла гораздо скромнее. Упор, как и в Историко-художественном музее, был сделан на выставки. Разделившись между собой, экскурсоводы таскали посетителей от выставки «Век Рубенса», которая открылась в культурном учреждении еще в апреле, до каких-то других экспозиций, которых здесь хватало с избытком.
«Какой-то постмодернизм…», - жаловался молодой человек, выскочив наконец-то из экспозиционных залов. Его, конечно, стоило бы поправить. «Постмодернизм» был в художественной галерее в прошлом году, когда в одну программу организаторы умудрились вместить и мастер-классы, и показы мод, и концерты местных электронщиков. Сейчас это скорее вполне себе классика. Tangolodgy Orchestra, конечно, разбавил все это действо ретро-хитами, но в целом, музыканты во всем этом гигантском муравейнике потерялись где-то на заднем плане.
Во Фридландских воротах одним из последних аккордов программы стало шоу заезжих барабанщиков. Барабанщики, к счастью, оказались не совсем обычные. Группа музыкантов бодро выстукивала ритмы на жестяных бочках, вместо традиционных ударных. Молодой человек, разгоряченный не то культурной программой, не то куда более прозаическими средствами, выдал под эту музыкальную вакханалию бодрую смесь лезгинки и нижнего брейка. Барабанщиков, впрочем, на сцене сменил военный оркестр и мероприятие, как и на прочих культурных площадках, стало сводиться к привычной и знакомой формуле.
В одном из помещений разыграли небольшой кукольный спектакль. Два гнома, нелепо расшаркиваясь, клятвенно обещали «хорошую, старинную песню». Ей почему-то оказалась «Выпьем за любовь» Игоря Николаева. Кукольная пара под этот трек кружилась в таких неистовых объятиях, что несовершеннолетним этот мини-спектакль, наверное, лучше бы было не смотреть. Игоря Николаева вообще можно было бы заподозрить в тайном лобби на этом мероприятии. Сразу после «Выпьем за любовь» начала играть «Маленькая страна». Танец у кукол, впрочем, сменился.
Для своей консервативной политики у музейщиков пока еще есть «железный» аргумент – билеты на Музейную ночь и так хорошо покупают. При том не просто покупают, но и жалуются, что печатается их мало (2,5 тысячи штук). Впрочем, даже министр культуры региона Светлана Кондратьева на пресс-конференции подтверждала, что некое чувство дежавю на Музейной ночи в прошлом году ее схватило. В этот раз, по идее, этот отрезвляющий укол у министра должен был бы быть куда сильнее. Тем более, что вместе с чиновницей, подобные чувства могут посетить и остальных горожан, которые могут попросту устать смотреть в 15-й или 20-й раз на чучела лося и рыси с замученными выражениями на мордах. И тогда музеям все-таки придется меняться. Только делать это надо будет уже очень быстро.
Фото: Власова Юлия
Текст: Алексей Щеголев
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях