«Национал-предатели и искренние патриоты»: что происходит с европейскими грантами в сфере калининградской культуры
2 июля 2014
Геополитическая ситуация, порой, может отразиться самым неожиданным образом на разных сферах жизни. После того, как «Крым стал наш», российское государство успело потерять изрядное количество и без того с трудом заработанных имиджевых очков на международной арене. Кроме того, с легкой руки Владимира Путина в обиход вошло выражение «национал-предатели», что по мнению многих, фактически, может открыть в России новый сезон «охоты на ведьм».
В страну по политическим причинам уже отказались ехать многие звезды (от инди-рокеров The National до хореографа Бена Райта). Учитывая, что ситуация продолжает развиваться, это может аукнуться людям, которые при всем желании не смогут повлиять на внешнеполитический курс страны. Первыми под удар могут попасть деятели культуры, поскольку в процессах международных коммуникаций они завязаны весьма тесно. Тем более, что современные художники, не слишком избалованные вниманием питающего склонность к кондовой патриотической культуре Владимира Мединского, с охотой участвуют в разного рода международных проектах, получая средства от западных грантодателей. При чем в Калининграде ситуация осложняется еще и тем, что местные деятели культуры привыкли жить в атмосфере «европейских вольностей» и гранты из-за рубежа хоть раз получали если не все, то многие: от фондов до государственных учреждений культуры. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться, что сейчас происходит с европейскими грантами в сфере калининградской культуры и что грозит калининградским художникам и музеям, если государство решит окончательно «заморозить» эту историю.
«Вы богатая страна? Вам помогать не надо!»
Первым, кто начал бить тревогу в Калининграде, опасаясь, что нарастающие в обществе реакционные настроения могут выйти боком и деятелям культуры, член Союза фотохудожников России Дмитрий Вышемирский. Художник не нуждается в особом представлении калининградцам. Его выставки проходили как в Калининграде, так и в европейских городах. Помимо выставочной деятельности, фотохудожник выпускает книги, посвященные в основном тематике уходящего Кенигсберга. На литературном поприще перед Вышемирским и обозначились проблемы, которые, по его мнению, могли быть связаны с сегодняшним политическим курсом.
Процесс книгоиздания в России уже давно не является дешевым предприятием. Издание книги тиражом 2 тысячи экземпляров, по словам Вышемирского, может обойтись от 650 до 900 тысяч рублей. Издание фотоальбома «Кенигсберг, прости», к примеру, обошлось фотохудожнику в 18 тысяч евро. Заниматься такими проектами самостоятельно у деятелей искусства нет никаких возможностей. Тем более, что в России так и не сложился достойный прозрачный арт-рынок, так что вопрос о заработке и коммерческой рентабельности собственных проектов для художников всех мастей остается одним из самых болезненных.
Проблемы с финансированием, по словам Вышемирского, впервые обозначились на рубеже 2007-2008 годов. Европейских грантов, как таковых, фотохудожник никогда не получал. Но вот ряд европейских меценатов и фондов, несмотря даже на полное взаимопонимание, которое было до этого, от финансирования новых книг Вышемирского отказался. «Когда мне нужно было осуществить какой-то проект или издать книгу, то находились фонды или институты, которые говорили: «Да, это здорово. Мы тебе помогаем». Либо оплачивалась какая-то книга, либо собиралась какая-то выставка, либо коллекционеры покупали мои фотографии. Это давало мне возможность существовать, - вспоминает Вышемирский. — Лично я живу благодаря этому. В условиях отсутствия арт-рынка и поддержки со стороны государственных или коммерческих институтов собственной культуры, оказалось так, что моя жизненная стратегия полностью зависит от меценатов». По словам фотохудожника, в общей сложности, он лишился поддержки в размере 20 тысяч евро. При том, что эти деньги уже были обещаны.
«Я совершенно точно знаю: как только наша страна несколько лет назад заявила, что она богатая, это вызвало некоторое недоумение во многих зарубежных институтах . Я считаю, что это было совершенно безответственное заявление, которое повлекло за собой очень большие проблемы, в частности и для культуры. Когда лидеры страны говорят, что мы - богатая страна, то у других международных лидеров и институтов, которые занимаются поддержкой гуманитарных проектов, это вызывает естественную реакцию: ах, вы богатая страна? Значит вам помогать не надо. При этом, живя в богатой стране, мы этого совершенно не ощущаем. Я, лично для себя, никакого богатства не вижу. Только постоянное ухудшение ситуации. Пусть мне кто-нибудь продемонстрирует то, что мы хотя бы потенциально богатая страна», - рассказывает Вышемирский.
Уход спонсоров, впрочем, может объясняться и куда более прагматичными причинами. В 2008 году грянул кризис и многие европейские меценаты могли ощутить, что их щедрость никаким жизненным реалиям уже не соответствует. Вышемирский соглашается с тем, что уход спонсоров мог быть продиктован вполне объективными экономическими причинами, но политический подтекст всей этой истории все равно не исключает.
«После кризиса ситуация не изменилась. Мои партнеры ко мне не вернулись. Откровенно никто не говорит, но подозреваю, что это общая усталость от того, что происходит в России. Наверное, все устали от этой неопределенности и непредсказуемости. С нами все меньше хотят работать. Когда ты живешь в состоянии, что тебя за твою откровенность могут назвать иностранным агентом, это не стимулирует к диалогу. Я совершенно отчетливо чувствую, что все, что пропагандируется из телевизора, и то, чем занимаюсь я, находится на разных полюсах цивилизации. Я понимаю, что в этой российской реальности мне даже рассчитывать не на что», - отмечает он.
Такой демарш спонсоров поставил под угрозу целый ряд уже готовых к изданию проектов фотохудожника. Сложности, в частности возникли с изданием фотоальбома «Post-...», работу над которым художник завершил еще около 7 лет назад. Издание книги из-за образовавшихся проблем с финансированием было заморожено. Речь шла о суммах, сопоставимых с изданием «Кенигсберг, прости», и гранты от Министерства культуры образовавшуюся финансовую брешь закрыть никак не могли. По словам фотохудожника несколько лет назад ему удалось получить от Минкульта 2 гранта по 40 тысяч рублей. Недавно им было получено еще около 70 тысяч. Однако, учитывая общие затраты, эти суммы, конечно, решающими не являются. По словам Вышемирского, те средства, которые Министерство культуры готово тратить на гранты для российских деятелей искусства, совершенно не сопоставимы с теми задачами, которые на художников ложатся.
«Это 1/20 от той суммы , которая требуется, чтобы издать книгу. О каком богатстве идет речь? Для того, чтобы провести серьезную съемку на общественно-значимую тему мне нужно тысяч 500», - замечает фотохудожник. У художника есть явные опасения: если когда-нибудь вопрос о российских грантах встанет совсем серьезно (к примеру, в ситуации, когда российское государство просто запретит получение грантов из-за рубежа или максимально усложнит этот процесс), то получат помощь только те, кто успеет засвидетельствовать политическую лояльность. «Государство просто терпело таких, как Тарковский, и не терпело таких, как Бродский или Пастернак», - отмечает он.
Впрочем, позиция Вышемирского о том, что в подобных условиях надо рассчитывать в первую очередь на собственные силы, свои плоды дала. В августе альбом «Post-...» должен все-таки выйти в тираж.
«У меня и раньше были российские партнеры, просто теперь не стало западных. Теперь все реализуется гораздо сложнее и на гораздо более скромные бюджеты», - поясняет Вышемирский (на момент подготовки материала стало известно, что в проекте издания фотоальбом приняли участие и немецкие спонсоры).
Мрачные ощущения от грядущего будущего у художника тем не менее не пропадают. По его мнению, все тенденции, которые сейчас нарастают во внутренней политике государства, могут превратиться в глобальную охоту на ведьм и все, кто в свое время успел получить европейский грант, будут без разбора «зашельмованы». Выражение Путина про «национал-предателей» фотохудожник воспринимает чуть ли не лично на свой счет: «Мне очень больно это слышать. Есть ощущение неудержимого скатывания в духовную пропасть. Я себя национал-предателем не считаю. Я скорее истинный патриот своей страны. Под патриотизмом могут восприниматься разные вещи... Серафима Саровского можно патриотом назвать? Вот, приходит к нему некий граф или князь и спрашивает: «Какой у тебя прогноз в отношении России?», а Серафим Саровский ему отвечает: «Сын мой, у меня очень плохой прогноз...». После чего граф выходит и говорит: «Это национал-предатель!», - резюмирует Вышемирский.
«Сотрудничество с Европой не подразумевает, что мы национал-предатели»
Коллеги Вышемирского по цеху пока эти мрачные настроения в такой степени не разделяют. Хотя у многих есть опасения, что текущая политическая напряженность может зацепить по остаточному принципу и сферу культуры.
Наиболее активно в сфере международного сотрудничества из региональных культурных учреждений занят Балтийский филиал ГЦСИ. Сейчас Центр современного искусства реализует большой проект, который делается совместно центрами современного искусства из Гданьска и Клайпеды. Выставка «Близкий незнакомец» рассчитана на 2 года и осуществляется в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия».
«В рамках этого проекта у нас много уровней деятельности. И выставки - это только один из компонентов. Мы работаем над паблик-арт проектами, несколько работ было реализовано в Гданьске. Две работы были реализованы в прошлом году в Калининграде. Осенью мы планируем делать проекты в Калининграде и Клайпеде. У нас готовится арт-гид. То есть проект достаточно большой», - рассказывает заместитель директора по организационным вопросам Юлия Бардун.
Программа в рамках которой ГЦСИ работает над «Близким незнакомцем» финансируется из средств европейских стран и России, правда, при условии 12%-го софинансирования со стороны организаций, которым будет предоставлена помощь. В данном случае речь идет о гранте размером около 700 тысяч евро, который будет поделен между всеми тремя участниками «Близкого незнакомца». Помимо этого проекта местный ГЦСИ регулярно работает с международными партнерами. Как правило, речь идет об организации привоза в Калининград художников разных стран.
«Я бы не драматизировала ситуацию. Эти средства никогда не были основным финансированием нашей организации. Нельзя сказать, что финансирование было настолько большим, что определяло нашу деятельность. Конечно, когда есть финансирование со стороны европейских коллег нам намного легче привлекать европейских художников», - отмечает заместитель директора, вспоминая, что в 90-е годы денег на проекты не было совсем и осуществлять их приходилось самыми скромными средствами.
Деятельность ГЦСИ действительно финансируется за счет средств российского бюджета (хотя последний грант от федерального Минкульта Центр получал очень давно). Сейчас в отношениях между Центром современного искусства и региональным министерством культуры наметились позитивные тенденции. Ведомство Светланы Кондратьевой в 2014 году поучаствовало в организации экспериментального музыкального фестиваля Sound Around Kaliningrad, на четверть профинансировав расходы по его организации.
«Мне кажется позитивным то, что министерство культуры стало поддерживать авангардные и экспериментальные вещи. До этого речь шла о более традиционном формате...», - замечает заместитель директора.
Так что, если даже ситуация с грантами станет совсем критичной, ГЦСИ свою деятельность не свернет, хотя ряд проектов и окажется под угрозой, поскольку российские государственные институты скорее согласятся помогать Центру в организации приезда отечественных художников, чем выделят средства на привоз их европейских коллег.
По словам Юлии Бардун, говорить о том, что международная обстановка, как-то влияет на взаимоотношения в сфере культуры «пока рано». Сейчас культурные учреждения живут в ситуации, которая сложилась, фактически, несколько лет назад, когда о такой напряженности в международных отношениях речи еще не шло. В частности, решение о финансировании программы Приграничного сотрудничества принималось несколько лет назад и даже если взаимоотношения между Евросоюзом и Россией будут планомерно ухудшаться, заморозить проекты, по которым средства уже начали поступать, будет сложно.
Впрочем, ситуация которая произошла на Украине все-таки определенным образом отразилась на деятельности ГЦСИ. В качестве протеста против политического курса России двое художников отказались от участия в проектах Центра современного искусства.
«Некоторые коллеги из других стран ситуацию принимают слишком близко к сердцу, - замечает Юлия Бардун. - Мы видим, что даже в нашем обществе люди радикализируют свои позиции. И эту позицию мы встречаем и среди зарубежных коллег, которые говорят, что не будут в этот раз участвовать в выставках.»
Пока что эту ситуацию с должной уверенностью можно назвать частной и об общей тенденции речи не идет. Однако как будут меняться настроения европейских художников предсказать вряд ли кто решится.
«Я не предсказатель... Все зависит от того, как будет развиваться ситуация. Я хочу сказать, что нам, как профессионалам, не нужно эту ситуацию расшатывать. То есть принимать такую позицию людей. Если они не согласны - это их право. Современное искусство — искусство рефлексивное. Художники должны вглядываться в те процессы, которые происходят в обществе и относиться к ним критически. А позиция, когда некоторые зарубежные художники говорят, что Россия поступает не так, как мы считаем нужным, и поэтому они больше не будут с нами сотрудничать, недальновидна. Здесь нет никакой рефлексии. Люди просто попадают в медийную ловушку. Тут можно провести аналогию. Представьте, если бы вы лежали в больнице, а я бы сказала: «Я не пойду вас навещать, потому что протестую против того, что вы болеете», - отмечает заместитель директора.
По ее мнению, подобная позиция художников работает как раз на руку условным сторонникам изоляционизма в российском обществе. Но особо мрачных предчувствий у сотрудницы ГЦСИ пока нет. «Положа руку на сердце, я никакой угрозы пока не вижу. Если такое бывает, то это единичные случаи», - говорит она.
Вопрос про национал-предателей у Юлии Бардун вызывает недоумение. «Сотрудничество с Европой не подразумевает того, что мы национал-предатели, - улыбается она. — В какой-то момент в медийном поле, в связи с разработкой новой концепции культурной политики России для Министерства культуры РФ, звучала информация, что Россия — не Европа. Но сразу возник ряд весомых аргументов со стороны научного сообщества, которые показали необоснованность этого заявления с научной точки зрения».
«Уходят Европейские деньги — появляются деньги канадские или американские...»
С подобными проблемами однако сталкивался не только ГЦСИ. Фонд «Калининград» с грантовыми программами работает регулярно, есть среди них европейские. В частности, осуществляется проект Cultart, благодаря которому работники сферы культуры проходят повышение квалификации. Проект финансируется за счет все той же программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия». Калининградский фонд, благодаря участию в этом проекте, должен получить в общей сумме порядка 110 тысяч евро.
«Мы проговаривали схему, что наши культурные проекты находятся вне политической зоны. Чтобы не происходило с политикой, мы развиваем культуру. И культура - это как раз та основа, на которой мы можем продолжать взаимодействие. Никакой напряженности нет», - комментирует положение дел исполнительный директор фонда Маргарита Гришечкина. Тут же, правда оговариваясь, что визит калининградской группы в польский муниципалитет был отложен фактически из-за того, что после событий на Украине «была не очень приятная политическая ситуация». Проблему в скором времени удалось разрешить, и, после того как пик политического напряжения спал, проект Cultart (который должен продлиться до осени 2014 года) продолжается.
«Это скорее частный случай, чем общий. Но мы живем в этих странах и не можем полностью от политики отвернуться и не обращать на нее внимания», - подмечает Гришечкина.
Исполнительный директор фонда вообще не склонна видеть в этих неприятных «частных ситуациях» какой-то нарастающий негативный тренд. «Я не верю в это!», - уверенно заявляет она.
Фонд так же администрирует строительство очистных сооружений в поселке Приморье, а в прошлом году участвовал в проектах, связанных с годом Германии в России, в рамках которых тоже получал финансовую помощь. Гришечкина, тем не менее, настаивает, что даже если что-то пойдет не так, и история с грантами окончательно закончится, фонд свою деятельность не свернет.
«Уходят европейские деньги — появляются деньги канадские или американские. Мы уже были информационными координаторами местных фондов. Фонда Тимченко, к примеру. На культуру обратили внимание наши бизнесмены. Сфера культуры и наследия входит в приоритеты Минэкономразвития. Если сокращаются европейские, то появляются ресурсы внутренние, но, конечно, не в таком масштабе. Они не многомиллионные, а гораздо более скромные... Значит надо развивать наши ресурсы», - старательно перечисляет «запасные» пути отхода исполнительный директор фонда.
Впрочем, даже несмотря на определенный оптимизм Маргариты Гришечкиной в отношении российских грантов, ей приходится признавать, что «пробел» на месте европейский грантов (если таковой вдруг образуется) они полностью не закроют. Тем более, как уже отмечалось, деньги со стороны российских фондов и институтов пойдут на развитие внутренней культуры. Об укреплении международных коммуникаций, если такая экстренная ситуация все-таки случится, можно будет забыть.
«Ни в коем случае национал-предателем себя не считаю. Что значит предательство? Развивать сотрудничество? Интегрироваться в общеевропейскую жизнь и пространство? Мы же не переносим чьи-то ценности на нашу территорию. Мы же не разрушаем то, что у нас есть. Наоборот, мы стараемся с почтением относиться к тому месту, где мы живем», - искренне удивляется вопросу про «национал-предателей» Маргарита Гришечкина.
«Музеи без границ и политики»
Впрочем, если Минкульт или еще какие-либо ведомства все-таки решат перейти к решительным действиям в угоду политической конъюнктуре, сложности могут возникнуть даже там, где их не ожидали. Если всех оппозиционно настроенных «свободных художников», современное искусство и фонды можно относительно безболезненно вышвырнуть на обочину культурного дискурса, то с музеями, которые тоже успели себя «запятнать» европейскими грантами, придется посложнее. Во всяком случае, объявить их национал-предателями с такой легкостью ни у кого не получится.
Музей Фридландские ворота в 2012 году в рамках проекта «Музеи без границ» получил грант порядка 800 тысяч евро. Деньги пошли на предпроектные работы и покупку необходимого оборудования и новых экспонатов. Интерактивная экспозиция «Дорога в город», где рассказывается о потерянных улицах Кенигсберга, появилась в музее во многом благодаря этим средствам. В культурном учреждении так же появились аудио-гиды и другое необходимое оборудование.
Этот грант стал для музея уже вторым. Можно вспомнить еще выставку «Фрески Восточной Пруссии», которая организовывалась на средства Гете-Института (общая сумма гранта тогда составила 5 тысяч евро).
«Я считаю, что это очень большая польза музею. И не только в плане дополнительного финансирования, но и в плане опыта работы в международных проектах. Для создания экспозиций нам пришлось проехать по определенному количеству польских музеев, потому что методы осуществления этой идеи были непонятны. Это очень важно для музея. Мы постоянно подаем заявки на гранты: на большие, на маленькие, на европейские и российские. И я считаю, что это очень правильно», - рассказывает директор музея Марина Ядова.
Никаких трудностей в общении с европейскими партнерами у Фридландских ворот пока нет, никаких изменений во всей этой истории Марина Ядова, несмотря на политическую ситуацию, тоже не заметила.
Музей Фридландские ворота, конечно, гораздо в меньшей степени зависим от всех этих грантовых историй. Хотя разницу в щедрости российских и европейских институтов успели почувствовать и здесь.
У европейских грантов есть, конечно, и «обратная сторона медали» - достаточно суровая отчетность. Но директор музея отмечает, что если надо будет вновь столкнуться с трудностями этой бумажной волокиты, чтобы получить дополнительные средства, то культурное учреждение на это пойдет.
«Мне будет очень жаль, если мы не сможем продолжать работать с европейскими партнерами. Очень важно, когда российские музеи знакомятся с опытом работы своих коллег из-за рубежа. Европа очень активно шагает вперед. И нам надо быть в курсе тех событий, которые там происходят», - резюмирует она.
Пока в сфере калининградской культуры с грантами действительно все более-менее спокойно. Все проекты, которые были начаты местными культурными учреждениями вместе с европейскими коллегами, судя по всему, будут завершены. Однако если европейские гранты все-таки закончатся, как история, вряд ли кто из местных деятелей культуры сможет перенести этот процесс безболезненно. Местное министерство культуры, в принципе, не оперирует подобными объемами средств. Максимум, что удавалось выжать Светлане Кондратьевой — это 10 миллионов рублей из регионального бюджета на фестиваль «Территория мира». И даже если представить, что региональный минкульт откажется от своего любимого детища, деньги эти, учитывая общее количество желающих, растают довольно быстро.
Текст: Алексей Щеголев
В страну по политическим причинам уже отказались ехать многие звезды (от инди-рокеров The National до хореографа Бена Райта). Учитывая, что ситуация продолжает развиваться, это может аукнуться людям, которые при всем желании не смогут повлиять на внешнеполитический курс страны. Первыми под удар могут попасть деятели культуры, поскольку в процессах международных коммуникаций они завязаны весьма тесно. Тем более, что современные художники, не слишком избалованные вниманием питающего склонность к кондовой патриотической культуре Владимира Мединского, с охотой участвуют в разного рода международных проектах, получая средства от западных грантодателей. При чем в Калининграде ситуация осложняется еще и тем, что местные деятели культуры привыкли жить в атмосфере «европейских вольностей» и гранты из-за рубежа хоть раз получали если не все, то многие: от фондов до государственных учреждений культуры. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться, что сейчас происходит с европейскими грантами в сфере калининградской культуры и что грозит калининградским художникам и музеям, если государство решит окончательно «заморозить» эту историю.
«Вы богатая страна? Вам помогать не надо!»
Первым, кто начал бить тревогу в Калининграде, опасаясь, что нарастающие в обществе реакционные настроения могут выйти боком и деятелям культуры, член Союза фотохудожников России Дмитрий Вышемирский. Художник не нуждается в особом представлении калининградцам. Его выставки проходили как в Калининграде, так и в европейских городах. Помимо выставочной деятельности, фотохудожник выпускает книги, посвященные в основном тематике уходящего Кенигсберга. На литературном поприще перед Вышемирским и обозначились проблемы, которые, по его мнению, могли быть связаны с сегодняшним политическим курсом.
Процесс книгоиздания в России уже давно не является дешевым предприятием. Издание книги тиражом 2 тысячи экземпляров, по словам Вышемирского, может обойтись от 650 до 900 тысяч рублей. Издание фотоальбома «Кенигсберг, прости», к примеру, обошлось фотохудожнику в 18 тысяч евро. Заниматься такими проектами самостоятельно у деятелей искусства нет никаких возможностей. Тем более, что в России так и не сложился достойный прозрачный арт-рынок, так что вопрос о заработке и коммерческой рентабельности собственных проектов для художников всех мастей остается одним из самых болезненных.
Проблемы с финансированием, по словам Вышемирского, впервые обозначились на рубеже 2007-2008 годов. Европейских грантов, как таковых, фотохудожник никогда не получал. Но вот ряд европейских меценатов и фондов, несмотря даже на полное взаимопонимание, которое было до этого, от финансирования новых книг Вышемирского отказался. «Когда мне нужно было осуществить какой-то проект или издать книгу, то находились фонды или институты, которые говорили: «Да, это здорово. Мы тебе помогаем». Либо оплачивалась какая-то книга, либо собиралась какая-то выставка, либо коллекционеры покупали мои фотографии. Это давало мне возможность существовать, - вспоминает Вышемирский. — Лично я живу благодаря этому. В условиях отсутствия арт-рынка и поддержки со стороны государственных или коммерческих институтов собственной культуры, оказалось так, что моя жизненная стратегия полностью зависит от меценатов». По словам фотохудожника, в общей сложности, он лишился поддержки в размере 20 тысяч евро. При том, что эти деньги уже были обещаны.
«Я совершенно точно знаю: как только наша страна несколько лет назад заявила, что она богатая, это вызвало некоторое недоумение во многих зарубежных институтах . Я считаю, что это было совершенно безответственное заявление, которое повлекло за собой очень большие проблемы, в частности и для культуры. Когда лидеры страны говорят, что мы - богатая страна, то у других международных лидеров и институтов, которые занимаются поддержкой гуманитарных проектов, это вызывает естественную реакцию: ах, вы богатая страна? Значит вам помогать не надо. При этом, живя в богатой стране, мы этого совершенно не ощущаем. Я, лично для себя, никакого богатства не вижу. Только постоянное ухудшение ситуации. Пусть мне кто-нибудь продемонстрирует то, что мы хотя бы потенциально богатая страна», - рассказывает Вышемирский.
Уход спонсоров, впрочем, может объясняться и куда более прагматичными причинами. В 2008 году грянул кризис и многие европейские меценаты могли ощутить, что их щедрость никаким жизненным реалиям уже не соответствует. Вышемирский соглашается с тем, что уход спонсоров мог быть продиктован вполне объективными экономическими причинами, но политический подтекст всей этой истории все равно не исключает.
«После кризиса ситуация не изменилась. Мои партнеры ко мне не вернулись. Откровенно никто не говорит, но подозреваю, что это общая усталость от того, что происходит в России. Наверное, все устали от этой неопределенности и непредсказуемости. С нами все меньше хотят работать. Когда ты живешь в состоянии, что тебя за твою откровенность могут назвать иностранным агентом, это не стимулирует к диалогу. Я совершенно отчетливо чувствую, что все, что пропагандируется из телевизора, и то, чем занимаюсь я, находится на разных полюсах цивилизации. Я понимаю, что в этой российской реальности мне даже рассчитывать не на что», - отмечает он.
Такой демарш спонсоров поставил под угрозу целый ряд уже готовых к изданию проектов фотохудожника. Сложности, в частности возникли с изданием фотоальбома «Post-...», работу над которым художник завершил еще около 7 лет назад. Издание книги из-за образовавшихся проблем с финансированием было заморожено. Речь шла о суммах, сопоставимых с изданием «Кенигсберг, прости», и гранты от Министерства культуры образовавшуюся финансовую брешь закрыть никак не могли. По словам фотохудожника несколько лет назад ему удалось получить от Минкульта 2 гранта по 40 тысяч рублей. Недавно им было получено еще около 70 тысяч. Однако, учитывая общие затраты, эти суммы, конечно, решающими не являются. По словам Вышемирского, те средства, которые Министерство культуры готово тратить на гранты для российских деятелей искусства, совершенно не сопоставимы с теми задачами, которые на художников ложатся.
«Это 1/20 от той суммы , которая требуется, чтобы издать книгу. О каком богатстве идет речь? Для того, чтобы провести серьезную съемку на общественно-значимую тему мне нужно тысяч 500», - замечает фотохудожник. У художника есть явные опасения: если когда-нибудь вопрос о российских грантах встанет совсем серьезно (к примеру, в ситуации, когда российское государство просто запретит получение грантов из-за рубежа или максимально усложнит этот процесс), то получат помощь только те, кто успеет засвидетельствовать политическую лояльность. «Государство просто терпело таких, как Тарковский, и не терпело таких, как Бродский или Пастернак», - отмечает он.
Впрочем, позиция Вышемирского о том, что в подобных условиях надо рассчитывать в первую очередь на собственные силы, свои плоды дала. В августе альбом «Post-...» должен все-таки выйти в тираж.
«У меня и раньше были российские партнеры, просто теперь не стало западных. Теперь все реализуется гораздо сложнее и на гораздо более скромные бюджеты», - поясняет Вышемирский (на момент подготовки материала стало известно, что в проекте издания фотоальбом приняли участие и немецкие спонсоры).
Мрачные ощущения от грядущего будущего у художника тем не менее не пропадают. По его мнению, все тенденции, которые сейчас нарастают во внутренней политике государства, могут превратиться в глобальную охоту на ведьм и все, кто в свое время успел получить европейский грант, будут без разбора «зашельмованы». Выражение Путина про «национал-предателей» фотохудожник воспринимает чуть ли не лично на свой счет: «Мне очень больно это слышать. Есть ощущение неудержимого скатывания в духовную пропасть. Я себя национал-предателем не считаю. Я скорее истинный патриот своей страны. Под патриотизмом могут восприниматься разные вещи... Серафима Саровского можно патриотом назвать? Вот, приходит к нему некий граф или князь и спрашивает: «Какой у тебя прогноз в отношении России?», а Серафим Саровский ему отвечает: «Сын мой, у меня очень плохой прогноз...». После чего граф выходит и говорит: «Это национал-предатель!», - резюмирует Вышемирский.
«Сотрудничество с Европой не подразумевает, что мы национал-предатели»
Коллеги Вышемирского по цеху пока эти мрачные настроения в такой степени не разделяют. Хотя у многих есть опасения, что текущая политическая напряженность может зацепить по остаточному принципу и сферу культуры.
Наиболее активно в сфере международного сотрудничества из региональных культурных учреждений занят Балтийский филиал ГЦСИ. Сейчас Центр современного искусства реализует большой проект, который делается совместно центрами современного искусства из Гданьска и Клайпеды. Выставка «Близкий незнакомец» рассчитана на 2 года и осуществляется в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия».
«В рамках этого проекта у нас много уровней деятельности. И выставки - это только один из компонентов. Мы работаем над паблик-арт проектами, несколько работ было реализовано в Гданьске. Две работы были реализованы в прошлом году в Калининграде. Осенью мы планируем делать проекты в Калининграде и Клайпеде. У нас готовится арт-гид. То есть проект достаточно большой», - рассказывает заместитель директора по организационным вопросам Юлия Бардун.
Программа в рамках которой ГЦСИ работает над «Близким незнакомцем» финансируется из средств европейских стран и России, правда, при условии 12%-го софинансирования со стороны организаций, которым будет предоставлена помощь. В данном случае речь идет о гранте размером около 700 тысяч евро, который будет поделен между всеми тремя участниками «Близкого незнакомца». Помимо этого проекта местный ГЦСИ регулярно работает с международными партнерами. Как правило, речь идет об организации привоза в Калининград художников разных стран.
«Я бы не драматизировала ситуацию. Эти средства никогда не были основным финансированием нашей организации. Нельзя сказать, что финансирование было настолько большим, что определяло нашу деятельность. Конечно, когда есть финансирование со стороны европейских коллег нам намного легче привлекать европейских художников», - отмечает заместитель директора, вспоминая, что в 90-е годы денег на проекты не было совсем и осуществлять их приходилось самыми скромными средствами.
Деятельность ГЦСИ действительно финансируется за счет средств российского бюджета (хотя последний грант от федерального Минкульта Центр получал очень давно). Сейчас в отношениях между Центром современного искусства и региональным министерством культуры наметились позитивные тенденции. Ведомство Светланы Кондратьевой в 2014 году поучаствовало в организации экспериментального музыкального фестиваля Sound Around Kaliningrad, на четверть профинансировав расходы по его организации.
«Мне кажется позитивным то, что министерство культуры стало поддерживать авангардные и экспериментальные вещи. До этого речь шла о более традиционном формате...», - замечает заместитель директора.
Так что, если даже ситуация с грантами станет совсем критичной, ГЦСИ свою деятельность не свернет, хотя ряд проектов и окажется под угрозой, поскольку российские государственные институты скорее согласятся помогать Центру в организации приезда отечественных художников, чем выделят средства на привоз их европейских коллег.
По словам Юлии Бардун, говорить о том, что международная обстановка, как-то влияет на взаимоотношения в сфере культуры «пока рано». Сейчас культурные учреждения живут в ситуации, которая сложилась, фактически, несколько лет назад, когда о такой напряженности в международных отношениях речи еще не шло. В частности, решение о финансировании программы Приграничного сотрудничества принималось несколько лет назад и даже если взаимоотношения между Евросоюзом и Россией будут планомерно ухудшаться, заморозить проекты, по которым средства уже начали поступать, будет сложно.
Впрочем, ситуация которая произошла на Украине все-таки определенным образом отразилась на деятельности ГЦСИ. В качестве протеста против политического курса России двое художников отказались от участия в проектах Центра современного искусства.
«Некоторые коллеги из других стран ситуацию принимают слишком близко к сердцу, - замечает Юлия Бардун. - Мы видим, что даже в нашем обществе люди радикализируют свои позиции. И эту позицию мы встречаем и среди зарубежных коллег, которые говорят, что не будут в этот раз участвовать в выставках.»
Пока что эту ситуацию с должной уверенностью можно назвать частной и об общей тенденции речи не идет. Однако как будут меняться настроения европейских художников предсказать вряд ли кто решится.
«Я не предсказатель... Все зависит от того, как будет развиваться ситуация. Я хочу сказать, что нам, как профессионалам, не нужно эту ситуацию расшатывать. То есть принимать такую позицию людей. Если они не согласны - это их право. Современное искусство — искусство рефлексивное. Художники должны вглядываться в те процессы, которые происходят в обществе и относиться к ним критически. А позиция, когда некоторые зарубежные художники говорят, что Россия поступает не так, как мы считаем нужным, и поэтому они больше не будут с нами сотрудничать, недальновидна. Здесь нет никакой рефлексии. Люди просто попадают в медийную ловушку. Тут можно провести аналогию. Представьте, если бы вы лежали в больнице, а я бы сказала: «Я не пойду вас навещать, потому что протестую против того, что вы болеете», - отмечает заместитель директора.
По ее мнению, подобная позиция художников работает как раз на руку условным сторонникам изоляционизма в российском обществе. Но особо мрачных предчувствий у сотрудницы ГЦСИ пока нет. «Положа руку на сердце, я никакой угрозы пока не вижу. Если такое бывает, то это единичные случаи», - говорит она.
Вопрос про национал-предателей у Юлии Бардун вызывает недоумение. «Сотрудничество с Европой не подразумевает того, что мы национал-предатели, - улыбается она. — В какой-то момент в медийном поле, в связи с разработкой новой концепции культурной политики России для Министерства культуры РФ, звучала информация, что Россия — не Европа. Но сразу возник ряд весомых аргументов со стороны научного сообщества, которые показали необоснованность этого заявления с научной точки зрения».
«Уходят Европейские деньги — появляются деньги канадские или американские...»
С подобными проблемами однако сталкивался не только ГЦСИ. Фонд «Калининград» с грантовыми программами работает регулярно, есть среди них европейские. В частности, осуществляется проект Cultart, благодаря которому работники сферы культуры проходят повышение квалификации. Проект финансируется за счет все той же программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия». Калининградский фонд, благодаря участию в этом проекте, должен получить в общей сумме порядка 110 тысяч евро.
«Мы проговаривали схему, что наши культурные проекты находятся вне политической зоны. Чтобы не происходило с политикой, мы развиваем культуру. И культура - это как раз та основа, на которой мы можем продолжать взаимодействие. Никакой напряженности нет», - комментирует положение дел исполнительный директор фонда Маргарита Гришечкина. Тут же, правда оговариваясь, что визит калининградской группы в польский муниципалитет был отложен фактически из-за того, что после событий на Украине «была не очень приятная политическая ситуация». Проблему в скором времени удалось разрешить, и, после того как пик политического напряжения спал, проект Cultart (который должен продлиться до осени 2014 года) продолжается.
«Это скорее частный случай, чем общий. Но мы живем в этих странах и не можем полностью от политики отвернуться и не обращать на нее внимания», - подмечает Гришечкина.
Исполнительный директор фонда вообще не склонна видеть в этих неприятных «частных ситуациях» какой-то нарастающий негативный тренд. «Я не верю в это!», - уверенно заявляет она.
Фонд так же администрирует строительство очистных сооружений в поселке Приморье, а в прошлом году участвовал в проектах, связанных с годом Германии в России, в рамках которых тоже получал финансовую помощь. Гришечкина, тем не менее, настаивает, что даже если что-то пойдет не так, и история с грантами окончательно закончится, фонд свою деятельность не свернет.
«Уходят европейские деньги — появляются деньги канадские или американские. Мы уже были информационными координаторами местных фондов. Фонда Тимченко, к примеру. На культуру обратили внимание наши бизнесмены. Сфера культуры и наследия входит в приоритеты Минэкономразвития. Если сокращаются европейские, то появляются ресурсы внутренние, но, конечно, не в таком масштабе. Они не многомиллионные, а гораздо более скромные... Значит надо развивать наши ресурсы», - старательно перечисляет «запасные» пути отхода исполнительный директор фонда.
Впрочем, даже несмотря на определенный оптимизм Маргариты Гришечкиной в отношении российских грантов, ей приходится признавать, что «пробел» на месте европейский грантов (если таковой вдруг образуется) они полностью не закроют. Тем более, как уже отмечалось, деньги со стороны российских фондов и институтов пойдут на развитие внутренней культуры. Об укреплении международных коммуникаций, если такая экстренная ситуация все-таки случится, можно будет забыть.
«Ни в коем случае национал-предателем себя не считаю. Что значит предательство? Развивать сотрудничество? Интегрироваться в общеевропейскую жизнь и пространство? Мы же не переносим чьи-то ценности на нашу территорию. Мы же не разрушаем то, что у нас есть. Наоборот, мы стараемся с почтением относиться к тому месту, где мы живем», - искренне удивляется вопросу про «национал-предателей» Маргарита Гришечкина.
«Музеи без границ и политики»
Впрочем, если Минкульт или еще какие-либо ведомства все-таки решат перейти к решительным действиям в угоду политической конъюнктуре, сложности могут возникнуть даже там, где их не ожидали. Если всех оппозиционно настроенных «свободных художников», современное искусство и фонды можно относительно безболезненно вышвырнуть на обочину культурного дискурса, то с музеями, которые тоже успели себя «запятнать» европейскими грантами, придется посложнее. Во всяком случае, объявить их национал-предателями с такой легкостью ни у кого не получится.
Музей Фридландские ворота в 2012 году в рамках проекта «Музеи без границ» получил грант порядка 800 тысяч евро. Деньги пошли на предпроектные работы и покупку необходимого оборудования и новых экспонатов. Интерактивная экспозиция «Дорога в город», где рассказывается о потерянных улицах Кенигсберга, появилась в музее во многом благодаря этим средствам. В культурном учреждении так же появились аудио-гиды и другое необходимое оборудование.
Этот грант стал для музея уже вторым. Можно вспомнить еще выставку «Фрески Восточной Пруссии», которая организовывалась на средства Гете-Института (общая сумма гранта тогда составила 5 тысяч евро).
«Я считаю, что это очень большая польза музею. И не только в плане дополнительного финансирования, но и в плане опыта работы в международных проектах. Для создания экспозиций нам пришлось проехать по определенному количеству польских музеев, потому что методы осуществления этой идеи были непонятны. Это очень важно для музея. Мы постоянно подаем заявки на гранты: на большие, на маленькие, на европейские и российские. И я считаю, что это очень правильно», - рассказывает директор музея Марина Ядова.
Никаких трудностей в общении с европейскими партнерами у Фридландских ворот пока нет, никаких изменений во всей этой истории Марина Ядова, несмотря на политическую ситуацию, тоже не заметила.
Музей Фридландские ворота, конечно, гораздо в меньшей степени зависим от всех этих грантовых историй. Хотя разницу в щедрости российских и европейских институтов успели почувствовать и здесь.
У европейских грантов есть, конечно, и «обратная сторона медали» - достаточно суровая отчетность. Но директор музея отмечает, что если надо будет вновь столкнуться с трудностями этой бумажной волокиты, чтобы получить дополнительные средства, то культурное учреждение на это пойдет.
«Мне будет очень жаль, если мы не сможем продолжать работать с европейскими партнерами. Очень важно, когда российские музеи знакомятся с опытом работы своих коллег из-за рубежа. Европа очень активно шагает вперед. И нам надо быть в курсе тех событий, которые там происходят», - резюмирует она.
Пока в сфере калининградской культуры с грантами действительно все более-менее спокойно. Все проекты, которые были начаты местными культурными учреждениями вместе с европейскими коллегами, судя по всему, будут завершены. Однако если европейские гранты все-таки закончатся, как история, вряд ли кто из местных деятелей культуры сможет перенести этот процесс безболезненно. Местное министерство культуры, в принципе, не оперирует подобными объемами средств. Максимум, что удавалось выжать Светлане Кондратьевой — это 10 миллионов рублей из регионального бюджета на фестиваль «Территория мира». И даже если представить, что региональный минкульт откажется от своего любимого детища, деньги эти, учитывая общее количество желающих, растают довольно быстро.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях