«Подкачанные парни и другие приключения Николая Цуканова»: почему образ калининградского губернатора так часто становится поводом для создания литературных произведений
9 июля 2014
Калининградскому губернатору Николаю Цуканову не привыкать, что его цитаты, порой, воспринимаются совсем не так, как ему хотелось бы, а сам глава региона, благодаря своему красноречию, часто попадает в неловкие ситуации. За годы своего губернаторства Николай Цуканов прекрасно отточил любимый риторический прием о том, что его «неправильно поняли». Хотя и он главу региона уже мало спасает. Кроме того, личность Николая Цуканова в этом разрезе стала привлекать и творческое сообщество, в произведениях которого, губернатор становился то героем литературного памфлета, то карикатурой. Афиша RUGRAD.EU вспомнила, когда и по каким причинам Николай Цуканов превращался в повод для вдохновения художников и литераторов.
Стихотворение Александра Дельфинова «Усталые накачанные парни...»
Феерическое высказывание калининградского губернатора про «подкачанных, молодых парней» с Украины, которые тайком проникают в Калининград, не только повысила рейтинг цитируемости главы региона в федеральных СМИ, превратив его (пусть и на короткое время) в одного из главных героев информационной повестки дня. Губернатора особо не смущало, что кроме него этих молодых и мускулистых диверсантов в регионе почти никто не замечал, а опрошенные СМИ эксперты к возможности такого экспорта майданных настроений в большинстве своем отнеслись весьма скептически. Социальные сети тут же наполнились демотиваторами, где глава региона робко жался на фоне полуобнаженных не то стриптизеров, не то бодибилдеров. Поэта Александра Дельфинова, который раньше писал подобные политическо-сатирические стихотворные зарисовки для мужского журнала «Медведь», ситуация даже спровоцировала на новое стихотворение:
На самолётах и на тропах мглистых
На поездах и в лодках на воде
Всё больше правосеков мускулистых
Везде, нигде.
Смурные низвергатели правительств,
Кумиры для наивных дурачков
В сортире на базаре тоже видели
Лихих качков.
Такая запись появилась на личной странице поэта в Facebook. Дельфинов в стихотворении будто бы воплощает в жизнь самый страшный сон Николая Цуканова: словно гоголевская нечисть, в Калининград со всех сторон лезут «смурные низвергатели правительств», которые уже успели организовать шпионские пункты и на базаре, и в сортире. А по Калининграду, словно у Карла Маркса, тайком ходит призрак мускулистого украинского бодибилдера.
Александр Дельфинов
Я просто время от времени реагирую на какие-то новостные поводы такими социально-юмористическими стишками. Но не всегда могу объяснить, почему я выбираю тот или иной повод. У меня есть личный интерес к городу по имени «Калининград», и я с большим вниманием отношусь к новостям из этого региона, чем, например, к новостям из Владивостока. Я просто натолкнулся в соцсетях на эту фразу и на этот образ накаченных людей, которые стекаются в Калининград со всех сторон. Мне сам этот образ показался забавным и легким для визуализации. И эта некая шпиономания и ксенофобия в поиске врагов, которые в последнее время охватывают культурное русскоязычное пространство... Мне кажется, что этот образ лежит в той же парадигме: образ враждебных качков, которые под видом беженцев проникают в нашу страну. И я спонтанно написал вот такой забавный текст. Это был просто спонтанный ответ на информационный повод.
Тут еще видимо совпало с тем, что это действительно такой утрированный образ — мускулистые парни, которые пробираются тайными тропами, чтобы что-то такое замутить. Какие-то мускулистые украинцы... Ползут в вышиванках по Литве и Польше, проникают к нам. В интернете были шутки на тему, что Калининградская область должна объявить независимость, присоедините нас к Германии (я сейчас не оцениваю качество этих шуток или их политическую актуальность). И эти слова губернатора по поводу качков — это был некий ответ или продолжение этой темы, что, вот, действительно готовится такая операция по отделению Калининграда, пробираются «майданутые качки»... Я, конечно, не сотрудничаю с разведкой и у меня нет эксклюзивных данных ГРУ по поводу тайных троп для шпионов, но мне показалось, что в данный момент Украина вряд ли будет каких-то качков засылать в Калининград. Это странно и нелепо.
Меня зацепил этот образ гладиаторов, спартанцев и мускулистых парней. Поэтичный ли этот образ? Ну, как поэтичный... Он, в принципе, смешной. Я как поэт работаю с эстетикой абсурда и панк-эстетикой. Мне кажется, что шпиономания — это вредное явление. Когда в обществе развивается шпиономания, то общество не очень здорово. И я считаю, что никакие качки в Калининград не пробираются. Как-то я в этом уверен.
Как можно развить этот сюжет про накачанных парней? Я думаю, что раз в Калининград проникают накачанные, мускулистые парни, то нужно им выставить навстречу отряд длинноногих, белокурых девушек. Заградотряд.
Нет, я не могу сказать, что ваш губернатор обладает поэтическим сознанием. По-моему ничего поэтического в этом высказывании нет. Скорее что-то политическое. Я просто цепанул это и создал такой стишок в духе Саши Черного. Жду ли я, что Николай Цуканов что-то еще такое родит? Это уж как повезет... Я реагировал на какие-то высказывания. Я помню, как пару лет назад Минздрав отличился. Они тогда объявили какую-то безумную инициативу по поводу борьбы с курением, что они создадут такого коня — Конь Долбак — какая-то такая хрень. И они реально объявили, что они будут проводить такую акцию: Конь Долбак, борьба с курением... Кто это придумал?! И я написал большую поэму про Коня Долбака. Иногда что-то цепляет, и ты пишешь. Но обещать, что специально я буду отслеживать высказывания какого-то политика, я не буду. Посмотрим, что будет следующее. Может, калининградская тема какая-то зацепит.
Пьеса «Переназначение» Александра Хинштейна
Депутат Государственной Думы и видный член партии «Единая Россия» в Калининграде в 2011 году курировал выборную кампанию партии власти. Судя по всему, сработаться с Николаем Цукановым (возглавлявшим на тот момент политсовет ЕР) ему не удалось. Практически сразу, после того как выборы закончились, назначенный куратор поспешил покинуть область, предоставив Николаю Цуканову право самолично комментировать итоги выборов и информацию о нарушениях в ходе предвыборной кампании. В «Твиттере» депутата не раз появлялись не слишком почтительные комментарии о калининградском губернаторе. Впрочем, экзистенциальный опыт совместной работы с Николаем Цукановым не прошел для Хинштейна бесследно. Когда кампания в области подошла к концу, депутат загорелся идеей театральной пьесы о губернаторе-сварщике Никодиме Никодимовиче с «липовым» дипломом. Сам Хинштейн, конечно, какие-то аналогии с личностью Николая Цуканова отрицал, но сюжет слишком уж коррелировал с калининградской политической реальностью. «Вы не поняли, это не «Принц и нищий». Он раньше был сварщик, а теперь - губернатор. Причем сварщиком был явно лучше. В ПТУ хвалили», - писал тогда Хинштейн в своем «Твиттере». Андрей Житинкин, режиссер театра на Таганке, где должна была пройти премьера опуса Хинштейна, в комментариях Lenta.ru отмечал, что в произведении есть «страшноватенький гоголевский замес».
«Политическая сатира - сплошная коррупция, все прогнило. В пьесе ни одного положительного героя: губернатор, который ждет переназначение и все время летает в Москву, губернские чиновники, замы - все друг друга подсиживают. Даже молодая секретарша — старую», - рассказывал он.
Александр Хинштейн
«Я практически закончил свою пьесу о случайном человеке, ставшем губернатором. Согласно сюжету, сварщика неожиданно назначили губернатором, а затем вдруг вызвали в Москву, «на ковёр». Его секретарша распустила слух, что вызвали снимать с должности. Все вчерашние друзья вспомнили об обидах и паранойе, о пиаре без результатов, о случайных людях с криминальным прошлым во власти. Там много всего - и статьи в газетах, и раскаяние «соратников», и возгласы: «Мы же вас предупреждали»... Однако в моей пьесе сварщика забирают на повышение в Москву, чего в жизни, конечно же, ожидать не приходится. Пьеса - вымысел, она - не про Николая Николаевича. Вряд ли ведь кто вспомнит и назовёт прообраз гоголевского городничего. Я не сравниваю себя с Гоголем, лишь говорю, что в сегодняшней России для смеха хватает персонажей и прообразов!» (из интервью газете «Дворник»)
«День независимости», роман в колонках Олега Кашина
В романе Олега Кашина «День независимости» (который журналист писал для портала «Свободная пресса») литературный прототип Николая Цуканова упоминается совсем косвенно и, практически, остается за кадром. Зато другие персонажи местного политического истеблишмента узнаются очень хорошо (Кашин при этом оговаривается,что все совпадения в его романе случайны, а события вымышлены). Главным действующим лицом стал депутат регионального парламента Соломон. Сюжет романа стартует весьма бурно: уже в первой главе депутаты регионального парламента подписывают «Акт о независимости Калининградской области», выходят из состава РФ и образуют Земландскую республику. Главным заводилой в этом процессе выступает как раз Соломон, но «серым кардиналом» этой истории становится Николай Николаевич (так зовут губернатора в романе). Москва, как выясняется, перед Чемпионатом мира хочет передать регион в «более надежные руки». Николая Николаевича просят подобрать себе сменщика, а его самого прельщают постом в федеральном министерстве. Но строптивый губернатор с таким раскладом не соглашается и подбивает Соломона и всех депутатов на сепаратистский демарш, а сам становится новым президентом самопровозглашенной республики. «Скептики будут посрамлены. Мы будем плевать на них из окон нашего общеевропейского дома!», - заканчивает он свою пламенную речь перед депутатами, после чего в романе практически не появляется. К сожалению, Олег Кашин так и не закончил свой роман, так что узнать, в какую цену обошлась Николаю Николаевичу такая политическая смелость, не представляется возможным. Соломону, к слову, там не слишком везет. Он едет в Москву, связывается не с той компанией, попадает в полицейский участок, где получает в глаз.
Олег Кашин
Тут соединились несколько факторов. Во-первых, в наших условиях мне давно казалась и кажется перспективной такая форма журналистского высказывания, как художественный жанр, фикшн. К этому жанру можно отнести и популярные в свое время стихи Быкова из цикла «Гражданин Поэт», и менее нашумевшую, но я ее очень люблю, серию фиктивных мемуаров российских политиков в журнале "Власть" в 2011 году, и даже более ранний "Владимир Владимирович.ру". К этому же жанру я отношу свою повесть "Роисся вперде", которая вышла в 2011 году и в которой я при художественном, фантастическом сюжете, собрал все реальные байки, сплетни и прочие вещи, которые не могли пригодиться мне в привычных журналистских жанрах. "День независимости" был попыткой поиграть с этим жанром еще раз. Почему Калининград? Тема возможного распада России волнует меня давно, и чем больше с высказываниями на эту тему борется власть, тем она интереснее. Калининград многие воспринимают как слабое звено российского федерализма, во всех прогнозах о распаде России он в той или иной форме фигурирует, а я неплохо его знаю, и мне показалось логичным писать именно о нем. Поскольку это был "роман с продолжением", публикуемый по мере написания, в сюжет постоянно вплетались всякие реальные новости, от несанкционированного митинга на Красной площади или встречи Путина со студентами университета имени Канта до (это была последняя из написанных глав) развода Путина. Мне показалось забавным предположить, что с Людмилой Путиной, которой в Калининграде очень гордятся как землячкой, Путин развелся не просто так, а чтобы она стала президентом республики. Такая совсем безумная фантазия.
Губернатора там мало, мэра нет совсем, и, видимо, поэтому я несколько раз слышал от некоторых москвичей (в Москве, вы знаете, есть такой пул кочующих политтехнологов, которые сейчас кормятся у подмосковного губернатора Воробьева, а года два-три назад работали у Цуканова), что этот текст заказал мне Ярошук для борьбы с Цукановым. Я тоже всячески рекламировал цитату про подкачанных парней в соцсетях, и если бы она появилась год назад, когда я писал этот роман, я бы ее тоже использовал.
Да, конечно, Николай Цуканов подходит на роль для героя романа. Калининград вообще такой Нью-гемпшир, абсолютно точно отражающий общероссийские тенденции в политике. В моде были люди типа Собчака - у нас был Маточкин, потом крепкие хозяйственники - Горбенко. Потом силовики - Егоров. Сейчас идеальный губернатор - вот такой байкер-единоросс.
Люди делятся на тех, кто считает, что современную Россию придумал Пелевин, и на тех, кто считает, что Сорокин. Я отношусь ко вторым и поэтому воспринимаю наших политических героев, и Цуканова в том числе, как именно сорокинских персонажей. Они живые [а не пелевинские галлюцинации], но это их не оправдывает.
Можно сказать, что я не закончил роман, предоставив реальности право развиваться самостоятельно. На самом деле, по мере публикации мне приходилось все сильнее и сильнее ругаться с юристами, которые боялись, что кто-то из персонажей подаст в суд, и в какой-то момент, когда шутка стала уже явно затягиваться, я решил остановиться. Может быть когда-нибудь еще вернусь к этой теме - история же явно преподнесет нам еще много сюрпризов.
Карикатуры на Николая Цуканова для газеты «Калининградская вечерка».
Николай Цуканов, как выясняется, вдохновлял на творчество не только писателей. На заре его губернаторской карьеры газета «Калининградская вечерка» вела целый карикатурный проект (тоже вдохновленный наиболее яркими высказывания губернатора). Иллюстрировала их калининградский художник Ольга Дмитриева.
Ольга Дмитриева
С самого начала, когда Николай Цуканов стал губернатором, его прямая речь просто просилась, чтобы ее проиллюстрировали. Это было за гранью абсурда: то, что он сначала говорил, а потом отнекивался; говорил, что его неправильно поняли... Это было просто восхитительно! И ко мне обратилась издательница газеты. Она слала мне цитаты, а я их иллюстрировала.
Узнаваемость — это достаточно простая вещь. В сети есть масса фотографий в разных ракурсах. Можно, глядя на эти фотографии, попытаться его нарисовать, передав черты: круглое лицо, три морщины на лбу, маленькие глазки, нет волос, то есть, почти лысый — тоже характерная черта. Я бы не сказала, что он угловатый... Он какой-то круглый такой. Я в свое время на Бооса делала карикатуры. Там было попроще, потому что у него характерная прическа была, ежиком таким.
Я бы не сказала, что Николай Цуканов сложно рисуется. Если есть навык и есть такая задача, то ничего сложного нет. Не сказать, что у него прям такая характерная внешность — нос крючком, усы или еще что-то такое — но тем не менее, он этому вполне поддается. Не серая внешность, но и не похожая на голливудскую звезду.
Карикатуристов такого плана в Калининграде не так много. Политических карикатуристов совсем мало. Мало изданий, где такое можно напечатать. Мы же не Москва, не город-миллионник. С персонажами у нас все в порядке. Есть даже богатый выбор, кто какие глупости произносит. И в случае с Цукановым, есть высказывания, которые очень сложно визуализировать. А он что ни скажет, прям так и просится на иллюстрацию. К примеру, эта цитата, про накачанных молодых людей. Это тоже визуальный образ. Так что с теми, чьи высказывания можно проиллюстрировать, проблем нет.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: facebook.com, doninformburo.ru, rugrad.eu
Стихотворение Александра Дельфинова «Усталые накачанные парни...»
Феерическое высказывание калининградского губернатора про «подкачанных, молодых парней» с Украины, которые тайком проникают в Калининград, не только повысила рейтинг цитируемости главы региона в федеральных СМИ, превратив его (пусть и на короткое время) в одного из главных героев информационной повестки дня. Губернатора особо не смущало, что кроме него этих молодых и мускулистых диверсантов в регионе почти никто не замечал, а опрошенные СМИ эксперты к возможности такого экспорта майданных настроений в большинстве своем отнеслись весьма скептически. Социальные сети тут же наполнились демотиваторами, где глава региона робко жался на фоне полуобнаженных не то стриптизеров, не то бодибилдеров. Поэта Александра Дельфинова, который раньше писал подобные политическо-сатирические стихотворные зарисовки для мужского журнала «Медведь», ситуация даже спровоцировала на новое стихотворение:
На самолётах и на тропах мглистых
На поездах и в лодках на воде
Всё больше правосеков мускулистых
Везде, нигде.
Смурные низвергатели правительств,
Кумиры для наивных дурачков
В сортире на базаре тоже видели
Лихих качков.
Такая запись появилась на личной странице поэта в Facebook. Дельфинов в стихотворении будто бы воплощает в жизнь самый страшный сон Николая Цуканова: словно гоголевская нечисть, в Калининград со всех сторон лезут «смурные низвергатели правительств», которые уже успели организовать шпионские пункты и на базаре, и в сортире. А по Калининграду, словно у Карла Маркса, тайком ходит призрак мускулистого украинского бодибилдера.
Александр Дельфинов
Я просто время от времени реагирую на какие-то новостные поводы такими социально-юмористическими стишками. Но не всегда могу объяснить, почему я выбираю тот или иной повод. У меня есть личный интерес к городу по имени «Калининград», и я с большим вниманием отношусь к новостям из этого региона, чем, например, к новостям из Владивостока. Я просто натолкнулся в соцсетях на эту фразу и на этот образ накаченных людей, которые стекаются в Калининград со всех сторон. Мне сам этот образ показался забавным и легким для визуализации. И эта некая шпиономания и ксенофобия в поиске врагов, которые в последнее время охватывают культурное русскоязычное пространство... Мне кажется, что этот образ лежит в той же парадигме: образ враждебных качков, которые под видом беженцев проникают в нашу страну. И я спонтанно написал вот такой забавный текст. Это был просто спонтанный ответ на информационный повод.
Тут еще видимо совпало с тем, что это действительно такой утрированный образ — мускулистые парни, которые пробираются тайными тропами, чтобы что-то такое замутить. Какие-то мускулистые украинцы... Ползут в вышиванках по Литве и Польше, проникают к нам. В интернете были шутки на тему, что Калининградская область должна объявить независимость, присоедините нас к Германии (я сейчас не оцениваю качество этих шуток или их политическую актуальность). И эти слова губернатора по поводу качков — это был некий ответ или продолжение этой темы, что, вот, действительно готовится такая операция по отделению Калининграда, пробираются «майданутые качки»... Я, конечно, не сотрудничаю с разведкой и у меня нет эксклюзивных данных ГРУ по поводу тайных троп для шпионов, но мне показалось, что в данный момент Украина вряд ли будет каких-то качков засылать в Калининград. Это странно и нелепо.
Меня зацепил этот образ гладиаторов, спартанцев и мускулистых парней. Поэтичный ли этот образ? Ну, как поэтичный... Он, в принципе, смешной. Я как поэт работаю с эстетикой абсурда и панк-эстетикой. Мне кажется, что шпиономания — это вредное явление. Когда в обществе развивается шпиономания, то общество не очень здорово. И я считаю, что никакие качки в Калининград не пробираются. Как-то я в этом уверен.
Как можно развить этот сюжет про накачанных парней? Я думаю, что раз в Калининград проникают накачанные, мускулистые парни, то нужно им выставить навстречу отряд длинноногих, белокурых девушек. Заградотряд.
Нет, я не могу сказать, что ваш губернатор обладает поэтическим сознанием. По-моему ничего поэтического в этом высказывании нет. Скорее что-то политическое. Я просто цепанул это и создал такой стишок в духе Саши Черного. Жду ли я, что Николай Цуканов что-то еще такое родит? Это уж как повезет... Я реагировал на какие-то высказывания. Я помню, как пару лет назад Минздрав отличился. Они тогда объявили какую-то безумную инициативу по поводу борьбы с курением, что они создадут такого коня — Конь Долбак — какая-то такая хрень. И они реально объявили, что они будут проводить такую акцию: Конь Долбак, борьба с курением... Кто это придумал?! И я написал большую поэму про Коня Долбака. Иногда что-то цепляет, и ты пишешь. Но обещать, что специально я буду отслеживать высказывания какого-то политика, я не буду. Посмотрим, что будет следующее. Может, калининградская тема какая-то зацепит.
Пьеса «Переназначение» Александра Хинштейна
Депутат Государственной Думы и видный член партии «Единая Россия» в Калининграде в 2011 году курировал выборную кампанию партии власти. Судя по всему, сработаться с Николаем Цукановым (возглавлявшим на тот момент политсовет ЕР) ему не удалось. Практически сразу, после того как выборы закончились, назначенный куратор поспешил покинуть область, предоставив Николаю Цуканову право самолично комментировать итоги выборов и информацию о нарушениях в ходе предвыборной кампании. В «Твиттере» депутата не раз появлялись не слишком почтительные комментарии о калининградском губернаторе. Впрочем, экзистенциальный опыт совместной работы с Николаем Цукановым не прошел для Хинштейна бесследно. Когда кампания в области подошла к концу, депутат загорелся идеей театральной пьесы о губернаторе-сварщике Никодиме Никодимовиче с «липовым» дипломом. Сам Хинштейн, конечно, какие-то аналогии с личностью Николая Цуканова отрицал, но сюжет слишком уж коррелировал с калининградской политической реальностью. «Вы не поняли, это не «Принц и нищий». Он раньше был сварщик, а теперь - губернатор. Причем сварщиком был явно лучше. В ПТУ хвалили», - писал тогда Хинштейн в своем «Твиттере». Андрей Житинкин, режиссер театра на Таганке, где должна была пройти премьера опуса Хинштейна, в комментариях Lenta.ru отмечал, что в произведении есть «страшноватенький гоголевский замес».
«Политическая сатира - сплошная коррупция, все прогнило. В пьесе ни одного положительного героя: губернатор, который ждет переназначение и все время летает в Москву, губернские чиновники, замы - все друг друга подсиживают. Даже молодая секретарша — старую», - рассказывал он.
Александр Хинштейн
«Я практически закончил свою пьесу о случайном человеке, ставшем губернатором. Согласно сюжету, сварщика неожиданно назначили губернатором, а затем вдруг вызвали в Москву, «на ковёр». Его секретарша распустила слух, что вызвали снимать с должности. Все вчерашние друзья вспомнили об обидах и паранойе, о пиаре без результатов, о случайных людях с криминальным прошлым во власти. Там много всего - и статьи в газетах, и раскаяние «соратников», и возгласы: «Мы же вас предупреждали»... Однако в моей пьесе сварщика забирают на повышение в Москву, чего в жизни, конечно же, ожидать не приходится. Пьеса - вымысел, она - не про Николая Николаевича. Вряд ли ведь кто вспомнит и назовёт прообраз гоголевского городничего. Я не сравниваю себя с Гоголем, лишь говорю, что в сегодняшней России для смеха хватает персонажей и прообразов!» (из интервью газете «Дворник»)
«День независимости», роман в колонках Олега Кашина
В романе Олега Кашина «День независимости» (который журналист писал для портала «Свободная пресса») литературный прототип Николая Цуканова упоминается совсем косвенно и, практически, остается за кадром. Зато другие персонажи местного политического истеблишмента узнаются очень хорошо (Кашин при этом оговаривается,что все совпадения в его романе случайны, а события вымышлены). Главным действующим лицом стал депутат регионального парламента Соломон. Сюжет романа стартует весьма бурно: уже в первой главе депутаты регионального парламента подписывают «Акт о независимости Калининградской области», выходят из состава РФ и образуют Земландскую республику. Главным заводилой в этом процессе выступает как раз Соломон, но «серым кардиналом» этой истории становится Николай Николаевич (так зовут губернатора в романе). Москва, как выясняется, перед Чемпионатом мира хочет передать регион в «более надежные руки». Николая Николаевича просят подобрать себе сменщика, а его самого прельщают постом в федеральном министерстве. Но строптивый губернатор с таким раскладом не соглашается и подбивает Соломона и всех депутатов на сепаратистский демарш, а сам становится новым президентом самопровозглашенной республики. «Скептики будут посрамлены. Мы будем плевать на них из окон нашего общеевропейского дома!», - заканчивает он свою пламенную речь перед депутатами, после чего в романе практически не появляется. К сожалению, Олег Кашин так и не закончил свой роман, так что узнать, в какую цену обошлась Николаю Николаевичу такая политическая смелость, не представляется возможным. Соломону, к слову, там не слишком везет. Он едет в Москву, связывается не с той компанией, попадает в полицейский участок, где получает в глаз.
Олег Кашин
Тут соединились несколько факторов. Во-первых, в наших условиях мне давно казалась и кажется перспективной такая форма журналистского высказывания, как художественный жанр, фикшн. К этому жанру можно отнести и популярные в свое время стихи Быкова из цикла «Гражданин Поэт», и менее нашумевшую, но я ее очень люблю, серию фиктивных мемуаров российских политиков в журнале "Власть" в 2011 году, и даже более ранний "Владимир Владимирович.ру". К этому же жанру я отношу свою повесть "Роисся вперде", которая вышла в 2011 году и в которой я при художественном, фантастическом сюжете, собрал все реальные байки, сплетни и прочие вещи, которые не могли пригодиться мне в привычных журналистских жанрах. "День независимости" был попыткой поиграть с этим жанром еще раз. Почему Калининград? Тема возможного распада России волнует меня давно, и чем больше с высказываниями на эту тему борется власть, тем она интереснее. Калининград многие воспринимают как слабое звено российского федерализма, во всех прогнозах о распаде России он в той или иной форме фигурирует, а я неплохо его знаю, и мне показалось логичным писать именно о нем. Поскольку это был "роман с продолжением", публикуемый по мере написания, в сюжет постоянно вплетались всякие реальные новости, от несанкционированного митинга на Красной площади или встречи Путина со студентами университета имени Канта до (это была последняя из написанных глав) развода Путина. Мне показалось забавным предположить, что с Людмилой Путиной, которой в Калининграде очень гордятся как землячкой, Путин развелся не просто так, а чтобы она стала президентом республики. Такая совсем безумная фантазия.
Губернатора там мало, мэра нет совсем, и, видимо, поэтому я несколько раз слышал от некоторых москвичей (в Москве, вы знаете, есть такой пул кочующих политтехнологов, которые сейчас кормятся у подмосковного губернатора Воробьева, а года два-три назад работали у Цуканова), что этот текст заказал мне Ярошук для борьбы с Цукановым. Я тоже всячески рекламировал цитату про подкачанных парней в соцсетях, и если бы она появилась год назад, когда я писал этот роман, я бы ее тоже использовал.
Да, конечно, Николай Цуканов подходит на роль для героя романа. Калининград вообще такой Нью-гемпшир, абсолютно точно отражающий общероссийские тенденции в политике. В моде были люди типа Собчака - у нас был Маточкин, потом крепкие хозяйственники - Горбенко. Потом силовики - Егоров. Сейчас идеальный губернатор - вот такой байкер-единоросс.
Люди делятся на тех, кто считает, что современную Россию придумал Пелевин, и на тех, кто считает, что Сорокин. Я отношусь ко вторым и поэтому воспринимаю наших политических героев, и Цуканова в том числе, как именно сорокинских персонажей. Они живые [а не пелевинские галлюцинации], но это их не оправдывает.
Можно сказать, что я не закончил роман, предоставив реальности право развиваться самостоятельно. На самом деле, по мере публикации мне приходилось все сильнее и сильнее ругаться с юристами, которые боялись, что кто-то из персонажей подаст в суд, и в какой-то момент, когда шутка стала уже явно затягиваться, я решил остановиться. Может быть когда-нибудь еще вернусь к этой теме - история же явно преподнесет нам еще много сюрпризов.
Карикатуры на Николая Цуканова для газеты «Калининградская вечерка».
Николай Цуканов, как выясняется, вдохновлял на творчество не только писателей. На заре его губернаторской карьеры газета «Калининградская вечерка» вела целый карикатурный проект (тоже вдохновленный наиболее яркими высказывания губернатора). Иллюстрировала их калининградский художник Ольга Дмитриева.
Ольга Дмитриева
С самого начала, когда Николай Цуканов стал губернатором, его прямая речь просто просилась, чтобы ее проиллюстрировали. Это было за гранью абсурда: то, что он сначала говорил, а потом отнекивался; говорил, что его неправильно поняли... Это было просто восхитительно! И ко мне обратилась издательница газеты. Она слала мне цитаты, а я их иллюстрировала.
Узнаваемость — это достаточно простая вещь. В сети есть масса фотографий в разных ракурсах. Можно, глядя на эти фотографии, попытаться его нарисовать, передав черты: круглое лицо, три морщины на лбу, маленькие глазки, нет волос, то есть, почти лысый — тоже характерная черта. Я бы не сказала, что он угловатый... Он какой-то круглый такой. Я в свое время на Бооса делала карикатуры. Там было попроще, потому что у него характерная прическа была, ежиком таким.
Я бы не сказала, что Николай Цуканов сложно рисуется. Если есть навык и есть такая задача, то ничего сложного нет. Не сказать, что у него прям такая характерная внешность — нос крючком, усы или еще что-то такое — но тем не менее, он этому вполне поддается. Не серая внешность, но и не похожая на голливудскую звезду.
Карикатуристов такого плана в Калининграде не так много. Политических карикатуристов совсем мало. Мало изданий, где такое можно напечатать. Мы же не Москва, не город-миллионник. С персонажами у нас все в порядке. Есть даже богатый выбор, кто какие глупости произносит. И в случае с Цукановым, есть высказывания, которые очень сложно визуализировать. А он что ни скажет, прям так и просится на иллюстрацию. К примеру, эта цитата, про накачанных молодых людей. Это тоже визуальный образ. Так что с теми, чьи высказывания можно проиллюстрировать, проблем нет.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: facebook.com, doninformburo.ru, rugrad.eu
Поделиться в соцсетях