RuGrad.eu

27 , 01:59
$105,06
+ 1,27
110,49
+ 1,62
25,58
+ 0,45
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Мы завтра Лос-Анджелес в Калининграде не построим»

«Мы завтра Лос-Анджелес в Калининграде не построим»

1 мая 2019

Во вторник, 30 апреля в БФУ им. Канта в рамках кинофестиваля «Край света. Запад» состоялся круглый стол на тему «Калининград как новый центр развития кинематографа: настоящее и будущее». Все споры свелись к тому, что московские продюсеры из команды фестиваля уговаривали губернатора Антона Алиханова создать в регионе киноцентр — структуру с бюджетным финансированием, которая бы занималась поддержкой регионального кино. Главе региона идея дать денег по первой просьбе явно пришлась не очень по душе, но конкретного ответа он к концу встречи не дал. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, как в ближайшее время могут вырасти расходы регионального бюджета на компенсацию затрат кинопродюсерам и почему система рибейтов не работает так, как это планировалось изначально.


Уговаривая губернатора Антона Алиханова найти в региональном бюджете деньги на кинофонд, московская команда «Края света» давила на социальный эффект от кино. В частности, главе региона напомнили, что после того как заработал механизм рибейтов, количество съемок в регионе выросло. А это новые рабочие места и зарплата. «Это приносит экономическую и имиджевую выгоду региону», - заверял генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович. Фонд по его версии будет распределять гранты между местными режиссерами и проектами. Схема предполагает бюджетное финансирование, Агранович отметил, что в своей деятельности кинофонд может аккумулировать деньги и из других источников.



По мнению программного директора фестиваля Алексея Медведева, чтобы изменить жизнь в регионе к лучшему, у властей фактически есть всего 3 инструмента. И все они, так или иначе, связан с киноиндустрией. Во-первых, это кинофестиваль. Это, по мнению выступавшего, и есть «Край света». Второй инструмент - это кинокомиссия. Она в Калининградской области работает с 2017 года. Именно на ее заседаниях между продюсерами, решившимися на съемки кино в Калининградской области, распределяют бюджетное финансирование.

Технологию рибейтов в регионе предложила использовать кинопродюсер Анна Крутова. Она как-то поймала Антона Алиханова на церемонии закрытия фестиваля «Короче». Крутовой тогда удалось уговорить главу регbона на утверждение системы субсидий для киношников. Сейчас она является советником Алиханова по кинематографии и участвует в заседаниях кинокомиссии. 

Впрочем, даже в кинематографической среде эффект рибейтов оценивают неоднозначно. Министр культуры и туризма региона Андрей Ермак уверял, что фильмы станут своеобразной нативной рекламой области. И со временем это позволит увеличить туристический поток. Но даже режиссеры признают, что с рекламой у области не очень получается: сюда едут снимать обезличенный приморский город. Калининград получает время эфира на Первом канале, но телезрители просто не опознают город в представленном наборе локаций. Власти подумывают поменять систему оценки для кинопродюсеров, претендующих на рибейты. Те, кто будет упоминать, что действие фильма происходит в Калининграде, смогут претендовать на большие объемы субсидий. Тем, у кого получится протолкнуть свой контент в эфир федеральных каналов, также планируется платить больше. В прошлом году году более 20 млн руб получила  компания «Среда», которая принадлежит известному продюсеру Александру Цекало. Алиханов надеется, что у «Среды» получится продать снимавшийся в Калининграаде сериал «Порт» компании Netflix — одному из главных производителей сериального контента на мировом рынке.

Новая система оценок заявок на рибейты точно не начнет работу в этом году. На будущее Алиханов предложил проводить питчинги фильмов, претендующих на субсидии, в рамках фестиваля «Край света».



Но для полного комплекта, как заявил Медведев, региону нужен еще кинофонд. Под рибейты в регион можно затащить большие и дорогие проекты. Но им необходимо, чтобы в Калининграде хотя бы на минимальном уровне была выстроена собственная индустрия. Это позволит оптимизировать расходы хотя бы на перевозку персонала. Если у рынка будет постоянная потребность в таких специалистах, то его можно будет нанять здесь. Больших финансовых вложений, по мнению программного директора «Края света», эта структура не потребует.

В необходимости калининградского кино убеждал Антона Алиханова и генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович. Его проект первоначально появился на Сахалине. И несмотря на то, что по сравнению с Калининградом, у местных жителей высокий уровень дохода, население оттуда мигрирует. Агранович считает, что виновата в этом отчасти книжка Антона Чехова «Остров Сахалин». Классик в своих путевых заметках писал про местную каторгу. И теперь, по словам Аграновича, большинство людей это место исключительно как тюрьму и воспринимают. Других же заметных произведений искусства, описывающих сахалинскую реальность, не появилось.

Продюсер считает, что отчасти подобная проблема актуальна и для Калининградской области. «Мы знаем, что это серьезная стратегическая территория, знаем, что здесь живет Женя Гришковец, знаем ее некоторое прошлое, связанное со Второй мировой войной. Но описаний жизни человека здесь практически нет», - прокомментировал он. По версии Аграновича, калининградское кино должно решить эту проблему. «Как только появляются эти описания — появляются доказательства жизни на этой территории. Именно для тех людей, чья жизнь [в них] описана. А во вторую очередь для внешнего мира», - рассказывал генеральный продюсер.



Кроме московской команды фестиваля, в Калининграде есть свои интересанты в структуре, которая бы занималась поддержкой киноиндустрии и получала на эти цели бюджетное финансирование. В частности, член региональной общественной палаты и продюсер студии «Паракадров» Виктория Корнева рассказывала про «талантливых людей», которая уезжает из региона из-за отсутствия «системной работы» с ними. «Системного взаимодействия нет. От этого все распадается на кусочки. А очень бы хотелось, чтобы все эти таланты, которые у нас есть (или которые бы выросли) могли бы делать что-то о Калининграде и для Калининграда», - пыталась заинтересовать она губернатора.

На главу региона, впрочем, аргументы другой стороны особого впечатления не произвели, а увеличение нагрузки на бюджет по строке «кино» явно напугало. Как вспоминал губернатор, созданная кинокомиссия и так работала по принципу шлагбаума «пришел — получил». Недавно Алиханову показали список фильмов, которые планируется снимать на территории региона. Если бюджет компенсирует каждой из продюсерских групп до 20 % затрат (именно на такой объем компенсации могут рассчитывать киношники), то заложенный в этом году на рибейты лимит в 40 млн руб. придется удваивать. «И это без [проекта кинокомпании] «Базелевс», которая еще один фильм собирается снимать. Это серьезно уже приблизится к 100 млн руб. В том случае, если будет «Базелевс» мы уйдем за полмиллиарда высоко. Мы больше получаем, чем теряем на этой субсидии. Поэтому здесь математика понятна», - заявил губернатор.

Так что в перспективе траты регионального бюджета на рибейты могут увеличиться. «Мне бы очень не хотелось, чтобы мы давали деньги, ну извините, всем... Иногда снимают такое, что просто стыдно на это давать денег», - отметил глава региона



Ситуация с миграцией губернатора пока не беспокоит. «То что люди отсюда уезжают и приезжают — ничего плохого в этом нет. Завтра или послезавтра Лос-Анджелес мы не построим. Я не вижу ничего плохого в том, что мы будем делать усилия, а потом эти люди будут возвращаться или не возвращаться. Мы же не можем их привязать», - отметил он.

Между Сахалином и Калининградом в этом плане, как считает Алиханов, большая разница. «Они относятся к этому как к вахте: краб, нефть, а потом... Здесь другой остров. Сюда прибиваются в надежде, что здесь конечная суша, на которой можно остаться», - подчеркнул губернатор.

Алиханов скорее связывает перспективы развития регионального кино с частным бизнесом, а не со структурой, которая будет финансироваться из бюджета. По его версии, схема выглядит примерно так: волна рибейтов потянет за собой предпринимателей, которые будут работать с приехавшими съемочными группами. Сформированный рынок заставит меняться региональное образование, которое будет поставлять предпринимателям необходимые кадры. «Будет больше шансов, что создастся нормальное региональное кино», - отметил он, пообещав БФУ или другому ВУЗу помощь в финансировании, если речь все-таки зайдет о создании специального факультета. Под эту историю правительство может разработать специальную программу.

Пока, правда, нарисованная Алихановым схема не работает. Желающих заработать на приезжающих в Калининград съемочных группах не много. И никаких тектонических сдвигов на рынке, которые описывал губернатор, пока не произошло.


Текст: Алексей Щеголев


Поделиться в соцсетях