«Приказано уничтожить»: без каких архитектурных объектов Калининград мог бы стать лучше
Калининградцы любят рассуждать о том, чего не хватает городу, чтобы стать «по-настоящему европейским». Между тем и строительные фирмы, и девелоперский бизнес уже ощущают на себе влияние кризиса. Сейчас уже трудно представить, как будут окупаться дорогостоящие объекты, например из проекта «Сердце города». Калининград рискует превратиться в скопление безликих «коробок» ТЦ, где никто не арендует торговые площади. Афиша RUGRAD.EU решила рассмотреть вопрос несколько под другим углом: от каких объектов нужно избавиться, чтобы жизнь в Калининграде стала более комфортной. Некоторые очевидные «объекты под снос» — архитектурные «раздражители», вызывающие самые горячие дискуссии, — были предложены редакцией RUGRAD.EU, остальные выбраны самими экспертами.
1. Дом Советов
Наверное, главный архитектурный «раздражитель» города Калининграда и образец советской архитектуры, который многие называют «монстром». Число как ярых сторонников, так и непримиримых противников этого здания исчисляется сотнями, если не тысячами. Сторонники сноса считают, что данное архитектурное наследие только испортит будущую Центральную площадь города (если она у Калининграда всё-таки когда-нибудь будет). Даже губернатор Николай Цуканов позволял себе достаточно радикальные высказывания, к примеру, «перенести» его в другое место, а точнее, «в руины». Дом Советов — это не только спорный с архитектурной точки зрения объект, но и постоянная «головная боль» для властей: непонятно, что будет с Домом Советов дальше, здание сейчас никак не используется. Основной его собственник — московская компания «Протострой» — о своих планах пока ничего не заявлял. В правительстве области об этом, судя по всему, тоже ничего не знают. В сентябре этого года Дом Советов обрёл некую условную «жизнь», но совсем ненадолго: не без помощи проправительственных молодёжных организаций там было организовано арт-пространство «Лофт», просуществовавшее совсем недолго.
Вадим Чалый, заведующий кафедры философии БФУ:
Дом Советов давно стал частью городской истории, несмотря на то что всегда был пустым. С одной стороны, если возникнет идея, ради осуществления которой потребуется место, снос «монстра» не вызовет лично у меня сожалений. С другой — если появится идея, как его красиво использовать, будет ещё лучше.
Максим Попов, генеральный директор дизайн-бюро Pictorica:
Дом Cоветов — памятник безликим советским функционерам, возомнившим о себе, что они могут победить историю и воздвигнуть памятник этой победе. Не хватило ни сил, ни денег, ни времени (вообще со временем всегда такая фигня: никогда не хватает времени, чтобы победить время). Это, конечно, памятник абсурду той эпохи, но он не настолько утилитарен, чтобы его сегодня можно было бы использовать в мирных целях (поскольку он создавался не для естественной жизни людей). Так что Дом Советов или сносить, или радикально реконструировать.
Артем Рыжков, арт-директор кинотеатра «Заря»:
Я бы оставил. У меня давняя идея превратить его в музей СССР. Свезти отовсюду антураж: это должно быть что-то вроде интерактивного парка с магазинами, кафе и специфическим обслуживанием, чтобы люди со всей страны (или даже мира) могли приводить туда своих детей и наглядно показывать, каково это было жить в СССР.
Михаил Черенков, директор радиостанции «Русский край»:
Сносить здание — это всё-таки значительные средства: снести, разобрать, вывезти. Это не рационально. Это здание не такое ужасное, как его малюют. Я, конечно, понимаю, что есть люди, которым готика очень близка, и, конечно, таких людей это здание раздражает. Дом Советов сейчас — это один из архитектурных символов Калининграда.
2. Центральный рынок
Представляет «головную боль», в первую очередь для городских властей. На носу чемпионат мира, и демонстрировать гостям весь этот «промышленный Шанхай» (как часто называют объект) совсем не хочется. Сейчас активно обсуждается строительство нового торгового центра, ради которого планируется снести ту часть рынка, где торгуют промтоварами. Здесь могут возникнуть дополнительные сложности. Практика показывает, что любой крупный объект в центральной части города создаёт пробки и дополнительную нагрузку на транспортную схему. Паркингов меж тем в городе больше не стало.
Артем Рыжков:
Место вокруг рынка мне не нравится. Понимаю, что виноват в этом именно рынок. Но его можно переформатировать. Сделать современным. Рушить не надо. Мы такого больше никогда не построим. Может быть, накрыть прозрачным куполом. Правильно покрасить. Сделать его комфортным местом. То есть вроде бы рынок, но с элементами торгового центра и кафе.
Вадим Чалый:
На мой взгляд, не представляя архитектурной ценности, рынок является местом, где горожанин держит связь с почвой (если у него нет дачи), где рабочий встречает колхозницу, где смыкаются город и село. В этом отношении большой рынок в центре города — это плюс. К тому же и здесь возникает вопрос: что вместо? Если снова офисно-магазинная коробка, то увольте.
Михаил Черенков:
Рынок кормит людей, которые там работают. У нас в городе не так много мест, где начинающий предприниматель, который только хочет себя попробовать в сфере торговли, может начать с какого-то маленького бизнеса… [Рынок] кормит таких вот маленьких предпринимателей: они там зарабатывают себе на жизнь. Если это всё снести, возвести очередной торговый центр, который будет брать большую арендную плату, то что мы получим? Мы получим то, что более высокая аренда ведёт и к дорогим товарам, потому что дешёвыми товарами нельзя отбивать такую аренду (как показывает опыт наших торговых центров). Получим просто ещё один торговый центр, который будет конкурировать с существующими торговыми центрами, потянет дополнительные машины, парковки… Я считаю, что это усугубит транспортную ситуацию в Калининграде.
3. «Рыбная деревня»
Этнографический центр с магазинчиками, рестораном, кафе и спа-центром появился на улице Октябрьской в 2007 году. Раньше там был пустырь «без признаков жизни», а сейчас — псевдомаяк, гостиница, удобная широкая набережная для прогулок, Юбилейный мост, к перилам которого молодожёны пристегивают замки, надеясь с помощью такого суеверия сделать свой брак крепче, и много чего еще. В каком-то смысле «Рыбная деревня» продемонстрировала альтернативный путь развития Калининграда: вместо громоздких «коробок» торговых центров — комплексные объекты, имитирующие архитектуру старого Кёнигсберга, с претензией на уютность. Впрочем, именно этот замах на «историчность» сослужил «Рыбной деревне» плохую службу. Некоторые архитекторы считают, что в результате получилась не историческая застройка, а её симуляция. Победитель первого конкурса, который был проведён в рамках проекта «Сердце города», руководитель питерского бюро «Студия 44» Никита Явейн называл этот объект «театральной постановкой».
Артем Рыжков:
Сносить я бы не стал, хотя согласен, что это картонный муляж в очень красивом месте с видом на реку. Я просто туда не хожу. Но если остров однажды застроят «настоящими» объектами, то тогда можно сносить. А пока пусть будет, хоть и «из картона».
Михаил Черенков:
Я считаю, что это всё-таки «диснейленд». Зачем её назвали «Рыбная деревня»? Это какая-то пародия, это не немецкая архитектура. Это непонятно что. Я считаю, что так делать ни в коем случае нельзя. Надо либо делать точную копию, чтобы объект выглядел таким, каким был изначально, либо строить что-то новое и не делать подобия, которое никакой исторической ценности не представляет.
Артур Сарниц, архитектор:
Это проект, который свою роль выполнил. Он действительно показал, что есть альтернатива. Коммерчески он, конечно, мог быть более устойчивым. Этот проект вполне имеет право на жизнь. Может быть, маяк слегка комичен… но проект хороший.
4. Памятник Иммануилу Канту
Скульптурное изображение кёнигсбергского философа, установленное напротив БФУ им. Канта, попало в шорт-лист объектов под снос только благодаря той «истерике», которую удалось поднять LifeNews. Столичное СМИ стало не первым, кто разглядел в Калининграде оперативные группы диверсантов, пытающихся «раскачать лодку». До этого губернатор Николай Цуканов говорил о западных спецслужбах, которые якобы готовятся устроить в Калининграде хаос и революцию, а его цитата про «подкачанных молодых парней» попала почти во все ведущие федеральные СМИ. Но LifeNews в своей пугающей конкретике заходит гораздо дальше: тут уже не абстрактные «подкачанные парни», а конкретная террористическая организация, которая планировала взорвать памятник философу. После этого в городе, который лишился бы своего главного сакрального символа, должны были начаться «массовые беспорядки и гуманитарная катастрофа», а «Польша, пользуясь этой смутой, ввела бы войска».
Вадим Чалый:
Памятник Иммануилу Канту — это вообще-то смыслообразующий памятник. Он собирает в какое-то единство историю края. Он определяет наше место в глобальном мире. В наши непростые времена он выражает надежду на разумное мирное будущее, указывает на связь с высоким, внеисторическим, на то, что мы тоже восхищаемся звёздным небом и пытаемся следовать моральному закону. Если бы «террористы» (в которых я мало верю) вдруг решили уничтожить этот памятник, они действительно нанесли бы тяжёлый удар по нашей культуре — даже если бы не все это сразу поняли.
Максим Попов:
Памятник Канту — это благодарность горожан своему согражданину, изменившему философский ландшафт Европы (а это даже не Енисей повернуть вспять). А потом — вторая история, связанная с ним: графиня спрятала памятник в своём имении слишком плохо, и бронза пошла на втулки и вентили для народного хозяйства. Что она сделала: она отлила его заново и вернула городу. Вот это история, достойная уважения. Так что памятник, несомненно, ценен с исторической и эстетической точек зрения.
5. Памятник князю Владимиру
Несмотря на то что установка монумента ещё не началась, памятник крестителю Руси станет, наверное, одним из главных дискуссионных объектов. История его появления в городе полна противоречий. В 2015-м году отмечается тысяча лет со дня преставления равноапостольного князя. Было очевидно, что этот юбилей так или иначе затронет все российские города, несмотря на то что Калининграду до этого момента удавалось держаться в стороне от истории с «духовными скрепами». Защитники установки скульптуры напирают на то, что бюджету это не будет стоить почти ничего. На самом деле это не совсем так. Оплачивать установку памятника будет таинственный меценат (или меценаты), а за благоустройство территории из городского бюджета придётся заплатить порядка 5,7 млн руб.
Противники князя отмечают, что перед установкой монумента неплохо было бы узнать мнение горожан (или хотя бы экспертов). Неизвестны и параметры скульптуры: площадь Победы и так перегружена объектами, а массивная фигура князя может окончательно превратить её в «свалку».
Вадим Чалый:
Нельзя снести то, что ещё не поставлено. Да и вообще сносить памятники означает лишь расчищать место для новых. Однако в отношении установки у меня есть серьёзные сомнения. Прежде всего нельзя решать без жителей города, что будет стоять в его центре. Это неуважение и к горожанам, и к князю Владимиру, которое не останется незамеченным в нашем и без того расколотом обществе.
Не будет выполнять роль «скрепы» навязанный памятник, стоящий на месте другого навязанного памятника. Есть пример: у нас уже установлена одна из многих копий памятника Николе Можайскому — воинственная фигура в дорогом одеянии и с мечом, грозящая проезжающим по эстакадному мосту. Зловещей подсветкой она скорее пугает горожан, едущих вечером с работы, чем укрепляет идентичность. Вопреки всем замыслам, ансамбль из памятников пионерам океанического лова (1978) и Николе Можайскому (2009) оказался горьким напоминанием о том, какой путь проделало наше общество от уверенного решения сверхсложных задач к упованию на то, что провидение покарает врагов, которых мы виним в своих неудачах.
Во-вторых, не стоит забывать, что наше государство является светским и многоконфессиональным. И только в-третьих, возникает вопрос о перегруженности площади.
Михаил Черенков:
Людей надо спрашивать тогда, когда их права ущемляют. Когда идёт благоустройство, когда город украшается, спрашивать каждый раз… Поймите, любая постановка вопроса вызовет дискуссию, и нужно ли тратить на это время? Я понимаю, когда большие бюджетные траты (как стадион), то данная ситуация затрагивает огромное количество людей. Памятник князю Владимиру и его установка — это частная инициатива, она оплачивается благотворителями. Если такой памятник городу подарят, то почему бы этим подарком не воспользоваться? Такие вещи надо только приветствовать.
6. Памятник Владимиру Ленину у Дома искусств
Памятник вождю мирового пролетариата есть, наверное, во всех городах бывшего СССР. Но в Калининграде Ленин, как и в старые добрые времена, был важной частью политической жизни города. Монумент стоял на площади Победы как раз в том месте, где проходили политические митинги в буйные 90-е. Так что Ленин в этом смысле «видел» всё: от красных знамён идеологически близких ему коммунистических движений до суровых людей в военной форме из РНЕ (организация была признана в России экстремистской). Потом Ленин с площади переехал к Дому искусств (есть версия, что из-за контраста с собором Христа Спасителя). На фоне клумб и скамеек «вождь» смотрится уже не так грозно и величественно, как раньше. Удостовериться в том, что Ленин — это именно Ленин, теперь можно, только приблизившись к монументу на минимальное расстояние.
Михаил Черенков:
Я отрицательно отношусь к Ленину. По-хорошему, памятники Ленину надо убирать.
Максим Попов:
Если говорить про памятники, то время разберётся с ними лучше нас. Вот, допустим, памятник Сталину или Ленину: кому вообще они были нужны в Калининграде, кроме группы партийных функционеров, играющих в имитационные игры? И где они теперь? Все наши современные памятники — политические высказывания того же уровня. Это памятники алчности и тщеславию тех, кто их ставит. Эти люди таким образом рассчитывают спасти свою душу и задницу одновременно (и ещё неизвестно, что в первую очередь), пытаются дать взятку господу богу и его наместникам на земле ради сохранения власти и дальнейшего приумножения денег. И это вполне естественно: каждый политик, находящийся в известных условиях игры, поступил бы точно так же. Но жителям города, конечно, легче от этого не становится.
Артур Сарниц:
Эпоха революций — большое несчастье. Чем больше мы про этих людей понимаем, тем больше их неоднозначно воспринимаем. Я понимаю, что целое поколение людей выросло [на этом], но перспектива нашей новой жизни [состоит] в том, что мы должны жить правдой. Конечно, хотелось бы, чтобы мы ставили памятники Бесселю, Копернику, Иммануилу Канту, замечательным нашим соотечественникам или даже современникам. Но я за то, чтобы не было, не дай бог, никаких разногласий. Если перспектива сноса памятника Владимиру Ленину кого-то обижает, то пускай эти памятники стоят. Но по каждому памятнику должно быть чёткое понимание, кому он поставлен.
7. Памятник Владимиру Высоцкому
Памятник Владимиру Высоцкому — это, наверное, один из самых спорных объектов с эстетической точки зрения. Угловатый и угрюмый монумент в Центральном парке — это, конечно, одна из главных точек притяжения этого общественного пространства. Но выглядит он настолько мрачно, что кажется, зря его поставили в том месте, где основная аудитория — это дети.
Артем Рыжков:
Я бы поставил другой памятник. Этот очень некрасивый. Даже страшный. Я его искренне боюсь. И мои дети боятся. От Высоцкого идёт свет и юмор, а от этого — какая-то тьма.
8. Типовые калининградские многоэтажки
На серые «гетто» из типовых многоэтажек можно наткнуться как в Центральном, так и Московском и Ленинградском районах Калининграда. Безусловно, эти дома когда-то сыграли важную роль в жизни города. Но Калининград развивается и по мере сил пытается казаться европейским городом. Вписываются ли эти типовые дома в концепцию «западной витрины России» — вопрос очень спорный.
Максим Попов:
Если начинать говорить о том, что нужно снести, то я бы не разменивался по мелочам и взял бы два типовых проекта — типовую пятиэтажку и типовую девятиэтажку. Действительно, очистка города от этих элементов тоталитарной архитектуры радикально улучшит архитектурный ландшафт города.
Артур Сарниц:
На мой взгляд, эти дома морально себя изжили
9. Здание горадминистрации
Символ городской власти, по мнению некоторых, уже исчерпал свой срок годности. Здание горадминистрации ещё как-то вписывалось в городской архитектурный ансамбль, когда площадь, по сути, представляла из себя большой пустырь. Но теперь, когда в этом месте появилось некое подобие жизни, с городской мэрией надо что-то делать. Тем более когда главный символ власти так проигрывает в плане роскоши соседнему «Кловер Сити Центру»
Артем Рыжков:
Надо построить другое здание. До какой-то поры это ещё вписывалось в площадь. Но сейчас оно объективно проигрывает тому, что есть вокруг. А это неправильно. Было бы здорово, если бы оно было прозрачным, из стекла.
10. Тюрьмы в городской черте
Ещё один символ калининградской тоски и безысходности. Серые коробки зданий с забором и колючей проволокой, сурового вида охранники на вышках, неизменный лай овчарок — всё это в городской черте.
Артем Рыжков:
С «девяткой» надо что-то делать. Я понимаю, что раньше она была как бы на выезде, и всё вокруг там выглядело примерно так же… Но сейчас это уже не так: вокруг стоят красивые дома. Я не вижу ничего страшного, если тюрьма находится в городской черте. Но она должна соответствовать. Может, её надо перенести в другое место или сносить. А, может, стоит подумать, что сделать с заборами, чтобы они выглядели, как какие-нибудь сказочные врата в Мордор. И все будут любоваться.
Текст: Алексей Щёголев
Фото: Юлия Власова, Вадим Хлебников, km.ru, klgd.ru
Поделиться в соцсетях