«От Олимпиады до войны»
29 декабря 2014
Афиша RUGRAD.EU подводит итоги уходящего года. 14 главных событий уходящего года, по версии нашего портала: от февральской истерии по готовящейся вот-вот начаться Олимпиаде до августа с его фестивалями-тяжеловесами.
Олимпийский флешмоб
Начинался этот год олимпийским флэшмобом с участием губернатора. Главное спортивное событие года должно было вот-вот начаться и местные чиновники не придумали ничего лучше, чем поддержать национальную сборную танцем. На площадь согнали по-комсомольски активную молодежь, которую тут же построили в кольца (символ Олимпиады). Николай Цуканов вел себя на флешмобе необычайно бодро: прыгал наравне с юными активистами и кричал с ними хором «Россия-чемпионка!».
Открытие Года культуры
Сейчас уже, конечно, мало кто вспомнит, но прошедший 2014-й год должен был стать в России Годом культуры. В сухом остатке кажется, что культура – это последнее, с чем эти прошедшие 12 месяцев могли бы ассоциироваться: гражданская война на Украине, Олимпиада, Крым, конфликт с Западом (и, как следствие, отказы зарубежных артистов от российских гастролей), обвал рубля – любое из этих событий куда больше подходит на роль символа прошедшего года. Но начиналось все достаточно бодро. В том числе, и в Калининграде. Здесь Год культуры открыли в феврале пафосным мероприятием в отреставрированном здании «Тильзит-театра» в Советске. Все прошло по проверенной схеме: собрали много почетных гостей, сказали много теплых слов, кто-то из деятелей культуры получил из рук губернатора ключи от служебных квартир, а артисты «Тильзит-театра», шутливо намекая главе региона, что преференций в отношении культуры могло бы быть и побольше, спели дурашливую песенку с рефреном «Он спортсмен и без обид весь вопрос жилищный наш решит». «Квартирный вопрос» вообще стал альфой и омегой всех региональных дискуссий на тему культуры. Почему-то именно служебное жилье стало самой горячей темой для обсуждения и на встрече губернатора с деятелями культуры, где должны были подвести итоги Года культуры. В результате получилось прям какое-то зеркальное отражение: на открытие Года культуры артисты радостно поют про квадратные метры, а на последнем мероприятии выясняется, что их все равно не хватает.
Концерт Scooter в ДС «Янтарный»
Концерт немецких техно-героев девяностых в «Янтарном» стал первым крупным концертным мероприятием в 2014 году. Scooter, конечно, куда уместней бы смотрелся в Калининграде где-то году в 98-м, но это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Зато повзрослевшие школьники, которые отплясывали в конце девяностых на елках под How Much Is the Fish, забили дворец спорта практически до упора. Ностальгия, как показывает практика, дорого стоит. И наплевать, что солисту группы уже за 50, что за это время состав группы менялся несколько раз и что в современной электронике Scooter — это отнюдь уже не так актуально и круто, как было 15 лет назад. Концерт напоминал местами школьную дискотеку, разросшуюся до совсем гротескных масштабов. Scooter стал первым крупным привозом уходящего года и тогда, в феврале, казалось, что весь 2014-й пройдет в таком ключе. Но уже к осени обозначился серьезный спад по концертным мероприятиям. Сейчас совсем непонятно, что будет с таким курсом евро с концертами западных звезд в 2015-м. Вряд ли кому-то из местных промоутеров, при всех своих талантах, удастся уговорить выступить группу Scooter за рубли.
Концерт ДДТ в «Янтарном»
Последний концерт ДДТ в Калининграде был почти 5 лет назад, так что информация о том, что в город вновь едет главный патриарх русского рока Юрий Шевчук, конечно, не могла остаться незамеченной. ДДТ везли в Калининград свою на тот момент последнюю пластинку - «Иnаче», которая в концертной интерпретации превращается в большое шоу с экранами и световыми эффектами. Получается, одним словом, этакое русское The Wall Pink Foyd. ДДТ вообще очень сильно изменились ради этой пластинки (новый альбом «Прозрачный» вернул загулявшую группу в лоно кондового русского рока). Звучали они, на удивление, тяжело и злобно. Сложно было опознать в этих песнях того мудрого и доброго Шевчука, которого толпа любит за «Осень» или «Просвистела». Публике, конечно, всю эту тоталитарную пьесу о вечной борьбе добра и зла было воспринимать тяжеловато, так что, когда солист заботливо интересовался у зала, какую песню ему спеть: новую или старую, публика дружно выдыхала «старую!». Юрий Шевчук, конечно, не мог остаться в стороне и от политических реалий этого года. На концерте он в один момент неожиданно рявкнул «Свободу Калининграду» (не уточнив, правда, от кого), а свою пресс-конференцию превратил в непрекращающийся монолог, посвященный геополитической обстановке и внутренним трудностям.
День селедки
День селедки — это, наверное, одна из самых больших загадок среди местных городских праздников. Из года в год он собирает на набережной у Музея Мирового океана огромную толпу народа, не отходя ни на йоту от выбранного годы назад формата мероприятия. Здесь каждый год происходит примерно одно и тоже: торговцы выставляют палатки с шашлыками, напитками, рыбой, фуражками и всем, что можно было бы в этот апрельский день успешно продать. Разгоряченная толпа эти палатки штурмует, набережная превращается в одно большое столпотворение, а местная самодеятельность перепевает с соседних сцен все каверы отечественной поп-эстрады, которые только может вспомнить. В итоге, все всегда счастливы и довольны. В этом году к празднику, правда, еще добавилась ростовая кукла дельфина лафкрафтовского вида, но даже этот весьма жутковатый персонаж никому праздник не испортил.
Музейная ночь
Организаторы уже открытым текстом предупреждают, что ничего нового от Музейной ночи ждать не стоит, что все будет проходить примерно так же «хорошо», как и в прошлом году (а значит, как и в позапрошлом, и в позапозапрошлом). Музеи в эту ночь, такое ощущение, отчаянно пытаются аккумулировать все силы местной самодеятельности, созывая на свои площадки все возможные ансамбли, театральные шоу-группы, художников, литераторов, перформеров, да и вообще всех, кто может показать хоть что-то вразумительное. В музее Янтаря была на одну ночь реконструирована эпоха НЭПа, джаз и Остап Бендер, у «Бункера» вновь прошла достаточно кастрированная версия исторической реконструкции, у площадки у Дома Советов под проливным дождем мутузили друг друга в лязгающих доспехах под крики разгоряченной толпы «Валера, давай!, а во Фридландских воротах показали небольшой кукольный спектакль под «хорошую, старинную песню», которой оказалась «Выпьем за любовь» Игоря Николаева. Впрочем, у музейщиков есть железный аргумент, почему все происходит именно так, а не иначе: билеты хорошо раскупаются.
Фестиваль болельщиков
Фестиваль болельщиков обещал стать одним из самых загадочных мероприятий в этом году. Еще до того, как все состоялось, по городу ходили слухи, сколько же на самом деле бюджетных денег власти умудрились потратить на этот праздник. При том местами фигурировали суммы совсем уж астрономические. В качестве музыкального хедлайнера на стадион «Балтика» поначалу хотели привезти группу «Ляпис Трубецкой». Но потом белорусских анархистов посчитали людьми политически-неблагонадежными и выбор остановили на DJ Smash и группе «Банд'Эрос». Как эти команды сочетаются с фанатской субкультурой никто из организаторов не подумал. Первый день фестиваля прошел достаточно скромно: сборная России не играла, людей было явно не то количество, на которое рассчитывали организаторы. Волонтеры, с застывшими улыбками на лицах, отлавливали на входе мрачного вида футбольных болельщиков, призывая их «улыбаться и обниматься», а саму церемонию открытия Чемпионата мира тут толком так и не показали. Второй день фестиваля прошел уже совершенно по-другому и психологическую отметку в тысячу человек он перешел достаточно быстро. Впрочем, сборную России от обидной ничьей не спасли ни молитвы Александра Ярошука, ни напряжение, которое читалось на лице Николая Цуканова.
День города
День города по-прежнему выглядит, как один из самых психоделичных и шизофреничных праздников, которые только есть в Калининграде. Первый день — это какое-то глобальное столпотворение у Дома Советов в самых гротескных традициях советских массовых мероприятий. Весь город сломя голову несется на площадь к Дому Советов, и не важно какая погода или кто в этот раз главная звезда (хоть Томас Андрес, хоть Валерий Меладзе с позабытой группой «Танцы Минус»). Вокруг море из воздушных шаров, сладкой ваты, маек и прочих устрашающих взгляд сувениров (вплоть до футболок с Владимиром Путиным), а опьяненные атмосферой всеобщего веселья Александр Ярошук и Николай Цуканов весьма жестко подшучивают друг над другом с видом заправских комиков.
На второй день, как это ни удивительно, Калининград превращается в тихий европейский город с большой пешеходной зоной в центральной части. Повсюду велосипеды, на улицах появляются палатки со стрит-фудом и даже концерты местной самодеятельности в этот раз раздражают не так, как это обычно бывает. В любом случае, у каждого горожанина в этот день хотя бы есть выбор: не хочешь смотреть, как на сцене у КГТУ очередной народный ансамбль заводит песню, иди в сторону Центрального парка. По дороге ты в любом случае сможешь найти что-нибудь, что придется тебе по душе. А если не сможешь, то Калининград без автомобилей — это само по себе уже зрелище приятное. Такое ощущение, что именно в этот день сбываются все мечты местного креативного класса о комфортной городской среде и прочих мелочах, которые уже плотно вошли в обиход среднестатистического европейца. Жаль только, что все эти прекрасные вещи больше одного дня в Калининграде пока не живут.
«Калининград Сити Джаз»
Главный фестиваль-долгожитель в этом году показал, что ниже некогда заданной планки он опускаться не собирается. Хотя, как признаются сами организаторы, количество «пославших» их музыкантов в этом году перевалило за все разумные пределы. «Послал» их, в частности, звезда телесериала «Доктор Хаус» Хью Лори. Впрочем, ему быстро нашлась замена в лице дочки легендарного Рэя Чарльза Шейлы, бывшего лидера панк-группы «Ва-Банк» ныне ставшего отъявленным консерватором и фанатом дугинской версии евразийства Александра Ф. Скляра и почетных рэгги-ветеранов британской команды UB40, которые, по мнению некоторых, вообще лучший хедлайнер за всю историю фестиваля.
«Территория мира»
Главное детище регионального минкульта в этом году прошло не в пример тише и скромнее, чем обычно. Его сократили на 1 день и в кои-то веки решили обойтись без бывших участников «Евровидения». Хотя финансирование со стороны областного бюджета осталось примерно на таком же уровне. Современные политические реалии «Территорию мира» стороной не обошли. Церемонию открытия фестиваля сложно было отличить от двух предыдущих, если говорить про содержание, но грозного державнического пафоса стало больше, да и вообще все это напоминало поздний СССР, где официальные ВИА так же любили поиграть в народные ансамбли. Нынешняя «Территория мира» скорее всего запомнится по скандалу с украинским коллективом, который в программе был анонсирован, но на сцену так и не вышел.
«Короче»
В прошлом году фестиваль «Короче» стал одним из самых ярких ожидаемых событий. В этом году, когда налет новизны с фестиваля слетел, это уже просто одно из мероприятий, которых в августе в Калининграде и без того много. Об этом можно судить хотя бы по списку гостей. В 2013-м по красной дорожке прошли и Александр Ярошук, и депутатский корпус города, и прочие ВИП-персоны, которых можно было бы отнести к местному бомонду. В этот раз обошлись как-то без градоначальника и его свиты. Может, «Короче» в 2013 просто подкупал своей новизной, а может интерес угас, потому что один из авторов фестиваля – Станислав Воскресенский – с областью уже ассоциировался весьма условно, вернувшись на работу в Минэкономразвития. Его же главное детище обещает пока жить и дальше.
Street food weekend
Гастрономические фестивали для Калининграда – это история еще относительно новая. Впервые нечто подобное в городе прошло в 2013 году стараниями команды молодых гастрономических энтузиастов Eat It! В 2014 город уже ждал полномасштабный фестиваль уличной еды Street food weekend. Время, как казалось, было для такого мероприятия не самое удачное: как раз началась череда санкций и контрсанкций и многие продукты, которые были жизненно необходимы участникам фестиваля, просто пропали. Но организаторы как-то справились. К слову, к организации Street food weekend была приглашена московская команда, которая была ответственна за серию нашумевших столичных гастрономических вечеринок Stay Hungry Backyard. На одной площадке в этот день собралось действительно большое количество участников: от модных московских проектов с бельгийскими вафлями и кофе до калининградских новичков – проекта Rattler, чьи бургеры стали здесь настоящим хитом, до вегетарианской мобильной кухни «Wокруг Света», которая открыла для калининградцев фалафель. Впрочем, это не главное достоинство фестиваля. Главное, что показал Street food weekend - это то, что уличная еда это совсем не обязательно страшного вида палатки с сомнительной шаурмой, а реальная альтернатива бизнес-ланчам в местных ресторанах (если все, конечно, делать с умом). Фестиваль, по оценкам правоохранительных органов, собрал около 5 тысяч человек. Однако, когда уже московский чиновник Сергей Капков – человек, который во многом ответственен за появление в Москве комфортных публичных пространств с уличной едой – говорит, что в ситуации, когда доллар будет стоить 100 рублей, все будут скорее спорить, как мариновать собаку или кошку, чем о достоинствах этой модной пищи, то за дальнейшую судьбу местного стрит-фуда становится реально страшно.
Фестиваль «Гумбиненское сражение»
Фестиваль «Гумбиненское сражение» - мероприятие, которое уверенно претендует на звание самого массового. Министр культуры Владимир Мединский называл цифры в 10-15 тысяч человек и это был тот случай, когда чиновник явно скромничал. Столетний юбилей Первой мировой войны – это вообще одна из главных дат прошедшего года. Российская власть судорожно пытается найти новые, по ее мнение, сакральные и идеологически близкие исторические точки, чтобы начать с их помощью производство духовных скреп в промышленных масштабах (Второй мировой уже для этого явно мало). Эта волна патриотического угара не могла, конечно, обойти стороной и Калининградскую область. Тем более, как любит повторять тот же Мединский, это единственный регион России, где когда-то происходили реальные сражения. Началось все с открытия нескольких памятников в Калининграде и Гусеве, а закончилось масштабным историческим спектаклем с пушками, минометами, броневиками и кавалерией. Все было досконально идеологически выверено: русские – благородные, смелые, своих не бросают и в атаку идут с открытым забралом, немцы – подлые, вероломные и гонят пленных на пулеметы, обрядив их для пущей трагедии в белые рубахи (впрочем, их это не спасает). Владимир Мединский, который вполне искренне считает, что Россия в этой войне спасла и Францию, и мировую цивилизацию в целом, мог только радостно хлопать в ладоши, наблюдая, как смешные фигурки в военной форме кувыркаются на гусевском поле.
День туризма
Если надо выбирать самый эклектичный фестиваль этого года, то им вполне мог бы стать День туризма. День туризма – это такой апогей всех летних фестивалей (которых в этом году действительно было много), который должен был наглядно продемонстрировать, что у области огромный туристический потенциал. На деле же получился какой-то винегрет. С одной стороны какие-то патриотично настроенные молодые люди лепили табличку «Русский значит сильный», с другой музыканты играли джазовый кавер на Daft Punk. На сцене бесновался очередной эпигон «Поющих горошин», а Street food weekend тем временем разбивал свои стильные деревянные палатки. День туриста – это то место, где калининградские хипстеры повстречались с условными посетителями «Территории мира» и нельзя сказать, что из этого соседства получилось хоть что-то хорошее. Во всяком случае, нехитрую идею – «взять все и смешать в одну кучу» сложно назвать «продвижением туристко-рекреационного потенциала».
Олимпийский флешмоб
Начинался этот год олимпийским флэшмобом с участием губернатора. Главное спортивное событие года должно было вот-вот начаться и местные чиновники не придумали ничего лучше, чем поддержать национальную сборную танцем. На площадь согнали по-комсомольски активную молодежь, которую тут же построили в кольца (символ Олимпиады). Николай Цуканов вел себя на флешмобе необычайно бодро: прыгал наравне с юными активистами и кричал с ними хором «Россия-чемпионка!».
Открытие Года культуры
Сейчас уже, конечно, мало кто вспомнит, но прошедший 2014-й год должен был стать в России Годом культуры. В сухом остатке кажется, что культура – это последнее, с чем эти прошедшие 12 месяцев могли бы ассоциироваться: гражданская война на Украине, Олимпиада, Крым, конфликт с Западом (и, как следствие, отказы зарубежных артистов от российских гастролей), обвал рубля – любое из этих событий куда больше подходит на роль символа прошедшего года. Но начиналось все достаточно бодро. В том числе, и в Калининграде. Здесь Год культуры открыли в феврале пафосным мероприятием в отреставрированном здании «Тильзит-театра» в Советске. Все прошло по проверенной схеме: собрали много почетных гостей, сказали много теплых слов, кто-то из деятелей культуры получил из рук губернатора ключи от служебных квартир, а артисты «Тильзит-театра», шутливо намекая главе региона, что преференций в отношении культуры могло бы быть и побольше, спели дурашливую песенку с рефреном «Он спортсмен и без обид весь вопрос жилищный наш решит». «Квартирный вопрос» вообще стал альфой и омегой всех региональных дискуссий на тему культуры. Почему-то именно служебное жилье стало самой горячей темой для обсуждения и на встрече губернатора с деятелями культуры, где должны были подвести итоги Года культуры. В результате получилось прям какое-то зеркальное отражение: на открытие Года культуры артисты радостно поют про квадратные метры, а на последнем мероприятии выясняется, что их все равно не хватает.
Концерт Scooter в ДС «Янтарный»
Концерт немецких техно-героев девяностых в «Янтарном» стал первым крупным концертным мероприятием в 2014 году. Scooter, конечно, куда уместней бы смотрелся в Калининграде где-то году в 98-м, но это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Зато повзрослевшие школьники, которые отплясывали в конце девяностых на елках под How Much Is the Fish, забили дворец спорта практически до упора. Ностальгия, как показывает практика, дорого стоит. И наплевать, что солисту группы уже за 50, что за это время состав группы менялся несколько раз и что в современной электронике Scooter — это отнюдь уже не так актуально и круто, как было 15 лет назад. Концерт напоминал местами школьную дискотеку, разросшуюся до совсем гротескных масштабов. Scooter стал первым крупным привозом уходящего года и тогда, в феврале, казалось, что весь 2014-й пройдет в таком ключе. Но уже к осени обозначился серьезный спад по концертным мероприятиям. Сейчас совсем непонятно, что будет с таким курсом евро с концертами западных звезд в 2015-м. Вряд ли кому-то из местных промоутеров, при всех своих талантах, удастся уговорить выступить группу Scooter за рубли.
Концерт ДДТ в «Янтарном»
Последний концерт ДДТ в Калининграде был почти 5 лет назад, так что информация о том, что в город вновь едет главный патриарх русского рока Юрий Шевчук, конечно, не могла остаться незамеченной. ДДТ везли в Калининград свою на тот момент последнюю пластинку - «Иnаче», которая в концертной интерпретации превращается в большое шоу с экранами и световыми эффектами. Получается, одним словом, этакое русское The Wall Pink Foyd. ДДТ вообще очень сильно изменились ради этой пластинки (новый альбом «Прозрачный» вернул загулявшую группу в лоно кондового русского рока). Звучали они, на удивление, тяжело и злобно. Сложно было опознать в этих песнях того мудрого и доброго Шевчука, которого толпа любит за «Осень» или «Просвистела». Публике, конечно, всю эту тоталитарную пьесу о вечной борьбе добра и зла было воспринимать тяжеловато, так что, когда солист заботливо интересовался у зала, какую песню ему спеть: новую или старую, публика дружно выдыхала «старую!». Юрий Шевчук, конечно, не мог остаться в стороне и от политических реалий этого года. На концерте он в один момент неожиданно рявкнул «Свободу Калининграду» (не уточнив, правда, от кого), а свою пресс-конференцию превратил в непрекращающийся монолог, посвященный геополитической обстановке и внутренним трудностям.
День селедки
День селедки — это, наверное, одна из самых больших загадок среди местных городских праздников. Из года в год он собирает на набережной у Музея Мирового океана огромную толпу народа, не отходя ни на йоту от выбранного годы назад формата мероприятия. Здесь каждый год происходит примерно одно и тоже: торговцы выставляют палатки с шашлыками, напитками, рыбой, фуражками и всем, что можно было бы в этот апрельский день успешно продать. Разгоряченная толпа эти палатки штурмует, набережная превращается в одно большое столпотворение, а местная самодеятельность перепевает с соседних сцен все каверы отечественной поп-эстрады, которые только может вспомнить. В итоге, все всегда счастливы и довольны. В этом году к празднику, правда, еще добавилась ростовая кукла дельфина лафкрафтовского вида, но даже этот весьма жутковатый персонаж никому праздник не испортил.
Музейная ночь
Организаторы уже открытым текстом предупреждают, что ничего нового от Музейной ночи ждать не стоит, что все будет проходить примерно так же «хорошо», как и в прошлом году (а значит, как и в позапрошлом, и в позапозапрошлом). Музеи в эту ночь, такое ощущение, отчаянно пытаются аккумулировать все силы местной самодеятельности, созывая на свои площадки все возможные ансамбли, театральные шоу-группы, художников, литераторов, перформеров, да и вообще всех, кто может показать хоть что-то вразумительное. В музее Янтаря была на одну ночь реконструирована эпоха НЭПа, джаз и Остап Бендер, у «Бункера» вновь прошла достаточно кастрированная версия исторической реконструкции, у площадки у Дома Советов под проливным дождем мутузили друг друга в лязгающих доспехах под крики разгоряченной толпы «Валера, давай!, а во Фридландских воротах показали небольшой кукольный спектакль под «хорошую, старинную песню», которой оказалась «Выпьем за любовь» Игоря Николаева. Впрочем, у музейщиков есть железный аргумент, почему все происходит именно так, а не иначе: билеты хорошо раскупаются.
Фестиваль болельщиков
Фестиваль болельщиков обещал стать одним из самых загадочных мероприятий в этом году. Еще до того, как все состоялось, по городу ходили слухи, сколько же на самом деле бюджетных денег власти умудрились потратить на этот праздник. При том местами фигурировали суммы совсем уж астрономические. В качестве музыкального хедлайнера на стадион «Балтика» поначалу хотели привезти группу «Ляпис Трубецкой». Но потом белорусских анархистов посчитали людьми политически-неблагонадежными и выбор остановили на DJ Smash и группе «Банд'Эрос». Как эти команды сочетаются с фанатской субкультурой никто из организаторов не подумал. Первый день фестиваля прошел достаточно скромно: сборная России не играла, людей было явно не то количество, на которое рассчитывали организаторы. Волонтеры, с застывшими улыбками на лицах, отлавливали на входе мрачного вида футбольных болельщиков, призывая их «улыбаться и обниматься», а саму церемонию открытия Чемпионата мира тут толком так и не показали. Второй день фестиваля прошел уже совершенно по-другому и психологическую отметку в тысячу человек он перешел достаточно быстро. Впрочем, сборную России от обидной ничьей не спасли ни молитвы Александра Ярошука, ни напряжение, которое читалось на лице Николая Цуканова.
День города
День города по-прежнему выглядит, как один из самых психоделичных и шизофреничных праздников, которые только есть в Калининграде. Первый день — это какое-то глобальное столпотворение у Дома Советов в самых гротескных традициях советских массовых мероприятий. Весь город сломя голову несется на площадь к Дому Советов, и не важно какая погода или кто в этот раз главная звезда (хоть Томас Андрес, хоть Валерий Меладзе с позабытой группой «Танцы Минус»). Вокруг море из воздушных шаров, сладкой ваты, маек и прочих устрашающих взгляд сувениров (вплоть до футболок с Владимиром Путиным), а опьяненные атмосферой всеобщего веселья Александр Ярошук и Николай Цуканов весьма жестко подшучивают друг над другом с видом заправских комиков.
На второй день, как это ни удивительно, Калининград превращается в тихий европейский город с большой пешеходной зоной в центральной части. Повсюду велосипеды, на улицах появляются палатки со стрит-фудом и даже концерты местной самодеятельности в этот раз раздражают не так, как это обычно бывает. В любом случае, у каждого горожанина в этот день хотя бы есть выбор: не хочешь смотреть, как на сцене у КГТУ очередной народный ансамбль заводит песню, иди в сторону Центрального парка. По дороге ты в любом случае сможешь найти что-нибудь, что придется тебе по душе. А если не сможешь, то Калининград без автомобилей — это само по себе уже зрелище приятное. Такое ощущение, что именно в этот день сбываются все мечты местного креативного класса о комфортной городской среде и прочих мелочах, которые уже плотно вошли в обиход среднестатистического европейца. Жаль только, что все эти прекрасные вещи больше одного дня в Калининграде пока не живут.
«Калининград Сити Джаз»
Главный фестиваль-долгожитель в этом году показал, что ниже некогда заданной планки он опускаться не собирается. Хотя, как признаются сами организаторы, количество «пославших» их музыкантов в этом году перевалило за все разумные пределы. «Послал» их, в частности, звезда телесериала «Доктор Хаус» Хью Лори. Впрочем, ему быстро нашлась замена в лице дочки легендарного Рэя Чарльза Шейлы, бывшего лидера панк-группы «Ва-Банк» ныне ставшего отъявленным консерватором и фанатом дугинской версии евразийства Александра Ф. Скляра и почетных рэгги-ветеранов британской команды UB40, которые, по мнению некоторых, вообще лучший хедлайнер за всю историю фестиваля.
«Территория мира»
Главное детище регионального минкульта в этом году прошло не в пример тише и скромнее, чем обычно. Его сократили на 1 день и в кои-то веки решили обойтись без бывших участников «Евровидения». Хотя финансирование со стороны областного бюджета осталось примерно на таком же уровне. Современные политические реалии «Территорию мира» стороной не обошли. Церемонию открытия фестиваля сложно было отличить от двух предыдущих, если говорить про содержание, но грозного державнического пафоса стало больше, да и вообще все это напоминало поздний СССР, где официальные ВИА так же любили поиграть в народные ансамбли. Нынешняя «Территория мира» скорее всего запомнится по скандалу с украинским коллективом, который в программе был анонсирован, но на сцену так и не вышел.
«Короче»
В прошлом году фестиваль «Короче» стал одним из самых ярких ожидаемых событий. В этом году, когда налет новизны с фестиваля слетел, это уже просто одно из мероприятий, которых в августе в Калининграде и без того много. Об этом можно судить хотя бы по списку гостей. В 2013-м по красной дорожке прошли и Александр Ярошук, и депутатский корпус города, и прочие ВИП-персоны, которых можно было бы отнести к местному бомонду. В этот раз обошлись как-то без градоначальника и его свиты. Может, «Короче» в 2013 просто подкупал своей новизной, а может интерес угас, потому что один из авторов фестиваля – Станислав Воскресенский – с областью уже ассоциировался весьма условно, вернувшись на работу в Минэкономразвития. Его же главное детище обещает пока жить и дальше.
Street food weekend
Гастрономические фестивали для Калининграда – это история еще относительно новая. Впервые нечто подобное в городе прошло в 2013 году стараниями команды молодых гастрономических энтузиастов Eat It! В 2014 город уже ждал полномасштабный фестиваль уличной еды Street food weekend. Время, как казалось, было для такого мероприятия не самое удачное: как раз началась череда санкций и контрсанкций и многие продукты, которые были жизненно необходимы участникам фестиваля, просто пропали. Но организаторы как-то справились. К слову, к организации Street food weekend была приглашена московская команда, которая была ответственна за серию нашумевших столичных гастрономических вечеринок Stay Hungry Backyard. На одной площадке в этот день собралось действительно большое количество участников: от модных московских проектов с бельгийскими вафлями и кофе до калининградских новичков – проекта Rattler, чьи бургеры стали здесь настоящим хитом, до вегетарианской мобильной кухни «Wокруг Света», которая открыла для калининградцев фалафель. Впрочем, это не главное достоинство фестиваля. Главное, что показал Street food weekend - это то, что уличная еда это совсем не обязательно страшного вида палатки с сомнительной шаурмой, а реальная альтернатива бизнес-ланчам в местных ресторанах (если все, конечно, делать с умом). Фестиваль, по оценкам правоохранительных органов, собрал около 5 тысяч человек. Однако, когда уже московский чиновник Сергей Капков – человек, который во многом ответственен за появление в Москве комфортных публичных пространств с уличной едой – говорит, что в ситуации, когда доллар будет стоить 100 рублей, все будут скорее спорить, как мариновать собаку или кошку, чем о достоинствах этой модной пищи, то за дальнейшую судьбу местного стрит-фуда становится реально страшно.
Фестиваль «Гумбиненское сражение»
Фестиваль «Гумбиненское сражение» - мероприятие, которое уверенно претендует на звание самого массового. Министр культуры Владимир Мединский называл цифры в 10-15 тысяч человек и это был тот случай, когда чиновник явно скромничал. Столетний юбилей Первой мировой войны – это вообще одна из главных дат прошедшего года. Российская власть судорожно пытается найти новые, по ее мнение, сакральные и идеологически близкие исторические точки, чтобы начать с их помощью производство духовных скреп в промышленных масштабах (Второй мировой уже для этого явно мало). Эта волна патриотического угара не могла, конечно, обойти стороной и Калининградскую область. Тем более, как любит повторять тот же Мединский, это единственный регион России, где когда-то происходили реальные сражения. Началось все с открытия нескольких памятников в Калининграде и Гусеве, а закончилось масштабным историческим спектаклем с пушками, минометами, броневиками и кавалерией. Все было досконально идеологически выверено: русские – благородные, смелые, своих не бросают и в атаку идут с открытым забралом, немцы – подлые, вероломные и гонят пленных на пулеметы, обрядив их для пущей трагедии в белые рубахи (впрочем, их это не спасает). Владимир Мединский, который вполне искренне считает, что Россия в этой войне спасла и Францию, и мировую цивилизацию в целом, мог только радостно хлопать в ладоши, наблюдая, как смешные фигурки в военной форме кувыркаются на гусевском поле.
День туризма
Если надо выбирать самый эклектичный фестиваль этого года, то им вполне мог бы стать День туризма. День туризма – это такой апогей всех летних фестивалей (которых в этом году действительно было много), который должен был наглядно продемонстрировать, что у области огромный туристический потенциал. На деле же получился какой-то винегрет. С одной стороны какие-то патриотично настроенные молодые люди лепили табличку «Русский значит сильный», с другой музыканты играли джазовый кавер на Daft Punk. На сцене бесновался очередной эпигон «Поющих горошин», а Street food weekend тем временем разбивал свои стильные деревянные палатки. День туриста – это то место, где калининградские хипстеры повстречались с условными посетителями «Территории мира» и нельзя сказать, что из этого соседства получилось хоть что-то хорошее. Во всяком случае, нехитрую идею – «взять все и смешать в одну кучу» сложно назвать «продвижением туристко-рекреационного потенциала».
Поделиться в соцсетях