«Министр в пищевой цепи»
Реформа структуры правительства — это первый и, наверное, единственный радикальный шаг команды врио губернатора Антона Алиханова. Юный глава региона, которому с точки зрения пиара важно показать отличие его стиля управления от манеры Цуканова, «слил» в одно ведомство сразу две ранее не пересекавшиеся по полномочиям структуры: министерство культуры и министерство туризма. Попытки губернатора показать себя в качестве прогрессивного и эффективного менеджера стоили кресла одному из главный долгожителей цукановского правительства — министру культуры Светлане Кондратьевой.
Как известно, Николай Цуканов еще в 2010 году вывез Кондратьеву со своей «политической родины» — из Гусевского района, где будущий министр возглавляла отдел по культуре, спорту и делам молодежи в местной администрации. Впрочем, по сведениям RUGRAD.EU, несмотря на то что госпожа Кондратьева входила в правительстве Цуканова в так называемый клан «гусевских», ее позиции нельзя было назвать устойчивыми. Кандидатура Кондратьевой выносилась на обсуждение на заседании совета по культуре еще в цукановскую эпоху.
Отношения между Кондратьевой и Цукановым строились примерно следующим образом: даже в кризисные годы региональный бюджет находил средства на фестиваль «Территория мира», к которому у министра явно было особо теплое отношение, а она, в свою очередь, платила полной лояльностью и никогда не пыталась перечить, когда у бывшего главы региона возникал свой интерес в сфере культуры. Как только власть в области сменилась, благодаря решению Владимира Путина, новый врио губернатора Алиханов начал консультироваться с местным культурным истеблишментом по поводу судьбы госпожи Кондратьевой. Получив вполне ожидаемый ответ о том, что элита «представляет на этом посту несколько другого человека», были сделаны соответствующие выводы. В итоге объединенное министерство возглавил бывший министр туризма Андрей Ермак.
38-летний Ермак в противовес цукановским «бюрократам» более соответствует имиджу молодой команды «прогрессивных технократов», который старательно выстраивается Антоном Алихановым в медиасфере. Новый министр в своих интервью с легкостью рассуждает о разнице аудиторий «ВКонтакте», Facebook и Instagram и даже говорит о том, как можно попытаться монетизировать каждую из них. Ермак даже помогал организаторам гастрономического фестиваля Street Food Weekend. Это при том, что детище Александра Исаева практически никогда не попадало в сферу интересов Светланы Кондратьевой, хотя оно является одним из самых массовых и обласканных прессой мероприятий. Ермака даже жалели за то, что после коллапса на открытии международного чемпионата фейерверков, у него хватило смелости взять на себя всю ответственность. Однако не стоит однозначно трактовать фразу «Пишите, что виноват во всем я», брошенную министром в ответ на вопросы осаждавших его журналистов, как попытку взять на себя чужие грехи.
Ермак, как кажется, один из немногих, кто понимает логику Антона Алиханова, решившего объединить министерства. Безусловно, культурные деятели опасаются того, что Ермак, заполучивший в одни руки два министерских бюджета, забудет про культуру и начнет ее финансировать по остаточному принципу, выводя на первое место туристическую отрасль, которая при Кондратьевой не получала должной поддержки. Тем временем новый министр рассуждает в эфире ГТРК «Калининград» о том, что калининградской культуре надо быть «более живой и драйвовой», что она «не должна отдавать забронзовевшим оттенком», и отмечает, что культура и туризм — «сферы настолько разные, но настолько близкие».
В культурной среде к новому главе ведомства отношение пока, скорее, настороженное. Собеседники RUGRAD.EU отмечают, что за министра теперь «не так стыдно» на публичных мероприятиях. Но окончательную оценку назначенному только в октябре чиновнику ставить никто не спешит. Ермак действительно не так много успел сделать за эти несколько месяцев. Первое его громкое заявление — это обещание сократить финансирование региональных фестивалей, а также клятвенные заверения модернизировать наследство, доставшееся ему от Светланы Кондратьевой, — та самая «Территория мира», которая в последний год окончательно мутировала из фестиваля «аутентичных культур» в нечто сюрреалистичное с гремящей русской попсой на сцене.
Другой крупный проект Ермака — создание региональной системы рибейтов. Калининградская область вошла в число пилотных регионов, которые будут компенсировать производителям кинофильмов часть затрат за то, что они будут снимать именно на территории субъекта. На эти цели Андрею Ермаку удалось зарезервировать в бюджете рекордную сумму — 20 млн руб. Но на понятный вопрос, зачем региональному бюджету платить деньги условному Федору Бондарчуку, даже у министра нет однозначного ответа. Ермак говорит, что фильмы — это «нативная реклама», которая успешна в процессе привлечения в область новых туристов. Но, как кажется, даже сам Ермак не до конца уверен в успехе этой затеи. Во всяком случае чиновник допускает версию о том, что эта история может окончиться ничем.
Но более всего вызывает вопросы степень самостоятельности и независимости Андрея Ермака в той «пищевой цепи», которую сейчас строит Антон Алиханов для своих министров и вице-премьеров. Фигура нового министра вызывала много неприятных вопросов еще в цукановские времена: прежняя трудовая карьера Ермака имела прямое отношение к бизнесмену с не самой однозначной репутацией — Александру Гирзекорну. Кроме того, у минтуризма есть курирующий вице-премьер Гарри Гольдман, которого смело можно назвать политическим «тяжеловесом», выполняющим роль и. о. главы региона, когда Алиханов отлучается из области. Именно Гольдман получил замечание от губернатора якобы за интриги своих подчиненных в области кадровой политики. Как кажется, в данном случае под «подчиненными» врио главы региона подразумевал нового министра, но его имя почему-то озвучивать не стал, предпочтя сорвать гнев на вице-премьере. То ли Антон Алиханов четко расставил для себя акценты, кто в связке «Гольдман – Ермак» ведущий, а кто — ведомый, то ли у него были какие-то иные причины. Сложно сказать, насколько Ермак может позволить себе быть самостоятельным при таком «мощном» кураторе.
В одном действительно сложно не согласиться с Андреем Ермаком: региональной культуре жизненно необходим эффективный менеджер, который начнет соскребать с нынешних структур минкульта «налет» провинциальности и узости мышления, наросший при Кондратьевой и ее предшественниках. У событийного туризма — а это та самая точка, где интересы минкульта и минтуризма всегда тесно пересекались, — есть призрачные шансы стать драйвером региональной экономики в кризисное время. Но для этого региону нужны по-настоящему современные и актуальные мероприятия с правильной рекламной подачей, а не фестивали, из лайн-апа которых в последний момент вычеркивают Надежду Бабкину, чтобы вписать туда Екатерину Шаврину (тот самый случай, когда найти между артистами 10 отличий будет крайне сложно). Здесь недостаточно одной готовности заплатить Бондарчуку или какому-нибудь другому кинопродюсеру несколько миллионов бюджетных рублей за случайно мелькнувшие несколько раз в кадре пейзажи Куршской косы.
Новому министру нужна и политическая воля, и готовность идти на конфликты с фигурами, которые в региональной культуре появились задолго до Ермака и наверняка собираются благополучно его пережить. Одним словом, министру придется серьезно постараться, чтобы доказать, что он действительно оказался в правительстве для «великих дел», а не благодаря кошельку одиозного бизнесмена.
Фото: Юлия Власова
Поделиться в соцсетях