«Сейчас евро по 60, а завтра может быть по 120»: как клуб «Вагонка» выживает в кризис
19 марта 2015
Концертные промоутеры и агентства стали одними из первых игроков рынка, кто ощутил на своем бизнесе влияние чехарды с курсом валюты. Как следствие этого, с городских афиш практически исчезли имена привозных западных артистов, а о таких крупных привозах, как live-сет группы Scooter в 2014 году, сейчас никто уже даже не вспоминает. Афиша RUGRAD.EU попыталась выяснить , как в кризис выживает одна из самых культовых концертных площадок Калининграда – клуб «Вагонка».
«Черные» среды и «черные» пятницы
Вечер 6 марта, красный бар клуба «Вагонка» – традиционное место дислокации местного бомонда – пугающе пуст. Вся публика компактно помещается за ограждениями в большом зале клуба и верхнем этаже. Так что когда на сцене появятся первые музыканты группы De-Phazz, которая дает концерт, перед ними окажется практически пустой танцпол. Все, конечно, еще нормализуется, люди появятся, танцпол забьется, будут и танцы, и аплодисменты.
Концерт немцев – это в каком-то смысле вообще не показатель, чтобы судить о количестве аудитории. Группа все-таки достаточно специфичная и, как обычно говорят в таких случаях, ни разу «не народная». На De-Phazz вообще можно было бы не акцентировать внимание, если бы этот концерт не стал первым крупным привозом западных артистов в город в этом году. До этого в городе успели отметиться только два привозных диджея. И их тоже привозила команда Андрея Левченко. Если сравнивать 2015-й год с прошлым годом, который открывала группа Scooter с большим live-сетом в «Янтарном», то регресс местного концертного рынка сразу бросается в глаза. Если вспоминать про 2013-й с его Эмиром Кустурицей, Томасом Андерсом в качестве хедлайнера на концерте в честь Дня города, то тенденция выглядит совсем печальной. Притом речь идет не только о каких-то больших проектах. Если раньше в пятницу-субботу можно было часто наткнуться на афишу какого-нибудь западного диджея, то теперь клубы пытаются сконцентрироваться на московских и питерских проектах. Прошлый год со своими «черными» понедельниками и вторниками все-таки дал свои плоды. И не только в плане того, что концертный рынок Калининграда, который и без того демонстрировал отрицательные тенденции, продолжил падать, но и потому, что с таким курсом валюты привоз западного артиста превращается в настоящее приключение с совершенно непонятным финалом.
«Два раза у нас такое уже было: 1998-й год и 2008-й год. Были ''черные'' среды, ''черные'' пятницы. Все дни были ''черные''. Так же про любого человека можно сказать. Он просыпается: ''Блин, кризис!''. Он же не идет и не вешается? Хотя некоторые так и делают...», – рассказывает генеральный директор «Вагонки» Андрей Исаков.
Руководство клуба не скрывает, что договоренности о концерте De-Phazz и привозе диджеев были достигнуты еще в тот момент, когда курс евро еще не успел стремительно скакнуть вверх. «Вагонка» попросту оказалась перед дилеммой: отменять концерты, о которых уже успели договориться (а значит, терять предоплату, отправленную артистам) или все-таки рискнуть и устроить мероприятие с совершенно непонятным итогом. Пошли по второму пути. Баланс концертов оказался отрицательным, но о сделанном выборе никто не жалеет. Помимо финансов, в этой истории были еще репутационные риски, а если бы клуб отменил концерт, то это не лучшим образом бы сказалось на имидже «Вагонки».
«Мы знали, что мы уже в любом случае ''попали'', – признается Андрей Исаков. – Либо потерять предоплату, либо делать концерт, чтобы он все-таки состоялся, чтобы люди пришли, посмотрели шоу, говорили об этом. Народ все равно придет. Репутация для нас превыше всего».
«Лучше здесь потерять немного денег, чем потерять доверие аудитории», – отмечает пиар-менеджер агентства «Вагонка Продакшн» Иван Фисюк.
Чтобы окупить такие концерты, «Вагонке» надо собрать почти полный зал – 800 человек. И то речь тогда идет не о выгоде, а самоокупаемости концерта. Цифру сложно назвать рекордной, но на самом деле не так много групп в городе могут собрать аншлаг. У «Вагонки» был свой набор условных хедлайнеров, выступления которых позволяли закрывать финансовые дыры, после экспериментов по типу выступлений De-Phazz. Сейчас таких групп становится меньше. Если раньше можно было привозить раз в год «Би-2» и группу «Ляпис Трубецкой», которые стабильно собирали публику, то сейчас второй команды просто нет. Белорусы развалились на два проекта. «Вагонка» попыталась поэкспериментировать с одним из проектов экс-музыкантов «Ляписа», группой Trubetskoy, но этот опыт сложно назвать удачным. Группе вроде бы и досталось узнаваемое имя и весь набор старых хитов, за которые, чего греха таить, подавляющее большинство публики «Ляписов» и любило, но что-то пошло не так. Концерт прошел в малом зале, и, как вспоминает Исаков, собралось там около 250 человек. Хотя в прежние времена на «Ляписах» реально было сложно протолкнуться. Притом, если клубу захочется этот эксперимент с командой Trubetskoy повторить, то вряд ли можно рассчитывать на лучшие результаты. Группа вроде бы и заявлена одним из участников фестиваля Kubana, но сейчас бывший лидер «Ляписа» Сергей Михалок пытается запретить им петь старые хиты. Если музыканты останутся без этого багажа, то судьба у них будет совсем сложная.
«Мы не берем рискованные проекты»
Тяжело сейчас складывается концертная судьба в Калининграде у музыкантов, которые раньше традиционно составляли «вагонковскую» обойму.
«Есть Найк Борзов, который уже не собирает большой зал. Даже маленький с трудом… Есть вопросы еще по ряду артистов. Думаешь уже: везти или не везти. Та же волна групп, что и Найк Борзов, те ребята, которые на подножку девяностых запрыгнули, «Сегодня Ночью» например, раньше они вроде бы и нормально собирали, а теперь думаешь: наверное, нет. Авиабилеты дешевле не становятся, гостиницы дешевле не становятся, аппетиты по гонорарам тоже растут», – отмечает Иван Фисюк.
«Мы не берем сейчас рискованные проекты. Мы берем проекты, в которых уверены больше, чем на 80 %», – подтверждает Андрей Исаков.
Тут разговор как-то сам собой заходит о Дельфине, который когда-то в городе появлялся с завидной регулярностью. Последний раз он приезжал в город в 2011 году, но, как поясняет Исаков, дело тут в том, что клубу не хотелось звать артиста, пока у того не появится новой программы. В 2014 году Дельфин выпустил новую номерную пластинку «Андрей». Генеральный директор признается, что клуб подумывает о том, чтобы привезти артиста с новой программой.
«Людей у него в группе стало больше, а сколько у него техников… Запросы у всех растут, все хотят кушать омаров. У Дельфина группа, где очень много кушает. Вроде бы все и худые, но едят за пятерых», – рассказывает Исаков.
Впрочем, по словам гендиректора клуба, большинство отечественных артистов отреагировали на кризис адекватно. Гонорары группы задирать не стали, и что даже важнее, оставили их в рублях.
«Они подают это как некий бонус. Такое ощущение, что они специально для нас это делают», – шутит Исаков.
Кроме того, у «Вагонки» есть внушительный список «дружественных» артистов, которых с клубом давняя история взаимоотношений. Как говорит Исаков, тут всегда есть возможность договориться о каких-то компромиссах и выйти за рамки привычной модели «концерт-гонорар». «Чтобы все остались довольны. Чтобы все заработали», – кратко резюмирует детали этой схемы Андрей Исаков. – Брать тупо за гонорар, платить кому-то миллион и не знать что будет… Надо быть дураком, чтобы не предложить альтернативную схему».
Именно по такой модели, «по-дружески», «Вагонке» удалось выстроить отношения с еще одним крупным проектом – группой Centr, которая собирается в наш город в конце мая. Привоз столичных рэперов, которые внезапно решили воссоединиться, – это большая история для клуба, может быть, даже более глобальная, чем опыт с зарубежными артистами в духе De-Phazz. Именно со Слима, Птахи и Гуфа когда-то начиналась истерия вокруг отечественного хип-хопа. До группы Centr русский рэп больше напоминал андеграундное гетто, пусть и с устойчивой базой поклонников, но все равно – для своих. После них хип-хоп артисты стали одними из самых востребованных на российском рынке, а Centr стал смещаться куда-то в область национальных героев. Потом была стандартная история: что-то не поделили, 5 лет с друг другом не разговаривали, а теперь собрались и возвращаются в статусе супергероев.
Несмотря на весь ажиотаж вокруг этой истории с реюнионом группы и ее гипотетический коммерческий потенциал, Исаков пока относится к предстоящему концерту крайне осторожно, оговариваясь, что в стопроцентном успехе этого концерта до конца не уверен, а спад по публике сейчас испытывают и хип-хоповые артисты.
Впрочем, Centr – это сейчас для «Вагонки», скорее, исключение, чем правило. Сейчас клуб, вероятно, будет действовать по схеме «если в прошлом году у группы был удачный концерт, то надо везти в группу и этом». Так, город уже может готовиться к возвращению групп Noize MC и Lumen. Формально самоповторов тут удалось избежать. В 2014 году рокеры из Уфы были в Калининграде в непривычной для себя ипостаси – с акустической программой. Сейчас они везут привычное для всех электричество и подростковый бунт вместо слезливой сентиментальности в духе Coldplay. У Ивана Алексеева за это время вышла в тираж новая номерная пластинка. То есть группы вроде бы и были в городе недавно, но концертные программы сейчас везут новые.
«Кризис надо переживать со старыми группами. Я не вижу в этом ничего плохого», – резюмирует Исаков, уточняя, правда, что с новыми коллективами, которые еще не примелькались, клуб все равно ведет переговоры.
«Каждый концерт – неизвестность»
Помимо «Вагонки», у Андрея Левченко есть еще один проект, где его команда занимается привозом артистов, – Kaliningrad City Jazz Club, открытый бизнесменом Владимиром Кацманом. Это заведение весенний концертный сезон тоже начало с громкого имени. 8 марта здесь выступал лидер команды Brazzaville Дэвид Браун с акустическим сетом. По меркам гастропаба «Лондон» и небольшого джазового клуба это, конечно, был аншлаг, но фактически в зале было чуть больше двухсот человек. Собственно, даже при такой цифре клуб и так работал на пределе своих возможностей: в экстренном порядке вытаскивали новые стулья и кресла.
«Был аншлаг, билеты куплены, значит, наверное, все хорошо», – отвечает Иван Фисюк на вопрос о коммерческой рентабельности концерта.
Места для маневра у «Калининград Сити Джаза» куда меньше, чем у той же «Вагонки», а, учитывая специфику заведения, отказаться от концертов западных артистов практически невозможно. Хотя пресс-секретарь и признается, что каждый концерт здесь – это «неизвестность».
«Мы довольны своей ролью. Если ''Вагонка'' несет массовую культуру, то мы более элитарные. Сверхуспешный бизнес-проект на этом не построишь, но можно с этим существовать. Но при этом получать удовольствие от того, что к тебе приходит симпатичная публика. Они не плюют по углам, не гадят», – рассказывает Иван Фисюк
Выбор у клуба все равно получается не такой большой. Отечественных артистов, которые бы гармонично встраивались в формат клуба, не так много. Так что, несмотря на все экономические риски, западных артистов возить надо. Совсем недавно здесь выступали харьковчане Pur:Pur. В планах итальянская команда Accordi Disaccordi и американская джазовая исполнительница Mala Waldron со своим трио.
«Если не делать там концерты, то можно в принципе закрывать клуб, – рассказывает Иван Фисюк. – Выбора не осталось. Пока люди ходят, мы будем делать концерты. Перестанут ходить, видимо, все равно будем делать…».
«Вагонка», несмотря на первые «минуса», историю с западными артистами также заканчивать не собирается.
«Мы будем стараться, но ничего не обещаю. Мы понимаем в какое время живем: сейчас евро 60, а завтра он может быть 120. И тогда эта история на 100 % закончится. Мы будем стараться привозить группы, но будем смотреть на экономическую ситуацию в стране и в мире», – резюмирует Исаков.
Текст: Алексей Щеголев
«Черные» среды и «черные» пятницы
Вечер 6 марта, красный бар клуба «Вагонка» – традиционное место дислокации местного бомонда – пугающе пуст. Вся публика компактно помещается за ограждениями в большом зале клуба и верхнем этаже. Так что когда на сцене появятся первые музыканты группы De-Phazz, которая дает концерт, перед ними окажется практически пустой танцпол. Все, конечно, еще нормализуется, люди появятся, танцпол забьется, будут и танцы, и аплодисменты.
Концерт немцев – это в каком-то смысле вообще не показатель, чтобы судить о количестве аудитории. Группа все-таки достаточно специфичная и, как обычно говорят в таких случаях, ни разу «не народная». На De-Phazz вообще можно было бы не акцентировать внимание, если бы этот концерт не стал первым крупным привозом западных артистов в город в этом году. До этого в городе успели отметиться только два привозных диджея. И их тоже привозила команда Андрея Левченко. Если сравнивать 2015-й год с прошлым годом, который открывала группа Scooter с большим live-сетом в «Янтарном», то регресс местного концертного рынка сразу бросается в глаза. Если вспоминать про 2013-й с его Эмиром Кустурицей, Томасом Андерсом в качестве хедлайнера на концерте в честь Дня города, то тенденция выглядит совсем печальной. Притом речь идет не только о каких-то больших проектах. Если раньше в пятницу-субботу можно было часто наткнуться на афишу какого-нибудь западного диджея, то теперь клубы пытаются сконцентрироваться на московских и питерских проектах. Прошлый год со своими «черными» понедельниками и вторниками все-таки дал свои плоды. И не только в плане того, что концертный рынок Калининграда, который и без того демонстрировал отрицательные тенденции, продолжил падать, но и потому, что с таким курсом валюты привоз западного артиста превращается в настоящее приключение с совершенно непонятным финалом.
«Два раза у нас такое уже было: 1998-й год и 2008-й год. Были ''черные'' среды, ''черные'' пятницы. Все дни были ''черные''. Так же про любого человека можно сказать. Он просыпается: ''Блин, кризис!''. Он же не идет и не вешается? Хотя некоторые так и делают...», – рассказывает генеральный директор «Вагонки» Андрей Исаков.
Руководство клуба не скрывает, что договоренности о концерте De-Phazz и привозе диджеев были достигнуты еще в тот момент, когда курс евро еще не успел стремительно скакнуть вверх. «Вагонка» попросту оказалась перед дилеммой: отменять концерты, о которых уже успели договориться (а значит, терять предоплату, отправленную артистам) или все-таки рискнуть и устроить мероприятие с совершенно непонятным итогом. Пошли по второму пути. Баланс концертов оказался отрицательным, но о сделанном выборе никто не жалеет. Помимо финансов, в этой истории были еще репутационные риски, а если бы клуб отменил концерт, то это не лучшим образом бы сказалось на имидже «Вагонки».
«Мы знали, что мы уже в любом случае ''попали'', – признается Андрей Исаков. – Либо потерять предоплату, либо делать концерт, чтобы он все-таки состоялся, чтобы люди пришли, посмотрели шоу, говорили об этом. Народ все равно придет. Репутация для нас превыше всего».
«Лучше здесь потерять немного денег, чем потерять доверие аудитории», – отмечает пиар-менеджер агентства «Вагонка Продакшн» Иван Фисюк.
Чтобы окупить такие концерты, «Вагонке» надо собрать почти полный зал – 800 человек. И то речь тогда идет не о выгоде, а самоокупаемости концерта. Цифру сложно назвать рекордной, но на самом деле не так много групп в городе могут собрать аншлаг. У «Вагонки» был свой набор условных хедлайнеров, выступления которых позволяли закрывать финансовые дыры, после экспериментов по типу выступлений De-Phazz. Сейчас таких групп становится меньше. Если раньше можно было привозить раз в год «Би-2» и группу «Ляпис Трубецкой», которые стабильно собирали публику, то сейчас второй команды просто нет. Белорусы развалились на два проекта. «Вагонка» попыталась поэкспериментировать с одним из проектов экс-музыкантов «Ляписа», группой Trubetskoy, но этот опыт сложно назвать удачным. Группе вроде бы и досталось узнаваемое имя и весь набор старых хитов, за которые, чего греха таить, подавляющее большинство публики «Ляписов» и любило, но что-то пошло не так. Концерт прошел в малом зале, и, как вспоминает Исаков, собралось там около 250 человек. Хотя в прежние времена на «Ляписах» реально было сложно протолкнуться. Притом, если клубу захочется этот эксперимент с командой Trubetskoy повторить, то вряд ли можно рассчитывать на лучшие результаты. Группа вроде бы и заявлена одним из участников фестиваля Kubana, но сейчас бывший лидер «Ляписа» Сергей Михалок пытается запретить им петь старые хиты. Если музыканты останутся без этого багажа, то судьба у них будет совсем сложная.
«Мы не берем рискованные проекты»
Тяжело сейчас складывается концертная судьба в Калининграде у музыкантов, которые раньше традиционно составляли «вагонковскую» обойму.
«Есть Найк Борзов, который уже не собирает большой зал. Даже маленький с трудом… Есть вопросы еще по ряду артистов. Думаешь уже: везти или не везти. Та же волна групп, что и Найк Борзов, те ребята, которые на подножку девяностых запрыгнули, «Сегодня Ночью» например, раньше они вроде бы и нормально собирали, а теперь думаешь: наверное, нет. Авиабилеты дешевле не становятся, гостиницы дешевле не становятся, аппетиты по гонорарам тоже растут», – отмечает Иван Фисюк.
«Мы не берем сейчас рискованные проекты. Мы берем проекты, в которых уверены больше, чем на 80 %», – подтверждает Андрей Исаков.
Тут разговор как-то сам собой заходит о Дельфине, который когда-то в городе появлялся с завидной регулярностью. Последний раз он приезжал в город в 2011 году, но, как поясняет Исаков, дело тут в том, что клубу не хотелось звать артиста, пока у того не появится новой программы. В 2014 году Дельфин выпустил новую номерную пластинку «Андрей». Генеральный директор признается, что клуб подумывает о том, чтобы привезти артиста с новой программой.
«Людей у него в группе стало больше, а сколько у него техников… Запросы у всех растут, все хотят кушать омаров. У Дельфина группа, где очень много кушает. Вроде бы все и худые, но едят за пятерых», – рассказывает Исаков.
Впрочем, по словам гендиректора клуба, большинство отечественных артистов отреагировали на кризис адекватно. Гонорары группы задирать не стали, и что даже важнее, оставили их в рублях.
«Они подают это как некий бонус. Такое ощущение, что они специально для нас это делают», – шутит Исаков.
Кроме того, у «Вагонки» есть внушительный список «дружественных» артистов, которых с клубом давняя история взаимоотношений. Как говорит Исаков, тут всегда есть возможность договориться о каких-то компромиссах и выйти за рамки привычной модели «концерт-гонорар». «Чтобы все остались довольны. Чтобы все заработали», – кратко резюмирует детали этой схемы Андрей Исаков. – Брать тупо за гонорар, платить кому-то миллион и не знать что будет… Надо быть дураком, чтобы не предложить альтернативную схему».
Именно по такой модели, «по-дружески», «Вагонке» удалось выстроить отношения с еще одним крупным проектом – группой Centr, которая собирается в наш город в конце мая. Привоз столичных рэперов, которые внезапно решили воссоединиться, – это большая история для клуба, может быть, даже более глобальная, чем опыт с зарубежными артистами в духе De-Phazz. Именно со Слима, Птахи и Гуфа когда-то начиналась истерия вокруг отечественного хип-хопа. До группы Centr русский рэп больше напоминал андеграундное гетто, пусть и с устойчивой базой поклонников, но все равно – для своих. После них хип-хоп артисты стали одними из самых востребованных на российском рынке, а Centr стал смещаться куда-то в область национальных героев. Потом была стандартная история: что-то не поделили, 5 лет с друг другом не разговаривали, а теперь собрались и возвращаются в статусе супергероев.
Несмотря на весь ажиотаж вокруг этой истории с реюнионом группы и ее гипотетический коммерческий потенциал, Исаков пока относится к предстоящему концерту крайне осторожно, оговариваясь, что в стопроцентном успехе этого концерта до конца не уверен, а спад по публике сейчас испытывают и хип-хоповые артисты.
Впрочем, Centr – это сейчас для «Вагонки», скорее, исключение, чем правило. Сейчас клуб, вероятно, будет действовать по схеме «если в прошлом году у группы был удачный концерт, то надо везти в группу и этом». Так, город уже может готовиться к возвращению групп Noize MC и Lumen. Формально самоповторов тут удалось избежать. В 2014 году рокеры из Уфы были в Калининграде в непривычной для себя ипостаси – с акустической программой. Сейчас они везут привычное для всех электричество и подростковый бунт вместо слезливой сентиментальности в духе Coldplay. У Ивана Алексеева за это время вышла в тираж новая номерная пластинка. То есть группы вроде бы и были в городе недавно, но концертные программы сейчас везут новые.
«Кризис надо переживать со старыми группами. Я не вижу в этом ничего плохого», – резюмирует Исаков, уточняя, правда, что с новыми коллективами, которые еще не примелькались, клуб все равно ведет переговоры.
«Каждый концерт – неизвестность»
Помимо «Вагонки», у Андрея Левченко есть еще один проект, где его команда занимается привозом артистов, – Kaliningrad City Jazz Club, открытый бизнесменом Владимиром Кацманом. Это заведение весенний концертный сезон тоже начало с громкого имени. 8 марта здесь выступал лидер команды Brazzaville Дэвид Браун с акустическим сетом. По меркам гастропаба «Лондон» и небольшого джазового клуба это, конечно, был аншлаг, но фактически в зале было чуть больше двухсот человек. Собственно, даже при такой цифре клуб и так работал на пределе своих возможностей: в экстренном порядке вытаскивали новые стулья и кресла.
«Был аншлаг, билеты куплены, значит, наверное, все хорошо», – отвечает Иван Фисюк на вопрос о коммерческой рентабельности концерта.
Места для маневра у «Калининград Сити Джаза» куда меньше, чем у той же «Вагонки», а, учитывая специфику заведения, отказаться от концертов западных артистов практически невозможно. Хотя пресс-секретарь и признается, что каждый концерт здесь – это «неизвестность».
«Мы довольны своей ролью. Если ''Вагонка'' несет массовую культуру, то мы более элитарные. Сверхуспешный бизнес-проект на этом не построишь, но можно с этим существовать. Но при этом получать удовольствие от того, что к тебе приходит симпатичная публика. Они не плюют по углам, не гадят», – рассказывает Иван Фисюк
Выбор у клуба все равно получается не такой большой. Отечественных артистов, которые бы гармонично встраивались в формат клуба, не так много. Так что, несмотря на все экономические риски, западных артистов возить надо. Совсем недавно здесь выступали харьковчане Pur:Pur. В планах итальянская команда Accordi Disaccordi и американская джазовая исполнительница Mala Waldron со своим трио.
«Если не делать там концерты, то можно в принципе закрывать клуб, – рассказывает Иван Фисюк. – Выбора не осталось. Пока люди ходят, мы будем делать концерты. Перестанут ходить, видимо, все равно будем делать…».
«Вагонка», несмотря на первые «минуса», историю с западными артистами также заканчивать не собирается.
«Мы будем стараться, но ничего не обещаю. Мы понимаем в какое время живем: сейчас евро 60, а завтра он может быть 120. И тогда эта история на 100 % закончится. Мы будем стараться привозить группы, но будем смотреть на экономическую ситуацию в стране и в мире», – резюмирует Исаков.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях