RuGrad.eu

27 , 03:33
$105,06
+ 1,27
110,49
+ 1,62
25,58
+ 0,45
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
Портрет на фоне авторитетов

Портрет на фоне авторитетов

27 ноября 2017

Книга «Легенды Янтарного края» начинается с самого главного — большого портрета ее автора Андрея Кропоткина. Верхняя пуговица на рубашке председателя горсовета расстегнута, позади — внушительная картотека и надпись «Государственный архив Калининградской области». И это не просто предваряющая текст красивая картинка, а некая иллюстрация рабочего процесса или, скорее, того, как должен выглядеть идеальный процесс работы над книгой. Вслед за портретом автора на страницах появляются прочие персонажи, чья судьба так или иначе была связана с историей Калининграда – Кёнигсберга. «Герои, которые прославили эту землю», — так их характеризует сам автор. Фактически вся книга — пересказ их биографий без каких-либо попыток анализа. 

Это уже второй литературный опыт председателя горсовета. Ему предшествовало не менее монументальное издание  «Калининград 70», номинированное на областную премию «Признание» (главный приз — 500 тыс. руб.). Однако в число победителей Кропоткин не попал.

На минувшей неделе председатель горсовета устроил презентацию своей новой книги и даже пригласил некоторых ныне здравствующих героев и их потомков для того, чтобы вручить экземпляр каждому. Афиша RUGRAD.EU побывала на этом мероприятии и выяснила, почему секретарю регионального отделения «Единой России» так нравится дарить книги, но по-прежнему не стоит рассчитывать на литературные награды.


К изданию своего второго труда председатель горсовета подошел с размахом. Видно, что книгоиздание для Кропоткина — это дело серьезное, и скупиться он не намерен. Автор подчеркивает, что ни копейки бюджетных денег на его «Легенды Янтарного края» потрачено не было: на дорогое подарочное издание израсходованы только личные средства. В магазинах оно будет стоить от 1 400 руб., но это только по настоянию самого автора. Тираж в 11 тысяч экземпляров совершенно немыслимый по нынешним меркам и в нынешних калининградских реалиях. Для сравнения: тираж новинок художественной литературы в последние годы редко переваливает психологическую отметку в 10 тысяч. Зарабатывать на этой книге председатель горсовета не собирается, хотя и соглашается с тем, что в книгу вложены «огромные средства». Отметим, что Кропоткин планирует в ближайшее время выпустить еще и англоязычное издание «Легенд Янтарного края», а также  электронную версию.

Кропоткин не скрывает, что самым тяжелым для него оказался выбор персонажей для пятисотстраничного «талмуда». Всего в книге Кропоткина 112 героев. Начинается всё с короля Пржемысла Отакара II. На советский и постсоветский период истории города приходится всего 32 персонажа, и, как правило, это уже привычный «иконостас» из времен СССР: заслуженные строители, космонавты, врачи, рыбаки, исследователи.

Впрочем, Кропоткин старательно открещивается от перспективы стать очередной жертвой региональной борьбы с «германизацией». «Здесь нет абсолютно никакой «германизации»! Здесь есть только вклад людей. Я вообще не считаю, что нужно обсуждать эту тему. Здесь ее просто нет!» — резко пресекает он любые попытки задать вопрос о том, не боится ли он пострадать от «охоты на ведьм», развернувшейся в Калининграде в последнее время. Впрочем, у Кропоткина есть «противоядие», которое отрезвит, наверное, любого желающего поохотиться на «ведьм»: среди персоналий и Василий Суворов, губернатор Восточной Пруссии в период ее нахождения под юрисдикцией Российской империи, и мемуарист Андрей Болотов. «Помощники были хорошие, которые помогали собирать информацию. Моя задача была обработать и написать в художественном стиле», — рассказывает сам автор. Он не скрывает, что до момента написания книги имен многих действительно выдающихся личностей он и не знал.




Больше всего труд Андрея Кропоткина напоминает привет из прошлого — попытку скопировать и переосмыслить серию детских энциклопедий «Я познаю мир», которые когда-то были популярны в России. Каждая новая глава открывается большим портретом ее героя. Художнику Игорю Автухову понадобилось 2 года, чтобы подготовить иллюстрации (есть еще виньетки авторства Сергея Федорова). Получилось очень ярко, пестро и неоднозначно. Некоторая комиксовость портретов не позволяет узнать героев сразу. Кажется, что Андрею Кропоткину просто хотелось, чтобы его творение существовало где-то в формате «6+» (а то и меньше). А значит, нужно соответствующее оформление. «Цвет страниц у каждой персоны свой. Он был выбран по характеру, по роду деятельности [героя]. Книга получилась, как радуга», — хвалится автор.

Впрочем, ассоциации с детской энциклопедией навевают даже не сами рисунки, а тексты. С одной стороны, Кропоткин пытается решить глобальную задачу: написать калининградскую летопись от короля Отакара до Евгения Гришковца. Среди героев — патриарх Кирилл, Петр I (чтобы вписать русского царя в пантеон «калининградской славы», Кропоткину вполне хватило того факта, что монарх несколько раз заезжал в Кёнигсберг) или Николай Коперник (знаменитый астроном был в Кёнигсберге лишь однажды и провел здесь 3 недели, но автор настаивает, что «этот город помнит его и сегодня»). Но почему-то в наборе государственных деятелей, философов, строителей, космонавтов нет места для Олега Газманова, ведь более консолидирующую фигуру для калининградцев представить сложно.




С другой стороны, руководитель регионального отделения «Единой России» не был бы секретарем «партии власти», если бы у него не получился на 100 % политкорректный текст, где все возможные конфликтные места из биографий героев оставлены за скобками. Какой-то сенсационности в духе программ НТВ от книги Андрея Кропоткина ждать не стоит. Речь идет именно о многочисленных расшаркиваниях председателя горсовета и показушных признаниях в любви своим кумирам, о чем можно догадаться, прочитав названия глав: «Поэт любви» (это о Симоне Дахе), «Крестьянский поэт» (о Донелайтисе), «Поэт-романтик» (на этот раз Йозеф Эйхендорф). В главе о художнике Ловисе Коринте, уроженце Тапиау – Гвардейска, Кропоткин разбирает, какие полотна у художника знаковые, в какой год они были написаны, где они выставлялись (тут председатель горсовета крайне удачно подменяет собой «Википедию»), но нет, к примеру, ни строчки о том, что в современном Гвардейске сейчас разрушается родовой дом Коринтов. Председатель горсовета не рассуждает на тему судьбы здания, хотя фотография аварийного расселенного дома с облупившейся штукатуркой и трещинами в стенах говорит сама за себя.

Чем ближе Андрей Кропоткин подбирается к современности, тем больше портреты его героев начинают напоминать бесполых ангелов, лишенных всяческих недостатков и внутренних конфликтов. В главе о Юрии Маточкине, которая, конечно же, называется «Первый губернатор», автор вспоминает, когда именно Маточкин возглавил рыболовецкий колхоз «За Родину», когда был назначен главой областной администрации, и даже вспоминает про создание СЭЗ (наверное, это главная заслуга первого губернатора), но не упоминает о тех жертвах, на которые пришлось идти региональным властям, чтобы пролоббировать появление свободной экономической зоны. Аппаратная борьба, интриги, коллаборации, в которых поучаствовала команда Маточкина, противодействие со стороны некоторых федеральных чиновников — оставлены за кадром. У Кропоткина всё это умещается в стандартные фразы: «началась сложнейшая работа по созданию СЭЗ»; «на федеральном уровне все проходило очень трудно».

И так с каждым последующим персонажем: «объем преобразований, начатых губернатором Владимиром Егоровым, просто грандиозен». Борьба егоровской администрации с «Автотором», исход адмирала и его подчиненных из здания на Дмитрия Донского, 1 — всему этому нет места среди фотографий с улыбающимся Егоровым, подобострастно поглядывающим на Владимира Путина.

Если мы читаем текст о патриархе Кирилле, то обязательно с реверансом в духе «список его сегодняшних великих деяний бесконечен». Даже про Евгения Гришковца Кропоткин пишет в таком же духе: «Говорят, если человек талантливый, он талантлив во всех областях».




Где-то к середине книги возникает четкое ощущение, что в руках у тебя не историческая работа (как не прячься за красивыми фотографиями и портретами, но книга Кропоткина претендует на статус исторических очерков), а сборник открыток с длинными и крайне дотошными подписями. Цель у них одна: скомпоновать биографические факты таким образом, чтобы можно было потом подарить этот тяжелый «кирпич» героям книги (или их родственникам) и чтобы никто из них не обиделся. Не нужно обладать экстрасенсорными способностями, дабы предсказать, что через несколько недель (а может, и дней) странички Андрея Кропоткина в соцсетях переполнятся фотографиями, где улыбающийся секретарь регионального отделения ЕР вручает «Легенды Янтарного края» чиновникам, лояльным городским властям активистам, блогерам или просто горожанам. Дарить книги Андрей Кропоткин любит, ведь никто не запрещает увеличивать свой политический капитал именно таким образом.

Так или иначе, председатель горсовета начал работать уже над третьей книгой, на этот раз — история улиц Калининграда. «Взгляд современного человека на то место, где ты живешь», — характеризует ее сам Андрей Кропоткин. Он надеется, что успеет закончить книгу к концу 2019 года.


Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова


Поделиться в соцсетях