С 2017 года в Калининградской области действует программа поддержки кинопроизводства в виде рибейтов. За 7 лет в регионе было снято 44 фильма и сериала, а творческим командам выплатили более 243 млн руб. При этом, по словам директора АНО «Фестивальная дирекция», Ольги Акоповой, сама область заработала почти 1,1 млрд руб. 22 апреля в рамках V Балтийского культурного форума в Светлогорске состоялась дискуссия о проблемах и будущем регионального кинематографа.
Деньги и «сопричастность»
Открывая обсуждение, Ольга Акопова напомнила, что общий объем ассигнований на возмещение затрат в регионе практически не ограничен.
«Если наши кинематографисты расписали и потратили, например, 50 млн руб., а в финансовом году заложено 40 млн руб., то мы просто подаем через поправки в бюджет информацию, что нам необходимо еще 10 млн руб. Все годы мы благополучно получали необходимую сумму и выплачивали рибейт в полном объеме», - отметила она.
Помимо денежной компенсации кинопроизводители могут рассчитывать и на административную помощь. «Деньги - это здорово, но когда процесс съемок оказывается сложным, и например, нельзя перекрыть улицу или найти какую-то поддержку в виде пожарной машины или организации дождя, то здесь не всегда деньги решают», - считает глава «Фестивальной дирекции».
Важный аспект кинематографического имиджа Калининградской области - возможность показать премьеру фильма. «Нам это нужно по нескольким причинам. Во-первых, это сопричастность жителей. Им всегда важно увидеть себя в кадре или понять, что вот его машина тоже поучаствовала, он ее увидел и увидел первым, он был на премьере, он посмотрел бесплатно, поговорил с продюсерами. Это правда очень объединяет и добавляет лояльность жителей к съемкам. Потому что, как мы знаем, съемки - это не всегда комфорт. Дороги перекрыты, движение меняется или, например, съемки происходят у тебя во дворе», - пояснила Ольга Акопова.
Определенные преференции в области доступны и аниматорам. Систему анимации нельзя интегрировать в программу рибейтов, однако такие специалисты могут стать резидентами с льготным налогообложением и бесплатными офисами.
По мнению исполнительного директора Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» Антона Малышева, киноиндустрия нуждается в информационной площадке с исчерпывающей информацией о доступных мерах поддержки по всей стране.
«Получается так, что отдельные продюсеры дремучие, они не в курсе, что даже в Калининградской области, которая является пионером, запущена мощная программа рибейтов и поддержки кинопроизводства. В Калининградской области, в Пермском крае - где угодно. На мой взгляд, какого-то единого ресурса, который бы объединял хотя бы информацию по тем возможностям, которые дают регионы, нет», - заключил Малышев.
Ольга Акопова сообщила, что в конце июня этого года в Калининградской области пройдет Форум регионального кино, где как раз планируется анонсировать ресурс, который объединит все кинокомиссии страны.
«Не стоит ориентироваться на тренды»
Декан факультета дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Екатерина Сазонова рассказала о партнерстве вуза с «Фестивальной дирекцией» в рамках обучения кинопрофессиям второго звена.
Проект «Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи» три года назад стартовал именно в Калининграде. За это время обучение прошли такие специалисты, как ассистент режиссера, локейшен-менеджер и гафер. В этом году кинорезерв планирует подготовить калининградских звукорежиссеров.
По словам Екатерины Сазоновой, вуз столкнулся с трудностями при разработке программы для локейшен-менеджеров.
«Мы долго отрабатывали этот курс, потому что очень сложно найти педагогов. То есть, как вы знаете, вообще не существует такой профессии в справочнике профессий, не существует образовательных стандартов и очень мало педагогов. Практики не хотят преподавать, либо не видят в этом смысл», - пояснила она.
Студия документальных фильмов «Лендок» из Санкт-Петербурга также активно взаимодействует с регионами. Генеральный директор студии и режиссер Алексей Тельнов предложил калининградским документалистам принять участие в совместном с Фондом поддержки классического музыкального искусства F.E.S. Foundation проекте.
В прошлом году фонд организовал конкурс молодых оперных исполнителей. С его финалистами в Сочи состоялась премьера постановки «Кармен».
«Мы пригласили молодых режиссёров из разных регионов, они снимали, и получилось очень классная штука. […] В этом году будет такой же конкурс», - сообщил он.
Созданная Тимуром Бекмамбетовым кинокомпания BAZELEVS - один из лидеров в производстве видеорекламы и художественных фильмов в России. С прошлого года BAZELEVS реализует образовательный проект «Retargo» - программу переобучения специалистов традиционного профиля на профессии креативных индустрий.
«В 2021 году мы со всей командой выявили такую гипотезу о том, что лучшие 3D-аниматоры - это актеры, а учителя - это практически готовые создатели игровых миров. Но они ещё пока об этом не знают. С этой гипотезой был разработан образовательный курс, который мы запустили в марте 2022 года», - рассказал продюсер проекта Альберт Загитов. Выпускники программы проходят практику на действующих проектах компании.
Директор департамента развития шоу видеохостинга Rutube Алексей Федоров поделился с коллегами идеями об использовании Rutube в качестве площадки для размещения регионального контента. Так, видеохостинг начал работать со студией «Пензфильммаш» - теперь у них есть три контракта с федеральными телеканалами на производство сериалов.
«Тезис про «спрос рождает предложение» - это уже прошлый век. На самом деле предложение давно рождает спрос. Вы думаете, что вы смотрите контент, который хотите смотреть, на самом деле вы смотрите контент, который вам дает система рекомендаций», - говорит Алексей Федоров. Он добавляет, что не стоит ориентироваться на тренды, которые задают площадки. «Мы произвели проект про виноделов, выложили его, и у нас начали любить виноделие на площадке. Мы произвели проект про рыбаков, у нас начали любить рыбаков и потреблять контент рыбацкий», - отметил Федоров.
Клипы, реклама и продакшн
В текущем году Калининградская область стала первым регионом, где можно получить рибейты за съемку клипов. Гендиректор продакшн-студии «Елена Кипер Паблишинг и Продакшн» и главный эксперт Открытого национального чемпионата ArtMasters Елена Кипер отметила, что побывала в локейшен-туре по Калининградской области и увидела здесь хорошие перспективы для творческой работы.
«Я вообще люблю очень этот регион и понимаю, что здесь глубочайшая история, помимо того, что богатейшая натура и архитектура. Очень надеюсь и рассчитываю, что мы сможем убедить организаторов чемпионата привезти сюда в этом году (у нас как раз до конца мая набираются заявки) наших клипмейкеров и создать 10 роликов», - заметила Елена Кипер.
По ее словам, клипмейкер должен уметь создавать не только коммерческое видео, но и продукт с репрезентацией социальной повестки. «Когда мы воспитываем профессионалов в области клипмейкинга, мы стараемся привести их к созданию импакт-контента. В прошлом году мы сделали так, чтобы клипмейкеры создавали ролики для благотворительных фондов - с глубокой внутренней вовлеченностью людей, для того, чтобы люди дальше для чего-то были сподвигнуты», - пояснила эксперт.
Продюсер и руководитель Mayd Production Леонид Майданик, наоборот, отнесся к идее съемки клипов в регионе скептически. Он заметил, что даже в Москве специалистам зачастую приходится сталкиваться с нехваткой павильонов и интересных локаций, а также с проблемами при согласовании съемок. Майданик заявил, что в Калининграде пока отсутствует качественный продакшн-сервис с собственными специалистами, связями и базой контактов.
«Я не очень понимаю, как будут работать рибейты в области музыкальных клипов для того, чтобы мы привозили команды из Москвы. Потому что затраты на экспедиционные расходы при средних чеках 1-3 млн руб. на клип - привезти еще команду сюда, часть творцов, художников-постановщиков, режиссеров, даже несмотря на то, что мы сэкономим какие-то ставки… Опять же, на каких людях [мы сэкономим]? Есть ли тут полноценные команды света, операторов, людей, которые делают декорации и т.д.? Я слышал, что это развивается, но например, я не вижу развития этого без продакшн-сервисов на территории области. Я загуглил, нашел два каких-то продакшена, качество материала мне вообще не очень понравилось», - подчеркнул он.
Вместе с тем, Леонид Майданик добавил, что многие артисты не против привлечь в свои клипы выгодных рекламодателей. Такая практика может стать выходом для исполнителей даже с минимальным бюджетом. «В Калининградской области по-любому есть какие-то компании с федеральным влиянием. Они должны знать, что один из самых главных маркетинговых инструментов, которые у них есть на территории Калининградской области области, - это заходить в кино, заходить в клипы», - полагает он.
Елена Кипер назвала опыт Майданика слишком «рафинированным». «Вы говорите о звездах, о супер-стар, в которых вкладываются по product placement компании. А вот мои финалисты, например, и мои ученики, которые на Тавриде у меня бывают, они разъезжаются по своим городам, в городах сидят местные музыканты, которым нужны клипы. И ни о каких миллионах там речи не идёт - там хотя бы 100 тыс. руб. собрать. [...] Поэтому когда людям, которые хотят себя реализовать в этой профессии, и молодым музыкантам даётся возможность получить 20 % хотя бы от того, что они заявляют, это большое счастье на самом деле», - считает Кипер.
«Если есть идея и хорошая фактура, нужно 3-4 человека для того, чтобы сделать действительно выдающуюся работу. Главное - прямые руки и желание работать», - включился в обсуждение генеральный директор креативного агентства Bright Side Юрий Волков.
Ольга Акопова пояснила, что у кинокомиссии нет цели забрать на себя всю финансовую и административную нагрузку клипмейкеров. «Мы будем обкатывать эту историю сейчас и понимать, как это работает. Но как это себе вижу я. Когда мы обсуждали этот проект с Антоном Беляевым [фронтмен музыкальной группы Therr Maitz], он говорил о том, что условно, приезжая сюда с концертом, ничего не мешает остаться здесь на два дня и снять здесь еще клип, потому что ты знаешь регион, и тебе нравится этот регион», - отметила она.
Фото: трансляция БКФ, festdir.ru
Текст: Марина Кошечкина
«У нас есть только реальность, которую мы можем запечатлевать»: основные тезисы с киносекции IV-го Балтийского культурного форума в 2022 году