«Руины Калининграда остались за кадром»
16 февраля в «Янтарь-холле» прошла премьера фильма «Нюрнберг». Портал RUGRAD рассказывает, как представлена в картине Калининградская область.
Еще до официального выхода в широкий прокат «Нюрнберг» по умолчанию окрестили «самым большим проектом», который снимался на территории региона. Бюджет в 10 млн евро (по данным «Кинопоиска»), фамилии Безруков и Миронов в итоговых титрах и 10,6 млн руб. из регионального бюджета в качестве выплаты по программе рибейтов. Режиссер Николай Лебедев снял в 2013 году «Легенду №17» с Данилой Козловским — спортивный байопик, сделанный с учетом практически всех голливудских клише для данного жанра. С «Нюрбергом» у него вышла примерно та же история, разве что вместо Козловского взяли Сергея Кемпо. В распоряжении режиссера «Нюрнберга» инструментарий не хуже, чем у команды любого западного экшна категории «Б» и даже больше. Машины падают с моста в технологии слоумо, есть харизматичный антагонист со странной любовью к искусству, что делает его чуть более жизнеподобным, в отличие от целого. Есть достаточное количество пиротехники и пулемет для финальной сцены. А если, условно говоря, Лебедеву в какой-то момент понадобится вообразить себя Тарантино времен «Бесславных ублюдков», чтобы немного подправить историческую фактуру под сценарий и получить в распоряжение пару лишних батальных сцен, то он это делает. Есть в конце концов детективная завязка, любовь, предательство и одна постельная сцена - тот набор материалов, который позволяет слепить универсальную притчу.
Самому Нюрнбергскому трибуналу в этой притче отдается скорее роль масштабной декорации, на фоне которой переводчик и разведчик Игорь Волгин будет искать брата, найдет любовь, сорвет реваншистские планы нацистского подполья, поучаствует в дуэле с немецким снайпером и даже переживет некую морально-нравственную трансформацию от убеждений в духе «все пленные — предатели» в сторону относительного гуманизма.
Калининградская область в проекте «Нюрнберг» участвует именно в выстраивании этой масштабной декорации, на фоне которой Волгин-Кемпо будет переживать свои приключения и трансформации. В качестве «донорского органа» для отечественного блокбастера пожертвовали здание бывшей Кенигсбергской биржи: сейчас здесь располагается Калининградский музей изобразительных искусств. Закамуфлированный под Дворец правосудия параллелепипед здания мелькнет первый раз ближе к 20-й минуте. Самые въедливые могут попытаться посчитать, сколько еще раз коробка с флагами стран-победительниц по периметру мелькнет на экране. И, кажется, что пальцев одной руки окажется вполне достаточно. Вокруг здания воспроизведенные при помощи компьютерной графики городские руины. И этим «донорство» Калининградской области «для самого большого проекта» буквально и ограничивается.
Во всяком случае биржа со знакомыми львами на крыльце — это именно то, что удается опознать сходу. Остальные приключения Волгина проходят в локациях, где областные пейзажи не угадываются (даже когда история доходит до полуразрушенной кирхи). Когда бюджет проекта позволяет, то между Калининградской областью (при всех ее рибейтных выплатах) и условной Прагой, режиссер все равно выберет Прагу (команда Нюрнберга сразу предупреждала, что ограничится бывшим ДКМ).
Гипотетически после выхода в широкий прокат «Нюрнберг» должен показать как минимум неплохую кассу. В конце концов, если это удалось в отсутствии серьезной конкуренции рассчитанному на детскую аудиторию «Чебурашке», то почему, примерно при тех же вводных, это не выйдет у блокастера с важной для российского общества проблематикой, чей бюджет исчисляется миллионами евро?
Лебедев перед калининградской премьерой в ответ на вопрос о политическом подтексте, намекал, что история «Нюрнберга» основана на «образах, а не на газетных заголовках». Но существующая конъюнктура, конечно, берет свое. Некоторые цитаты, пусть и вырванные из общего контекста сценария, будут звучать злободневно, а, возможно, и неоднозначно. Что в перспективе только должно сыграть на руку.
«Нюрнберг» для области — это в перспективе прямой выход на миллионную аудиторию через экраны кинотеатров. Аудиторию, которая, если с ней правильно поработать, будет бронировать отели, заказывать экскурсии, покупать билеты в музеи и даже, возможно, вычитает в книге модного писателя-блогера Александра Цыпкина, как правильно есть строганину из пеламиды. Но связь между кликом на сайте по кнопке «Заказать номер в Калининграде» и кадрами с крутящейся на экране биржей не сможет подтвердить, наверное, ни один аналитик из консалтинга. 10,6 млн руб., которые получила картина, якобы и так осели преимущественно в карманах регионального бизнеса (возмещаются только расходы, понесенные на территории области). Руины за пределами областного центра, узкие улочки в восточных муниципалитетов, которые, как считалось, так просто закамуфлировать под условную Европу — все это остается за кадром, когда появляется опция использовать для съемок Европу настоящую.
Текст: редакция Калининградского делового портала RUGRAD
В общероссийский прокат фильм «Нюрнберг» выходит 2 марта.
Поделиться в соцсетях