Сергей Пахомов: Я бы не сказал, что Калининград – это джазовая столица
25 мая 2015
Джазовый музыкант Сергей Пахомов рассказал Афише RUGRAD.EU, как зарабатывают музыканты в Калининграде, почему местные рестораны должны превратиться в клубы и почему он больше никогда не будет пить с русскими за границей.
«Пластинки в Калининграде можно было достать легче, чем в других городах»
Я родился в Калининграде, мои родители родились в Калининграде. Получается, что я калининградец во втором поколении. Даже мой дед бомбил этот город... Он лётчиком был. Так что я калининградец чистой воды. В 80-е в Калининграде было больше скверов, но сейчас, может быть, что-то более красиво сделали... «Рыбную деревню» сделали красивой, с Верхним озером что-то делают. Приятно, что что-то происходит. Хотя, конечно, я бы лишние супермаркеты убрал.
Изначально, я хэви-металлом занимался. В 13 лет мой друг зазвал меня на бас-гитару учиться в Студию музыкальной импровизации. Там мы сначала тяжелую музыку играли – хард-рок чистой воды, хард-панк и другое. Из серии: AC/DC, Accept – из тех времен дела. Я до сих пор слушаю AC/DC. Я могу послушать тяжелые коллективы, но 80-е уже не столь интересны. А AC/DC вечны.
Потом я поступил в музыкальный колледж. То, на чём можно учиться, это джазовая музыка. Если ты ей овладел, то ты в любом стиле можешь сыграть. Это универсальный ключ, грубо говоря. Рок-музыка тоже вся питается от джазовой музыки.
Я бы не сказал, что Калининград – это джазовая столица. Но очень много было сильных джазовых музыкантов. Было у кого поучиться. Тот же самый Максим Пиганов, который в Москве сейчас работает. Мне его творчество очень симпатично. Раньше джазовых фестивалей было гораздо больше. И проходили они чаще. Потом всё мгновенно, разом исчезло: никаких фестивалей, никакой джазовой жизни. А потом всё-таки что-то началось: появился «Дон Ченто». И джаз, как оказывается, стал моден.
Джаз можно назвать либеральной, демократической музыкой. Это музыка, в которой можно выразить всё и сказать, что угодно. По сравнению с центром России Калининград более джазовый город: и был, и есть. Калининград состоит из людей, которые откуда-то приехали. Каждый понемножку принес своей культуры, каждый может о ней сказать открыто.
Пластинки в Калининграде было достать легче, чем во многих других городах. Это же морской город. У меня отец был рыбаком, и все пластинки и кассеты я от него услышал. Те же The Beatles я услышал из этих привезенных кассет. Россия раньше была более закрытая. Западную музыку не пускали. В Калининграде с этим было проще. Рынок был большой. Моряки привозили всё.
«С русскими за границей я не буду пить никогда»
В конце 90-х, когда началась в Калининграде тяжелая жизнь, была даже мысль уехать из города. Я очень долго работал в Германии, Голландии и Испании. Сначала отсюда возил проекты, но потом там собрал свой проект из иностранцев: еврей-трубач, итальянец-контрабасист и немец-барабанщик. Мы играли разную музыку, не привязанную к какому-то стилю: от фолка до джаза и рока. Каждый раз это было что-то шумное и весёлое.
Всё не так плохо складывалось. Но эта постоянная удалённость… Ты там – чужой. Какой бы хороший ты ни был, а всё равно это чувство. Хочется не жить там, а с концертами туда приезжать. А чтобы, прям, жить… Были сначала такие мысли, но потом, когда уже хлебнёшь этой жизни: пусть и получается что-то с деньгами там гораздо лучше, чем в Калининграде. Но это постоянное чувство, что какой бы ты плохой ни был, но тут ты всё равно свой, а там чужой. Это чувство не оставляло. И нет там того, что есть в Калининграде. Нет моря. Я поэтому и в Москву не переехал, а только наездами там бываю. Я раз-два в неделю обязательно выезжаю на природу, чтобы придумать песни и творчески вдохновиться. Сама природа Калининградской области такие откровения даёт, которых нигде нет.
Я не могу сказать, что наши соотечественники просто интегрируются. Я с русскими там не особо держался, я хотел расширить свой кругозор. По-русски я говорил раз в полгода по телефону. Как правило, за границей русских не любят. Не знаю, почему, но терпеть их не могут. Тебе скажут какие-нибудь «левые» данные, обманут тебя. Я просто в шоке. Первые люди, которые мне помогли в Германии, это были не немцы. А индейцы из Эквадора, которые мне сказали, что надо идти вот в этот клуб, и тебе скажут «да». И это был первый клуб, в котором мне сказали «да». Русские там держатся диаспорой и в эту жизнь полностью не интегрируются. Как с русскими погулять и отдохнуть, то я каждый раз в шоке был. И думал: «Не, с русскими за границей я пить не буду никогда».
«Обязательно ли корпоратив заканчивается дракой? Смотря какая компания»
В 2007 году я сюда приехал и понял, что посижу-ка я в Калининграде. Я увидел, что что-то меняется, какие-то клубы появляются. Перспективы? Жить в этом городе, выступать здесь и куда-то ездить. Я нашел постоянную работу – музыкант в ресторане. У меня там нормально шло. Но в какой-то момент я понял, что всё, нужно заниматься творчеством. Карьера ресторанного музыканта – бесперспективна. Это просто временное зарабатывание денег. Я пытался проводить там хорошую музыку, продвигать Армстронга, рок-н-ролльчики, если отечественную музыку, то хорошую. Но в ресторане, конечно, никогда не уйдешь от «Мурки». Хотя, «Мурка» ещё не самое плохое: а вот всякие «Белые лебеди», Круг этот…Далек я от этой музыки. Когда всё это через себя пропускаешь, такие чувства потом неприятные.
В последнее время корпоративных концертов в Калининграде я не так много делал. В Москве – да. Куда от них деваться? Можно получить отличное удовольствие, если на корпоративе люди с горящими глазами, которые не просят тебя спеть «Владимирский централ». Почему бы и нет?
Обязательно ли корпоратив заканчивается дракой? Смотря какая компания. Люди, которые выпивают, потом все становятся неадекватными. Что у человека внутри сидит, если он неадекватен сам по себе, если он, как мы говорим, «бык», то из него это обязательно это вылезет. В ресторане бывало, что тебя сначала человек превозносит, а потом в конце он почему-то недоволен. Чего-то он уже выпил, и настроение уже не так пошло. А все недовольные люди срывают своё недовольство на персонале: официантки – не те, еда – не та. Мужу тоже может не понравиться, как жена приготовила борщ. А на следующий день он: «О, всё хорошо!»
«Иногда немножко странно: почему Макаревич на джазовом фестивале появляется»
Клубы в Калининграде есть, но их очень мало. Побольше бы было таких клубов, как «Репортёр», который закрылся, к сожалению. Мы в «Репортёре» постоянно играли, одними из любимых бэндов «Репортера» были. Маленький клуб с очень приятной атмосферой. Шикарное было заведение. Да, зрителей хочется побольше. В Москве клубы больше. Но пускай даже один человек в клубе будет, я буду играть так же, как для толпы народа. В денежном плане это не шибко приносило, но удовольствие было большое. В городе ещё остались места, где мы сыграть можем. Открылся Bombay Bicycle Club. 30 мая мы там выступаем. 6 июня у нас вновь с Натальей Наумовой проект «Джазопад» будем выступать в клубе «Калининград Сити Джаз».
Клуб «Калининград Сити Джаз», конечно, только открылся. Но там уже и приезжие, и наши блюзмены выступают. Народ туда ходит. И это не может не радовать. Любое продвижение джаза – это плюс для Калининграда. Европейцы, при всех своих плюсах и минусах, мне понравились тем, что у любого солидного человека или панка, у каждого есть джазовые записи. Он его понимает, он его слышит. Любой заклятый металлист слушает и джазовую, и классическую музыку. А это говорит о культурном развитии. Элементарная поп-музыка вообще извилины никак не развивает. А джазовая музыка заставляет человека задуматься. А у нас привыкли, что под алкоголь мы послушаем шансон или абсолютно идиотскую музыку без смысла.
Мне кажется, что публику на джазовые клубы собрать можно, если бы была клубная система, как в Германии. Там нет такого, как у нас, что постоянный коллектив играет в ресторане. Один день джазовая музыка поиграла, в другой день – рок. Кому в каком клубе комфортней, то он может разных исполнителей посмотреть. Мне кажется, что Калининград когда-нибудь дойдёт и до этого. Может быть, и рестораны в клубы преобразуются. В Польше уже давно на это перешли.
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» я воспринимаю положительно. Хотелось бы побольше чисто джазовых звезд. Иногда немножко странно: почему Макаревич на джазовом фестивале появляется. Но, в общем, хорошая тенденция. Идет пропаганда хорошей музыки. Пускай там частенько и коммерческий джаз слышен. Но в этом ничего плохого. Коммерческий джаз от коммерческой попсы конкретно отличается.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: предоставлены Сергеем Пахомовым, Афиша RUGRAD.EU
«Пластинки в Калининграде можно было достать легче, чем в других городах»
Я родился в Калининграде, мои родители родились в Калининграде. Получается, что я калининградец во втором поколении. Даже мой дед бомбил этот город... Он лётчиком был. Так что я калининградец чистой воды. В 80-е в Калининграде было больше скверов, но сейчас, может быть, что-то более красиво сделали... «Рыбную деревню» сделали красивой, с Верхним озером что-то делают. Приятно, что что-то происходит. Хотя, конечно, я бы лишние супермаркеты убрал.
Изначально, я хэви-металлом занимался. В 13 лет мой друг зазвал меня на бас-гитару учиться в Студию музыкальной импровизации. Там мы сначала тяжелую музыку играли – хард-рок чистой воды, хард-панк и другое. Из серии: AC/DC, Accept – из тех времен дела. Я до сих пор слушаю AC/DC. Я могу послушать тяжелые коллективы, но 80-е уже не столь интересны. А AC/DC вечны.
Потом я поступил в музыкальный колледж. То, на чём можно учиться, это джазовая музыка. Если ты ей овладел, то ты в любом стиле можешь сыграть. Это универсальный ключ, грубо говоря. Рок-музыка тоже вся питается от джазовой музыки.
Я бы не сказал, что Калининград – это джазовая столица. Но очень много было сильных джазовых музыкантов. Было у кого поучиться. Тот же самый Максим Пиганов, который в Москве сейчас работает. Мне его творчество очень симпатично. Раньше джазовых фестивалей было гораздо больше. И проходили они чаще. Потом всё мгновенно, разом исчезло: никаких фестивалей, никакой джазовой жизни. А потом всё-таки что-то началось: появился «Дон Ченто». И джаз, как оказывается, стал моден.
Джаз можно назвать либеральной, демократической музыкой. Это музыка, в которой можно выразить всё и сказать, что угодно. По сравнению с центром России Калининград более джазовый город: и был, и есть. Калининград состоит из людей, которые откуда-то приехали. Каждый понемножку принес своей культуры, каждый может о ней сказать открыто.
Пластинки в Калининграде было достать легче, чем во многих других городах. Это же морской город. У меня отец был рыбаком, и все пластинки и кассеты я от него услышал. Те же The Beatles я услышал из этих привезенных кассет. Россия раньше была более закрытая. Западную музыку не пускали. В Калининграде с этим было проще. Рынок был большой. Моряки привозили всё.
«С русскими за границей я не буду пить никогда»
В конце 90-х, когда началась в Калининграде тяжелая жизнь, была даже мысль уехать из города. Я очень долго работал в Германии, Голландии и Испании. Сначала отсюда возил проекты, но потом там собрал свой проект из иностранцев: еврей-трубач, итальянец-контрабасист и немец-барабанщик. Мы играли разную музыку, не привязанную к какому-то стилю: от фолка до джаза и рока. Каждый раз это было что-то шумное и весёлое.
Всё не так плохо складывалось. Но эта постоянная удалённость… Ты там – чужой. Какой бы хороший ты ни был, а всё равно это чувство. Хочется не жить там, а с концертами туда приезжать. А чтобы, прям, жить… Были сначала такие мысли, но потом, когда уже хлебнёшь этой жизни: пусть и получается что-то с деньгами там гораздо лучше, чем в Калининграде. Но это постоянное чувство, что какой бы ты плохой ни был, но тут ты всё равно свой, а там чужой. Это чувство не оставляло. И нет там того, что есть в Калининграде. Нет моря. Я поэтому и в Москву не переехал, а только наездами там бываю. Я раз-два в неделю обязательно выезжаю на природу, чтобы придумать песни и творчески вдохновиться. Сама природа Калининградской области такие откровения даёт, которых нигде нет.
Я не могу сказать, что наши соотечественники просто интегрируются. Я с русскими там не особо держался, я хотел расширить свой кругозор. По-русски я говорил раз в полгода по телефону. Как правило, за границей русских не любят. Не знаю, почему, но терпеть их не могут. Тебе скажут какие-нибудь «левые» данные, обманут тебя. Я просто в шоке. Первые люди, которые мне помогли в Германии, это были не немцы. А индейцы из Эквадора, которые мне сказали, что надо идти вот в этот клуб, и тебе скажут «да». И это был первый клуб, в котором мне сказали «да». Русские там держатся диаспорой и в эту жизнь полностью не интегрируются. Как с русскими погулять и отдохнуть, то я каждый раз в шоке был. И думал: «Не, с русскими за границей я пить не буду никогда».
«Обязательно ли корпоратив заканчивается дракой? Смотря какая компания»
В 2007 году я сюда приехал и понял, что посижу-ка я в Калининграде. Я увидел, что что-то меняется, какие-то клубы появляются. Перспективы? Жить в этом городе, выступать здесь и куда-то ездить. Я нашел постоянную работу – музыкант в ресторане. У меня там нормально шло. Но в какой-то момент я понял, что всё, нужно заниматься творчеством. Карьера ресторанного музыканта – бесперспективна. Это просто временное зарабатывание денег. Я пытался проводить там хорошую музыку, продвигать Армстронга, рок-н-ролльчики, если отечественную музыку, то хорошую. Но в ресторане, конечно, никогда не уйдешь от «Мурки». Хотя, «Мурка» ещё не самое плохое: а вот всякие «Белые лебеди», Круг этот…Далек я от этой музыки. Когда всё это через себя пропускаешь, такие чувства потом неприятные.
В последнее время корпоративных концертов в Калининграде я не так много делал. В Москве – да. Куда от них деваться? Можно получить отличное удовольствие, если на корпоративе люди с горящими глазами, которые не просят тебя спеть «Владимирский централ». Почему бы и нет?
Обязательно ли корпоратив заканчивается дракой? Смотря какая компания. Люди, которые выпивают, потом все становятся неадекватными. Что у человека внутри сидит, если он неадекватен сам по себе, если он, как мы говорим, «бык», то из него это обязательно это вылезет. В ресторане бывало, что тебя сначала человек превозносит, а потом в конце он почему-то недоволен. Чего-то он уже выпил, и настроение уже не так пошло. А все недовольные люди срывают своё недовольство на персонале: официантки – не те, еда – не та. Мужу тоже может не понравиться, как жена приготовила борщ. А на следующий день он: «О, всё хорошо!»
«Иногда немножко странно: почему Макаревич на джазовом фестивале появляется»
Клубы в Калининграде есть, но их очень мало. Побольше бы было таких клубов, как «Репортёр», который закрылся, к сожалению. Мы в «Репортёре» постоянно играли, одними из любимых бэндов «Репортера» были. Маленький клуб с очень приятной атмосферой. Шикарное было заведение. Да, зрителей хочется побольше. В Москве клубы больше. Но пускай даже один человек в клубе будет, я буду играть так же, как для толпы народа. В денежном плане это не шибко приносило, но удовольствие было большое. В городе ещё остались места, где мы сыграть можем. Открылся Bombay Bicycle Club. 30 мая мы там выступаем. 6 июня у нас вновь с Натальей Наумовой проект «Джазопад» будем выступать в клубе «Калининград Сити Джаз».
Клуб «Калининград Сити Джаз», конечно, только открылся. Но там уже и приезжие, и наши блюзмены выступают. Народ туда ходит. И это не может не радовать. Любое продвижение джаза – это плюс для Калининграда. Европейцы, при всех своих плюсах и минусах, мне понравились тем, что у любого солидного человека или панка, у каждого есть джазовые записи. Он его понимает, он его слышит. Любой заклятый металлист слушает и джазовую, и классическую музыку. А это говорит о культурном развитии. Элементарная поп-музыка вообще извилины никак не развивает. А джазовая музыка заставляет человека задуматься. А у нас привыкли, что под алкоголь мы послушаем шансон или абсолютно идиотскую музыку без смысла.
Мне кажется, что публику на джазовые клубы собрать можно, если бы была клубная система, как в Германии. Там нет такого, как у нас, что постоянный коллектив играет в ресторане. Один день джазовая музыка поиграла, в другой день – рок. Кому в каком клубе комфортней, то он может разных исполнителей посмотреть. Мне кажется, что Калининград когда-нибудь дойдёт и до этого. Может быть, и рестораны в клубы преобразуются. В Польше уже давно на это перешли.
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» я воспринимаю положительно. Хотелось бы побольше чисто джазовых звезд. Иногда немножко странно: почему Макаревич на джазовом фестивале появляется. Но, в общем, хорошая тенденция. Идет пропаганда хорошей музыки. Пускай там частенько и коммерческий джаз слышен. Но в этом ничего плохого. Коммерческий джаз от коммерческой попсы конкретно отличается.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: предоставлены Сергеем Пахомовым, Афиша RUGRAD.EU
Поделиться в соцсетях