«Музей как двигатель экономики»: гендиректор фонда Потанина о том, какими должны быть музеи в ХХI веке
28 июня 2016
В пятницу в Калининградской художественной галерее прошла пресс-конференция генерального директора фонда Потанина Оксаны Орачевой и представителей музейных организаций, которые получили в этом году гранты от фонда. Сумма их варьируется от 240 тысяч рублей до одного миллиона. Для относительно небольшой Калининградской области такое количество проектов-победителей стало своего рода сенсацией. Афиша RUGRAD.EU отправилась на пресс-конференцию и выяснила, как фонд Потанина пытается реформировать музейный комплекс России.
Про четыре проекта из Калининграда, которым удалось получить финансовую помощь от фонда Владмира Потанина, было известно сразу. В этом году поддержку получили историк Роман Широухов и предприниматель Александр Быченко (создатель квартиры-музея Altes Haus) за проект «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи». Виртуальный проект «Музей города Кёнигсберг» (его команда должна разместить на сайте оцифрованные открытки из Кёнигсберга), совместный проект Анны Карпенко и Виштынецкого эколого-исторического музея «Лесная деревня» и проект Калининградской художественной галереи, посвященный художнику Ловису Коринту (о всех этих проектах можно прочитать здесь). Четыре стипендиата — это уже достаточно внушительный список для небольшого региона, но Калининграду в этом году повезло еще больше. Со временем, к общему списку добавились два проекта.
Еще один грант от фонда Потанина получил Александр Быченко. Речь идет о похожем по форме на Altes Haus проекте, но с иной тематикой. Если в Altes Haus предприниматель вместе с супругой пытался воскресить быт довоенного Кёнигсберга, то проект «Соседи» - это попытка превратить повседневную жизнь в некую музейную функцию. Но речь идет уже не о Кёнигсберге, а о послевоенном Калининграде.
«Это не идеологический музей. Это музей быта города, - говорит на пресс-конференции Александр Быченко — Мы будем рассказывать не о какой-то там гипотетической квартире в Советском Союзе. А о конкретной квартире в Калининграде, где должны жить калининградцы. Где, мы надеемся, будет жить капитан дальнего плавания, такой типичный житель Калининграда. Еще какие-то люди, которых мы видели в своих семьях».
На реализацию этого проекта Быченко получил от фонда 500 тысяч рублей (на «Янтарный путь» им с Широуховым было выделено 600 тысяч). Эти средства бизнесмен планирует потратить на консультационные услуги. «Сделать некую рамочную концепцию этого музея, прописать его основные функции, рассказать о том, как он должен выглядеть визуально», - говорит он. Александр Быченко планирует сделать заказ на эти услуги у команды Никиты Сазонова. Последний возглавляет некое «Художественно-придумывательное сообщество». Судя по официальному сайту этой организации, «Сообщество» Сазонова вполне можно было бы сравнить с консалтинговым агентством. В описании компании указывается, что она оказывает помощь в организации экспозиционных пространств с упором на детскую тематику.
Среди реализованных проектов - интерактивный детский проект «Страна Гайдарика» (также является потанинским лауреатом), игровая площадка «Телефон», основанная на произведениях Корнея Чуковского и другие.
Быченко пролистывает файлы презентации. «Нам нужно 500 тысяч на ремонт коммуникаций», - написано на одной из страниц. Бизнесмен смущается. И поясняет, что к полученному гранту это не имеет никакого отношения. Проект «Соседи» будет размещен еще на сайте Planeta.ru – одной крупнейших электронных краудфандинговых площадок в стране. Там Быченко надеется собрать деньги на ремонт.
Еще одним грантополучателем стал Музей Мирового океана. На проект «Понятная наука» он получил от фонда Потанина 236 тысяч рублей. «Содержать такой музей [Музей Мирового океана] финансово крайне сложно», - признается руководитель этого проекта Юлиана Нефедова. Она рассказывает о большом количестве объектов, которые приходится опекать команде Светланы Сивковой, о том, что День селедки и Водная ассамблея стали праздниками международного уровня. «Мы сотрудничаем с разными морскими музеями Европы. И мы видим, как они превращаются в крупные экологические центры. Именно благодаря поддержке европейских грантов. Стоит признать, что в такой структуре без спонсорской поддержки извне существовать невозможно», - говорит она. Про сам проект из её выступления можно понять, что он касается обучения сотрудников новшествам в отрасли музейных технологий. В Музей Мирового океана для этих целей приедут специалисты. В том числе и из европейских учреждений культуры.
После того как призеры заканчивают с презентацией, генеральный директор фонда Оксана Орачева пытается найти у всех калининградских проектов какую-то общую точку, которая их бы объединяла. «Они соответствуют современным тенденция развития музейного дела. Невозможно сегодня быть современным музеем, не развивая то, что происходит во всем мире. И Россия здесь не исключение», - говорит она.
Фонд Потанина старается не только помогать финансово музейным проектам, но и пытается изменить (не без помощи финансовых стимуляций) отношение музеев, которые в своем большинстве остаются структурами достаточно консервативными, к окружающему миру. Орачева пытается донести до окружающих, что сама по себе, выставка – это не самоцель, а некий инструмент. Музей может привлекать к организации своих мероприятий местных жителей, если речь идет, к примеру, о выставках и проектах в небольших муниципалитетах. И тогда выставка будет выполнять и социальную функцию: музей создаст дополнительные рабочие места. Так, к примеру, должно произойти с проектом «Лесная деревня» Анны Карпенко.
«У нас задача – поддержать именно сильных, - объясняет Орачева, почему фонд не вводил никаких квот по количеству победителей для регионов. – Через поддержку лидеров музейного дела развивать музейное сообщество. Дальше [это пойдет] - как круги по воде. Даже здесь мы это видим. Начиналось с одного проекта, второй проект… И вот сформировалось сообщество, и оно представило результаты…».
Оксана Орачева рассказывает, что фондом при оценке проектов социальная функция учитывается. «Традиционная деятельность музеев - все, что связано с хранением, это другая форма поддержки. Это государственная поддержка. Мы же уверены, что современный музей – это гораздо больше, чем хранение. Это именно участие музея в жизни общества в целом. И социальная функция не менее (если не более) важна, чем его основная функция по хранению», - говорит она.
Эти музеи, которые на пресс-конференции деликатно называют «современными», должны быть по первоначальному замыслу не просто каким-то безразмерными фондохранилищами, где пылятся артефакты из разных исторических эпох. А должны становиться центром общественной жизни и менять пространство вокруг себя. Видимо в идеальной модели мира, которую держит у себя в голове руководство фонда, музеи - это еще и не просто дотируемые по остаточному принципу из бюджетов различных уровней организации (предназначение которых еще очень мало кто понимает, когда речь заходит о секвестировании расходов). Они вполне себе могут начинать избавляться от субсидий и дотаций. Или во всяком случае зависеть от них на порядок меньше. «Проекты позволяют развивать экономический потенциал той территории, на которой они расположены. Мы не говорили про туристические потоки... Но все надеются, что туризм будет развиваться. А с развитием туризма и другие необходимые составляющие», - рассказывает Оксана Орачева.
В 2014 году фонд Потанина принял новую стратегию, где определил, какие проекты и почему должны пользоваться поддержкой. Музеи, которые хотели бы рассчитывать на гранты, должны быть «открытыми и доступными», должны экспериментировать с формами работы с аудиторией. «Мы стремимся к тому, чтобы современный российский музей был центром посвящения. Это тоже социальная функция. И чтобы он не предлагал готовые ответы на вопросы, а заставлял вас искать эти ответы», - говорит гендиректор фонда.
Для этих реформ, которые могут для кого-то оказаться достаточно болезненными, у фонда Потанина есть свой механизм стимуляций и поощрений. Музейные организации, которым часто не хватает собственных средств для реализации новых проектов, вынуждены корректировать деятельность. «С точки зрения денег, гранты важны. Финансирование важно. Но это не самоцель. Но никто не подает заявку на грант только ради получения денег. Деньги — это инструмент, с помощью которой можно что-то реализовать», - замечает Орачева. В качестве одного из удачных проектов, которые в свое время поддержал фонд, она приводит музейный проект «Коломенская пастила» в Подмосковье. Город Коломна, как рассказывает Орачева, не был привлекательным объектом для туристов (несмотря на историческую архитектуру). Но сейчас город входит включен в так называемые «маршруты выходного дня». Фактически музей спас муниципалитет, к которому, наверное, через какое-то время вполне можно было бы приписывать приставку «депрессивный». «Буквально через несколько лет после создания, в музей попасть невозможно. Там был совершено другой подход к позиционированию. Люди создавали несколько музеев. Они сразу думали о создании рабочих мест, кто будет работать (в том числе и про людей с ограниченными возможностями), они сразу думали, как они будут зарабатывать, чтобы все это поддерживать и развивать. Кроме музея, есть и фабрика пастилы. Пастила, несмотря на достаточно высокую цену, пользуется большим спросом. Они стали открывать другие предприятия, которые позволяют не только с помощью грантов, но и с помощью заработка денег, развивать эту территорию. Сегодня это совершенно другая Коломна», - рассказывает Оксана Орачева.
Орачева шутит, что все калининградские победители этого года, если объединятся, смогут создать такой же кластер. Александр Быченко рассказывает, что при формировании идеи своего нового проекта, коломенский опыт учитывал. «Мы были там. Посмотрели все их производства. И решили, что будем продолжать. И откроем один, а, может быть, 20 или 50 музеев. И не только в Калининграде, а везде. Скоро мы захватим все музейное пространство, если мы говорим о развитии», - смеется он.
Фото: RUGRAD.EU
Текст: Алексей Щеголев
Про четыре проекта из Калининграда, которым удалось получить финансовую помощь от фонда Владмира Потанина, было известно сразу. В этом году поддержку получили историк Роман Широухов и предприниматель Александр Быченко (создатель квартиры-музея Altes Haus) за проект «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи». Виртуальный проект «Музей города Кёнигсберг» (его команда должна разместить на сайте оцифрованные открытки из Кёнигсберга), совместный проект Анны Карпенко и Виштынецкого эколого-исторического музея «Лесная деревня» и проект Калининградской художественной галереи, посвященный художнику Ловису Коринту (о всех этих проектах можно прочитать здесь). Четыре стипендиата — это уже достаточно внушительный список для небольшого региона, но Калининграду в этом году повезло еще больше. Со временем, к общему списку добавились два проекта.
Еще один грант от фонда Потанина получил Александр Быченко. Речь идет о похожем по форме на Altes Haus проекте, но с иной тематикой. Если в Altes Haus предприниматель вместе с супругой пытался воскресить быт довоенного Кёнигсберга, то проект «Соседи» - это попытка превратить повседневную жизнь в некую музейную функцию. Но речь идет уже не о Кёнигсберге, а о послевоенном Калининграде.
«Это не идеологический музей. Это музей быта города, - говорит на пресс-конференции Александр Быченко — Мы будем рассказывать не о какой-то там гипотетической квартире в Советском Союзе. А о конкретной квартире в Калининграде, где должны жить калининградцы. Где, мы надеемся, будет жить капитан дальнего плавания, такой типичный житель Калининграда. Еще какие-то люди, которых мы видели в своих семьях».
На реализацию этого проекта Быченко получил от фонда 500 тысяч рублей (на «Янтарный путь» им с Широуховым было выделено 600 тысяч). Эти средства бизнесмен планирует потратить на консультационные услуги. «Сделать некую рамочную концепцию этого музея, прописать его основные функции, рассказать о том, как он должен выглядеть визуально», - говорит он. Александр Быченко планирует сделать заказ на эти услуги у команды Никиты Сазонова. Последний возглавляет некое «Художественно-придумывательное сообщество». Судя по официальному сайту этой организации, «Сообщество» Сазонова вполне можно было бы сравнить с консалтинговым агентством. В описании компании указывается, что она оказывает помощь в организации экспозиционных пространств с упором на детскую тематику.
Среди реализованных проектов - интерактивный детский проект «Страна Гайдарика» (также является потанинским лауреатом), игровая площадка «Телефон», основанная на произведениях Корнея Чуковского и другие.
Быченко пролистывает файлы презентации. «Нам нужно 500 тысяч на ремонт коммуникаций», - написано на одной из страниц. Бизнесмен смущается. И поясняет, что к полученному гранту это не имеет никакого отношения. Проект «Соседи» будет размещен еще на сайте Planeta.ru – одной крупнейших электронных краудфандинговых площадок в стране. Там Быченко надеется собрать деньги на ремонт.
Еще одним грантополучателем стал Музей Мирового океана. На проект «Понятная наука» он получил от фонда Потанина 236 тысяч рублей. «Содержать такой музей [Музей Мирового океана] финансово крайне сложно», - признается руководитель этого проекта Юлиана Нефедова. Она рассказывает о большом количестве объектов, которые приходится опекать команде Светланы Сивковой, о том, что День селедки и Водная ассамблея стали праздниками международного уровня. «Мы сотрудничаем с разными морскими музеями Европы. И мы видим, как они превращаются в крупные экологические центры. Именно благодаря поддержке европейских грантов. Стоит признать, что в такой структуре без спонсорской поддержки извне существовать невозможно», - говорит она. Про сам проект из её выступления можно понять, что он касается обучения сотрудников новшествам в отрасли музейных технологий. В Музей Мирового океана для этих целей приедут специалисты. В том числе и из европейских учреждений культуры.
После того как призеры заканчивают с презентацией, генеральный директор фонда Оксана Орачева пытается найти у всех калининградских проектов какую-то общую точку, которая их бы объединяла. «Они соответствуют современным тенденция развития музейного дела. Невозможно сегодня быть современным музеем, не развивая то, что происходит во всем мире. И Россия здесь не исключение», - говорит она.
Фонд Потанина старается не только помогать финансово музейным проектам, но и пытается изменить (не без помощи финансовых стимуляций) отношение музеев, которые в своем большинстве остаются структурами достаточно консервативными, к окружающему миру. Орачева пытается донести до окружающих, что сама по себе, выставка – это не самоцель, а некий инструмент. Музей может привлекать к организации своих мероприятий местных жителей, если речь идет, к примеру, о выставках и проектах в небольших муниципалитетах. И тогда выставка будет выполнять и социальную функцию: музей создаст дополнительные рабочие места. Так, к примеру, должно произойти с проектом «Лесная деревня» Анны Карпенко.
«У нас задача – поддержать именно сильных, - объясняет Орачева, почему фонд не вводил никаких квот по количеству победителей для регионов. – Через поддержку лидеров музейного дела развивать музейное сообщество. Дальше [это пойдет] - как круги по воде. Даже здесь мы это видим. Начиналось с одного проекта, второй проект… И вот сформировалось сообщество, и оно представило результаты…».
Оксана Орачева рассказывает, что фондом при оценке проектов социальная функция учитывается. «Традиционная деятельность музеев - все, что связано с хранением, это другая форма поддержки. Это государственная поддержка. Мы же уверены, что современный музей – это гораздо больше, чем хранение. Это именно участие музея в жизни общества в целом. И социальная функция не менее (если не более) важна, чем его основная функция по хранению», - говорит она.
Эти музеи, которые на пресс-конференции деликатно называют «современными», должны быть по первоначальному замыслу не просто каким-то безразмерными фондохранилищами, где пылятся артефакты из разных исторических эпох. А должны становиться центром общественной жизни и менять пространство вокруг себя. Видимо в идеальной модели мира, которую держит у себя в голове руководство фонда, музеи - это еще и не просто дотируемые по остаточному принципу из бюджетов различных уровней организации (предназначение которых еще очень мало кто понимает, когда речь заходит о секвестировании расходов). Они вполне себе могут начинать избавляться от субсидий и дотаций. Или во всяком случае зависеть от них на порядок меньше. «Проекты позволяют развивать экономический потенциал той территории, на которой они расположены. Мы не говорили про туристические потоки... Но все надеются, что туризм будет развиваться. А с развитием туризма и другие необходимые составляющие», - рассказывает Оксана Орачева.
В 2014 году фонд Потанина принял новую стратегию, где определил, какие проекты и почему должны пользоваться поддержкой. Музеи, которые хотели бы рассчитывать на гранты, должны быть «открытыми и доступными», должны экспериментировать с формами работы с аудиторией. «Мы стремимся к тому, чтобы современный российский музей был центром посвящения. Это тоже социальная функция. И чтобы он не предлагал готовые ответы на вопросы, а заставлял вас искать эти ответы», - говорит гендиректор фонда.
Для этих реформ, которые могут для кого-то оказаться достаточно болезненными, у фонда Потанина есть свой механизм стимуляций и поощрений. Музейные организации, которым часто не хватает собственных средств для реализации новых проектов, вынуждены корректировать деятельность. «С точки зрения денег, гранты важны. Финансирование важно. Но это не самоцель. Но никто не подает заявку на грант только ради получения денег. Деньги — это инструмент, с помощью которой можно что-то реализовать», - замечает Орачева. В качестве одного из удачных проектов, которые в свое время поддержал фонд, она приводит музейный проект «Коломенская пастила» в Подмосковье. Город Коломна, как рассказывает Орачева, не был привлекательным объектом для туристов (несмотря на историческую архитектуру). Но сейчас город входит включен в так называемые «маршруты выходного дня». Фактически музей спас муниципалитет, к которому, наверное, через какое-то время вполне можно было бы приписывать приставку «депрессивный». «Буквально через несколько лет после создания, в музей попасть невозможно. Там был совершено другой подход к позиционированию. Люди создавали несколько музеев. Они сразу думали о создании рабочих мест, кто будет работать (в том числе и про людей с ограниченными возможностями), они сразу думали, как они будут зарабатывать, чтобы все это поддерживать и развивать. Кроме музея, есть и фабрика пастилы. Пастила, несмотря на достаточно высокую цену, пользуется большим спросом. Они стали открывать другие предприятия, которые позволяют не только с помощью грантов, но и с помощью заработка денег, развивать эту территорию. Сегодня это совершенно другая Коломна», - рассказывает Оксана Орачева.
Орачева шутит, что все калининградские победители этого года, если объединятся, смогут создать такой же кластер. Александр Быченко рассказывает, что при формировании идеи своего нового проекта, коломенский опыт учитывал. «Мы были там. Посмотрели все их производства. И решили, что будем продолжать. И откроем один, а, может быть, 20 или 50 музеев. И не только в Калининграде, а везде. Скоро мы захватим все музейное пространство, если мы говорим о развитии», - смеется он.
Фото: RUGRAD.EU
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях