«Люди у которых мало денег все равно хотят Григория Лепса»: каких артистов привозят в муниципалитеты и кто за это платит
11 сентября 2014
На прошлой неделе в Калининграде получился весьма богатый на события уикенд. При том самые интересные события на этот раз проходили отнюдь не в областном центре, а в муниципалитетах региона. Сразу несколько областных городов собрались отмечать День города, и помимо обязательных для такого рода праздников спортивных чемпионатов по условным шашкам-шахматам, концертов «Поющих горошин» и прочих многочисленных местных эпигонов, на сцены вышли и звезды российской эстрады. В Гурьевске гостей развлекал внезапно запевший выходец из Comedy Club Тимур Родригез, в Советске на сцену вышла «русская Beyonce» – Бьянка. В Гусеве в 6-й раз проходил масштабный опен-эйр. В День технополиса, который устраивает местный промышленный гигант — компания GS Group в качестве артистов на праздник были забукированы две джазовые группы из Литвы и Польши, а также группа «Танцы Минус», которая совсем недавно развлекала жителей Калининграда на их главном городском празднике. Организаторы, впрочем, явно рассчитывали не только на гусевскую публику. Во всяком случае, им хватило средств и желания для того, чтобы организовать бесплатные автобусные рейсы из Калининграда на этот концерт. Афиша RURGRAD.EU попыталась разобраться каких артистов привозят в калининградские муниципалитеты и за чей счет это происходит.
«Совершенно недорогой хедлайнер»
На самом деле такая ситуация, когда муниципалитеты на фоне общего безрыбья в Калининграде отвлекают на себя главное внимание публики за счет привозных звезд, не исключение – а общее место. Если внимательно следить за афишами в муниципалитетах, то можно заметить, что почти каждый год какой-нибудь из городов умудряется привезти какого-нибудь неожиданного, хоть порой и изрядно побитого молью, артиста. Вспомнить тут можно хоть тот же прошлогодний концерт на Дне города в Светлогорске, когда хедлайнером была заявлена певица In-Grid. Тогда полюбоваться на именитую итальянскую артистку явился не только внушительный десант публики из Калининграда, но и губернатор Николай Цуканов. Для него и сопровождающей его свиты власти даже организовали небольшой шатер с угощениями и охраной. В сети люди вспоминают, что на главном городском празднике здесь успели выступить и «Ляпис Трубецкой», и группа Фабрика», а так же, как и в 2008 году «пьяный» Вячеслав Петкун, который, видимо несколько ошалев от количества и качества собравшейся в приморском городке на «Танцы Минус» публики, «посылал всех со сцены благим матом».
Другие города, на сколько им позволяют средства, тоже пытаются не отставать. Группа «Дюна», к примеру, появилась в Калининграде в прошлом году только благодаря тому, что за день до этого играла концерт в Светлом на Дне рыбака. При том получил этих артистов Светлый ровно тогда, когда о, казалось бы, навсегда забытой, как и о прочих образцах поп-безумия, царивших на эстраде в начале 90-х, «Дюне» с ее фриковыми песенками стали вспоминать и в федеральных музыкальных изданиях. То ли в шутку, а то ли всерьез группу позвали в 2012 году на один из главных фестивалей в стране — Kubana — и Виктор Рыбин с сотоварищами внезапно оказались на одной сцене с Offspring и цыганским панк-табором Gogol Bordello. В этом году на афишах в Светлом красовалось уже другое имя — развлекать горожан должен был бывший выпускник «Фабрики звезд» и экс-протеже Филиппа Киркорова Дмитрий Колдун.
Иногда на таких муниципальных концертах всплывают из пучин творческого небытия и вовсе самые неожиданные персонажи. Самый популярный формат для таких праздников в относительно небольших городах, как отмечают калининградские промоутеры, это пресловутая «Дискотека 80-х». В Немане таким образом внезапно могут появиться ветераны отечественного синти-попа группа «Технология», в Советске – швед Dr.Alban, в Гурьевске — Надежда Бабкина, а в Светлогорске – Boney M.
Впрочем, несмотря на такое кажущееся разнообразие, концертный рынок в муниципалитетах не слишком интересен крупным калининградским промоутерским компаниям.
«Мы с муниципалами мало работаем», - рассказывает директор компании Makro Максим Ваняшин. «Там существует система тендеров. Тендеры на качестве результатов сказывают отрицательно. Заходят компании, которые демпингуют, а это отражается на уровне мероприятия и его качестве. Мы не участвуем в тендерах»
Наиболее активная концертная деятельность проходит все в том же Светлогорске, Советске, Гурьевске и Гусеве. Именно эти города регулярно заказывают себе на День города кого-то из привозных артистов Но даже здесь суммы контрактов для калининградских промоутеров не столь привлекательны. Максимальная цена контракта тут вполне может составлять даже меньше миллиона рублей (в Светлогорске на открытие курортного сезона в 2012 году власти, к примеру, были готовы потратить 300 тысяч рублей). Учитывая, что на День города в Калининграде бюджет выделил в этом году 8,65 миллионов рублей (и даже эта сумма была признана промоутерами недостаточной. Деньги, которые обещаются подрядчикам за организацию праздников в муниципалитетах, могут показаться крупным игрокам рынка совсем уж безынтересными.
Директор агентства «Запад-концерт» Кирилл Низовцев вспоминает, что его компания мало занималась такими контрактами. В основном «Запад-концерт» работала с Неманом и Гурьевском. «Мы пытались общаться со всеми городами, но у большинства нет финансовых возможностей на привоз артиста. Только редкое количество городов может себе это позволить», - рассказывает директор концертного агентства.
Гурьевску, благодаря усилиям господина Низовцева, досталась на главный городской праздник группа «Челси». В Неман «Запад-концерт» возил «Технологию» и группу «Фристайл». То есть, фактически, агентство, которое может позволить себе привезти в Калининград серьезное театральное шоу или спектакль с Михаилом Боярским, в рамках муниципальных контрактов возило в регион далеко не самых дорогих артистов.
«Они имеют определенный бюджет, который позволяет привезти только этих артистов и никаких других. Естественно, изначально они хотят звезд первой величины на те деньги, которые у них есть. Но я уверен, что ни один из этих городов так и не исполнил мечту своих глав или тех, кто платит. Они всегда берут тех артистов, которых получается. Формируется определенный список из 5-7 имен хоть как-то интересных артистов за те деньги, которые есть. И они уже выбирают лучшего из них», - поясняет Низовцев.
«Не все мои коллеги умеют работать» - не соглашается промоутер Андрей Феоктистов, ответственный за то, что в Светлогорске в свое время появились «Ляписы» и Boney M, а в Зеленоградске «Песняры», вспоминая о большом шоу, организованном в Балтийске под приезд тогдашнего Президента РФ Дмитрия Медведева с легендой уральского рока Настей Полевой во главе.
«Это совершенно недорогой хедлайнер, но мы сделали все так вкусно, что до сих пор Балтийск вспоминает этот День города», - отмечает он.
Дикий рынок
Однако относительно недорогие контракты — это не единственная преграда для калининградских промоутеров для того, чтобы заскочить на этот рынок. Порой контракты здесь достаются самым неожиданным людям, которые вообще с концертным рынком не ассоциировались. Один из собеседников Афиши RUGRAD.EU, также имеющий отношение к промоутерскому бизнесу, рассказал, как он попытался выиграть аналогичный контракт в городе Советске. Максимальная цена тендера составляла около пятиста, но техническое задание было прописано местными чиновниками таким образом, что даже эту сумму можно было считать «завышенной». Одним словом, у предпринимателя сохранялся существенный маневр для демпинга. Однако заявка промоутера была отклонена, а контракт получил подрядчик, который цену сохранил на максимальном уровне. Попытка обращения в региональное УФАС тоже успеха не принесла. Антимонопольщики признали, что заявка была отклонена с нарушениями законодательства, но администрация города уже успела заключить контракт, так что все, грубо говоря, остались при своем.
Андрей Феоктистов во всей этой системе, когда муниципалы заказывают себе под праздник какую-то конкретную звезду, и вовсе видит «чистую коррупцию».
«Муниципалитеты не должны диктовать каких артистов они хотят видеть у себя на поляне. Это не прихоть чиновников. Вот хочу увидеть какую-нибудь Апину или Аллегрову и давайте мы заплатим муниципальных бабок тому, кто ее лучше привезет. Конкурсы должны быть на концепции. Тогда уже профессионалы начнут думать какого артиста привезти, чтобы в городе действительно был праздник. При всем моем уважении, но мэр хорошо разбирается в канализации, домостроительстве или дорогах, но совершенно ничего не понимает в музыке. Как он может определить, что им в этот раз надо привезти обязательно какого-нибудь Филиппа Киркорова? Кто сказал, что именно Филипп Киркоров развеселит этот город и оставит неизгладимые впечатления?», - поясняет промоутер.
В противном случае, по словам Феоктистова, речь идет о «грубейшем нарушении закона, на которое никто не обращает внимания».
«Представьте, что вы — чиновник, а я — промоутер. Мы посоветовались и решили в тендер поставить Киркорова. Я заранее договариваюсь с Киркоровым на эту дату. Вы на эту дату объявляете конкурс, Киркорову звонят десять промутеров, но у него эта дата занята. И никто, кроме меня, не может выставиться, потому что дата забронирована», - поясняет промоутер.
Разобраться в схеме, почему те или иные звезды появляются на городских праздниках достаточно сложно. В муниципалитетах, во всяком случае, отмечают, что главные критерии для них — это график артиста и его гонорар.
«Просматривается много вариантов. В результате остается тот, кто свободен. Не задействован, допустим, на Дне города в Москве, не задействован на празднике «Газпрома». У нас это все совпадает», - рассказывает начальник управления по культуре города Советска Анна Кулиева.
Мы хотим одного видеть, а население — кого-то другого
Тем не менее большинство артистов, которые объявляются в калининградских муниципалитетах, это, как правило, так называемые «сбитые летчики» от поп-культуры — артисты, чей расцвет популярности остался в далеком прошлом, но пара крепких хитов, которые публика помнит, в загашниках еще имеются. То есть, это условные артисты формата «Дискотека 80-х», гремевшие в начале 90-х звезды евродэнса (если говорить о западных артистах). При том, если в Калининграде такой ретро-формат превращается в экс-солиста Modern Talking Томаса Андерса, то в Советске эту будет уже группа «Земляне».
«У них бюджеты небольшие, поэтому у них нет возможности привозить интересных артистов. Поэтому чаще всего привозят, то «Кар-Мэн», который забыт уже давным-давно, то еще кого-то. Может быть эти артисты и интересные где-то в узких круга, но я не могу сказать, что это привлекает внимание общественности. Думаете Бьянка — это артист, который интересен общественности? Это очень узкая, как мне кажется, история. R'N'B и рэп — это тусовка от 18 до 25 лет. In-Grid была интересна в том плане, что это иностранный артист Но опять же, за те деньги, которые стоит In-Grid, можно было привезти кого-то более популярного», - поясняет Максим Ваняшин.
Из любого правила есть, впрочем, и свои исключения. Тут можно вспомнить ту же группу «Ляпис Трубецкой», которая отметилась и в Светлогорске, и в Гурьевске. В последнем муниципалитете на вопрос о «сбитых летчиках» искренне обижаются.
«Если вы считаете, что певица Максим — это «сбитый летчик», то тогда не знаю...», - удивляется начальник отдела культуры и туризма в местной администрации Лариса Самойлова.
Стоит отметить, что Гурьевск один из немногих городов, где население пытаются привлекать к формированию развлекательной повестки путем опросов.
«Мы, может быть, хотим одного видеть, а зрителям наши — кого-то другого. Из тех кого мы привозили, население всех подтверждало», - резюмирует чиновница.
Главным критерием выбора артистов в светлогорской администрации называют гастрольный график.
«Если финансов недостаточно, то их можно найти из внебюджетных источников. Мы смотрим, кто в Калининградской области или рядышком в эти сроки гастролирует и кто реально сможет. И уже сравниваем и выбираем. Стас Михайлов — это явно не про Светлогорск, а скорее про город Советск или Нестеров или еще более отдаленные муниципалитеты. А когда мы ведем речь о Светлогорске, то здесь мы должны комментировать еще какой-то морально-этический облик. Дело не в том, что есть идеальный артист для какого-то места, а в том, что есть гастрольный график, который звезды утверждают на ближайшие 3 года», - поясняет начальник отдела по культуре Ольга Крылова.
С термином про «сбитых летчиков» чиновница отчасти соглашается.
«Это отчасти так, но не для Светлогорска. Не для Светлогорска, не для Калининграда и возможно не для Гурьевска», - замечает она.
«Я объясню логику: надо, чтобы у людей на слуху было имя и чтобы при этом было не очень дорого – рассказывает Андрей Фекотистов. — Когда вы берете актуальные темы, то тогда приходится много платить, и организатору мало чего остается себе на премию. Для города Черняховска 1 миллион рублей — это сумасшедший бюджет»
Как рассказывает Кирилл Низовцев все эти «сбитые летчики» или поп-звезды российской эстрады третьего-четвертого эшелона, могут оказаться еще и «нереально дорогими»
«Кто заказывает музыку? Даже не тот, кто платит... а чаще всего то, что хочет глава, если глава хотя бы что-то в музыке соображает. Я знаю, что некоторые люди к своим детям прислушиваются, что им было бы интересно. И если это девочки, то конечно они хотят каких-то красивых мальчиков. Я очень часто слышу про Стаса Пьеху. Конечно люди хотят эстраду, хотят хитов. Тех артистов, которых мы слушаем по радио или видим по телевизору. А получаются уже те, на которых хватает денег. У меня есть список артистов, которые недорогие, с которыми можно договориться за реальные деньги. И это еще, плюс ко всему, известные артисты, плюс ко всему, они еще и хорошо работают. Но когда я предлагаю этот список, те люди, которые мне до этого говорили, что у них есть 250 тысяч рублей или 400 тысяч рублей на мероприятие (то есть, мало), они все равно водят носом. Ой, это отстой! При этом люди, у которых мало денег, все равно хотят за эти деньги Григория Лепса. В итоге они берут артиста еще хуже», - рассказывает промоутер.
«Где ему денег взять?»
В Советске признаются, что привозить артистов на городские праздники им с каждым годом все тяжелее и тяжелее. Причина — растущие гонорары у звезд. При чем это, судя по всему, единственная проблема. И с логистикой, и с тяжелыми райдерами муниципалитеты справляются.
«Я знаю, что Советск выставлял тендер на привоз артиста. Там было написано Reflex, Нюша или Бьянка. Я сразу понял, что будет Бьянка, потому что она дешевле всех этих артистов», - делится информацией Кирилл Низовцев.
Впрочем, несмотря на растущие аппетиты поп-звезд, у муниципалов есть выход из сложившейся ситуации – привлечение спонсоров. В принципе, эта общая схема: городские бюджеты, как правило, несут расходы по оформлению города, звуковому и световому оборудованию и прочей текучке, гонорары артиста же оплачиваются за счет внебюджетных источников. Даже в областном центре (где не только ожидания от городского праздника, но и бюджеты несоизмеримо больше) сейчас пытаются активней работать со спонсорами. «Мы всего 20% в этом году потратили из бюджета на приглашенных артистов. Остальные 80% собрали со спонсоров», - не без гордости рассказывал в июне Александр Ярошук, отмечая, что особо увеличивать бюджет Дня города в следующем году Калининград не собирается.
«У нас привоз звезд идет не из городского бюджета. Все предприятия, учреждения и организации нашего города помогают в проведении праздника. У нас в городе большинство друг друга знает и все живут одной большой дружной семьей. Конечно бывают иногда проблемы, но никто же никого не заставляет. Есть возможность — да, нет возможности — ничего страшного. У нас очень много предприятий, которые выдают продукты на различные конкурсы, некоторые предприятия напрямую оплачивает коллектив. Мы демократично к этому относимся. Со сцены идет озвучка, что коллектив приглашен таким-то предприятием», - рассказывает Анна Кулиева.
В Светлогорске на привоз артистов деньги из бюджета пытаются тратить по-минимуму.
«По-разному бывает... – отмечает Ольга Крылова, – Но спонсоры на это идут охотно».
Андрей Феоктистов вспоминает, что когда он работал с городом Светлогорском, то ему удалось «раскачать» бюджет главного городского праздника с 300 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей.
«Это было оправданное увеличение. И это не только именно бюджет раскачивался. Привлекались предприниматели, им объяснялось, что у вас есть кафе, приедет 100 тысяч человек, они оставят у вас деньги, давайте скинемся. Светлогорск способен выдавать достаточно большие бюджеты на свои праздники. Туда приезжает пол Калининграда и оставляет за один день столько выручки, сколько за месяц там не бывает. А город Полесск — это уже другое дело. Где ему взять денег?», - резюмирует он.
«Совершенно недорогой хедлайнер»
На самом деле такая ситуация, когда муниципалитеты на фоне общего безрыбья в Калининграде отвлекают на себя главное внимание публики за счет привозных звезд, не исключение – а общее место. Если внимательно следить за афишами в муниципалитетах, то можно заметить, что почти каждый год какой-нибудь из городов умудряется привезти какого-нибудь неожиданного, хоть порой и изрядно побитого молью, артиста. Вспомнить тут можно хоть тот же прошлогодний концерт на Дне города в Светлогорске, когда хедлайнером была заявлена певица In-Grid. Тогда полюбоваться на именитую итальянскую артистку явился не только внушительный десант публики из Калининграда, но и губернатор Николай Цуканов. Для него и сопровождающей его свиты власти даже организовали небольшой шатер с угощениями и охраной. В сети люди вспоминают, что на главном городском празднике здесь успели выступить и «Ляпис Трубецкой», и группа Фабрика», а так же, как и в 2008 году «пьяный» Вячеслав Петкун, который, видимо несколько ошалев от количества и качества собравшейся в приморском городке на «Танцы Минус» публики, «посылал всех со сцены благим матом».
Другие города, на сколько им позволяют средства, тоже пытаются не отставать. Группа «Дюна», к примеру, появилась в Калининграде в прошлом году только благодаря тому, что за день до этого играла концерт в Светлом на Дне рыбака. При том получил этих артистов Светлый ровно тогда, когда о, казалось бы, навсегда забытой, как и о прочих образцах поп-безумия, царивших на эстраде в начале 90-х, «Дюне» с ее фриковыми песенками стали вспоминать и в федеральных музыкальных изданиях. То ли в шутку, а то ли всерьез группу позвали в 2012 году на один из главных фестивалей в стране — Kubana — и Виктор Рыбин с сотоварищами внезапно оказались на одной сцене с Offspring и цыганским панк-табором Gogol Bordello. В этом году на афишах в Светлом красовалось уже другое имя — развлекать горожан должен был бывший выпускник «Фабрики звезд» и экс-протеже Филиппа Киркорова Дмитрий Колдун.
Иногда на таких муниципальных концертах всплывают из пучин творческого небытия и вовсе самые неожиданные персонажи. Самый популярный формат для таких праздников в относительно небольших городах, как отмечают калининградские промоутеры, это пресловутая «Дискотека 80-х». В Немане таким образом внезапно могут появиться ветераны отечественного синти-попа группа «Технология», в Советске – швед Dr.Alban, в Гурьевске — Надежда Бабкина, а в Светлогорске – Boney M.
Впрочем, несмотря на такое кажущееся разнообразие, концертный рынок в муниципалитетах не слишком интересен крупным калининградским промоутерским компаниям.
«Мы с муниципалами мало работаем», - рассказывает директор компании Makro Максим Ваняшин. «Там существует система тендеров. Тендеры на качестве результатов сказывают отрицательно. Заходят компании, которые демпингуют, а это отражается на уровне мероприятия и его качестве. Мы не участвуем в тендерах»
Наиболее активная концертная деятельность проходит все в том же Светлогорске, Советске, Гурьевске и Гусеве. Именно эти города регулярно заказывают себе на День города кого-то из привозных артистов Но даже здесь суммы контрактов для калининградских промоутеров не столь привлекательны. Максимальная цена контракта тут вполне может составлять даже меньше миллиона рублей (в Светлогорске на открытие курортного сезона в 2012 году власти, к примеру, были готовы потратить 300 тысяч рублей). Учитывая, что на День города в Калининграде бюджет выделил в этом году 8,65 миллионов рублей (и даже эта сумма была признана промоутерами недостаточной. Деньги, которые обещаются подрядчикам за организацию праздников в муниципалитетах, могут показаться крупным игрокам рынка совсем уж безынтересными.
Директор агентства «Запад-концерт» Кирилл Низовцев вспоминает, что его компания мало занималась такими контрактами. В основном «Запад-концерт» работала с Неманом и Гурьевском. «Мы пытались общаться со всеми городами, но у большинства нет финансовых возможностей на привоз артиста. Только редкое количество городов может себе это позволить», - рассказывает директор концертного агентства.
Гурьевску, благодаря усилиям господина Низовцева, досталась на главный городской праздник группа «Челси». В Неман «Запад-концерт» возил «Технологию» и группу «Фристайл». То есть, фактически, агентство, которое может позволить себе привезти в Калининград серьезное театральное шоу или спектакль с Михаилом Боярским, в рамках муниципальных контрактов возило в регион далеко не самых дорогих артистов.
«Они имеют определенный бюджет, который позволяет привезти только этих артистов и никаких других. Естественно, изначально они хотят звезд первой величины на те деньги, которые у них есть. Но я уверен, что ни один из этих городов так и не исполнил мечту своих глав или тех, кто платит. Они всегда берут тех артистов, которых получается. Формируется определенный список из 5-7 имен хоть как-то интересных артистов за те деньги, которые есть. И они уже выбирают лучшего из них», - поясняет Низовцев.
«Не все мои коллеги умеют работать» - не соглашается промоутер Андрей Феоктистов, ответственный за то, что в Светлогорске в свое время появились «Ляписы» и Boney M, а в Зеленоградске «Песняры», вспоминая о большом шоу, организованном в Балтийске под приезд тогдашнего Президента РФ Дмитрия Медведева с легендой уральского рока Настей Полевой во главе.
«Это совершенно недорогой хедлайнер, но мы сделали все так вкусно, что до сих пор Балтийск вспоминает этот День города», - отмечает он.
Дикий рынок
Однако относительно недорогие контракты — это не единственная преграда для калининградских промоутеров для того, чтобы заскочить на этот рынок. Порой контракты здесь достаются самым неожиданным людям, которые вообще с концертным рынком не ассоциировались. Один из собеседников Афиши RUGRAD.EU, также имеющий отношение к промоутерскому бизнесу, рассказал, как он попытался выиграть аналогичный контракт в городе Советске. Максимальная цена тендера составляла около пятиста, но техническое задание было прописано местными чиновниками таким образом, что даже эту сумму можно было считать «завышенной». Одним словом, у предпринимателя сохранялся существенный маневр для демпинга. Однако заявка промоутера была отклонена, а контракт получил подрядчик, который цену сохранил на максимальном уровне. Попытка обращения в региональное УФАС тоже успеха не принесла. Антимонопольщики признали, что заявка была отклонена с нарушениями законодательства, но администрация города уже успела заключить контракт, так что все, грубо говоря, остались при своем.
Андрей Феоктистов во всей этой системе, когда муниципалы заказывают себе под праздник какую-то конкретную звезду, и вовсе видит «чистую коррупцию».
«Муниципалитеты не должны диктовать каких артистов они хотят видеть у себя на поляне. Это не прихоть чиновников. Вот хочу увидеть какую-нибудь Апину или Аллегрову и давайте мы заплатим муниципальных бабок тому, кто ее лучше привезет. Конкурсы должны быть на концепции. Тогда уже профессионалы начнут думать какого артиста привезти, чтобы в городе действительно был праздник. При всем моем уважении, но мэр хорошо разбирается в канализации, домостроительстве или дорогах, но совершенно ничего не понимает в музыке. Как он может определить, что им в этот раз надо привезти обязательно какого-нибудь Филиппа Киркорова? Кто сказал, что именно Филипп Киркоров развеселит этот город и оставит неизгладимые впечатления?», - поясняет промоутер.
В противном случае, по словам Феоктистова, речь идет о «грубейшем нарушении закона, на которое никто не обращает внимания».
«Представьте, что вы — чиновник, а я — промоутер. Мы посоветовались и решили в тендер поставить Киркорова. Я заранее договариваюсь с Киркоровым на эту дату. Вы на эту дату объявляете конкурс, Киркорову звонят десять промутеров, но у него эта дата занята. И никто, кроме меня, не может выставиться, потому что дата забронирована», - поясняет промоутер.
Разобраться в схеме, почему те или иные звезды появляются на городских праздниках достаточно сложно. В муниципалитетах, во всяком случае, отмечают, что главные критерии для них — это график артиста и его гонорар.
«Просматривается много вариантов. В результате остается тот, кто свободен. Не задействован, допустим, на Дне города в Москве, не задействован на празднике «Газпрома». У нас это все совпадает», - рассказывает начальник управления по культуре города Советска Анна Кулиева.
Мы хотим одного видеть, а население — кого-то другого
Тем не менее большинство артистов, которые объявляются в калининградских муниципалитетах, это, как правило, так называемые «сбитые летчики» от поп-культуры — артисты, чей расцвет популярности остался в далеком прошлом, но пара крепких хитов, которые публика помнит, в загашниках еще имеются. То есть, это условные артисты формата «Дискотека 80-х», гремевшие в начале 90-х звезды евродэнса (если говорить о западных артистах). При том, если в Калининграде такой ретро-формат превращается в экс-солиста Modern Talking Томаса Андерса, то в Советске эту будет уже группа «Земляне».
«У них бюджеты небольшие, поэтому у них нет возможности привозить интересных артистов. Поэтому чаще всего привозят, то «Кар-Мэн», который забыт уже давным-давно, то еще кого-то. Может быть эти артисты и интересные где-то в узких круга, но я не могу сказать, что это привлекает внимание общественности. Думаете Бьянка — это артист, который интересен общественности? Это очень узкая, как мне кажется, история. R'N'B и рэп — это тусовка от 18 до 25 лет. In-Grid была интересна в том плане, что это иностранный артист Но опять же, за те деньги, которые стоит In-Grid, можно было привезти кого-то более популярного», - поясняет Максим Ваняшин.
Из любого правила есть, впрочем, и свои исключения. Тут можно вспомнить ту же группу «Ляпис Трубецкой», которая отметилась и в Светлогорске, и в Гурьевске. В последнем муниципалитете на вопрос о «сбитых летчиках» искренне обижаются.
«Если вы считаете, что певица Максим — это «сбитый летчик», то тогда не знаю...», - удивляется начальник отдела культуры и туризма в местной администрации Лариса Самойлова.
Стоит отметить, что Гурьевск один из немногих городов, где население пытаются привлекать к формированию развлекательной повестки путем опросов.
«Мы, может быть, хотим одного видеть, а зрителям наши — кого-то другого. Из тех кого мы привозили, население всех подтверждало», - резюмирует чиновница.
Главным критерием выбора артистов в светлогорской администрации называют гастрольный график.
«Если финансов недостаточно, то их можно найти из внебюджетных источников. Мы смотрим, кто в Калининградской области или рядышком в эти сроки гастролирует и кто реально сможет. И уже сравниваем и выбираем. Стас Михайлов — это явно не про Светлогорск, а скорее про город Советск или Нестеров или еще более отдаленные муниципалитеты. А когда мы ведем речь о Светлогорске, то здесь мы должны комментировать еще какой-то морально-этический облик. Дело не в том, что есть идеальный артист для какого-то места, а в том, что есть гастрольный график, который звезды утверждают на ближайшие 3 года», - поясняет начальник отдела по культуре Ольга Крылова.
С термином про «сбитых летчиков» чиновница отчасти соглашается.
«Это отчасти так, но не для Светлогорска. Не для Светлогорска, не для Калининграда и возможно не для Гурьевска», - замечает она.
«Я объясню логику: надо, чтобы у людей на слуху было имя и чтобы при этом было не очень дорого – рассказывает Андрей Фекотистов. — Когда вы берете актуальные темы, то тогда приходится много платить, и организатору мало чего остается себе на премию. Для города Черняховска 1 миллион рублей — это сумасшедший бюджет»
Как рассказывает Кирилл Низовцев все эти «сбитые летчики» или поп-звезды российской эстрады третьего-четвертого эшелона, могут оказаться еще и «нереально дорогими»
«Кто заказывает музыку? Даже не тот, кто платит... а чаще всего то, что хочет глава, если глава хотя бы что-то в музыке соображает. Я знаю, что некоторые люди к своим детям прислушиваются, что им было бы интересно. И если это девочки, то конечно они хотят каких-то красивых мальчиков. Я очень часто слышу про Стаса Пьеху. Конечно люди хотят эстраду, хотят хитов. Тех артистов, которых мы слушаем по радио или видим по телевизору. А получаются уже те, на которых хватает денег. У меня есть список артистов, которые недорогие, с которыми можно договориться за реальные деньги. И это еще, плюс ко всему, известные артисты, плюс ко всему, они еще и хорошо работают. Но когда я предлагаю этот список, те люди, которые мне до этого говорили, что у них есть 250 тысяч рублей или 400 тысяч рублей на мероприятие (то есть, мало), они все равно водят носом. Ой, это отстой! При этом люди, у которых мало денег, все равно хотят за эти деньги Григория Лепса. В итоге они берут артиста еще хуже», - рассказывает промоутер.
«Где ему денег взять?»
В Советске признаются, что привозить артистов на городские праздники им с каждым годом все тяжелее и тяжелее. Причина — растущие гонорары у звезд. При чем это, судя по всему, единственная проблема. И с логистикой, и с тяжелыми райдерами муниципалитеты справляются.
«Я знаю, что Советск выставлял тендер на привоз артиста. Там было написано Reflex, Нюша или Бьянка. Я сразу понял, что будет Бьянка, потому что она дешевле всех этих артистов», - делится информацией Кирилл Низовцев.
Впрочем, несмотря на растущие аппетиты поп-звезд, у муниципалов есть выход из сложившейся ситуации – привлечение спонсоров. В принципе, эта общая схема: городские бюджеты, как правило, несут расходы по оформлению города, звуковому и световому оборудованию и прочей текучке, гонорары артиста же оплачиваются за счет внебюджетных источников. Даже в областном центре (где не только ожидания от городского праздника, но и бюджеты несоизмеримо больше) сейчас пытаются активней работать со спонсорами. «Мы всего 20% в этом году потратили из бюджета на приглашенных артистов. Остальные 80% собрали со спонсоров», - не без гордости рассказывал в июне Александр Ярошук, отмечая, что особо увеличивать бюджет Дня города в следующем году Калининград не собирается.
«У нас привоз звезд идет не из городского бюджета. Все предприятия, учреждения и организации нашего города помогают в проведении праздника. У нас в городе большинство друг друга знает и все живут одной большой дружной семьей. Конечно бывают иногда проблемы, но никто же никого не заставляет. Есть возможность — да, нет возможности — ничего страшного. У нас очень много предприятий, которые выдают продукты на различные конкурсы, некоторые предприятия напрямую оплачивает коллектив. Мы демократично к этому относимся. Со сцены идет озвучка, что коллектив приглашен таким-то предприятием», - рассказывает Анна Кулиева.
В Светлогорске на привоз артистов деньги из бюджета пытаются тратить по-минимуму.
«По-разному бывает... – отмечает Ольга Крылова, – Но спонсоры на это идут охотно».
Андрей Феоктистов вспоминает, что когда он работал с городом Светлогорском, то ему удалось «раскачать» бюджет главного городского праздника с 300 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей.
«Это было оправданное увеличение. И это не только именно бюджет раскачивался. Привлекались предприниматели, им объяснялось, что у вас есть кафе, приедет 100 тысяч человек, они оставят у вас деньги, давайте скинемся. Светлогорск способен выдавать достаточно большие бюджеты на свои праздники. Туда приезжает пол Калининграда и оставляет за один день столько выручки, сколько за месяц там не бывает. А город Полесск — это уже другое дело. Где ему взять денег?», - резюмирует он.
Поделиться в соцсетях