![Польская драма](/upload/resize_cache/iblock/4a5/660_350_2/4a535362188f7491379fe33b4698b072.jpg)
Польская драма
Фестиваль польского кино «Висла» в этом году отмечает свой десятилетний юбилей. Мероприятие проходит в 16 городах России и фактически охватывает пространство от Екатеринбурга до Калининграда. В Калининграде показы будут проходить в кинотеатре «Заря» и кинокафе «Новости» (здесь будут показывать студенческие работы польских киношкол). Афиша RUGRAD.EU попыталась составить свой небольшой хит-парад фильмов, попавших на «Вислу», отобрав из них самые важные.
«Волны» (режиссер Гжегош Заричны)
Сюжет: Завязка у данного фильма, как у самой эталонной социальной драмы. Дано: две девушки по 17 лет каждой. Жизнь вокруг серая и неинтересная. Притом настолько неинтересная, что предел мечтаний — это сбежать отсюда куда подальше и стать парикмахерами. Но, когда нехитрые мечты начинают сбываться, жизнь вносит свои коррективы.
Почему это важно: Универсальность сюжета здесь запросто стирает все национальные различия между россиянами и поляками. Достаточно выглянуть в окно и легко можно понять всю гамму эмоций, которые испытывают главные героини. И плевать, что дело происходит в Кракове, а не в условном поселке Покровское. В области можно легко насчитать с десяток населенных пунктов, где предел мечтаний местных жителей — бегство и низкооплачиваемая работа в сфере услуг. Но Заричны здесь выполняет важную функцию: язык боли — универсальный язык, который легко стирает все политические манипуляции. Какое дело будет среднестатистическому российскому обывателю до сложных геополитических конструкций, когда на экране точно такой же человек — две руки и две ноги — переживает точно такое же горе, как и у тебя? О каких международных конфликтах может идти речь, когда у всех нас достаточно простые и почти идентичные представления о «счастливом будущем»? Что нам вообще делить, какую территорию, если мечты большинства людей не выходят за рамки самого элементарного бытового благополучия?
Когда: 29 сентября
«Клезмер» (режиссер Петр Хшан)
Сюжет: «Клезмер» должен стать одним из самых ожидаемых фильмов в программе «Вислы» в этом году. Во всяком случае на федеральном уровне именно работа Петра Хшана и фильм «Волынь» Войцеха Смажовски (в калининградскую программу он не попал) вызвали наиболее острые дискуссии. Такую реакцию общественности, в принципе, можно было заранее просчитать: фильмы затрагивают темы весьма болезненные и до сих пор неудобные, несмотря на прошедшее время.
1943 год, оккупированная немцами Польша, крестьяне находят в лесу тело мужчины, по черным как смоль волосам и носу с характерной горбинкой, в нем легко вычисляется семит. Бедняга жив, но в сознание не приходит. Элементарное милосердие, которое воспринимается как само собой разумеющееся в мирное время, в этих экстремальных условиях может стоить героям фильма и их близким жизни. Крестьяне тащат в повозке еле дышащее тело через лес, не очень, впрочем, понимая, что им вообще делать с этой опасной находкой. Тут легко можно провести параллели с лагерными историями Варлама Шаламова, который наглядно показал, что в экстремальных ситуациях с человека запросто может слететь весь налет цивилизованности, а останется только инстинкт самосохранения и желание жить. «Умри ты сегодня, а я завтра» - старый как мир принцип, который некоторые герои фильма Хшана запросто берут на вооружение. Кто-то даже предлагает продать умирающего еврея. «В "Клезмере", замечательно показана психология поляков, как они внутри себя переживают эту еврейскую тему, то есть такой зоологический антисемитизм. Огромное количество совершенно дичайших предрассудков относительно евреев, вплоть до того, что евреи пьют кровь христианских младенцев, классическая совершенно тема», — рассказывал о фильме председатель жюри «Вислы» Виктор Матизен.
Почему это важно: Попытка публично проговорить старые травмы — процесс достаточно болезненный. Но иного способа избавиться от них пока не придумано. Польское общество до сих пор крайне тяжело реагирует на разговоры о соучастии поляков в Холокосте. Достаточно вспомнить реакцию на работу Владислава Пасиковски «Колоски». Тамошние правые, не стесняясь в выражениях, обвиняли фильм в откровенной лжи и даже требовали признать эту работу вредным для нации фильмом. Но не менее важен «Клезмер» и для России. Здесь такая дискуссия и вовсе пока невозможна. В стране, расплатившейся за победу над фашизмом несколькими десятками миллионов человеческих жизней, любая попытка сделать шаг в сторону от образа войны, который пропагандируется в прогосударственных СМИ, может быть приравнена к государственному преступлению и поклепу на образ советского солдата. Может быть, та смелость, с которой Петр Хшан давит на болевые точки собственного народа, окажется полезной и для нашей страны. В противном случае, можно лишь вспомнить цитату русского историка Василия Ключевского о том, что история ничему не учит. Но сурово наказывает за незнание уроков.
Когда: 30 сентября
«Лес, 4 часа утра» (режиссер Ян Якуб Кольски)
Сюжет: Еще одна драма. А если быть точнее, то настоящая история дауншифтинга по-польски. Главный герой — Форст — заместитель президента в одной из крупных польских компаний и вообще влиятельный человек. Но внезапно он решает послать свою вполне состоявшуюся и обеспеченную жизнь к чертям собачьим. На следующих кадрах зритель видит мужчину, шастающего по лесу в засаленной куртке и дурацкой шапочке в сопровождении трехногой собаки. Жизнь его, конечно, еще изменится, и в двери главного героя постучат люди, которых он не ждет, но с сюжетной развязкой лучше ознакомиться непосредственно в кинотеатре.
Почему это важно: Какая бы внутренняя драма не лежала в основе странного поступка Форста, но стоит сказать, что у Яна Кольски получился очень русский герой. Отшельник, отказавшийся от богатства, ради одному ему понятной правды, ушедший бить зверя в леса, подальше от городского комфорта, ради спасения души — такой типаж, который встречается как в народных сказках, так и в старообрядческих песнях, точно должен найти понимание у российской аудитории. В конце концов, даже «Теллурия» Владимира Сорокина заканчивается каким-то похожим образом: герой окидывает взглядом окружающие его пространства и понимает, что в лесах зверь, в озерах рыба, а власти рядом никакой. И это та самая новелла, в сюжет которой Сорокин точно вкладывал позитивный смысл.
Когда: 1 октября
«Красный паук» (режиссер Марцин Кошалка)
Сюжет: Коммунистическая Польша. Главный герой — Кароль Кремер — юноша из благополучной семьи. Он выигрывает кубок по прыжкам в воду, готовится к поступлению в вуз и явно пользуется популярностью у сверстниц. Но его жизнь начинает развиваться совсем не в том направлении, когда юноша натыкается в заброшенном уголке города на детский труп. И дело даже не в том, что Кароль смутно подозревает, кто мог быть убийцей. Кровавые разводы на детском черепе и остекленевшие глаза, кажется, открывают в Кароле ту темную сторону, о существовании которой он даже не подозревал.
Почему это важно: Опять же потому, что это универсальный сюжет. Старую максиму о том, что убийцами и насильниками не рождаются, а становятся, сложно назвать революционным высказыванием. Но проговорить это еще раз точно не будет лишним. А история о том, как представитель (пусть и достаточно условный) «золотой молодежи», вопреки всему, выбирает «темную сторону силы», может оказаться важной иллюстрацией для понимания проблемы, откуда вообще в мире берется насилие. Для российского зрителя не лишним будет взглянуть на кадры коммунистической Польши. Судя по трейлеру, зрелище это было достаточно мрачное и унылое. Может, фильм Кошалки станет для кого-то ответом на вопрос, почему ближайшие соседи не хотят вместе с россиянами ностальгировать по давно ушедшим временам советской власти.
Когда: 1 октября
«Эдерли» (режиссер Петр Думала)
Сюжет: Может быть, самый сложный по структуре фильм, который попал в калининградскую программу фестиваля «Висла». Сюрреалистичное черно-белое полотно про город Эдерли, которого вроде как и не существует в реальном пространстве. Что совершенно не мешает главному герою там находиться.
Почему это важно: В программе «Вислы» этом году и так хватает социальных драм. Небольшая доза эскапизма зрителям не помешает. Тем более когда этот эскапизм еще приправлен мощной философией и рефлексией на тему смысла жизни. Главному герою постоянно встречаются какие-то персонажи, у них порой странные отношения и где здесь подлинная жизнь, а где морок — никто, наверное, толком не разберется.
Когда: 3 октября
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях