«Мы здесь сидим, потому что наши родители не сделали аборт»
16 января 2018
Во вторник, 16 января, прошли муниципальные слушания по концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения Калининграда как инструмента реализации стратегии национальной безопасности РФ. Концепцию власти приняли около двух лет назад. Теперь подобный документ планируется распространить и на другие муниципалитеты. Афиша RUGRAD.EU побывала на слушаниях, узнала о масонских аллюзиях в фильме про Гарри Поттера и выяснила, что будет происходить с этим странным документом дальше.
«Церковь творит свою деятельность, где только это возможно...», — говорит на камеру бородатый протоиерей, отвечая на вопрос о взаимодействии Калининградской епархии РПЦ с органами власти и общественниками. Пока один священник рассуждает о том, что главная миссия государства — это «удержание зла», за его спиной глава города Александр Ярошук целует в щеку архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима.
«Церковь творит свою деятельность, где только это возможно...», — говорит на камеру бородатый протоиерей, отвечая на вопрос о взаимодействии Калининградской епархии РПЦ с органами власти и общественниками. Пока один священник рассуждает о том, что главная миссия государства — это «удержание зла», за его спиной глава города Александр Ярошук целует в щеку архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима.
«Этот солнечный мир велик, а планета Земля мала!» — жалобно поет на сцене хор мальчиков в одинаковых жилетах золотого цвета. Ведущий (тот самый, который ведет большинство муниципальных и областных мероприятий: от инаугурации Александра Ярошука до закрывшегося фестиваля «Территория мира»), как будто задумавшись, рассуждает о том, что слово «доброволец» фактически состоит из двух слово «добро» и «воля» (2018 год объявлен в РФ годом волонтерства). Поприветствовав «досточтимых отцов» в зале, он открывает муниципальные слушания, которые со сцены в обязательном порядке называют «рождественскими». «Вектор на возрождение традиционных духовных ценностей — один из приоритетов в политике города Калининграда», — говорит ведущий, вскользь замечая, что калининградский опыт реализации духовно-нравственного развития был признан одной из лучших практик в России в плане работы органов власти по вопросам межнационального и межконфессионального согласия.
Открывать слушания будет Александр Ярошук. Ему досталась, наверное, самая важная и сложная задача: объяснить собравшимся, зачем они вообще здесь. «Мы с вами делаем очень большое дело, что просто начали разговаривать на эту тему», — пытается убедить собравшихся градоначальник.
В изложении многолетнего главы Калининграда всё получалось достаточно просто: вот есть дети, скоро они выйдут в «мирскую жизнь». Жизнь эта «интересная, но порой несправедливая». Жизнь эта может детей «сломать», да так, что потом они не смогут встать. Поэтому несколько лет назад и приняли концепцию духовно-нравственного воспитания. Теперь этот опыт изучают в других муниципалитетах, хотя раньше там на эти проблемы могли и не обращать внимания.
СМИ в этой борьбе — слабый помощник. «Телевидение, передачи, фильмы... Очень мало говорят, к сожалению, о душе, что такое хорошо, что такое плохо... Это не интересно, наверное», — сокрушается глава региона. В результате получается целый «комплекс проблем».
«Мы с вами здесь все молодцы», — хвалит себя и всех остальных Ярошук, добавляя, что вместе с православной церковью чиновники занимаются очень важным делом. Если чиновникам, благодаря тем мероприятиям, которые проводятся в рамках этой концепции, удастся задеть «хоть одну душу» и внушить ей духовно-нравственные идеалы, то всё не зря.
«Слава богу, что так много неравнодушных людей», — восхищается у микрофона архиепископ Серафим. Среди «неравнодушных» — депутаты горсовета, директора школ, муниципальные служащие (к примеру, бывший министр спорта, который сейчас руководит домом детского творчества «Родник» Олег Косенков).
«Концепция исполняет роль компаса в дебрях различных идей», — продолжает владыка Серафим.
Концепция духовно-нравственного развития калининградцев, видимо, оказалась важным для церкви документом. Фактически она перевела на бюрократический язык (Серафим называл его «государевым языком») часть тех понятий, которые обычно используют священники. А значит, епархия фактически получила нормативную основу для своей деятельности. Ну и диалог с органами власти эта концепция должна была упростить. Право — это, конечно, инструмент человеческий. Но церковь считает, что исходит оно всё равно из «нравственного-божественного закона».
Хуже бывает, когда право от этих своих основ отрывается. Тогда, как рассказывал Серафим, случаются страшные вещи: «как в фашистской Германии или в Южной Африке времен апартеида». «Можно вспомнить и начало XX века, когда большевики убивали просто несогласных людей», — подчеркивает священник.
Но вот эта неприятная, с точки зрения церкви, мутация права происходила не только в какие-то стародавние времена, но и встречается и сейчас. «Грех не может оправдаться никаким законом», — предупреждает Серафим.
Сегодня «красная тряпка» для людей, разделяющих консервативные ценности, — это аборты («Узаконенное убийство младенцев», — говорит священник). Если уж запретить их нельзя, то надо хотя бы вывести их из системы обязательного медицинского страхования. «Это справедливое возмущение людей, которые против... Но как налогоплательщики они платят и практически участвуют в этом беззаконии... Хотел бы сказать, что все присутствующие, мы здесь сидим, потому что наши родители не совершили страшное преступление — аборт», — отмечает Серафим. Никто из присутствовавших с очевидными истинами спорить не стал.
Серафим еще успел отметить, что нет для грешника задачи труднее, «чем жить по божьим заповедям». «Каждый может испытать, что бывает трудно жить со святым человеком», — печально замечает архиепископ.
Впрочем, вся эта история с духовно-нравственным спасением — дело достаточно трудное. В одиночку с этим не справится ни церковь (это признал сам Серафим), ни чиновники. Но если все здравые силы объединятся, то шанс есть. Да и Калининград, окруженный муниципалитетами, где подобные концепции не приняты, в одиночку спастись вряд ли сможет. На слушаниях несколько раз звучали предложения, чтобы вывести концепцию через депутатов регионального парламента на областной уровень и чтобы ее приняли и в других городах. «Необходимо добиваться, чтобы другие муниципалитеты поддержали инициативу калининградцев. Важно и нужно, чтобы идея была воспринята на областном уровне», — посылает недвусмысленный сигнал отсутствующему в зале Антону Алиханову архиепископ.
В этот момент к микрофону зовут кандидата социологических наук Татьяну Артемову. Татьяна Артемова приехала из Калуги (хотя Калининград она называет «своей Родиной», кроме того, у нее здесь живет сестра). Артемова — это прекрасный образец того, как тревожный параноидальный стиль риторики федеральных новостных каналов прописался в головах чиновников. Местным муниципальным служащим эта риторика пока не дается, хотя они и стараются. Артемова же пока выглядит для региональных чиновников недостижимым идеалом, которым им еще предстоит стать. Женщина мастерски умудряется вплести в свое выступление все шаблоны и клише, которые можно подцепить в выпусках федеральных новостей: тайные войны против России, поражение страны в «холодной войне» (развал СССР социолог назвала крупнейшим поражением страны за ее тысячелетнею историю), власть «золотого миллиарда», масонская подоплека фильмов про Гарри Поттера, духовно-нравственное развитие (сокращенно ДНР) — всё это переплеталось на ее слайдах, подчиненное одной ей понятной логике, хотя Артемову просто позвали, чтобы заслушать опыт по духовно-нравственному воспитанию в Калуге.
«Общаясь с руководителями, часто приходится слышать, что на словах у нас все научились концепции, стратегии сочинять, проводить конкурсы, мероприятия, писать красивые отчеты, делать грамотно и впечатляюще пиар...», — начинает она. В Калуге работу начали с того, что решили понять, что такое этот «результат» вообще и по каким критериям можно оценивать эту сферу. Тут Артемовой помог некий доктор наук Виктор Слободчиков. «Он вспомнил такую вещь: у нас же есть православная молитва, — с нотками восторга в голосе рассказывает женщина. — Как мы молимся за детей наших? Господи, дай мне силы воспитать моего ребенка во славу церкви, на пользу Отечеству и утешения родителей. Вот результат, который понятен всем! Во славу церкви! Что такое во славу церкви? Кто у нас составляет славу церкви? Да святые люди! Польза Отечеству — это военачальники, ученые, руководители, учителя, которые работают на славу Отечества», — нашлась она.
По словам Артемовой, даже в последней версии стратегии национальной безопасности РФ прописано «преумножение и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Одна из них: приоритет духовного над материальным. «Казалось бы, кто пишет стратегию национальной безопасности? Очень серьезные люди в погонах. Если вы читали предыдущие стратегии, то знаете, что там написано про вооружение, про армию. В лучшем случае — патриотическое воспитание. А в этой новой концепции у нас написано, не больше и не меньше, приоритет духовного над материальным», — умилялась выступающая.
Дальше началась статистика со странными цифрами, рассказы про геополитическое противостояние. Нашлось место даже книге «Новые технологии борьбы с российской государственностью». Среди ее авторов — экс-президент РЖД Владимир Якунин.
«Смотрите, вся молодежь живет гражданскими браками!» — предупреждает о грядущей катастрофе Артемова. Морально-нравственное состояние современных молодых людей, на которых часто можно наткнуться на митингах в поддержку оппозиционера Алексея Навального, вызывает у социолога из Калуги неподдельное беспокойство. У молодежи очень много информации, но нет крепкого мировоззрения и духовного стержня. И навязывается молодым людям (Артемова не говорит, кем, но, в принципе, и так понятно) идеология потребления. У каждого времени, по словам социолога, есть архитектурные символы. То есть начиналась Россия с языческих капищ, а потом через православные храмы и золотые дворцы пришла к стекляшке торгово-развлекательного центра. Впрочем, эксперты, которых цитирует Артемова, считают, что Россия выходит из этого состояния «поражения». «От распада страну президент спас», — успокаивает собравшихся социолог.
Но все-таки картина по-прежнему не такая уж и безоблачная. На слайдах мелькают фотографии Владимира Путина и бывшего президента США Барака Обамы. «Искус многоэтажного мира» — пугает надпись на слайдах. «Постиндустриальный мир устроен так, что два человека кормят всех. То есть занимаются сельским хозяйством. 10 человек занимаются промышленностью И 13 человек — это управление, обслуживание. А что делают 75 человек? Куда их вообще девать? По сути, они не нужны. Помните, Маргарет Тэтчер в свое время говорила, что в России достаточно 15 миллионов... Больше не надо», — рассуждает Артемова со знанием дела.
У мира есть две альтернативы: «золотой миллиард» (продвигается США) и путь, основанный на православных базисах: «ни иудея, ни эллина, все равны». «Исходя из этого, можно представить четыре основных сценария, которые наши математики дают», — продолжает социолог.
Чтобы сценарии были понятны, Артемова для их иллюстрации использует кадры из известных блокбастеров. То есть условно у человечества несколько вариантов пути: «Гарри Поттер» (фильм про несчастного мальчика-волшебника почему-то иллюстрирует концепцию «нового средневековья», когда миром правит группка посвященных), «Звездные войны» (бесконечные военные конфликты), «Матрица» (жизнь в иллюзорном мире) и «Аватар» (что иллюстрирует «Аватар» Артемова рассказать не успела).
Закрывал слушания заместитель председателя горсовета Андрей Шумилин. Кажется, экспрессия Артемовой слегка выбила из колеи даже бывшего члена олимпийской сборной России по борьбе.
«Мы быстро учимся», — как-то смущенно замечает он. Он также лоббирует принятие концепции на областном уровне. «Если нужно, можно приехать, пообщаться с теми, кто будет заинтересован...», — обещает депутат.
Текст: Щеголев Алексей
Фото: RUGRAD.EU, klgd.ru
Поделиться в соцсетях