RuGrad.eu

27 , 03:46
$105,06
+ 1,27
110,49
+ 1,62
25,58
+ 0,45
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
Продюсеры с протянутой рукой

Продюсеры с протянутой рукой

2 декабря 2017

В пятницу, 1 декабря в «Янтарь-холле» прошло первое заседание кинокомиссии. Именно этот орган решает, как в регионе будут распределены рибейты — частичные компенсации расходов продюсерским компаниям, которые снимали фильмы на территории области. В бюджете 2017 года на эти цели было предусмотрено 20 млн руб. В бюджете следующего года эту сумму увеличивают вдвое. Афиша RUGRAD.EU побывала на заседании и рассказывает, кто претендует на получение денег и почему регион готов платить за гонорары московских кинозвезд.

«Открытка» за 3 миллиона 

На выплаты из калининградского бюджета претендуют всего 5 компаний. Если сложить суммы всех заявок, то получится, что кинопродюсеры хотели вытянуть из бюджета около 14,6 млн руб. То есть даже не добирали до лимита, «забитого» в областной бюджет на эти цели. Это значит, что конкуренции между компаниями фактически не было и каждый из участников мог рассчитывать на 100 % удовлетворение своей заявки.

На самую большую сумму возврата рассчитывала компания «Профит», которую возглавляет известный кинопродюсер и член попечительского совета фестиваля «Короче» Игорь Толстунов. Компания снимала в Калининграде сериал «Желтый глаз тигра» по заказу Первого канала. В регионе съемочные группы Толстунова повели 41 смену (на это ушло около 2 месяцев), в общей сложности «Профит» оставила в регионе 28,5 млн руб. Вернуть в качестве рибейтов им бы хотелось 5,7 млн руб. Стоит отметить, что общий бюджет проекта составляет где-то около 260 млн руб.



В картине весь сюжет закручен вокруг криминальной добычи янтаря, так что «Желтый глаз тигра» априори позиционируют как этакий product placement Калининградской области. «Весь цикл производства янтарного изделия в кино мы увидим: от добычи до реализация. Не побоюсь сказать, что это 16 серий product placement'а янтаря и Калининградской области в частности», - защищает свою заявку на заседании Игорь Толстунов.

Кинопродюсер не зря упоминает этот момент. Вся эта идея с рибейтами затевалась в свое время министерством культуры и туризма лишь для того, чтобы лишний раз прорекламировать туристический потенциал Калининградской области. Министр Андрей Ермак считал, что фильмы — это практически нативная реклама региона. И приводил в качестве примера историю со скандальным «Левиафаном» Звягинцева. После него туристы действительно повалили в забытое всеми село Териберка Мурманской области. Ермак считал, что это скрытая реклама может сработать даже лучше, чем надоевшие всем баннеры (то есть дать региону, если не более массовую, то более качественную и богатую аудиторию). 

На историю со скрытой рекламой области пытались давить многие из кинопродюсеров, претендующих на деньги калининградских налогоплательщиков. Фильм «Золотая парочка» от компании «Приор Продакшн» на защите заявок так и называют «красивый фильм-открытка о Калининградской области». В кадрах трейлера постоянно мелькают то форт «Денхофф», то Музей янтаря, то Кафедральный собор с «Башней Врангеля».

Фильм «Приор Продакшн» будет показывать телеканал ТВЦ. Компания позиционирует продукт как «ироничный детектив». Некая московская сотрудница правоохранительных органов пытается поймать неуловимую парочку грабителей, которые следов вообще не оставляют (вплоть до того, что если надо усыпить свидетелей газом, то они это делают). Единственная зацепка: косвенные улики указывают, что преступники в скором времени окажутся в Калининградской области под видом туристов (на самом деле, они едут грабить Музей янтаря). Следователь вместе со своим молодым человеком отправляются в самый западный регион, чтобы поймать злоумышленников. При этом паре надо спасти и собственные романтические отношения, которые уже дошли почти до самой грани.



«Ироничные детективы на канале ТВЦ всегда востребованы и хорошо принимаются зрителями», - убеждает кинокомиссию представитель компании.

На территории региона съемочная группа провела 13 смен. В Калининградской области «Приор Продакшн» протратило около 15 млн руб. Вернуть им бы хотелось всего три.

Условной рекламой региона можно назвать и картину «На Париж»: на экране мелькают военные пейзажи на фоне желтеющих рапсовых полей. Съемками занималась компания «Блиц Фильм». Затраты в регионе составили 19,5 млн руб., вернуть хотят 3,9 млн руб. Всего бюджет проекта составил около 76 млн руб.

«Это чистая Европа», - нахваливает на защите регион представитель продюсерской компании Валентина Колесник. В этой «чистой Европе» съемочная группа провела 26 смен.

Несмотря на то, что время действия фильма — это 40-е годы, Колесник говорит, что картина вообще-то не о войне, а «роуд муви». В основу сюжета легла байка о том, как советские танкисты, прошедшие всю войну, решают рвануть в Париж, чтобы отпраздновать там День Победы. Эту историю якобы один из героев Советского Союза рассказал кинооператору. Тот, в свою очередь, пересказал Станиславу Говорухину. И так, спустя годы, история доросла до полноценного киносценария.



На вопрос оказывало ли какую-либо поддержку продюсерской компании правительство области, Валентина Колесник не раздумывая отвечает «очень большую». «Мы дружим с правительством, с [главой представительства правительства Калининградской области в Москве] Александром Деркачом. У нас была проблема с танком, но мы ее преодолели», - рассказывает она.


Скидки в обмен на рибейты

Рибейты в каком-то смысле действительно стали приманкой для московских продюсеров. Область в последнее время действительно напоминает этакий полигон по производству сериального фаст-фуда для телевизионных каналов. Но есть здесь и некоторые сложности: если сумма рибейтов — это достаточно рискованный и заметный шаг для областного бюджета, то в случае продюсерских компаний частичные компенсации — это едва заметная капля в море их расходов (на кинокомиссии речь шла о телевизионных сериалах, у полнометражного кино бюджеты больше в несколько раз). Истинные архитекторы этого процесса на самом деле появились в регионе гораздо раньше и не имеют никакого отношения к правительству области.

Снимать в Калининград кино генеральный директор «Кинокомпании Синтезфильм» Аркадий Данилов прилетел еще около 4 лет назад в составе съемочной группы сериала «Вдова». Здесь у него завязалось знакомство с каскадером Ахмедом Буговым. В результате партнеры организовали совместный бизнес: фактически, именно Ахмед Бугов и Аркадий Данилов занимаются полным сопровождением съемок в области. Они организовывают для приезжих продюсеров реквизит. Массовку, водителей, технических специалистов, если надо, помогают с разрешениями от властей. Около двух лет назад партнеры взяли в аренду старый производственный ццех неподалеку от мукомольного завода и пределали его под съемочные павильоны. Именно в этих декорациях, к примеру, снимался сериал «Налет», который потом показывал Первый канал.



генеральный директор «Кинокомпании Синтезфильм» Аркадий Данилов

Поскольку Бугов и Данилов оказались первыми, кто сообразил выстроить подобный бизнес, они успели поработать буквально с каждой съемочной группой, приезжающей в область. Именно они помогали с технической стороной и Федору Бондарчуку, и Кириллу Серебренникову, и даже всем своим невольным соперникам по борьбе за рибейты (на заседании комиссии Данилов вскользь заметит, что они помогали со съемками все остальным продюсерским компаниям).
Сам Аркадий Данилов на заседании комиссии представляет два юрлица — уже упомянутую «Кинокомпанию «Синтезфильм» и ООО «Калининград Фильм» (один из учредителей - Ахмед Бугов).

«Синтезфильм» пытается получить компенсацию за проект «Черные бушлаты». Это многострадальный четырехсерийный фильм: начинали его снимать в других регионах России, но доделывать пришлось в Калининградской области. Бюджет у заказчика был маленький, но партнеры согласились с ним работать (при условии, что на рибейты будет подаваться не продюсерская компания, а они). На «Черных бушлатах» Бугов и Данилов потеряли около 250 тыс. руб. В качестве компенсации «Кинокомпания «Синтезфильм» просит 1,34 млн руб. Расходы на территории области оцениваются в 6,72 млн руб.

«Черные бушлаты» интересны тем, что тут не идет речь о скрытой рекламе Калининградской области (события разворачиваются совсем в других местах). Но Аркадий Данилов уверяет, что этот проект все равно принесет пользу региону.

В Калининградской области была полностью изготовлена одна серия для этого проекта. И пришлось делать дополнительные съемки эпизодов, которые снимались в Керчи. Когда сюда прилетел режиссеров «Бушлатов», он сразу заявил, что регион на Керчь совсем не похож. В результате Керчь из Калининграда своими рука пришлось делать Бугову с Даниловым. «Из пенопласта мы строили огромные скалы...», - вспоминает Данилов.

Кинопродюсер считает, что опыт «Черных бушлатов» - это прямое доказательство для московских продюсеров, что в Калининграде можно при желании снимать фильмы не только про Калининградскую область. «Этот фильм показал, что здесь можжно снять все, что угодно. Даже сейчас у нас переговоры на 2018 год по одному проекту. И это московская история. Абсолютно московская. Но мы убеждаем наших заказчиков — крупные продюсерские центры — что большую часть можно перенести в Калининград. Это экономия, второе — рибейты, и «Черные бушлаты», как пример, что здесь можно воссоздать все, что угодно. И заграницу, и Германию», - убеждает комиссию Данилов, вспоминая как снимал для одного сериала для Первого канала, как в Черняховске строили Берлинскую стену.

Другой проект, заявку по которому защищает Данилов, это фильм «Живой» (заявитель по нему «Калининград Фильм»). Здесь сюжет уже крутится вокруг людей, которые решили полностью стереть свою личность и начать новую жизнь. Один из отрицательных персонажей фильм приезжает «затеряться» таким образом в Светлогорск. За «Живой» «Калининград Фильм» хочет получить все 653,7 тыс. руб. В области на съемку было потрачено 3,26 млн руб.



Интересно, что «Живой» должен стать таким новым опытом для «Калининград Фильма». Компании, которая занималась съемками продукта, некогда было заниматься заявкой на рибейты. Тогда им удалось договориться с калининградцами: «Калининград Фильм» дает им определенную скидку, взамен получая право податься на компенсацию из бюджета.

Аркадий Данилов считает, что этот опыт может стать универсальным. Если рынок, где сейчас из серьезных игроков в регионе фактически только компания «Запад Фильм» (генеральный директор и один из учредителей Ахмед Бугов) и «Калининград Фильм» разрастется и количество участников увеличится, то калининградский бизнес сможет использовать такой подход как дополнительную приманку: компания, занимающаяся сопровождением технической стороны съемок, чтобы завлечь сюда съемочную группу, дает определенную скидку на свои услуги, а приезжие в ответ отказываются в ее пользу от право на рибейты.




Эта схема кажется подозрительной арт-директору кинотеатра «Заря» и члену кинокомиссии Артему Рыжкову. «Нам интересно, чтобы московские деньги сюда приходили...», - засомневался он. Но Данилов заверил, что основной вал денег все равно из Москвы. «Рибейт же тоже уходит московским компаниям. Тоже самое. Наоборот, при такой схеме больше остается здесь», - утверждает кинопродюсер.


Тяжелые роды киноиндустрии

Главный вопрос в этой системе рибейтов, как сделать так, чтобы главным бенефициаром от нее стала Калининградская область, а не московские продюсеры. Один из путей — создание некой киношколы, которая бы готовила соответствующих специалистов. Сейчас калининградцы, занятые на съемках — это в основном технический персонал (водители, постановщики, гримеры) и актеры массовки. Основной актерский состав съемочные группы привозят с собой. При том, что их гонорары — это та строчка бюджета, которую потом можно подать на рибейт. Министр Андрей Ермак такую систему защищает.

«Все равно оплата идет через юрлица, которые на территории Калининградской области, с учетом всех налоговый отчислений. С другой, это повышение привлекательности. Пока для кинопродюсеров. То есть продюсеры говорят, что здесь выгодно снимать кино, едут сюда и тратят здесь денег гораздо больше, нежели те деньги, которые выплачиваются из бюджета. В том числе эти звезды работают и на рекламу области. В дело вступают мои любимые социальные сети. Когда актеры, котоыре призжают в Калининград постят свои фотографии в «Инстаграме», в «Вконтакте», говорят, что здесь было круто, «Я нахожусь на Куршской косе» и так далее. И у того неограниченного количества фолловеров, которое у них есть, у них такой эффект: «Вау, я тоже хочу в Калининград»», - уверен чиновник.



Выходом должно стать создание собственной киноиндустрии. Эту идею активно лоббирует член комиссии, советник губернатора Антона Алиханова по кинематографии и кинопродюсер Анна Крутова. Она постоянно пытает всех продюсеров хватало ли им специалистов и нужно ли их готовить непосредственно в Калининграде (услышав нужные ответы, что «нет, не хватало» и «да, нужно готовить», она успокаивается). «Когда здесь зародится настоящая киноиндустрия, когда здесь будет большое количество специалистов, когда Калининградская область превратится в Лос-Анджелес... Все делается ровно для этого», - начинает прогнозировать она. Какой бы несбыточной не казалась эта идея, это действительно один из немногих путей сделать так, чтобы большинство денег при съемке кино оседали именно в экономике области.

Член комиссии и генеральный директор «Корпорации развития Калининградской области» Владимир Зарудный считает, что рибейты — это «рафинированная помощь». «Есть мнение, что необходимо рибейты дополнять грантовой системой поддержки. Для молодого кино, для начинающих кинематографистов. Небольшие гранты — миллион рублей, полтора миллиона рублей», - рассказывает он.

У кинопродюсера Аркадия Данилова другая идея. «Мы очень часто с комитетом по кинематографии обсуждаем идею кинокластера, который включает в себя все: и рибейты, и площадки для съемок, и льготные условия. Если создать некую инфраструктуру под эгидой конечно же правительства, потому что мы [кинокомпании], как пауки в одной банке, конкуренты. А тут нужен такой надзорный орган...», - убеждает комиссию Данилов. Он считает, что появление этой инстанции будет привлекать в регион еще больше съемочных групп.

На комиссии ему развить эту тему не дают (все-таки это не относится к защитам заявок). В разговоре с журналистами выясняется, что пока у продюсера нет четкого понимания, что это должна быть за структура. «Были такие понятия, как государственные унитарные предприятия... Но я не уверен, что сейчас это нужно», - предполагает Аркадий Данилов.

Через эту структуру, по мнению Данилова, регион мог бы вложиться в создание инфраструктуры для съемок, на которую у частных компаний просто не хватает денег. Но четкого понимания как эта схема будет работать дальше и кто будет оператором этих инфраструктурных объектов, у Данилова пока нет.

Он, впрочем, соглашается, что благодаря этой структуре в регионе обязательно появится конкуренты «Запад Фильма» и «Калининград Фильма», которые могут оттянуть у совместного бизнеса Аркадия Данилова и Ахмеда Бугова клиентов. «Любой человек хочет монополию. И я хочу монополию. Я хочу здесь сидеть Карабасом-Барабасом и чтобы без меня ни один фильм здесь не снимался. Но я также понимаю, что это практически нереальная ситуация», - смеется продюсер.



Сейчас его гораздо больше пугает не конкуренция на рынке, а недобросовестные игроки, которые испортят авторитет зарождающейся калининградской индустрии. «В свое время в России кино начало умирать по причине, что туда пришло очень много непрофессиональных инвесторов. Люди, которые были далеки от кино, начали вдруг его снимать. И тем самым обрушили рынок. Интерес к русскому кино резко упал. И только сейчас русское кино начинает приобретать цивилизованные рамки. Так и здесь. Обычная история. Приходят два продюсера. Один говорит, что это будет стоить 100 рублей, а другой, что 150. И оба правы. Но если приходит какой-то странный человек и говорит, что снимет это за 80, вместо 100... Но в итоге это превращается в 120. То инвестор скажет: «Ну и что? Там вместо 80 120 и вообще там все козлы». Такое часто бывало. Мы это проходили в жизни», - рассказывает Данилов.

Стоит отметить, что все 5 заявок, прошли во второй тур. Теоретически, суммы, на возмещение которых надеются продюсеры еще не утверждены. Комиссия может их снизить. Но учитывая, что конкуренция минимальна, скорее всего все получат компенсацию в требуемых объемах.



Текст: Алексей Щеголев
Фото: RUGRAD.EU


Поделиться в соцсетях