RuGrad.eu

22 , 21:13
$100,68
+ 0,46
106,08
+ 0,27
24,36
-0,01
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Рискнуть на бюджетные»: зачем область будет возмещать кинопродюсерам их расходы

«Рискнуть на бюджетные»: зачем область будет возмещать кинопродюсерам их расходы

12 декабря 2016

Калининградская область заложила в бюджет 2017 года 20 млн руб. на компенсацию расходов съемочным группам, которые готовы снимать в регионе фильмы. Афиша RUGRAD.EU разбирается, зачем это было сделано и кто будет распределять деньги.



«Как затащить в Калининград Бондарчука»

О системе рибейтов в России активно заговорили с этого года. Речь идет о компенсации кинокомпаниям части средств из бюджета регионов, где снимались фильмы. В киносреде считают, что бюджетные деньги позволят активней привлекать на территорию субъектов РФ съемочные группы. Одним из сторонников системы компенсаций в России является продюсер и режиссер Федор Бондарчук, который считает, что после девальвации рубля снимать в России «стало дешевле, чем во Вьетнаме».

Регионам за готовность раскошелиться в кризисное время сулят увеличение инвестиций в экономику и гипотетический рост турпотока. В документах госфонда социальной и экономической поддержки отечественного кино, который ведет работу по внедрению компенсаций в субъектах РФ, региональным властям обещают и новые рабочие места, и развитие инфраструктуры, и улучшение финансово-экономических показателей. Фонд при этом ссылается на международный опыт. К примеру, после того, как механизм заработал в Грузии, где компенсации варьируются от 20 до 25 %, страна получила реальное увеличение рабочих мест. В Канаде каждая съемка приносит городу, куда приезжает съемочная группа, более 500 рабочих мест. Про Мальту фонд кино пишет, что вклад киноиндустрии в местную экономику достиг 100 млн евро. При этом фонд не упоминает о Литве, где также работает система компенсаций, но только при условии, если продюсеры потратят на территории республики не менее 43 тыс. евро.

В России пока что четыре пилотных региона, которые готовы предоставить компенсацию кинопродюсерам: Приморский край, Астраханская область, Крым и Калининградская область, которая сумела «отличиться». Приморье готово компенсировать организаторам съемок 15 % от потраченных ими средств (в бюджете заложено соответственно 5 млн руб.). Астраханская область компенсирует кинематографистам только 5 % от их затрат. В Крыму окончательное решение по рибейтам еще не принято. А вот правительство Калининградской области остановилось на максимальном размере компенсации — 20 % от затрат. На эти цели в областном бюджете 2017 года будет заложено сразу 20 млн руб. Деньги исключительно региональные. От фонда кино власти Калининградской области ждут только методической помощи. Никаких программ софинансирования не запланировано.

Эти 20 млн руб. министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак называет «конкурентным преимуществом» региона в борьбе за съемки, поскольку если заложить слишком мало средств, то это не вызовет интереса к региону. «Эффект от такого мероприятия будет гораздо больше, нежели размазывать тонким слоем масло по бутерброду», — говорит чиновник, упоминая также о логистических преимуществах Калининграда (по сравнению с тем же Приморьем), уникальной архитектуре и природных ландшафтах, которые могут стать удобными локациями для съемок.

Слова министра подтверждает и генеральный директор компании «Запад фильм» Ахмед Бугов. Его компания плотно работает с кинопродюсерами, работающими в Калининградской области. «Запад фильм» помогает им с выбором площадок, подыскивает актеров и массовку, предоставляет в аренду съемочный павильон. Именно с этой фирмой работали съемочные команды Федора Бондарчука (он продюсировал фильм «Воин», который снимался в Калининградской области) и режиссера Кирилла Серебренникова (в 2015 году он снял у нас драму «Ученик»). «Запад фильм» также работает с крупной компанией «Вайт Медиа» — именно они адаптировали для российского кинорынка американский сериал «Родина». В Калининградской области «Вайт Медиа» снимала сериалы «Красная вдова» и «Преступление». Бугов рассказывает, что режиссеров в нашем регионе интересует «кинематографическая сторона». «Разнообразная европейская архитектура — таких локаций нет в России. Картинка совершенно иная. Если мы берем Питер, то он совершенно другой», — поясняет он.

Гендиректор вспоминает, что Федору Бондарчуку для его спортивной драмы о бойцах MMA требовались порты. Первоначально он хотел снимать «Воина» на Дальнем Востоке. Но потом кто-то дал ему телефон Бугова. После их разговора продюсер изменил решение. «Оказалось, что не надо лететь за тысячи километров на другой край России. Как было сказано на торжественном вечере в честь окончания съемок, этих денег хватило бы только на то, чтобы долететь. А здесь лететь час», — рассказывает Ахмед Бугов.

Сам Бугов раньше работал каскадером. По его словам, 15–18 лет назад ему пришла идея донести до кинематографического истеблишмента, что в Калининградской области «потрясающие локации». «Мы здесь уже 6 картин сняли от начала и до конца», — рассказывает он и упоминает про одну картину Валерия Тодоровского. «Ему нужна была коса, море… Там военная история, где девушка-немка влюбляется в нашего солдата», — рассказывает генеральный директор «Запад фильма», имея в виду, скорее всего, сериал «Оптимисты», который продюсировал автор "Оттепели". «Кинопоиск» сообщает, что в Калининграде снимались отдельные натурные сцены «Оптимистов», которые, по сценарию, представляли Юрмалу, Берлин и почему-то Гавану.


«Кому достанутся деньги»

Решение о величине процента возмещения, по словам Ермака, обсуждалось долго. Его министерству было «достаточно тяжело» добиться выделения 20 млн руб. Но чиновник уверяет, что за счет оптимизации расходов его команде удалось сохранить на достаточном уровне финансирование и других мероприятий министерства.

Бюджет фильма «Воин» Бондарчука, согласно данным «Кинопоиска», составляет 115 млн руб. Но Ермак говорит, что если в регион придет еще один дорогой проект от данного продюсера, это не означает, что все деньги, заложенные в бюджете на компенсацию, достанутся только ему. За 20 млн руб, которыми располагает область, продюсерам придется конкурировать между собой. 20 % от фактических затрат — это верхний предел, на который может рассчитывать съемочная группа. На практике, скорее всего, получится так, что сумму распределят в различных пропорциях между несколькими производителями контента. Роль арбитра в соревнованиях между съемочными группами будет выполнять региональная кинокомиссия. Точнее, ее экспертный совет, но с его составом в министерстве еще не определились.

4444.jpgСогласно документам фонда, продюсеры смогут потребовать для себя оплаты практически любой услуги: от покупки авторских прав, приобретения гаджетов (флешки, жесткие диски, blu-ray), услуги переводчиков и бухгалтеров, вплоть до расходов по логистике. Но абсолютно все из этого списка придется подтверждать. При этом Ермак уверен, что ситуации, когда все деньги из-за высокой стоимости билетов достанутся федеральным авиакомпаниям, не произойдет. Своеобразной страховкой от окончательного выпадения денег из региональной экономики министр называет как раз кинокомиссиию, которая может не утвердить эти расходы. «Я просто не представляю себе ситуацию, когда все деньги могут уйти авиакомпании», — обещает он.


«Нас спасет Левиафан»

Самым спорным моментом в системе рибейтов является выгода, которую обещает регионам фонд кино за их же деньги. Андрей Ермак называет фильмы, снятые на территории области, «нативной рекламой» и видит в этой модели гораздо больше возможностей для продвижения имиджа региона в туристической отрасли, чем в традиционных баннерах и буклетах. Но даже министр вынужден признать, что эффект просчитать сложно. «Если поставить баннер в центре Москвы, то количество зрительных контактов будет несколько десятков миллионов. Но очень сложно понять, как оно трансформируется в конкретных туристов. Точно так же и какие-то позитивные моменты в фильме: они могут в это трансформироваться, а могут не трансформироваться», — рассуждает чиновник.

«В любом случае если эти фильмы создают позитивный образ нашего региона и способствуют его продвижению, то почему бы эти расходы не компенсировать?» — задается вопросом председатель «Ассоциации предприятий индустрии туризма» и депутат Облдумы Тамара Торопова. Она рассказывает, что в Европе туристический рынок уже устоялся, а вот страны Азии, которым нужен рывок, активно используют для продвижения своего туристического продукта в том числе и рибейты. «Рынки растут: тот же марроканский рынок, африканский рынок...»,— осторожно отвечает Торопова на вопрос о результатах эти практик. Она вынуждена признать, что рост происходит не только за счет кинопродукции и рибейтов. Депутат настаивает, что речь идет о целом портфеле инструментов продвижения. Отдельно от всего комплекса фильмы вряд ли сработают

«Как мы выбираем, куда поехать? Все очень просто, как в детстве. Смотрим на картинку и говорим: «Вау! Хочу туда». Смотрим фильм Вуди Аллена «Вики Кристина. Барселона» и едем в Барселону. Поэтому фильмы, несомненно, работают», — поддерживает идею рибейтов арт-директор кинотеатра «Заря» и первый кандидат в экспертный совет региональной кинокомиссии Артем Рыжков.

«Есть международные практики, когда съемки фильма в регионе формируют некий туристический бум. Даже если территория показана непозитивно, например, фильм «Левиафан». Люди реально захотели посмотреть на скелеты рыб, которые якобы там на берег выброшены. Хотя, понятно, что это были декорации фильма», — рассказывает Андрей Ермак, поясняя, что фильм помог сформировать туристический интерес к поселку Териберка, мало кому известному до фильма Андрея Звягинцева.

То же относится и к фильму «Залечь на дно в Брюгге». «По сценарию там ничего позитивного нет: люди убивают друг друга направо и налево, натуралистические съемки человека, упавшего с колокольни. Кровища вокруг, переломанные кости... Но туристический бум был, потому что город показан вкусно и красиво», — продолжает агитировать Ермак.

Уверенности в благоприятном эффекте рибейтов добавляет и личный опыт Андрея Ермака. Он вспоминает об экранизации «Инферно» по книге писателя Дэна Брауна и признается, что во время чтения романа ему остро захотелось во Флоренцию. По его словам, для позитивного имиджа области теперь хватает и того, что Федор Бондарчук после съемок «Воина» теперь всюду говорит, что Калининградская область — «одно из лучших мест для съемок».

На данный момент не разработано никаких критериев для оценок экспертного совета кинокомиссии. В случае положительного решения о компенсации затрат членам совета совершенно необязательно оценивать, как конечный продукт отразится на судьбе области. «Если я попаду в состав [кинокомиссии], то критерии того, показали [Калининградскую область] много или мало, вряд ли будут иметь решающее значение. Показали хорошо или плохо — тоже», — говорит Артем Рыжков, уверяя, что планирует руководствоваться только художественными достоинствами картины. 

Андрей Ермак осторожно рассуждает о том, что съемочные группы — это те же туристы, которые тратят большое количество денег. При этом он вспоминает про ноябрьские гастроли театра оперы и балета из Якутии: труппа из 250 человек якобы потратила здесь «достаточно большое количество денег, потому что они сами все оплачивали».


«Бондарчук против баннеров»

По сути, судьба программы рибейтов будет зависеть от тех результатов, которые получит профильное министерство. Минтуризма должно провести замеры и соцопросы (вплоть до опросов постояльцев в гостиницах). Если оно выяснит, что туристы «влюбились в виды Куршской косы после фильма «Воин», то тогда даже возможно увеличение финансирования программы компенсаций. Но если эффекта не будет, то «это дело глупо продолжать». Андрей Ермак уверен, что люди, посмотревшие фильм, — это те туристы, которые будут готовы оставить в регионе больше денег, чем те люди, которые «купились» на красивые рекламные щиты.

«Прямая реклама через баннеры, поверьте, не дешевая. Баннер в Шереметьево или статья в журнале «Аэрофлот» — это приличные деньги. Человек, который принимает решение о поездке в регион, посмотрев фильм, — это тот турист, который не приходит к туроператору и говорит: «У меня 40 тыс. руб. Скажите, куда поехать?» Это турист более искушенный. Он принимает решение поехать в Калининградскую область исходя из своих культурных предпочтений. Для него вопрос дешевизны туристического продукта не слишком определяющий. Ему уже не так важно, сколько это стоит», — уверяет Ермак.

Врио главы региона Антон Алиханов в своем большом интервью ТАСС говорил, что провел переговоры с несколькими продюсерами, которые явно обрадовались введению рибейтов в Калининградской области. Глава региона пообещал «громкие имена», но без какой-либо конкретики.

Генеральный директор «Запад фильм» Ахмед Бугов также уверен, что в 2017 году съемок в области станет больше. В качестве главной причины он видит не бюджетные деньги, а собственную команду, имеющую связи с российскими продюсерами. На вопрос о громких именах, готовых прийти в регион, он отвечает, что «Вайт Медиа» в 2017 году, вероятно, снимут в Калининграде еще один сериал. Сейчас по этому поводу идут переговоры с «Запад фильмом».


Текст: Алексей Щеголев
Фото: RUGRAD.EU


Поделиться в соцсетях