RuGrad.eu

23 , 14:25
$102,58
+ 1,90
107,43
+ 1,35
24,57
+ 0,21
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«НАТО, руки прочь от Дома Советов!»

«НАТО, руки прочь от Дома Советов!»

15 августа 2018

6 лет назад в издательстве «Эксмо» вышла книга с седобородым ветераном с топором на обложке, к которому тянется ствол американской M-16. «За день до послезавтра» — очередная попытка построить альтернативную историю на конфликте РФ и блока НАТО. Это первая часть трилогии «Абрамсы» в Химках» Сергея Анисимова (вторая часть — «Позади Москва», третья — «Гнев терпеливого человека»). Анисимов мог бы затеряться среди тонны подобной беллетристики. В конце концов, «Эксмо» неслучайно завело под этот жанр целую серию «Враг у ворот. Фантастика ближнего боя». Но, во-первых, текст Анисимова нарочито мрачен (в первой части трилогии нет и намека на хэппи энд), а во-вторых, некоторые сюжетные линии автор перенес в Калининградскую область. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, почему не обладающий выдающимися литературными достоинствами роман может отрезвить калининградских сторонников идеи повоевать со всем миром.

«За день до послезавтра» — это узкожанровая литература, точнее, боевая фантастика и альтернативная история, чье золотое время уже миновало. В конце 1990-х и вплоть до середины «нулевых» в любом привокзальном книжном киоске можно было запросто найти похожую беллетристику под яркими обложками, подозрительно напоминающими кадры из малобюджетных американских боевиков. Боевые роботы, маги, драконы — тогда подобные сюжеты, построенные по лекалам канонического «Конана-варвара» (главный герой, его женщина и противостоящее им абсолютное зло), были поставлены на поток. Порой можно было наткнуться на весьма экзотические картины мироустройства: неоязычество, теории заговора и всё в таком же духе. Авторами этих книг были люди, далекие от литературный среды. Если попытаться сконструировать что-то вроде их коллективного портрета, то получится инженер из структуры со сложнопроизносимым названием, увлекающийся восточными единоборствами, выезжающий раз в месяц за город, чтобы бутафорским мечом порубить самодельные доспехи. Впрочем, в те времена бизнес-модель не требовала от авторов больших талантов: при минимальной редактуре всё это моментально выкидывалось на прилавки. Сейчас коммерческий интерес у крупных издательств к подобным историям заметно уменьшился. Но инженеры с бутафорским оружием и писательским зудом никуда не исчезли.

Сергей Анисимов — как раз такой человек с «писательским зудом», чего он и не скрывает. «Если я не пишу то, что хочется, то у меня как-то постепенно начинает зудеть где-то внутри черепа», — говорит он сам про про себя.

Анисимова сложно представить себе в качестве сектанта, который с бластером наперевес, собранным из пластиковых бутылок, ждет нашествия рептилоидов с планеты Нибиру. Автор имеет степень кандидата медицинских наук и вообще, судя по всему, не испытывает сложностей с социализацией. Но своя жуткая идея у Анисимова все-таки есть. «За день послезавтра», судя по пафосу повествования, — это не очередные картинки жженой стали, спрятанные под яркой обложкой. Скорее, это страшное пророчество. Указывающие на грядущую катастрофу страшные знаки рассыпаны повсюду — надо только уметь их видеть: численность войсковых группировок, стянутых к границам России, цитаты Валерии Новодворской, образ РФ в западных масс-медиа, — всё это указывает на неотвратимость столкновения.

Кошмар неотвратим и развивается по сценариям из мифов пропагандистов: война нужна Америке, для того чтобы справиться с собственными экономическими проблемами, Германия не желает участвовать в военной авантюре, но тогда в ход идут провокации. Все разговоры о пацифизме и правах человека — не более чем ширма, которую используют западные политики для одурманивания врагов.


Но если над писателем и довлеют штампы, то это штампы собственные, а не подцепленные где-то в телевизионной передаче Дмитрия Кисилева. Первая территория, встречающая врага, — Калининградская область. В этот момент сюжет, который вполне можно использовать в интересах современной пропаганды, превращается в контрпропагандистский. Российские пограничные войска сметены, а командующий армией США в Европе дает комментарии западным телеканалам прямо на Центральной площади возле Дома Советов.

Анисимов порой демонстрирует даже не пессимизм, а какие-то совсем уж параноидально-панические настроения. Взгляд на армию у него примерно такой же, как у патриотической прессы конца 90-х годов: когда начнется буча, всё развалится, а высшее руководство растворится в воздухе. К слову, никакого пиетета к фигуре верховного главнокомандующего он не демонстрирует: связка Медведев – Путин мелькает на страницах романа буквально пару раз, а потом просто исчезает без всяких разъяснений. Одним словом, «За день до послезавтра» — прекрасная иллюстрация того, что мем про «радиоактивный пепел» может работать в обе стороны (воюющие стороны не используют ядерное оружие, и некоторые персонажи даже видят в этом слабость политического руководства).

Автор, конечно, не паникер. Надо только дотерпеть до того момента, когда развернется для удара «дубина народной войны» (а терпеть придется долго — все три книги). Потому что писатель верит скорее в новых партизан Дениса Давыдова и ополчение Минина и Пожарского, чем в мудрость и смелость высших чинов.


Читать «За день до послезавтра» достаточно сложно. Не только потому, что Анисимов не профессиональный писатель, а кандидат медицинских наук с «зудом внутри черепа», а из-за его топографической точности (видимо, за время службы на Балтфлоте он успел изучить калининградские локации). Одно дело, читать книгу, где артиллерия НАТО лупит куда-то в абстрактное пространство, существующее только в воображении условного автора, и совсем другое, когда в этом беспорядочном, броуновском движении внезапно возникает поселок Камсигал. Или Дом Советов, который Анисимов со знанием дела, подражая местным, называет «закопанным роботом-трансформером». Где Бранево — это не место для маршрута выходного дня, а точка, в которой находится ракетная установка.

Твой город будто бы проваливается в душное, пахнущее сивухой, пространство чеховской зарисовки «Психопаты», где забитый жизнью титулярный советник Семен Нянин и его сынок Гриша, висящий на родительской шее, рассуждают о грядущей войне, доводя до отчаяния жильца Федора Федоровича. Читатель здесь — это именно несчастный из соседней комнаты, задыхающийся от собственного кашля и разговоров отца с сыном под табачок да рюмку водки. Страшно тут, впрочем, другое: за горячечным бредом двух социальных лузеров того времени в духе «А ежели француз поднимется, то немец не станет ждать» отчетливо встает картина вполне реальной будущей мировой бойни (зарисовка опубликована Чеховым в 1885 году — задолго до начала Первой мировой). Остается только гадать, почему персонажи, к которым Чехов относился достаточно иронично, внезапно оказываются почти что пророками. То ли так совпало, то ли, когда 86 % населения, едва опрокинув рюмку, начинают рассуждать о некой грядущей войне как о медицинском факте, магическим образом она превращается в этот самый факт.


«За день до послезавтра» — книга, которая успеет довести каждого калининградца (независимо от его политических взглядов) до глубокой депрессии, причем несколько раз. Вовсе не из-за жалости к умирающим героям (как-то не принято жалеть сгорающих в звездолетах безымянных статистов в каких-нибудь «Звездных войнах»). А, скорее, потому, что наблюдать за судьбой Калининграда, который оказался в котле этой кипящей паранойи, как минимум боязно. Тем более что похожее по составу варево со спецагентами и геополитикой, вперемешку с кадрами боевой техники, можно теперь увидеть практически в любой новостной телепередаче. Только на этот раз кошмары, шагнувшие в реальность с другой стороны голубых экранов, не выглядят такими уж иллюзорными в узнаваемых пейзажах Калининграда и области.

Первое, что хочется прокричать Анисимову по другую сторону книги, когда волна безумия вместе с натовскими танками начинает сметать всё живое на своем пути, — это отчаянное «Горшочек, не вари!». Но каждая новая страница безжалостно подталкивает к той черте, за которой каждому горожанину остается только марш-бросок к Центральной площади с плакатом «НАТО, руки прочь от Дома Советов!». В несколько более далекой перспективе желающего пройти эту дорогу до конца вместе с автором будут ждать крепкие руки санитаров, смирительная рубашка и транквилизаторы по расписанию.


Фото: knizhnik.org - обложка книжки «За день до послезавтра», RUGRAD.EU

Текст: Алексей Щеголев


Поделиться в соцсетях