«Проблему секс-меньшинств страна не воспринимает»: как будет устроен благотворительный фестиваль «Сталкер»
19 ноября 2014
В кинотеатре «Заря» 24 ноября открывается новый кинематографический фестиваль «Сталкер». «Сталкер» - история для города не совсем привычная. Хотя бы потому, что вход на все сеансы здесь бесплатный. Как рассказал на пресс-конференции арт-директор кинотеатра Артем Рыжков, билеты на сеансы можно будет получить в кассах «Зари». При том технология тут самая простая: посетитель просто говорит сколько и на какие сеансы ему нужны билеты, после чего их получает.
Вторая особенность «Сталкера» - это выбранная тематика. Фильмы, которые попали в программу фестиваля, посвящены проблематике прав человека в России и порой сюжеты там оказываются весьма жесткими. Продюсер фестиваля Игорь Степанов рассказал на пресс-конференции, что двадцатилетняя история «Сталкера» началась с бывшего заключенного, который сидел где-то в самой глуши, где даже охраны не было, потому что зекам все равно не было куда бежать. Выйдя на свободу мужчине захотелось помочь собратьям по несчастью, и он попытался организовать благотворительный фонд. Денег на него ему, конечно, никто не дал, и тогда он наткнулся на Степанова.
«А я смотрю на него и у меня в голове возникает название «Сталкер», - рассказал продюсер — Я говорю: давай кинофестиваль сделаем. А он: а что это такое?»
Фестиваль решили все-таки делать, и зека вновь отправили искать деньги. Он снова с этим заданием провалился: вместо этого ему удалось найти машину, набитую табаком. Не то чтобы это сильно помогло организаторам (машину отправили по тюрьмам), но первый фестиваль в далеком 1995 году все-таки провели. В жюри тогда входили известные правозащитники, писатель Анатолий Приставкин, бард Михаил Танич, с подачи которого на отечественной эстраде появилась группа «Лесоповал» и другие. Первый фестиваль был посвящен теме смертной казни и положению осужденных.
«Посмотрев все эти фильмы, жюри решило фестиваль больше никогда не проводить. Было ощущение, что на нас с экрана опять пахнуло тюрьмой...», - вспоминает Игорь Степанов.
На этом история «Сталкера» могла бы и закончиться, но тут на Степанова стали давить уже режиссеры. Авторам, которые снимали фильмы о нарушениях прав человека была необходима площадка, где все это можно продемонстрировать. В результате «Сталкеру» удалось перевалить за двадцатилетний рубеж, у него появились спонсоры — благотворительные фонды, иностранные посольства и даже федеральный Минкульт. Тематика «Сталкера» напрямую коррелировала с той жизнью, которая бурлила в стране. Точнее с мрачной изнанкой этой жизни: первая чеченская кампания, беженцы или неистовый нарко-бум девяностых — все это находило свое отражение в программе фестиваля.
«Одна из последних тем, которые страна не воспринимает — это проблема сексуальных меньшинств», - заявил Игорь Степанов, пообещав, что на калининградском фестивале такие фильмы будут.
Сюжеты здесь действительно порой бывают достаточно жуткие, хоть речь в основном и идет о художественных постановках, а не о документалистике.
«Зрелище не очень приятное, - оговорился продюсер фестиваля- За 5 дней зрители начинают сходить с ума».
Степанов, впрочем, подчеркивал, что «Сталкер» - это не политический фестиваль. Подменять собой правоохранительные органы или институты по защите прав человека ни организаторы, ни режиссеры не собираются. Как жить дальше с увиденной жутью — проблема публики. Иногда, правда, бывают и исключения, когда благодаря «Сталкеру» в регионах или даже на федеральном уровне происходят какие-то подвижки. Степанов вспомнил историю, как в Казани пришедшие на сеанс проститутки стали кричать на местного милицейского начальника, требуя у него разобраться с сотрудниками, которые «насилуют их девочек». Последнему ничего не оставалось, кроме как дать разволнованным женщинам визитку со своим личным телефоном и пообещать прием. В свое время жюри «Сталкера» удалось добиться от Ельцина помилования для солдата, осужденного на пожизненное.
Как «Сталкер» стал выбираться в регионы — это отдельная история. Основная программа по-прежнему проходит в Москве, но практикуются и подобные выездные сессии. Организационный комитет перед тем, как десантироваться в какой-либо город, пытается наладить контакт с местным омбудсменом и региональной властью. Политической составляющей тут, вроде бы, и нет, но страховка лишней не бывает, так что на случай недопонимания у организаторов есть письма со словами поддержки от Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В Калининграде, как подчеркнул Степанов, кинематографическое сообщество уже сформировалось, так что поддержка со стороны Николая Цуканова «Сталкеру» не потребовалась, и с ним никто не связывался. А вот омбудсмена Владимира Никитина на пресс-конференцию пригласили.
Интересно, что «Сталкер» в городе будет проходить уже во второй раз. Первый раз фестиваль в город приезжал в конце девяностых и проходил тогда в кинотеатре «Россия». С владельцами зала у организаторов тогда было легкое непонимание: бизнесмены опасались, что на бесплатный фестиваль к ним придет не самая респектабельная публика (рядом был рынок и все боялись цыган), которая попросту начнет портить имущество. Разрешилось все, правда, снова благополучно. Цыган, как вспоминает Степанов, не было, а был весь «цвет города».
В этот раз фестиваль будет в «Заре», а откроет его фильм Александра Адабашьяна «Собачий рай». Сюжет крутиться вокруг первых хрущевских процессов по реабилитации «врагов народа» и вообще посвящен тому нелегкому времени, которое чуть позже назовут «оттепелью», хотя сейчас бы его так называть, наверное, уже не стали. Адабашьян представлять свой фильм в Калининград приедет лично. Внимания так же заслуживает фильм «Конвой» Алексея Мизгирева: из воинской бегут двое солдат. Один гибнет, за вторым отправляют двух офицеров, которые должны вернуть дезертира в часть. Полностью с расписанием «Сталкера» можно ознакомиться здесь.
Игорь Степанов отметил, что некая негативная реакция на «Сталкер» встречается часто. Бывшие военнослужащие и представители правоохранительных органов после фильмов закатывают истерики, доказывая, что «на самом деле в жизни все не так».
«Мечта моя — больше никогда не проводить этот фестиваль, чтобы решились все проблемы с правами человека. Мне хочется проводить фестиваль комедийного кино», - с печалью в голосе заметил Игорь Степанов.
«Не обольщайтесь. Не будет такого никогда», - аккуратно поправил его Владимир Никитин.
Текст: Алексей Щеголев
Вторая особенность «Сталкера» - это выбранная тематика. Фильмы, которые попали в программу фестиваля, посвящены проблематике прав человека в России и порой сюжеты там оказываются весьма жесткими. Продюсер фестиваля Игорь Степанов рассказал на пресс-конференции, что двадцатилетняя история «Сталкера» началась с бывшего заключенного, который сидел где-то в самой глуши, где даже охраны не было, потому что зекам все равно не было куда бежать. Выйдя на свободу мужчине захотелось помочь собратьям по несчастью, и он попытался организовать благотворительный фонд. Денег на него ему, конечно, никто не дал, и тогда он наткнулся на Степанова.
«А я смотрю на него и у меня в голове возникает название «Сталкер», - рассказал продюсер — Я говорю: давай кинофестиваль сделаем. А он: а что это такое?»
Фестиваль решили все-таки делать, и зека вновь отправили искать деньги. Он снова с этим заданием провалился: вместо этого ему удалось найти машину, набитую табаком. Не то чтобы это сильно помогло организаторам (машину отправили по тюрьмам), но первый фестиваль в далеком 1995 году все-таки провели. В жюри тогда входили известные правозащитники, писатель Анатолий Приставкин, бард Михаил Танич, с подачи которого на отечественной эстраде появилась группа «Лесоповал» и другие. Первый фестиваль был посвящен теме смертной казни и положению осужденных.
«Посмотрев все эти фильмы, жюри решило фестиваль больше никогда не проводить. Было ощущение, что на нас с экрана опять пахнуло тюрьмой...», - вспоминает Игорь Степанов.
На этом история «Сталкера» могла бы и закончиться, но тут на Степанова стали давить уже режиссеры. Авторам, которые снимали фильмы о нарушениях прав человека была необходима площадка, где все это можно продемонстрировать. В результате «Сталкеру» удалось перевалить за двадцатилетний рубеж, у него появились спонсоры — благотворительные фонды, иностранные посольства и даже федеральный Минкульт. Тематика «Сталкера» напрямую коррелировала с той жизнью, которая бурлила в стране. Точнее с мрачной изнанкой этой жизни: первая чеченская кампания, беженцы или неистовый нарко-бум девяностых — все это находило свое отражение в программе фестиваля.
«Одна из последних тем, которые страна не воспринимает — это проблема сексуальных меньшинств», - заявил Игорь Степанов, пообещав, что на калининградском фестивале такие фильмы будут.
Сюжеты здесь действительно порой бывают достаточно жуткие, хоть речь в основном и идет о художественных постановках, а не о документалистике.
«Зрелище не очень приятное, - оговорился продюсер фестиваля- За 5 дней зрители начинают сходить с ума».
Степанов, впрочем, подчеркивал, что «Сталкер» - это не политический фестиваль. Подменять собой правоохранительные органы или институты по защите прав человека ни организаторы, ни режиссеры не собираются. Как жить дальше с увиденной жутью — проблема публики. Иногда, правда, бывают и исключения, когда благодаря «Сталкеру» в регионах или даже на федеральном уровне происходят какие-то подвижки. Степанов вспомнил историю, как в Казани пришедшие на сеанс проститутки стали кричать на местного милицейского начальника, требуя у него разобраться с сотрудниками, которые «насилуют их девочек». Последнему ничего не оставалось, кроме как дать разволнованным женщинам визитку со своим личным телефоном и пообещать прием. В свое время жюри «Сталкера» удалось добиться от Ельцина помилования для солдата, осужденного на пожизненное.
Как «Сталкер» стал выбираться в регионы — это отдельная история. Основная программа по-прежнему проходит в Москве, но практикуются и подобные выездные сессии. Организационный комитет перед тем, как десантироваться в какой-либо город, пытается наладить контакт с местным омбудсменом и региональной властью. Политической составляющей тут, вроде бы, и нет, но страховка лишней не бывает, так что на случай недопонимания у организаторов есть письма со словами поддержки от Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В Калининграде, как подчеркнул Степанов, кинематографическое сообщество уже сформировалось, так что поддержка со стороны Николая Цуканова «Сталкеру» не потребовалась, и с ним никто не связывался. А вот омбудсмена Владимира Никитина на пресс-конференцию пригласили.
Интересно, что «Сталкер» в городе будет проходить уже во второй раз. Первый раз фестиваль в город приезжал в конце девяностых и проходил тогда в кинотеатре «Россия». С владельцами зала у организаторов тогда было легкое непонимание: бизнесмены опасались, что на бесплатный фестиваль к ним придет не самая респектабельная публика (рядом был рынок и все боялись цыган), которая попросту начнет портить имущество. Разрешилось все, правда, снова благополучно. Цыган, как вспоминает Степанов, не было, а был весь «цвет города».
В этот раз фестиваль будет в «Заре», а откроет его фильм Александра Адабашьяна «Собачий рай». Сюжет крутиться вокруг первых хрущевских процессов по реабилитации «врагов народа» и вообще посвящен тому нелегкому времени, которое чуть позже назовут «оттепелью», хотя сейчас бы его так называть, наверное, уже не стали. Адабашьян представлять свой фильм в Калининград приедет лично. Внимания так же заслуживает фильм «Конвой» Алексея Мизгирева: из воинской бегут двое солдат. Один гибнет, за вторым отправляют двух офицеров, которые должны вернуть дезертира в часть. Полностью с расписанием «Сталкера» можно ознакомиться здесь.
Игорь Степанов отметил, что некая негативная реакция на «Сталкер» встречается часто. Бывшие военнослужащие и представители правоохранительных органов после фильмов закатывают истерики, доказывая, что «на самом деле в жизни все не так».
«Мечта моя — больше никогда не проводить этот фестиваль, чтобы решились все проблемы с правами человека. Мне хочется проводить фестиваль комедийного кино», - с печалью в голосе заметил Игорь Степанов.
«Не обольщайтесь. Не будет такого никогда», - аккуратно поправил его Владимир Никитин.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях