«С блэкджеком и дирижаблями»
29 декабря 2014
Прошедший год должен был стать для проекта «Сердце города» ключевым. В конце января наконец-то был объявлен международный конкурс на проектирование центральной части Калининграда. Вопреки мнению скептиков, которые считали, что из проекта получится какая-то сугубо локальная история, организаторам удалось собрать необходимое количество участников. В конкурсе изъявили желание принять участие около 40 архитектурных бюро, среди которых были и международные проекты. Областному бюджету, правда, чтобы обеспечить такой ажиотаж к инициативе команды Александра Попадина пришлось лишний раз раскошелиться, выложив более 19 млн руб. налогоплательщиков. Учитывая тот факт, что в 2013 году в «Инвестбанке» «сгорело» 6 миллионов рублей, выделенных на содержание команды бюро, действия областного правительства иначе чем «аттракционом неслыханной щедрости» назвать нельзя. «Аттракцион» этот, видимо, должен был бы показать общественности, как для команды Николая Цуканова важен этот проект. Зато руководитель бюро Александр Попадин мог смело утверждать, что 3 млн руб., которые пошли на премию победителю конкурса — это именно та сумма, которая «может заинтересовать солидных людей». Чтобы собрать побольше «солидных» людей, конкурсом также были предусмотрены дополнительные премии — 2 млн руб. уходили второму месту и по миллиону рублей получали два архитектурных проекта, которые становились «бронзовыми» призерами. За гипотетическую возможно сорвать такой куш архитекторы должны были отказаться от авторских прав на свои проекты. Пыл некоторых из потенциальных участников такая ситуация наоборот охладила. Не желая расставаться с авторскими правами, в конкурсе на планировку центра отказался участвовать калининградский архитектор Юрий Забуга.
Финальная часть конкурса, до которой дотянули 19 проектов, прошла в сентябре. Местами это, конечно, напоминало чистую фантастику: устремляющиеся ввысь фуникулеры; Дом Советов, украшенный то водопадным каскадом, то советской символикой с серпом и молотом; многометровые башни (которые по своей высоте чуть ли не в два раза превосходят пресловутого памятника советскому гротеску); концертные залы на несколько тысяч мест; отчаянные попытки навязать Калининграду образ современного Копенгагена (разместив на картинках как можно больше приятно одетых людей на велосипедах) и прочие фантазии отечественных и зарубежных архитекторов. Порой складывалось ощущение, что мало кто из архитекторов рассматривает такой критерий, как реалистичность воплощения этих фантазий (или хотя бы стоимость предлагаемого проекта инвесторам и бюджету ). «Я не увидел неординарных решений. Некоторые работы можно охарактеризовать как «вышли погулять». Особо умиляют яхты под парусами, дирижабли, воздушные шары, гипертрофированный замок», - комментировал итоги конкурса архитектор Василий Британ.
Поводом для такой неуемной фантазии архитекторов вполне могло стать неудачно составленное техническое задание. Победитель конкурса — руководитель питерского архитектурного бюро Никита Явейн — рассказывал, что в проекте «Сердце города» «никто не знает, чего конкретно хочет». «В этом есть какая-то прелесть», - замечал архитектор. Порой кажется, что участники в своем желании нарисовать как можно больше этих «яхт с парусами и дирижаблей» были ограничены только собственной совестью и адекватностью. Чисто теоретически, можно было нарисовать в центре Калининграда громадный некрополис (наспех объяснив это решение какими-нибудь историческими особенностями города) и, чем черт не шутит, дойти с ним до финала. Александр Попадин на подведении итогов поспешил объяснить, что речь не идет о том, чтобы тут же начать строить все башни, концертные залы и прочее великолепие. Конкурс должен сформировать некий регламент для рассматриваемой территории. И если вдруг на пустующие гектары найдется застройщик, то ему, хочешь-не хочешь, придется этих правил придерживаться. То есть нельзя будет построить еще один торговый центр или многоэтажный жилой дом там, где по регламенту предусмотрена малоэтажная историческая застройка. И тут, конечно, кроется еще одна ловушка. Как вспоминает Юрий Забуга, после воркшопа 2007 года тоже была мысль наложить мораторий на застройку центральной части города. Но никакого документа, который имел бы правовое значение, после этого так и не появилось. У «Сердца города» сейчас в чем-то похожая ситуация. Чтобы результаты конкурса имели правовой характер, их также необходимо закрепить в правовом формате (это, к примеру, можно сделать, если включить предложения «Сердца города» в новый генплан, который, правда, еще далек от завершения). Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова предостерегала губернатора в этих вопросах от промедления, намекая, что на выгодную территорию может найтись «миллион» желающих. Эксперт «Сердца города» Олег Васютин, однако, считает, что сейчас в городе действует некий «запрет» на распределение участков территории, которая попала в проект. А это, к примеру, не спасает «Сердце города» от тех бизнесменов, которые землю получили раньше. И тут не стоит сбрасывать со счетов недавно сменившую владельца компанию «Ластадие», у которой есть права на строительство гостиницы у ДС «Юность». Олег Васютин вспомнил еще о двух подобных участках, где также планируется строительство гостиниц: участок на набережной недалеко от деревянного моста и рядом с Рыбной деревней.
После подведения итогов конкурса споров между всеми участниками проекта меньше не стало и обсуждения проходили достаточно бурно. Тем более, что власти решили не ограничиваться только победителями, а собрать для своего регламента «все лучшее», что было во всех проектах. Поле для маневра здесь было очень большое и дискуссии и ссоры могли возникнуть между участниками, как казалось, из-за любой ерунды. Николай Цуканов пытался всех участников проекта подстегнуть к некому консенсусу, поясняя, что очень хочет увидеть хоть что-нибудь конкретное уже к 2018 году, но обуздать разгоряченных спорщиков ему не удалось. Архитектора Артура Сарница, к примеру, совсем не устраивало, что все позабыли о Королевском замке. Практически все участники «Сердца города» решили за такой глобальный проект не браться, а Никита Явейн и вовсе к этому проекту относится весьма скептически, считая, что восстанавливать такой объект по каким-то чертежам и фотографиям — это запрещенная для архитектуры вещь. Артура Сарница, впрочем, вся эта критика не смущает (как и стоимость восстановления такого глобального сооружения, как Королевский замок). Почти на каждой встрече, посвященной «Сердцу», архитектор устраивал экспрессивные мини-представления с демонстрацией слайдов в защиту «главного символа Кенигсберга». Николай Цуканов подозрительно быстро попал в плен такой по-кенигсбергски «патриотической» риторики и потребовал привлечь Сарница к реализации «Сердца города», поскольку все остальные там считают, что «город должен быть без истории» (возможно, тому причиной был проект фамильного поместья губернатора в Ивашкино, которое, как стало известно после проверки прокуратуры, Сарниц сделал Цуканову якобы бесплатно, - прим. RUGRAD.EU). Правда, сам архитектор не очень понял, куда конкретно его назначили. Интересно, что всего за несколько дней до этой истории губернатор назначил Сарница в региональную общественную палату примерно по тем же причинам («очень любит Калининград»).
Пока участники проекта и привлеченные эксперты до хрипоты спорили, какой мост надо провести к спорткомплексу «Юность» и не растеряло ли «Сердце города» по дороге свой исторический дух, из под их прицела напрочь исчезали проблемы поважнее (ну, или во всяком случае они не спешили эти проблемы выносить в публичную плоскость). К примеру, губернатор не скрывает, что у проекта до сих пор нет инвестора, а значит нет и ответа, за чей счет будет реализовываться это «великолепие». Цуканов думает, что как только будут приняты конкретные решения, инвесторов набежит столько, что региональные власти «не успеют глаза открыть, как все уже будет построено». Правда, в условиях экономического кризиса, когда банки начинают задирать проценты по кредитам, поверить в такой массовый набег бизнесменов достаточно сложно. Тот же Явейн предостерегает, что первому инвестору придется очень тяжело. Когда ждать этих «конкретных решений» - тоже не совсем понятно. Дискуссия закончилась на том, что должно быть сформировано некое техническое задание (условно говоря, дорожная карта, где будет предусмотрена этапность реализации проекта). За разработку взялась «Студия 44» и французское архитектурное бюро, получившее второе место. Как рассказывает Олег Васютин, этот документ уже «в принципе готов». Но потом должен появиться еще некий мастер-план (консолидированный документ, где, собственно, и должны окончательно отделить зерна от плевел и выработать регламенты для этой территории). По словам Васютина, на основе мастер-плана будет сделан проект планировки, который даст наконец-то «Сердцу города» правовую основу.
«Сердце города» уже съело определенную часть бюджета (зарплата сотрудников, затраты на проведение конкурса), а в будущем году может отъесть еще больше. От Александра Попадина звучало предложение провести еще один конкурс (архитектурный), а Олег Васютин считает, что сегодняшнего ресурса бюро на подготовку мастер-плана может и не хватить, а значит надо увеличивать штат сотрудников. Юрий Забуга вспоминает, что 6 лет назад, после воркшопа на 7 га центральной территории города планировалось потратить 550 миллионов евро (у проекта были инвесторы). По его словам, это был «предел», чтобы окупиться - инвесторам было позволено строить элитное жилье. В «Сердце города» попадает 48 га, а возможные суммы вложений получаются, соответственно, совсем астрономические. Зато Николай Цуканов по примеру своего предшественника Георгия Бооса наконец-то обзавелся собственным мега-проектом с условным блэкджеком и дирижаблями, пусть пока только рисованными.
Финальная часть конкурса, до которой дотянули 19 проектов, прошла в сентябре. Местами это, конечно, напоминало чистую фантастику: устремляющиеся ввысь фуникулеры; Дом Советов, украшенный то водопадным каскадом, то советской символикой с серпом и молотом; многометровые башни (которые по своей высоте чуть ли не в два раза превосходят пресловутого памятника советскому гротеску); концертные залы на несколько тысяч мест; отчаянные попытки навязать Калининграду образ современного Копенгагена (разместив на картинках как можно больше приятно одетых людей на велосипедах) и прочие фантазии отечественных и зарубежных архитекторов. Порой складывалось ощущение, что мало кто из архитекторов рассматривает такой критерий, как реалистичность воплощения этих фантазий (или хотя бы стоимость предлагаемого проекта инвесторам и бюджету ). «Я не увидел неординарных решений. Некоторые работы можно охарактеризовать как «вышли погулять». Особо умиляют яхты под парусами, дирижабли, воздушные шары, гипертрофированный замок», - комментировал итоги конкурса архитектор Василий Британ.
Поводом для такой неуемной фантазии архитекторов вполне могло стать неудачно составленное техническое задание. Победитель конкурса — руководитель питерского архитектурного бюро Никита Явейн — рассказывал, что в проекте «Сердце города» «никто не знает, чего конкретно хочет». «В этом есть какая-то прелесть», - замечал архитектор. Порой кажется, что участники в своем желании нарисовать как можно больше этих «яхт с парусами и дирижаблей» были ограничены только собственной совестью и адекватностью. Чисто теоретически, можно было нарисовать в центре Калининграда громадный некрополис (наспех объяснив это решение какими-нибудь историческими особенностями города) и, чем черт не шутит, дойти с ним до финала. Александр Попадин на подведении итогов поспешил объяснить, что речь не идет о том, чтобы тут же начать строить все башни, концертные залы и прочее великолепие. Конкурс должен сформировать некий регламент для рассматриваемой территории. И если вдруг на пустующие гектары найдется застройщик, то ему, хочешь-не хочешь, придется этих правил придерживаться. То есть нельзя будет построить еще один торговый центр или многоэтажный жилой дом там, где по регламенту предусмотрена малоэтажная историческая застройка. И тут, конечно, кроется еще одна ловушка. Как вспоминает Юрий Забуга, после воркшопа 2007 года тоже была мысль наложить мораторий на застройку центральной части города. Но никакого документа, который имел бы правовое значение, после этого так и не появилось. У «Сердца города» сейчас в чем-то похожая ситуация. Чтобы результаты конкурса имели правовой характер, их также необходимо закрепить в правовом формате (это, к примеру, можно сделать, если включить предложения «Сердца города» в новый генплан, который, правда, еще далек от завершения). Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова предостерегала губернатора в этих вопросах от промедления, намекая, что на выгодную территорию может найтись «миллион» желающих. Эксперт «Сердца города» Олег Васютин, однако, считает, что сейчас в городе действует некий «запрет» на распределение участков территории, которая попала в проект. А это, к примеру, не спасает «Сердце города» от тех бизнесменов, которые землю получили раньше. И тут не стоит сбрасывать со счетов недавно сменившую владельца компанию «Ластадие», у которой есть права на строительство гостиницы у ДС «Юность». Олег Васютин вспомнил еще о двух подобных участках, где также планируется строительство гостиниц: участок на набережной недалеко от деревянного моста и рядом с Рыбной деревней.
После подведения итогов конкурса споров между всеми участниками проекта меньше не стало и обсуждения проходили достаточно бурно. Тем более, что власти решили не ограничиваться только победителями, а собрать для своего регламента «все лучшее», что было во всех проектах. Поле для маневра здесь было очень большое и дискуссии и ссоры могли возникнуть между участниками, как казалось, из-за любой ерунды. Николай Цуканов пытался всех участников проекта подстегнуть к некому консенсусу, поясняя, что очень хочет увидеть хоть что-нибудь конкретное уже к 2018 году, но обуздать разгоряченных спорщиков ему не удалось. Архитектора Артура Сарница, к примеру, совсем не устраивало, что все позабыли о Королевском замке. Практически все участники «Сердца города» решили за такой глобальный проект не браться, а Никита Явейн и вовсе к этому проекту относится весьма скептически, считая, что восстанавливать такой объект по каким-то чертежам и фотографиям — это запрещенная для архитектуры вещь. Артура Сарница, впрочем, вся эта критика не смущает (как и стоимость восстановления такого глобального сооружения, как Королевский замок). Почти на каждой встрече, посвященной «Сердцу», архитектор устраивал экспрессивные мини-представления с демонстрацией слайдов в защиту «главного символа Кенигсберга». Николай Цуканов подозрительно быстро попал в плен такой по-кенигсбергски «патриотической» риторики и потребовал привлечь Сарница к реализации «Сердца города», поскольку все остальные там считают, что «город должен быть без истории» (возможно, тому причиной был проект фамильного поместья губернатора в Ивашкино, которое, как стало известно после проверки прокуратуры, Сарниц сделал Цуканову якобы бесплатно, - прим. RUGRAD.EU). Правда, сам архитектор не очень понял, куда конкретно его назначили. Интересно, что всего за несколько дней до этой истории губернатор назначил Сарница в региональную общественную палату примерно по тем же причинам («очень любит Калининград»).
Пока участники проекта и привлеченные эксперты до хрипоты спорили, какой мост надо провести к спорткомплексу «Юность» и не растеряло ли «Сердце города» по дороге свой исторический дух, из под их прицела напрочь исчезали проблемы поважнее (ну, или во всяком случае они не спешили эти проблемы выносить в публичную плоскость). К примеру, губернатор не скрывает, что у проекта до сих пор нет инвестора, а значит нет и ответа, за чей счет будет реализовываться это «великолепие». Цуканов думает, что как только будут приняты конкретные решения, инвесторов набежит столько, что региональные власти «не успеют глаза открыть, как все уже будет построено». Правда, в условиях экономического кризиса, когда банки начинают задирать проценты по кредитам, поверить в такой массовый набег бизнесменов достаточно сложно. Тот же Явейн предостерегает, что первому инвестору придется очень тяжело. Когда ждать этих «конкретных решений» - тоже не совсем понятно. Дискуссия закончилась на том, что должно быть сформировано некое техническое задание (условно говоря, дорожная карта, где будет предусмотрена этапность реализации проекта). За разработку взялась «Студия 44» и французское архитектурное бюро, получившее второе место. Как рассказывает Олег Васютин, этот документ уже «в принципе готов». Но потом должен появиться еще некий мастер-план (консолидированный документ, где, собственно, и должны окончательно отделить зерна от плевел и выработать регламенты для этой территории). По словам Васютина, на основе мастер-плана будет сделан проект планировки, который даст наконец-то «Сердцу города» правовую основу.
«Сердце города» уже съело определенную часть бюджета (зарплата сотрудников, затраты на проведение конкурса), а в будущем году может отъесть еще больше. От Александра Попадина звучало предложение провести еще один конкурс (архитектурный), а Олег Васютин считает, что сегодняшнего ресурса бюро на подготовку мастер-плана может и не хватить, а значит надо увеличивать штат сотрудников. Юрий Забуга вспоминает, что 6 лет назад, после воркшопа на 7 га центральной территории города планировалось потратить 550 миллионов евро (у проекта были инвесторы). По его словам, это был «предел», чтобы окупиться - инвесторам было позволено строить элитное жилье. В «Сердце города» попадает 48 га, а возможные суммы вложений получаются, соответственно, совсем астрономические. Зато Николай Цуканов по примеру своего предшественника Георгия Бооса наконец-то обзавелся собственным мега-проектом с условным блэкджеком и дирижаблями, пусть пока только рисованными.
Поделиться в соцсетях