Скованные в один кластер
С 19 по 20 июня в клубе «Вагонка» прошел первый в регионе фестиваль игровой индустрии PlayPort Fest, организованный фондом креативных индустрий «Креспектива». В мае «Креспектива» провела в Калининграде стратегическую сессию, где региональному GameDev-сообществу впервые было предложено объединяться в кластер. PlayPort Fest — продолжение данного мероприятия. Фонд, по сути, организовал смотрины всей отрасли (пока на местном рынке насчитали 15 крупных участников, и это якобы сравнимо со всей индустрией Эстонии) и вновь предложил объединяться бизнесу, который и так находится на пике.
«Мы не могли им помочь и не сможем»
После первой стратегической сессии губернатор Антон Алиханов, к примеру, выяснил, что региональная гейм-индустрия не пользуется различными программами поддержки, которые разработали региональные власти. Никто из местных разработчиков игр не воспользовался программой релокации, хотя дефицит кадров — одна из главных проблем, о которой шептались в том числе и кулуарах PlayPort Fest. Власти пытаются обвинить в этой неудобной ситуации саму отрасль: дескать компании, среди которых есть и игроки с миллионными оборотами просто не могут разобраться в нормативной базе (к примеру, выручка разработчика онлайн-шутера Tacticool — ООО «Панцердог» — по итогам 2020 года составила 121,2 млн руб., в 2019 году контрольный пакет акций калининградского разработчика выкупила структура Mail.ru). Но, как выяснилось на фестивале, есть и вполне объективные обстоятельства, почему GameDev не может воспользоваться навязываемыми правительством преференциями.
Как рассказал заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Калининградской области» Олег Скворцов, об участии в программе релокации велись разговоры с компанией Game Forest. Но выплаты разработчик получить не мог, так как в составе учредителей есть иностранец, по всем остальным критериям Game Forest подходил. «Мы не могли им помочь и не сможем. Это правила, которые установлены не на уровне Калининградской области, а на уровне Российской Федерации», — признался Скворцов.
Помимо программы релокации, власти активно рекламируют возможность стать резидентами Особой экономической зоны. Согласно последней редакции закона об ОЭЗ, представители IT-индустрии могут получить статус резидента, если инвестируют 1 млн руб. в течении 3 лет. Представителей отрасли, впрочем, интересовали не бонусы за резидентство, а снижение ставки по УСН для айтишников (среди представителей индустрии есть ИП) и специальные региональные бонусы для самозанятых (вопрос актуален для фрилансеров).
Комфортный климат
Калининградская область по умолчанию считается привлекательным для дислокации офисов GameDev компаний регионом. На фестивале вспоминали про переезд в Калининград команды студии Katauri: во второй половине «нулевых» она занималась проектом King’s Bounty — одного из главных конкурентов Heroes of Might and Magic в линейке пошаговых стратегий, выручка ООО «Катаури» по итогам 2020 года составила 8,1 млн руб. У владельцев компании Дмитрия Гусарова и Александра Язынина общий бизнес с Андреем «Кранком» Кузьминым. С последнего во многом и начинается история регионального GameDev: основанная им студия «К-Д Лаб» выпускала на PC проекты «Вангеры», «Самогонки» и «Периметр». Сейчас Кузьмин вместе с Гусаровым и Языниным входит в состав учредителей компании «НеоДинамика» — онлайн-проект Music Wars, выручка компании в прошлом году составила 20,8 млн руб.
Впрочем, подобные трансферы принято связывать не с правительственными программами, а с комфортным климатом области, морем и близостью к Европе, которые формируют для айтишников ту самую комфортную среду обитания. «Если встает вопрос не покидать Россию, то Калининград, мне кажется, чуть ли не единственное нормальное место...», — рассуждал со сцены Кузьмин.
«Половина Калининградской области сейчас на море, мы один из самых маленьких регионов России, который обладает уникальным климатом, уникальными людьми, компаниями и бизнесом. От нас до границы с Литвой и Польшей — дай бог, границы откроются — всего-то 50 километров, рядом Европа. Сюда ежегодно приезжают 7-10 тысяч человек», — Олег Скворцов, рекламируя область, также делал акценты на ее географическом положении и климате.
Лоббизм для индустрии
Фонд креативных индустрий «Креспектива» (в 2021 году областные власти зарезервировали для фонда как минимум 70 млн руб.) претендует на роль эдакого буфера между чиновниками и сообществом. Структура хочет взять на себя лоббистские функции, выбивая для индустрии дополнительные преференции. В «Креспективе» считают, что правительственные чиновники и GameDev существуют в параллельных реальностях, а юридические отделы студий не в состоянии разобраться с документами, которые написаны «сухим бюрократическим языком». В подтверждение данного тезиса рассказывают истории, как представителям какой-то компании рассказали, что у GameDev нет юридической возможности стать резидентом ОЭЗ, а у нее на самом деле «миллионные обороты». «На самой стратсессии люди в пиджаках впервые увидели так близко людей во фланелевых рубашках и поняли, что обе стороны довольно симпатичны и могут друг другу что-то дать. Помимо вот этой милоты, которая там случилась, там были совершенно конкретные продуктивные вещи», — рассуждал на фестивале стратег «Креспективы» Антон Симаненко.
«Вроде как мы встречаемся в барах, но мы в этих барах не общаемся с органами власти и ребятами, которые готовы нам помочь», — по-своему объяснила сложности в коммуникациях с властными структурами PR-менеджер Panzerdog Мария Круглова.
Рынок компьютерных и мобильных игр, как отмечали участники отрасли, сейчас переживает свой пик. В «Креспективе» признают, что столкнулись с позицией, что не нужны никакие фонды, которые бы вели переговоры от имени отрасли. «Несмотря на то, что многие участники рынка говорят, что сейчас всё прекрасно: очень высокие доходы и прочее, но всё равно есть те аспекты, которые мешают жить, и сами студии их никак не могут решить. Например, список ОКВЭДов компаний, которые могут вступить в ОЭЗ или валютный контроль. То есть такие штуки, которые может решить только медиатр типа нас», — доказывал необходимость существования фонда креативных индустрий Симаненко.
По итогам PlayPort Fest «Креспектива» анонсировала дорожную карту («главный манифест общего консолидированного мнения», как называют документ в фонде) по развитию местной геймдев-индустрии. Фундаментальная цель — создание в области игрового кластера, который будет играть роль эдакой коммуникационной площадки
«Мы свою миссию видим не в том, чтобы говорить вам, что делать. Мы не знаем, что вам делать, мы не эксперты. И хорошо, что мы отдаем себе в этом отчет», — рассказывал Симаненко, уверяя, что у фонда нет задачи «обелять одну из сторон».
Сфера GameDev, впрочем, пока остается невидимой не только для чиновников, но и других сфер бизнеса. «Когда я говорю людям из реального бизнеса, что в Калининграде разрабатывают видеоигры, то они смотрят на меня, как на дурачка... Мне приходится их убеждать, что вы есть, вы существуете», — признался Скворцов.
Перспективу решения кадровой проблемы видят в партнерских программах с вузами. «Мы это признаем, нам действительно надо что-то делать, чтобы студенты были более качественно подготовлены. Допустим, этот блок все утвердили, что он всем интересен. Дальше начинается проектный подход. Наша роль как медиатора — уходить вглубь тем. Предлагаются варианты механик, которые бы сработали. Например, давайте запустим шестимесячные курсы... Давайте с Universal University (университет, включающий факультет игр и интерактивных развлечений. — Прим. ред.) партнерскую программу по созданию новых компетенций и преподавателей», — отметила директор «Креспективы» Валерия Гусейнова.
Еще одна проблема отрасли, с которой готов помогать фонд, — отмена валютного контроля. «Есть такая штука — валютный контроль, она приносит кучу головной боли компаниям, которые работают по всему миру. Федеральное правительство размышляет, чтобы в некоторых регионах провести пилотный проект по отмене валютного контроля», — рассказал Антон Симаненко.
Стратег «Креспективы» подчеркнул, что у фонда хватит лоббистских возможностей включить Калининградскую область в перечень пилотных регионов. «Никто иной этого сделать не сможет, а мы не сможем это сделать без понимания специфики, без вас», — отметил он.
Еще одно обещание от фонда — расширить программу релокации и включить в нее зарубежные государства. «Мы должны с вами часто встречаться, тусить, и будет рождаться та самая коллаборация и будут формироваться связи, необходимые для существования кластера, если мы хотим его с вами строить», — призвал представителей отрасли стратег «Креспективы».
В кластер, как утверждают в «Креспективе», смогут вступить как крупные компании, так и инди-разработчики.
В сентябре прошлого года областные власти озвучили перспективу организации в регионе арт-кластера в здании на Правой Набережной, 21. После этого здание покинули ночной клуб «Порт» и музей компьютерных игр Bit И Pixel. Больше никаких официальных сообщений о судьбе арт-кластера не было.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: предоставлены организаторами
Поделиться в соцсетях