RuGrad.eu

23 , 14:23
$102,58
+ 1,90
107,43
+ 1,35
24,57
+ 0,21
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
От «Путаны» до «России»

От «Путаны» до «России»

13 мая 2015
К семидесятилетнему юбилею Победы Олег Газманов выпустил новый патриотический клип «Вперёд, Россия». Ролик якобы пытались удалить хакеры, но он всё равно разошёлся по сети самым широким тиражом. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться в творчестве певца и выяснить, как он сам стал важной частью «калиниградского коллективного бессознательного».

События, связанные с новым клипом Газманова «Вперёд, Россия», как-то сразу стали развиваться по достаточно странному сценарию. То есть певец клип снял, но канал НТВ (лучшего СМИ для новостей подобного характера в России, наверное, просто нет) тут же сообщил, что неизвестные хакеры взломали аккаунт Газманова на Youtube и удалили ролик. Притом за два дня патриотическое творение Газманова успело набрать более 150 тысяч просмотров. Артист эту историю прокомментировал в духе «раз удалили – значит, кого-то сильно задело». «Пишут, что я сам себя взломал-))))) Это как в укросми пишут, что Донецк сам себя обстреливает )))», – написал певец в своем «Твиттере». Ситуацию, конечно, решили быстро: ролик вновь выложили в сеть, а певец предложил «назло врагам» сделать клипу максимальный ретвит на случай, если неизвестные хакеры опять примутся за дело. И этот «максимальный ретвит», конечно, случился.

Черт его знает, кому мог досадить ролик Олега Газманова: сам ли он себя взломал или это был, как подсказывают услужливые комментаторы, Путин, но новому клипу певца по концентрации в нём державных символов могла бы позавидовать и группа «Любэ». Начинается ролик с музыкального фрагмента из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» – оптимистического хорала «Славься, славься, ты Русь моя», чтобы, видимо, у всех сразу отпали любые сомнения. Потом, правда, грозные мужские распевы сменятся поп-битом в духе уже подзабытого евродэнса, в кадре появится сначала мишка, бодро бегущий по какой-то реке, а потом и сам народный артист с крестиком на шее, выглядывающим из-под распахнутой белой рубахи.

Олег Газманов относится к той редкой категории отечественных поп-артистов, которые пишут тексты и музыку сами. За свою долгую музыкальную карьеру Газманов должен был понять, что именно хочет истеблишмент от патриотической песни. Тем более от патриотической песни, которая появляется аккурат к семидесятилетнему юбилею Победы. И выдаёт он то, «чего надо» зрителю с заметным избытком: за его спиной в клипе то шагают грозным маршем красноармейцы, то вылетают сверхзвуковые истребители. Шахтеры радостно машут касками, забыв, что когда-то стучали ими по рельсам, требуя зарплаты; башни танков грозно поворачиваются, а купола православных храмов переливаются золотом. Слово «Россия», конечно же, рифмуется со словом «сила», а слово «знамя» – со словом «пламя». И понятно, что «а если врагов налетит воронье, / их снова Отечество встретит моё» и «чем выше давление / тем крепче бетон» (это, видимо, такой прафраз старой поговорки «нас..., а мы крепчаем»). Однако здесь кроется одна проблема: у Марка Тишмана (певец, который победил в шоу Первого канала «Две звезды») есть песня с названием «Россия, вперед», и там почти что идентичная рифма «Россия» – «силы». Речь здесь не о плагиате, а о некоем шаблоне: ну какой ещё должна быть настоящая патриотическая песня? Понятно, что слово «Россия» срифмовать сложно, а «сила» подходит для этой нелегкой задачи лучше всего.

Самое интересное, что среди этих танков, самолётов, вертолётов и даже Владимира Путина, идущего по красной кремлёвской дорожке, нашлось небольшое место и для родины певца – Калининградской области (точнее, для Светлогорска). Когда доходит очередь до олимпийских кадров, то там мелькает и сам Газманов с факелом, окружённый «коробкой» из фэсэошников (артист нёс факел именно в Светлогорске).

И это, наверное, правильно, что среди танков и прочей военной мощи есть место региону. Всё-таки Олег Газманов для области человек, мягко сказать, не чужой. Для того чтобы в этом убедиться, нужно вспомнить  гала-концерт на День города в 2013 году, где Газманов (ставший тогда почетным гражданином Калининграда), спев пару песен под «минус», в буквальном смысле «уделал» экс-солиста Modern Talking Томаса Андерса с полноценным составом и проверенными хитами в репертуаре. Секрет народного ликования в тот день был очень прост. «Он наш! Калининградский!» – шептали друг другу люди у сцены.

IMG_2822-24.jpg

Более подходящим символом калининградской культуры, чем Олег Газманов, может стать разве что гений Гришковец. Но если присмотреться, то разница между «Калининградом Гришковца» и «Калининградом Газманова» огромная. Первый – это всегда претензия на некую элитарность: джазовые фестивали, гастропаб «Лондон» с фалафелем и митболлами в меню и один из старейших клубов России «Вагонка», который, несмотря на все кризисы, всё-таки сохранил хоть какую-то идеологию. Газманов, грубо говоря, – это «калининградское коллективное бессознательное»: горланящая хриплым голосами площадь, «народные песни» и слёзы во время исполнения песни «Господа офицеры». Тут, конечно, можно быть уверенным в том, что, когда гитара даст знакомый перебор, а не менее знакомый голос снова заведёт свой рассказ про «хрипящие на разрытых могилах души», от эмоций не устоит никто. Получается этакий, почти всамделишный, белогвардейский романс, пережёванный этим самым «коллективным бессознательным».

Как положено настоящему народному герою, Олег Газманов – куда более однозначный и понятный, чем Евгений Гришковец. «Театральный бренд Калининграда» может на протяжении нескольких страниц отчаянно рефлексировать на тему, кто же виноват в трагедии с Charlie Hebdo, но так и не прийти к выводу – лишь написать в конце, что «мне страшно». Газманову же для того, чтобы отделить все зерна от плевел, вполне хватает дежурных 140 символов в «Твиттере». Притом комментирует он, как и Гришковец, в принципе всё на свете. «Застрелили Немцова. Всё это выглядит как сакральная жертва рядом с Кремлём перед маршем оппозиции. Как боинг для очередного наезда на ВП», – примерно в такой манере певец ведёт свой микроблог.
Ну и если сложно представить, что герои Гришковца когда-нибудь будут страдать за свои убеждения, то Олег Газманов за свои высказывания уже пострадал. Он попал в список тех артистов, кому власти Латвии запретили въезд в эту страну. Газманов и раньше попадал под прицелы латвийских политиков: МИД насторожила песня «Сделан в СССР», в тексте которой автор перечисляет бывшие регионы Союза и говорит, что всё это – «моя страна». В конце первого куплета певец поминает Прибалтику, что, с точки зрения латвийских властей, наверное, является демонстрацией реваншистких настроений. Но запретили ему въезд, конечно, не из-за песни. МИД посчитал, что «запрещённые» артисты (а в списке, помимо Газманова, были Валерия и Кобзон) «способствовали подрыву территориальной целостности и суверенитета Украины».
По поводу Украины у Газманова действительно есть ряд жёстких высказываний, которые бы вполне пришлись по душе мифическим 84 % населения из соцопросов, которые поддерживают действующий курс власти. Взять хотя бы его песню «Наш корабль ''Украина''». Короткую песенку вполне себе можно представить как парафраз хита «Наутилуса Помпилиуса» 90-х годов «Титаник», только с поправкой на сегодняшнюю политическую действительность и прирожденный оптимизм Газманова. А так сюжет тот же: в барах веселье и звон бокалов, капитану с командой на всё наплевать, валюты полно, но корабль несёт то ли в пучину, то ли на скалы.
Песня «Ясные дни» – это ещё одна из лучших демонстраций того, что Олег Газманов – самый настоящий народный герой. Мало того что это лучший поп-боевик для танцев на площадках «Для тех, кому за…» на все времена, так еще и клип выдержан в лучших традициях начала «нулевых». Главные персонажи – это герои суперпопулярного на тот момент сериала «Бригада». Они сначала жутко бесятся, что Газманов им досаждает своей гитарой из соседнего номера и, недолго сомневаясь, расстреливают стену, чтобы разобраться с певцом. Но заканчивается всё хорошо, а именно – всеобщими братаниями и хоровым пением. Потому что «это же Газманов!»

Но быть голосом «коллективного бессознательного» – задача тяжелая. Ориентиры у этой субстанции слишком часто меняются. Приходится меняться и Олегу Газманову. То есть вот начало «нулевых», сериал «Бригада» называют «нашим ''Крёстным отцом''», и Олег Газманов поет в клипе с самыми настоящими, чего греха таить, бандитами (понятно, чем персонажи «Бригады» занимаются). Но было и другое время, когда музыкальная индустрия в стране только начинала формироваться, в моде был «придурочный поп», и Газманов скакал по сцене в тельняшке и пел песню «Ты – морячка, я – моряк». А были и совсем другие времена, когда будущий почётный гражданин Калининграда пел печальную песню про путану, которую «как рыбу к пиву подают» в гостиницах «Россия», «Космос» и «Континенталь». Дискурс за эти годы радикально поменялся: в официозной поп-музыке про путан сейчас говорить не принято. Приветствуются боевые гимны а-ля «Вперед, Россия». Но гарантий того, что маятник вновь не качнётся в другую сторону, нет. Если «Россия», «Космос» и «Континенталь» вновь засияют в ночи желтыми огнями, а позабытое словечко «интурист» вновь станет манящим и притягательным, то Олегу Газманову и всем по-настоящему народным артистам вновь придётся позабыть о России и вспомнить о путанах. С этим ничего не поделаешь, таковы правила игры: толпа из века в век должна что-то петь хриплым хором на центральной площади города. И если старые песни теряют актуальность, то нужны новые. Впрочем, тот вариант, что напишет их всё равно Олег Газманов, не исключается.


Текст: Борис Савинков
Фото: RUGRAD.EU

Поделиться в соцсетях