Нужен Алишер Усманов
«Я думаю, что киберспорт скоро составит конкуренцию шахматам и шашкам: он очень популярен», — говорила в марте этого года министр спорта Калининградской области Наталья Ищенко. Ничего революционного заместитель губернатора Антона Алиханова не сообщила, так как Россия была одной из первых стран, которая признала киберспорт в качестве официального вида состязаний. Но 2006 году он был исключен из соответствующего реестра. Причиной стало то, что киберспорт не развивался в регионах.
В официальный реестр киберспорт вернулся только спустя 10 лет. С этого момента российские официальные структуры должны были раз и навсегда разделить в своем сознании киберспортсменов и простых геймеров (то есть тех, кто играет для своего удовольствия и от случая к случаю). Последние ничем не отличаются от профессионалов в любой другой спортивной дисциплине: режим, регулярные тренировки, турниры, чемпионаты и возможность заработать деньги на спортивных контрактах. Компьютерный спорт сегодня называют «шахматами XXI века», крупные коммерческие бренды спонсируют турниры и ищут возможности для рекламы и пиара, а турниры, как и топовые футбольные матчи, могут собрать аудиторию, сравнимую со стадионом. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, что происходит с киберспортом в Калининградской области, кто пытается на этом зарабатывать и какие перспективы видит бизнес в соревнованиях по компьютерным играм.
Глава 1. Эпоха строительства
Мечты о «Балтийской стали»
Первый оформленный по всем юридическим требованиям областной турнир по киберспорту прошел в Калининграде около 6–7 лет назад. Его организацией занимался Валентин Мурзаев — будущий председатель правления Ассоциации компьютерного спорта Калининградской области. Мурзаев учился в КГТУ на специальности «пищевая инженерия малых предприятий», жил в общежитии и, глядя, как студенты рубятся стенка на стенку в разных комнатах, решил сделать этот процесс более организованным. Слова «киберспорт» тогда в Калининградской области еще особо не звучало.
«Тот же футбол как появился? Когда 10 пьяных мужиков бегали в Англии и мячик пинали. Никто не думал тогда, что это будет что-то такое глобальное и серьезное», — вспоминает сегодня Валентин Мурзаев.
Руководство вуза равнодушно смотрело на происходящее, Мурзаев провел в КГТУ несколько турниров. Но техника, которой располагал университет, выдерживала далеко не всё: старая Dota (еще на движке Warcraft 3) более-менее шла, но видеокарты уже не вытягивали командный шутер Counter-Strike 1.6. Мурзаев понял, что надо искать новую площадку. С компьютерными клубами у него в тот момент не сложилось: где-то хотели денег, где-то не было необходимых условий. Через какое-то время он вышел на муниципальный Центр творческого развития и гуманитарного образования «Информационные технологии» (ЦИТОИС). Основной аргумент в пользу этой площадки в тот момент был простой — у них стояли MacBook.
Проведение турнира на площадке Центра тогда поддержал курирующий «социалку» заместитель главы Калининграда Алексей Силанов, хотя Мурзаев был уверен, что на переговорах в мэрии его с этой идеей просто не поймут. Соревнования проходили всё по тому же Counter-Strike 1.6. На первом официальном турнире было много команд: площадка в ЦИТОИС собрала около 150 игроков.
Партнером мероприятия стала сеть магазинов электронной и компьютерной техники «Ультра»: ее представители сами узнали о готовящемся турнире и вышли на организатора буквально за 3 дня до мероприятия. Схема коллаборации выглядела примерно так: бизнес формирует призовой фонд для победителей (мышки, клавиатуры, наушники), а взамен получает возможность поставить несколько рекламных баннеров.
Главный вывод, который сделал для себя Валентин Мурзаев после этого турнира, — не работать, по возможности, с чиновниками. «Я понял, что концепт работы с государством очень некомфортный. У них слишком много внутренних преград и планок», — вспоминает он. Именно из-за внутренних барьеров, как считает Мурзаев, на его первом официальном турнире не было производителя энергетиков Red Bull. Компания в те времена вела достаточно агрессивную рекламную кампанию: украшенные фирменной символикой автомобили приезжали буквально на все мероприятия, рассчитанные на молодежь. Но на курируемые официальными структурами мероприятия представителей Red Bull не пускали.
Сотрудничество с «Центром творческого развития» окончилось сразу же после его начала. Там посчитали, что кибертурниры — это не их формат (якобы из-за обсценной лексики, которая проскальзывала у участников). Мурзаеву снова нужно было искать площадку для своих проектов. В этот раз — на рынке компьютерных клубов, уже поредевшем, но до сих пор функционирующем.
По собственным подсчетам, нынешний председатель правления ассоциации провел с 2010 года около 70 турниров разного масштаба.
Наиболее крупный проект, который мог бы сильно продвинуть калининградский киберспорт, впрочем, не состоялся. Мурзаев вел переговоры с разработчиками аркадного танкового симулятора World of Tanks (один из главных онлайн-хитов последнего времени) — белорусской компанией Wargaming.net. В планах был большой кибертурнир «Балтийская сталь», который планировалось проводить на самой крупной на тот момент площадке области — ДС «Янтарный». Но всё уперлось в аренду. «Дворец спорта запросил вознаграждение в размере 200 тыс. руб. за два игровых дня», — рассказывает Мурзаев. Ценник оказался слишком большим даже для такого гиганта, как Wargaming.net. «Нам сказали, что во Владивостоке мы снимем помещение в 2 раза больше и на срок в 2 раза больше», — говорит председатель правления.
Второе дыхание рынка
Своеобразной «кузницей кадров» для калининградского киберспорта должны были стать компьютерные клубы. В период расцвета типичный компьютерный клуб выглядел примерно так: жестяная «шайба» павильона, плотный сигаретный смог, сквозь который переругивались друг с другом игроки. О том, чтобы устроить на площадке точку общепита или элементарный бар с напитками, владельцы подобных заведений не думали. В те времена у собственников такого бизнеса вообще было не принято инвестировать деньги в развитие. Как вспоминают собеседники RUGRAD.EU, бизнес-модель таких клубов была построена на том, чтобы «высасывать» деньги из посетителей. Когда на рынке компьютерного «железа» происходил очередной скачок, у владельцев клуба попросту могло не найтись денег на модернизацию.
«Например, семейный киберспортивный бизнес одной корейской семьи располагался в 4-комнатной квартире на ул. Озерной — две комнаты и кухня были жилые, а в двух располагались «кабинки» с игровыми компьютерами. В зале всегда было темно, пахло потом и специями, но зато шестилетний корейский мальчик всегда был готов помочь советами по игре на ломаном русском языке, разумеется, вперемешку с русским матом, которому его учили местные школьники», — пишет в своей статье, посвященной развитию киберспорта в регионе Илья Абросимов, в прошлом — организатор соревнований и менеджер одной из команд.
Рынок сгубило развитие технологий. После того как компьютеры и высокоскоростной интернет появились практически в каждом доме, количество аудитории упало. На рынке удалось зацепиться только тем, кто вкладывался в инфраструктуру.
«Второе дыхание» рынок обрел как раз благодаря киберспорту: клубы сильно «подтянул» выход Dota 2 — одного из главных мультиплеерных хитов. Чтобы устраивать полноценные командные баталии, важно было не только качество самой техники, но и чтобы все участники игры находились в одном помещении (именно поэтому в клубах, ориентированных на киберспорт и турниры, компьютеры стали устанавливать «в линию»).
Клуб «Аватар» стал одной из точек, где в городе развивался киберспорт (именно с ним начал работать Мурзаев после того, как провел свой турнир в ЦИТОИС). Площадка открылась в 2010 году. В тот момент «золотые времена» рынка, когда можно было высасывать деньги из прогуливающих занятия школьников, остались позади. Но владельцы изобрели для падающего рынка свою «фишку».
Как вспоминает один из владельцев клуба Виталий Соколов, открытие «Аватара» обошлось в сумму порядка 5 млн руб. Но основные траты пришлись не на «железо», которое «съело» около трети бюджета, а на обстановку, дизайн и прочие удобства для игроков. В частности, для нового зала закупили кожаные кресла по 10 тыс. руб. каждое. «Это исходя из того, что тогда хороший компьютер стоил 40 тыс. руб.», — вспоминает Соколов. Компьютеров в тот момент закупили немного. В «Аватаре» собирались сделать ставку на игровые приставки.
Первые 4–5 лет работы рентабельность «Аватара», по словам совладельца, была на низком уровне. Содержание компьютерного клуба требовало перманентных трат на технические обновления, обслуживание, а также на покупку новых игр.
Примерно через 2–3 года после начала работы в «Аватаре» решили отказаться от приставок и возвращаться на PC, чтобы развивать компьютерный спорт (драйвером процесса стало в том числе появление Валентина Мурзаева). Коммерческие перспективы у нового направления оставались весьма туманными. «Здесь больше маркетинговая составляющая, — говорит Виталий Соколов. — Мы не зарабатывали с мероприятий. Зачастую даже теряли с объема ежедневной выручки. Но мы всегда хотели продвигать компьютерный спорт. Чтобы собиралось коммьюнити. В этом мы видели потенциальную выгоду: игроки о нас узнают, и есть вероятность, что они будут к нам приходить».
Практика, впрочем, вновь внесла коррективы в планы предпринимателей: руководству «Аватара» сложно было отследить, возвращаются ли игроки после турниров в зал. Но некоторые из мероприятий получались достаточно масштабными. Турнир по Counter-Strike, спонсором которого выступила компания «Сохо», собрал порядка 35 команд (в каждой по 5 человек). Как и в истории с Мурзаевым, бизнес помогал с призами, предпочитая не давать «живых» денег.
За компьютерным клубом «Аватар» закрепилось несколько турнирных брендов: это совместный проект вместе с Ассоциацией компьютерного спорта Калининградской области «Кибериада», кубок клуба «Аватар» (в этом году эти два турнира могут объединить в один) и проект «Кибермост» — онлайн-турнир между игроками различных компьютерных клубов. Первоначально турнир включал в себя два города: Калининград и Астрахань. Но Виталий Соколов говорит, что сейчас его география расширяется. Помимо связанных с «Аватаром» брендов, есть случаи, когда клуб арендует сторонняя организация (к примеру, КГТУ) для проведения своего локального турнира. Для клуба это возможность дополнительного заработка на аренде. Соколов говорит, что связанные с киберспортом мероприятия в клубе происходят раз в 2–3 недели.
Несмотря на то что на этом рынке за последние годы изменилось буквально всё, сама бизнес-схема остается прежней: основа заработка любого клуба — плата за аренду компьютеров. Средняя цена на рынке сейчас составляет порядка 60 руб. за час. В «Аватаре» эта сумма варьируется в зависимости от комплектации PC: компьютер попроще обойдется в 50 руб., более укомплектованная машина — в 120 руб.. Плюс в качестве доходной составляющей добавились еда и напитки. При этом Соколов говорит, что, несмотря на все сложности этого вида бизнеса, на рынке компьютерных клубов конкуренция высокая.
Переоценили масштаб
2016 год должен был стать поворотным для местного киберспортивного сообщества. Именно тогда в Калининграде на ул. Лётной открылась киберспортивная арена «БаZа». От других компьютерных клубов она отличалась в первую очередь масштабом: двухэтажное здание общей площадью на 400 кв. м, 60 компьютеров, стационарная сцена и оборудование для видеотрансляций. После появления «БаZы» среди владельцев городских компьютерных клубов начались панические настроения: им казалось, что такой крупный проект поломает рынок.
В этом же году было зарегистрировано региональное отделение Федерации компьютерного спорта России (ФКС) — общественной организации, которую государство официально уполномочило заниматься развитием компьютерного спорта.
К обоим проектам приложил руку Роман Алымов. Бывший работник органов прокуратуры Гвардейского района не очень любит вспоминать, как оказался в киберспорте. До «БаZы» он занимался юридическим бизнесом (Алымов является учредителем компании «Скорая юридическая помощь» и соучредителем компании «Ваш советник»). Но этот бизнес наскучил ему. Сейчас у него просторный офис в ББЦ, на стенах которого висят плакаты с персонажами из вселенной комиксов Marvel. Бывший работник прокуратуры теперь носит кеды, на которых изображено что-то напоминающее крылья летучей мыши (видимо, аллюзии на Бэтмена). Алымов часто выступает на различных конференциях. На фестивале VK Fest, где выступали Баста, Монеточка и швед Jay Jay Johanson, «БаZа» отвечала за выставку по истории киберспорта.
Сумму инвестиций в «БаZу» Алымов раскрывать не готов. Впрочем, этими проектами он занимался не один. В ноябре 2016 года была зарегистрирована компания «Киберспорт Арена», 40 % в которой принадлежат Роману Селиверстову, 35 % — Сергею Мельнику (учредитель ООО «С-Фото Маркет», генеральный директор компаний «Тас-Флор» и «Флорис», занимающихся торговлей цветами, а так же генеральный директор компании «СК-Век»). Мельник также входит в число учредителей калининградского отделения ФКС. Участие партнеров в данном проекте Алымов также отказывается обсуждать.
Как объясняет сам президент регионального отделения компьютерной федерации, на первом этапе перед площадкой ставились исключительно альтруистические цели — развитие компьютерного спорта в Калининградской области. О моментальном заработке в тот момент не думали. Монетизация «БаZы» должна была начаться, если бы вокруг арены вырос кластер профессиональных компьютерных команд со спонсорами, которые бы регулярно использовали ее для тренировок. Но тут даже сам Алымов признает, что переоценил возможности местного киберспортивного сообщества. «Когда задумывали площадку, мы, наверное, не до конца понимали объем, который существует в области. Мы считали, что уровень развития киберспорта гораздо выше», — признается он сегодня, добавляя, что логичнее было бы, если бы такой масштабный объект появился в 2018 году, когда стратегия развития киберспорта уже более-менее ясна. А власти, хотя бы на словах, выражают поддержку этому спортивному направлению.
Пока киберплощадка зарабатывает по той же схеме, что и традиционные компьютерные клубы, — аренда компьютеров. При этом владельцы к подобной схеме не стремились. Алымов заявляет о сожалении по поводу того, что этот момент сохранен в деятельности «БаZы». «Правильнее было бы, чтобы она была спортивной площадкой для команд и индивидуальных спортсменов», — отмечает он. Планируется, что через год арена выйдет на окупаемость.
Именно здесь во второй раз будет проходить чемпионат Калининградской области по компьютерному спорту (Dota 2, StarCraft 2, Hearthstone и Clash Royale). К этому мероприятию на киберспортивной арене планируют очередное переоснащение. Региональный чемпионат — мероприятие, которое входит в официальный календарь регионального министерства спорта. Федерация имеет право присваивать участникам этих соревнований спортивные разряды (до КМС). В 2017 году региональное отделение организовало Кубок командующего Балтийским флотом по World of Tanks — соревнования между военнослужащими Балтфлота и обычными геймерами. Турнир планируется сделать регулярным. Кроме того, у Романа Алымова есть еще один совместный проект с военными — детский лагерь «Полигон», где также присутствует киберспортивная составляющая.
Глава 2. Баннер, деньги, два компа
Магазины VS «Автотор»
Валентин Мурзаев часто повторяет, что после организации турнира в плюсе остаются все, кроме самого организатора. Заявившаяся в последний момент в качестве партнера на турнир ЦИТОИС компания «Ультра» помогала ему с мероприятиями последующие несколько лет.
Большую роль в этом сыграл личностный фактор. Сетью магазинов в то время владел калининградец Сергей Смирнов, который постоянно искал новые форматы для продвижения своего бизнеса: он открывал в Калининграде первое антикафе «Сухомятка», занимался привозами рок-групп (Смирнов до сих пор вспоминает, что стал первым человеком, который организовал в городе концерт Animal Джаz. В 2012 году он вместе с промоутером Дмитрием Вещиковым привез в «Сити Парк» Сергея Шнурова и «Ленинград. — Прим. ред.), экспериментировал с SMM в «ВКонтакте».
«Я не увидел здесь бизнес-схему, я ее почувствовал. Я подумал, что тема интересная, а у меня всегда был бюджет на пиар», — вспоминает сам Смирнов. С организацией турниров он помогал около двух лет. Но, как он вспоминает сегодня, люди по старой памяти продолжали идти в «Ультру», даже после того, как он продал компанию. Сделка была закрыта, и сеть стала постепенно терять интерес к турнирам.
Логика сети была понятна: засветив свой бренд, компания могла рассчитывать на то, что она запомнится киберспортсменам. Когда через несколько лет перед геймерами встанет вопрос о покупке компьютера или каких-либо гаджетов, то заложенный некоторое время назад в сознание «маячок» даст о себе знать. «В подсознание у людей выходит: если компания поддерживает крутые мероприятия, значит, эта компания собирает крутые компы», — отмечает бывший владелец «Ультры».
Однако схема работы организаторов турниров с местным бизнесом не менялась с того момента, когда Мурзаев провел первый «официальный» турнир: магазины компьютерной техники (главные интересанты, которых можно уговорить на коллаборацию) дают какие-то гаджеты на призы для команд, но не готовы финансово участвовать в этой истории. Вся денежная часть призовых фондов практически на всех калининградских турнирах формируется из взносов участников. Единственное, на что бизнес готов давать «живые» деньги, — реклама самого мероприятия или, в крайнем случае, аренда площадок.
Магазины компьютерной техники не спешат давать деньги по простой причине: подарки для призового фонда для них в самом буквальном смысле ничего не стоят. Бизнес договаривается с собственными поставщиками, обещая дополнительный пиар, а те предоставляют товары на призы.
Помимо «Ультры», интерес к турнирам по киберспорту проявляли и другие бренды: «Сохо», Asus, а также различные сотовые операторы. Но даже тогда речь не шла о денежных призах. Бывший менеджер команды Илья Абросимов вспоминает, что около 5 лет назад в регионе проходили соревнования под брендом сети «Сохо». Но бизнес посчитал опыт неудачным: «Там было сфотографировано: компьютерный зал маленький, какие-то дети появлялись в кадре. В общем, это, скорее, сказалось плохо на имидже и выглядело как притон. Поэтому они теперь нехотя вписываются во все эти мероприятия и деньги дают с треском, если вообще дают», — говорит бывший менеджер одной из калининградских киберспортивных команд.
«Нельзя взять у партнера деньги и сказать: “Давай мы повесим баннер”. Мне больше нравится, когда есть четкая интеграция с брендом», — отмечает Роман Алымов.
Президент региональной компьютерной федерации видит интеграцию не с магазинами компьютерной техники, а с крупными игроками на местном рынке. В качестве примера он приводит крупнейший бизнес области — холдинг «Автотор». «Почему Mercedes купил себе киберспортивную команду? Почему Mercedes является постоянным спонсором турниров ESL? Чем эта история отличается от нашей?» — приводит он примеры из мировой практики, добавляя, что в России сейчас бренды тоже начали активно заходить в киберспорт. И эта тенденция, по его словам, только растет.
По подсчетам Романа Алымова, боеспособная команда, которая будет принимать участие в региональных чемпионатах и изредка выезжать на турниры за пределы региона, обойдется своему потенциальному спонсору примерно в 150–200 тыс. руб. в месяц.
Замкнутый круг
Главной проблемой калининградского киберспорта собеседники RUGRAD.EU называют отсутствие в регионе профессиональных команд. Под этим понимают не уровень мастерства игроков, а отсутствие постоянной структуры со своим менеджером, психологом, тренером. В этом случае тренировки проходили бы по постоянному графику, а участникам регулярно платили бы зарплаты.
Пока что всё это похоже на замкнутый круг: бизнес не видит сильной команды, в которую можно вложить деньги, чтобы она работала на пиар своего спонсора, а перспективные игроки бросают киберспорт и разбредаются из-за отсутствия постоянных зарплат. Первая профессиональная команда могла бы стать драйвером, потащив за собой всю индустрию. Важная составляющая — так называемые буткемпы — квартиры, где находятся наставники, психологи, и тренируются члены команды.
Попыток сформировать в Калининградской области профессиональную команду было несколько. Последняя — реалити-шоу «Киберспорт — путь к мечте», которое проходило на «БаZе» (ролики проекта опубликованы на YouTube). Фактически цель шоу — сформировать в Калининграде институт менеджмента для команд: наставники выбирают себе школьников, а команды проходят различные этапы. Сформированный из частных инвестиций призовой фонд составлял 500 тыс. руб. Среди партнеров проекта засветилась компания LG.
«У некоторых команд даже появились спонсоры», — вспоминает об итогах проекта Роман Алымов, отмечая, что победитель у проекта был, но больше об этом проекте рассказывать не хочет.
Илья Абросимов, который работал в проекте помощником продюсера, вспоминает, что команду победителей отчасти погубило отсутствие дисциплины. Школьники, играющие в Dota 2 исключительно для собственного удовольствия, не были готовы, что от них потребуют регулярно посещать тренировки. «Получилось так, что ребята получили контракты на стипендию. Но буквально до момента подписания они начали разбредаться. Кто-то ушел из школы, кто-то сказал, что больше играть не будет… Они прошли все эти этапы и решили для себя, что больше этим заниматься не хотят. Тренер у выигравших ребят был достаточно требовательный: он у них и теорию принимал, тесты на реакцию они сдавали, тесты на IQ. Он реально подошел к этому как тренер, и им это не очень понравилось», — отмечает Абросимов в разговоре с RUGRAD.EU. Кроме того, для команды финалистов не было подходящих соревнований: в российском киберспорте нет лиги для школьников.
Как вспоминает Илья Абросимов, в проекте участвовал бизнесмен, который подумывал о том, чтобы инвестировать деньги в киберспорт. Но после работы в проекте в качестве директора команды он передумал. По словам Абросимова, предприниматель «набрался опыта и понял, что это сложно». «Если не заниматься этим плотно... То есть отдал деньги, и они просто будут в трубу уходить. А он хотел какой-то результат. [В киберспорт] вкладывают деньги люди, для которых инвестиционный объем составляет какую-то микростоимость. Как Алишер Усманов, для которого 100 млн долларов — это микроинвестиция. Либо люди, для которых это life style проект, которые этим живут и у них есть какие-то накопления. Но таких людей не очень много. Их амбиции обычно разбиваются о рутину ведения командного менеджмента», — говорит Абросимов.
Когда-то Абросимов сам работал менеджером киберспортивной команды, которая была сформирована под брендом компьютерного клуба «Клик-Нет». Менеджер мониторил турниры, составлял сметы по логистике и проживанию, занимался организацией тренировок. За трансферы и гостиницы платил клуб. Но впоследствии политика «Клик-Нета» стала меняться: вместо бесплатных часов для собственной команды он стал предоставлять скидки на игровое время, а потом общедоступный интернет перестал быть редкостью. «Актуальность собираться в одном месте, чтобы потренироваться, упала», — вспоминает Абросимов.
Под протекторатом «БаZы» пытались вырастить профессиональную женскую команду Valkyries Team. Но команда не смогла выйти на окупаемость, и сейчас ее история закончилась. В момент организации команды планировалось, что киберспорт разделится на женскую и мужскую лигу. Но этого не случилось, и женские команды стали «умирать».
Несмотря на то что местное профессиональное киберспортивное сообщество только формируется и переживает различные трудности, калининградские команды, по словам собеседников RUGRAD.EU, показывают вполне достойные результаты. Некоторые из местных пробивались в состав топовых команд. Калининградец Олег Crazy Колесниченко — главная медийная звезда российского киберспортивного сообщества — играл за известную команду Virtus Pro. В нее инвестировал в свое время олигарх Алишер Усманов — порядка 100 млн долларов. Другой калининградец выступал за команду Vega Squadron, которую организовал бизнесмен, торговец рыбой Алексей Кондаков.
Но это, скорее, исключения, подтверждающие правила. Местные до сих пор не очень понимают, как устроен скаутинг в топовых командах и что надо сделать, чтобы менеджмент заметил талантливого игрока. Илья Абросимов вспоминает, что на проект «Киберспорт — путь к мечте» привозили Павла Пименова — основателя одной из первых киберспортивных команд. Но отвечать на вопросы про скаутинг Пименов не стал. «Он показал фигуру из трех пальцев и сказал: «Ребята, я этот опыт наживал, я им зарабатываю и ничего вам не скажу», — рассказывает Абросимов.
Сейчас на эксперимент с собственными командами готов пойти киберклуб «Аватар». Владельцы подумывают о том, чтобы организовать под своей эгидой две команды: одну — по Dota 2, вторую — по Counter-Strike. В успехе этого проекта пока что никто не уверен. «Ребятам нужно платить деньги. Хотя бы по 10–15 тыс. руб. в месяц», — подсчитывает потенциальные расходы Виталий Соколов. Таким образом, только заработная плата одной команды будет обходиться «Аватару» в районе 75 тыс. руб. в месяц. Плюс зарплата тренера и расходы на аренду буткемпа. В «Аватаре» прекрасно понимают, что вывести команду на самоокупаемость — это непростая задача. Притом что зарплаты спортсменов в том же Virtus Pro составляют порядка 7–10 тыс. долларов.
Киберспортивного коммьюнити, которое могло бы обеспечивать клубам стабильную выручку, в регионе пока нет. Но в «Аватаре» потихоньку начинают прощупывать почву, понимая, что через какое-то время монетизация реальна именно в этой сфере. В отдельном помещении здесь устроили так называемую стримерскую. По аналогии с другими спортивными соревнованиями в киберспорте сейчас формируется свой институт комментаторов. «Известные стримеры зарабатывают сейчас крупные суммы. Компьютерный клуб, при условии грамотно построенной работы в этом направлении, может получать дополнительный доход в перспективе», — отмечает Виталий Соколов.
Но пока для «Аватара» стримы — это пробное направление, с которым будет интересно поэкспериментировать в будущем.
Вторая причина равнодушия потенциальных спонсоров к киберспорту — отсутствие раскрученного бренда среди региональных турниров. Пока в календаре киберспортивных мероприятий, как отмечает Илья Абросимов, отсутствует систематичность. А бизнесу нужно понимание, что мероприятие, на которое были потрачены деньги, не умрет на следующий год. Но тут на Калининград работает время: если уже существующие турниры протянут еще несколько лет, каждый из них может таким брендом стать.
Валентин Мурзаев считает, что бизнес можно было бы уговорить вложить в киберспорт деньги, если бы в регионе появился большой брендовый проект. В качестве примера он вспоминает баскетбольную лигу, которой занимается банк ВТБ.
Слова Мурзаева не выглядят такой уж фантастикой. Нечто подобное произошло с региональным баскетболом, где известный бизнесмен-аграрий, бывший министр сельского хозяйства и президент местной федерации баскетбола Андрей Романов организовал «Лигу Ова».
«Все думали, что это хайпанет»
Официально зарегистрированные общественные организации, готовые заниматься развитием киберспорта, стали появляться в регионе с 2015 года. Тогда уже по мировым тенденциям становилось понятно, что тренд будет развиваться и в недалекой перспективе в российском киберспорте появятся деньги. Официальная регистрация давала возможность претендовать на гранты от Министерства спорта РФ. Впрочем, надежда эта была весьма призрачная.
Ассоциация компьютерного спорта Калининградской области за всю свою историю получила грант только один раз. Комитет по социальной политике горадминистрации выделил им около 56 тыс. руб. на проект «Доступный киберфутбол». Денег хватило на приставку SonyPlaystation, плазменный телевизор, джойстики, стойки и саму игру. Но больше с бюджетными грантами Валентин Мурзаев связываться не хочет из-за слишком жесткой формы отчетности.
АККО и филиал ФКС — это не единственные организации, которые пытаются заниматься развитием киберспорта в Калининграде. Правда, деятельность остальных куда менее заметна.
В конце октября 2016 года в Калининграде была зарегистрирована Федерация компьютерного спорта Калининградской области. Возглавляет структуру Ричард Гарибян. В 2016 году студент на тот момент юридического института БФУ им. Канта выдвигался на выборы в горсовет как самовыдвиженец. Победу на его округе, ожидаемо, одержал действующий депутат, кандидат от «Единой России» Олег Петросов. После выборов Гарибян занял должность его помощника. В 2017 году он пытался получить должность министра ЖКХ и строительства в молодежном правительстве области. В частности, предлагал создать в регионе управляющие компании, которые бы подчинялись муниципальным или областным властям. Но ему удалось добиться только поста замминистра
Согласно информации из открытых источников, сейчас налоговые органы готовятся исключить федерацию Гарибяна из реестра как «недействующее юридическое лицо». «Мы деятельность ведем. Просто с отчетностями чуть-чуть запоздали», — объясняет эту ситуацию сам президент федерации.
Впрочем, деятельность у организации Ричарда Гарибяна немного странная: Федерация компьютерного спорта делает акцент не на турнирах, а на общественной деятельности. Пока потенциальные конкуренты Гарибяна проводят турниры и пытаются выкристаллизовать в регионе киберспортивное комьюнити, организация Гарибяна организовывает встречи со школьниками и студентами, где рассказывает им о плюсах и минусах киберспорта.
«Пытаемся детям объяснить, что если у вас в компьютерном спорте не так хорошо получается, то надо чем-то другим заниматься», — рассказывает руководитель федерации.
Федерация, по словам Гарибяна, насчитывает около 160 членов. Акцент делается на онлайн-турнирах. «Мы считаем, что собирать детей в компьютерных залах — это не то, к чему надо стремиться. Пусть лучше они в интернете, грубо говоря, поиграют. А на природе пусть занимаются физической подготовкой и другими какими-то вещами», — резюмирует Гарибян достаточно парадоксальную для руководителя киберспортивной организации мысль.
Откровенной вражды между организациями, занимающимися развитием киберспорта, в регионе нет. Но и особым дружелюбием их отношения тоже не отличаются. До объединения и синергии местная история пока не дошла.
Мурзаев до сих пор вспоминает, что именно его ассоциация смогла получить аккредитацию на первый официальный турнир по киберспорту, который региональное министерство внесло в календарный план. За эту аккредитацию была целая война.
Сейчас у председателя правления ассоциации гораздо меньше времени на организацию турниров. Мурзаев потихоньку подумывает о том, чтобы передать бразды правления Виталию Соколову из «Аватара», который также является одним из учредителей ассоциации. Один из последних проектов Мурзаева вынужденно был поставлен «на паузу»: соревнования хотели провести в здании областной филармонии. Необычное место для турнира должно было привлечь к мероприятию как СМИ, так и потенциальных спонсоров. Но, как и в случае с несостоявшейся «Балтийской сталью», всё уперлось в ценник. В филармонии не увидели, что мероприятие обеспечит им новую аудиторию, и запросили 80 тыс. руб. за аренду. Впрочем, во чтобы то ни стало Мурзаев хочет сохранить бренд «Кибериады». Под эти соревнования он готов искать спонсоров. При необходимости — даже вкладывать собственные деньги, даже если турнир обойдется ему в сумму порядка 100 тыс. руб. Опыт организации турниров все-таки сыграл позитивную роль в судьбе председателя правления: сейчас вместе с бывшим владельцем «Ультры» они занимаются собственным SMM-агентством.
Если события будут развиваться в этом же ключе, то основным действующим лицом на этом поприще станет Роман Алымов: у него есть официально аккредитованная государством структура. Судя по всему, из всех участников движения он наиболее благополучно чувствует себя с финансовой точки зрения. Сейчас у ФКС большие планы по работе с подрастающим поколением (речь идет о секции по киберспорту для школьников). Если эта среда в перспективе все-таки начнет рождать новых спортивных звезд, все они, так или иначе, должны попасть в поле зрения Романа Алымова.
Впрочем, как считает Мурзаев, официальный статус может добавить трудности, так как предполагает большое количество ограничений
«Они обязаны согласовывать свои мероприятия с Федерацией компьютерного спорта РФ и всё время привязаны к какому-то регламенту. А я не привязан. Я захотел, чтобы мы сегодня, грубо говоря, все голые проводим турнир. Захотел позвать крутых девчонок go-go — я их приведу», — объясняет Мурзаев.
Илья Абросимов считает, что если бы всем участникам движения удалось объединиться в один проект, то всем было бы легче. «Мы предлагали интеграцию: давайте все вместе соберемся и будем делать, что каждый умеет, на благо одного большого проекта. Но тогда все друг друга рассматривали как конкурентов. Я думаю, что все переоценили собственные возможности и думали, что это, как говорится, хайпанет. Особо ничего делать не надо будет, нужны какие-то первичные ресурсы и денежные вложения. Потом все окажутся на волне, а все остальные за бортом. В результате ожидания ни у одного из коллективов не оправдались», — рассказывает Абросимов.
Если сравнивать с федеральными проектами, калининградский киберспорт пока что выглядит как любительская футбольная лига на фоне РФПЛ: с той стороны — трансферы на миллионы евро, трансляции и крупные рекламные контракты, с нашей — судорожный поиск партнеров, которые не готовы давать что-то большее, чем телефоны и мышки в качестве призов. Киберспортивная арена «БаZа» в этой аналогии напоминает 35-тысячный Kaliningrad Stadium: власти ждут, когда местная «Балтика» из «середнячка» ФНЛ превратится в клуб Высшего дивизиона, к ней потянутся рекламные контракты, спонсоры, а бренд самого стадиона можно будет продать какой-нибудь коммерческой структуре.
Впрочем, у большинства собеседников прогнозы развития калининградского киберспорта всё равно позитивные. В том числе по причине географического положения региона: близость к Европе в перспективе должна превратить область в площадку для международных турниров, и здесь могло бы помочь министерство спорта. Илья Абросимов вспоминает, что около двух лет назад компания Wargaming.net хотела устраивать международный турнир по World of Tanks между военнослужащими. В качестве площадки рассматривался именно Калининград. Что случилось с этим проектом, Абросимов не знает. Танковые баталии между военнослужащими РФ и НАТО, да еще на приграничной территории, плохо вписываются в нынешние политические реалии.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях